«Падение дома Ашеров»: стоит ли смотреть новый хоррор-сериал Netflix по Эдгару Аллану По
12 октября на Netflix вышел мини-сериал «Падение дома Ашеров».
Это новое шоу от создателя «Призраков дома на холме» Майка Флэнагана. «Падение дома Ашеров» — последняя работа автора для Netflix: в будущем все его новые сериалы будут выходить на стриминге Amazon Prime.
В основу сюжета легли произведения Эдгара Аллана По. Каждая серия — вольная экранизация рассказов и стихотворений классика готической литературы.
Рассказываем, стоит ли смотреть сериал и чем он удивит фанатов хорроров.
Что за «Падение дома Ашеров» (The Fall of the House of Usher)
Дата премьеры: 12 октября 2023 года
Страна производства: США
Режиссеры: Майкл Фимоньяри, Майк Флэнаган
Сценаристы: Майк Флэнаган, Киле Санчес, Джеймс Флэнаган, Эмми Гринвис, Мэт Джонсон, Дэни Паркер, Ребекка Клингел, Джастина Айрлэнд
В ролях: Брюс Гринвуд, Карл Ламбли, Карла Гуджино, Мэри Макдоннелл, Генри Томас, Рахул Коли, Саманта Слойан, Т’Ниа Миллер, Зак Гилфорд, Уилла Фицджералд
Жанры: драма, хоррор
Сериалы, похожие на «Падение дома Ашеров»: «Полуночная месса», «Призраки дома на холме»
Продолжительность: 8 эпизодов от 56 до 76 минут
Где смотреть: Netflix. Сервис официально недоступен в России
🕷 Это удачная экранизация произведений Эдгара Аллана По
Родерик и Маделин Ашер — владельцы огромной фармацевтической компании Fortunato. Выпускаемые ими лекарства вызывают зависимость и становятся причиной смерти многих людей. Но бизнесменам каждый раз удается избежать правосудия и доказать свою невиновность. Лишь упрямый сыщик Огюст Дюпен не сдается и годами расследует преступления семьи.
Судьба наносит Ашерам болезненный удар. Один за другим члены династии умирают при загадочных обстоятельствах: случайно падают с высоких зданий, совершают самоубийства или становятся жертвами диких животных. Родерик, кажется, понимает, кто стоит за этими инцидентами. Он приглашает в дом Дюпена и рассказывает ему долгую историю своей жизни.
«Падение дома Ашеров» основано на ряде произведений Эдгара Аллана По. Например, основная сюжетная линия шоу взята из одноименного рассказа писателя. Она строится на диалоге Родерика и его старого знакомого. Богач рассказывает о жизни и ведет себя крайне подозрительно: нервно оглядывается по сторонам и из-за чего-то переживает.
Только в сериале воспоминания Родерика играют более важную роль, чем в рассказе По. Через них мы больше узнаем о семье антигероя, о грехах и смерти каждого родственника.
Сценарий каждого эпизода-флешбэка отсылает к рассказам или стихотворениям По: к «Убийству на улице Морг», «Маске красной смерти» и многим другим. Некоторые референсы особенно оценят фанаты писателя. По названию серии зрители могут примерно угадать некоторые сюжетные повороты, например появление обезьяны-убийцы или пытки острым маятником. Но предсказать события в точности вряд ли получится: авторы сильно переосмысляют произведения.
Но есть и неудачные отсылки. Флэнаган и его коллеги осовременивают сюжеты Эдгара Аллана По — например, добавляют в них искусственный интеллект. В итоге чат-бот присылает Родерику Ашеру жуткие строчки из стихотворения «Ворон». Такие детали рушат архаичную готическую атмосферу.
Некоторые образы просто кажутся бессмысленными. Гениального детектива Дюпена превратили в обычного следователя, который годами не может поймать Ашеров. Персонаж не имеет ничего общего с героем из произведений Эдгара Аллана По.
Но в целом создатели сохраняют дух оригинальных произведений. Здесь есть все, что ценят фанаты писателя: размышления о смерти, смешение меланхоличной драмы и хоррора, а также мрачная эстетика упадка и разложения. «Падение дома Ашеров» — беглый, но сделанный с любовью экскурс в творчество писателя.
💰 Сериал банально показывает жизнь богачей
Фильмы и сериалы Майка Флэнагана обычно рассказывают историю семейной травмы — о том, как призраки отцов преследуют детей. Иногда автор размышляет о вере, принятии смерти и сложном выборе между добром и злом. «Падение дома Ашеров» вроде бы продолжает эти темы, но есть одна необычная для автора особенность. Кроме прочего, шоу — еще и социальная драма о развращенных богачах.
Флэнаган раньше отлично показывал аутсайдеров, маленьких людей и запутавшихся в себе персонажей. У каждого из них трагичная история, поэтому к финалу любого хоррор-сериала от этого режиссера зритель чаще грустит, чем боится. «Падение дома Ашеров» же показывает персонажей очень карикатурно. Наследники корпорации участвуют в оргиях, изменяют супругам, ежеминутно употребляют наркотики и думают, как друг друга подставить.
В этом плане сериал похож на «Наследников» от HBO — только во всем им проигрывает. Шоу сняты в разных жанрах, но их объединяют истории богатых династий, которые разваливаются на глазах. Трагикомедия Джесси Армстронга о семье Роев тоже показывала неприглядные стороны героев-миллиардеров. Они скрывали случаи харассмента ради сохранения компании, обманывали родственников и даже случайно убивали людей.
Членов семьи Рой сложно полюбить — но можно понять. Ведь авторы показывают внутренний надлом героев. Многие из них искренне пытаются быть хорошими, но все портят зависимые отношения с грубым отцом. К тому же в шоу много импровизации и приемов из документального кино. В «Падении дома Ашеров» такого нет, сериал снят и сыгран качественно, но стерильно: с идеально выверенными кадрами и репликами, произнесенными в точности до секунды.
Поэтому после пары серий полностью пропадает напряжение. Остается ждать финала каждого эпизода, чтобы увидеть смерть героев. Причем обычно последние пять минут интереснее всей серии: кто-то погибает от кислоты, а кого-то сводит с ума черная кошка.
В чем-то сериал даже больше напоминает «Пункт назначения», чем «Наследников». Вы забудете героев, как только они погибнут, зато сами сцены насилия останутся в памяти. Вот только слэшер 2000-х шел всего 90 минут — кровавой развязки не приходилось ждать по часу.
🎥 Флэнаган совсем не меняется
Майк Флэнаган почти не меняет стиль, и для фанатов режиссера это хорошая новость. Автор снимает любимых актеров в одних и тех же амплуа. Например, Зак Гилфорд в роли молодого Родерика снова играет амбициозного человека со сложным моральным выбором, а Карла Гуджино опять перевоплощается в мистичного рокового персонажа.
Шоураннер по-прежнему чрезмерно акцентирует внимание на диалогах и монологах героев. В них они раскрывают свои ценности и мысли. Пугаться здесь нечего: скримеры и призраки лишь изредка прерывают монотонные беседы богачей. Сериал хорош скорее меланхоличной эстетикой. Персонажи знают, что умрут, — но до последнего отсрочивают момент гибели.
Зато у давних критиков Флэнагана теперь больше причин ругать режиссера. Постановщик по-прежнему рассказывает одну и ту же историю о дисфункциональной семье — только на этот раз еще и с нехаризматичными персонажами. И совсем забывает о ярких жанровых приемах. А ведь в начале кинокарьеры режиссера именно они удавались ему лучше всего.
Хоррор Флэнагана «Тишина» полностью построен на том, что героиня ничего не слышит. При этом ей надо как-то обиться от маньяка в маске в лесной хижине. А сюжет «Игры Джералда» разворачивается в замкнутом пространстве: во время ролевой игры у мужчины случается инфаркт, и прикованная наручниками к кровати жена остается совсем одна. В пределах одной комнаты авторы рассказывают историю персонажа с помощью кошмаров и галлюцинаций.
Теперь же Флэнаган просто повторяется. В «Призраках дома на холме» автор тоже рассказывал историю проклятой семьи и в каждой серии уделял внимание отдельному ее члену. Кроме того, в «Падении дома Ашеров» совсем нет катарсиса и интересных выводов в финале. Поэтому сериал скорее напоминает корявую компиляцию всех прошлых работ автора.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult