«Я не киллер»: криминальный ромком от автора «Перед рассветом» и «Отрочества»
16 мая в российский прокат вышла криминальная комедия «Я не киллер» Ричарда Линклейтера.
Фильм рассказывает о профессоре философии и психологии Гэри Джонсоне. Герой также подрабатывает в полиции Нового Орлеана, регулярно прикидывается киллером и встречается с потенциальными заказчиками убийств, чтобы отправить преступников за решетку. Гэри наслаждается работой, пока не встречает любовь всей своей жизни — девушку, которая хочет убить мужа.
Режиссер мастерски лавирует между несколькими жанрами и рисует портрет человека, который из-за работы перестает понимать, кто же он на самом деле. Рассказываем, почему фильм не стоит пропускать никому.
Что за «Я не киллер» (Hit Man)
Дата премьеры: 16 мая 2024 года в российском прокате
Страна производства: США
Режиссер: Ричард Линклейтер
Сценаристы: Ричард Линклейтер, Глен Пауэлл, Скип Холландсворт
В ролях: Глен Пауэлл, Адриа Архона, Ретта, Остин Амелио, Молли Бернард, Майк Маркофф, Рокси Ривера, Джулия Холт, Джо-Энн Робинсон, Ивэн Холцман
Жанры: боевик, комедия
Фильмы, похожие на «Я не киллер»: «Мистер и миссис Смит», «Шпион», «Фарго», «Семь психопатов»
Продолжительность: 1 час 55 минут
🔍 Фильм переосмысляет образ киллера в поп-культуре
Преподаватель психологии и философии в университете Нового Орлеана Гэри Джонсон выглядит как неприметный зануда-профессор в очках, простенькой рубашке и джинсовых шортах. Мужчина живет с двумя котами по кличке Ид и Супер-эго, любит подкармливать голубей и воробьев. Дополняет портрет неприметного американца старенькая Honda Civic.
Однако у Гэри есть необычная подработка: он помогает полиции ловить заказчиков убийств. Для этого герой изображает киллера. Гэри переодевается под каждого конкретного клиента. Он может быть как крутым убийцей из криминальных триллеров, так и головорезом-шутником. Джонсон меняет акцент, придумывает словечки для разных социальных слоев и идеально вживается в образы, методично подбирая одежду и парики.
Однажды к Гэри обращается девушка Мэдисон. Она хочет убить абьюзивного мужа. Герой понимает, что стоит новой знакомой передать деньги, как та окажется в тюрьме. Поддельный наемный убийца уговаривает клиентку просто съехать от супруга, подать документы на развод и начать новую жизнь. Мэдисон следует совету Рона — так он ей представляется — и моментально влюбляется в киллера.
Гэри Джонсон существовал на самом деле. Только жил не в штате Луизиана, а в Техасе. Всего благодаря Джонсону задержали более 60 человек. И даже случай со страдающей от абьюзивного мужа женой произошел в реальности. Вот только полицейский под прикрытием не начал с ней отношения, а просто посоветовал найти другое решение проблемы. Сценаристы байопика пошли дальше и придумали герою романтическую линию. А заодно поиронизировали над криминальной тематикой в поп-культуре.
В начале картины Гэри во внутреннем монологе утверждает, что кино придумало киллеров. Теперь в захолустных городах Америки насмотревшиеся фильмов люди уверены, что их проблемы будут быстро решены за пару тысяч долларов. Поэтому Гэри умело и легко адаптируется под ожидания подозреваемых.
Клиенты видят перед собой почти собственное отражение: сексиста, необразованного работягу или ловеласа — только более решительного, красивого и ничего не боящегося. Так Джонсон предстает не только отменным актером, но и чутким психологом. Гэри на практике применяет идеи, о которых рассказывает на лекциях в вузе.
Причины преступлений тоже слишком мелки и анекдотичны. Жены хотят избавиться от надоевших мужей, клерки в пиджаках заказывают убийства коллег, а реднек-бизнесмен мечтает устранить конкурента. Все эти нелепые персонажи будто бы пришли из мира братьев Коэн. Они совсем не напоминают серьезных преступников из криминальных триллеров.
👀 Линклейтер интересно рассуждает о желаниях и мечтах обывателя
Гэри был доволен тихой жизнью, пока не попробовал опасные спектакли с переодеванием перед заказчиками. Главный герой признается зрителям, что в детстве мечтал стать актером, но потом забросил эту идею. Он вряд ли находится в кризисе среднего возраста, но драйва и острых ощущений мужчине точно не хватает.
Каждый день Гэри расписан по минутам, ничего нового на горизонте не предвидится. Роль киллера позволяет проживать другие жизни, примерять новые образы. Линклейтер показывает удивительную трансформацию. Это почти что история доктора Джекила и мистера Хайда. Скромный, чересчур вежливый и зажатый Гэри в обличье киллера легко становится крутым обаятельным парнем.
Не очень понятно, кто же Гэри на самом деле и почему в нем так легко уживаются две крайности. Джонсон и сам понимает, что двойная жизнь может привести к психическим проблемам, поэтому все-таки ищет золотую середину между Роном и Гэри.
Сердце фильма — Глен Пауэлл. Актер демонстрирует впечатляющий диапазон: он полностью преображается не только в соседних эпизодах, но даже в рамках одной сцены. И если в первой половине трудно сдержать смех при виде очередного придуманного полицейским под прикрытием образа, то ближе к финалу поиски идентичности уже вызывают сочувствие.
Все потому, что за наивной комедией скрывается кино о масках, которые мы носим и к которым привыкаем. Гэри смирился с участью тихого профессора, но смог стать образцовым мачо. «Я не киллер», пусть и в экстравагантной форме, предлагает не бояться пробовать новое, рисковать и не довольствоваться малым. Неожиданно получается духоподъемная и оптимистичная история.
💥 Это необычная романтическая комедия
Во второй половине фильм превращается в головокружительную романтическую комедию. Атмосфера напоминает ленту «Мистер и миссис Смит», где супруги-шпионы обманывали друг друга. Правда, у Линклейтера врет только Гэри. И чем дальше развивается сюжет, тем сложнее Джонсону не попасться на обмане. Для всех вокруг герой остается собой, а для встреч с Мэдисон превращается в Рона.
Кроме того, полицейский на полставки не рассказывает коллегам, что встречается с девушкой, которую отговорил от убийства. Так что случайная встреча со знакомым копом может стать фатальной.
«Я не киллер» с каждой минутой становится все более странным и напряженным ромкомом. Мэдисон влюбляется в наемного убийцу, а Гэри не против строить отношения с девушкой, готовой устранить мужа. Два глубоко несчастных чудака находят друг друга. Так Линклейтер переворачивает с ног на голову каноны жанра: это одновременно и история любви, и драма о поиске себя, и плутовская комедия о том, что весь мир — театр.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult