«Гипнотик»: три причины пропустить новый фильм Роберта Родригеса в прокате
6 июля 2023 года в российский прокат вышел фантастический триллер «Гипнотик».
За две недели проката фильм заработал в России 129 миллионов рублей. Режиссером выступил постановщик «Детей шпионов» Роберт Родригес. По словам автора, сценарий он написал еще в 2002 году — и считает его одним из своих любимых.
Рассказываем, получилось ли у знаменитого режиссера ироничных боевиков снять серьезный триллер.
Что за «Гипнотик» (Hypnotic)
Дата премьеры: 6 июля 2023 года
Страна производства: США
Режиссер: Роберт Родригес
В ролях: Бен Аффлек, Алиси Брага, Уильям Фихтнер, Дж. Д. Пардо, Дайо Окенийи, Джефф Фэйи
Жанры: боевик, детектив, фантастика
Фильмы, похожие на «Гипнотик»: «Начало», «Мементо», «Транс»
Продолжительность: 1 час 33 минуты
🤥 У фильма отличная завязка — но реализация разочаровывает
Дочь детектива полиции Дэнни Рурка похищают во время прогулки в парке. Преступника ловят, но девочку так и не находят. Отец не оставляет надежд на спасение ребенка. Чтобы справиться с травмой, он посещает психотерапевта.
Однажды детектив встречает необычного преступника: он умеет гипнотизировать людей и подчинять себе их волю. Тот намекает полицейскому, что похищение дочери произошло не случайно. Рурк начинает собственное расследование и знакомится с десятком людей с паранормальными способностями из тайной организации гипнотиков.
В новом фильме Роберта Родригеса много экшена: от адреналиновых погонь на мотоциклах до перестрелок с зомбированной гипнозом толпой. Но все эти сцены сняты неизобретательно. Каскадерские трюки заменяют дешевой графикой, а постановкой и монтажом фильм напоминает боевики категории Б из 2000-х: слишком много рваной съемки и склеек.
Сценарий «Гипнотика» тоже разочаровывает. Например, в одной из сцен персонажа убивают выстрелом в голову. Герои несколько раз констатируют и без того очевидную смерть, а после этого Рурк еще и проверяет пульс жертвы. Таких бессмысленных эпизодов в фильме слишком много.
Недочеты картины легко объяснить условностью происходящего — ведь в сюжете фигурируют гипноз и иллюзии. Но с каждой минутой все сложнее верить в фантастический мир на экране.
Кроме того, за весь фильм сообщество гипнотиков так и не раскрывают. Тайная организация остается обобщенным картонным злом без конкретных целей. За ее образом не стоит никакого социального контекста или отсылки к действительности.
В руках режиссера гипноз становится чит-кодом: злодеев не могут раскусить даже профессионалы, а способности гипнотиков ничем не ограничиваются. Иногда они даже могущественнее супергероев. Из-за этого трудно погрузиться в сюжет: авторы на ходу меняют силы антагонистов, чтобы встраивать все более дикие сюжетные повороты.
🤨 Фильм слишком серьезный
Роберт Родригес любит иронизировать над разными жанрами — и никогда не ограничивает себя реализмом. Например, в «Мачете убивает» главный герой использует кишки врагов как канат, а в «Планете страха» у одного из персонажей автомат вмонтирован в ногу. Это нужно не только ради шутки: благодаря сюрреалистичным деталям Родригес повышает интерес зрителя к экранным мирам. В них не работают законы физики и логики — и изучать их особенно интересно.
В «Гипнотике» Родригес, наоборот, предельно серьезен. Главный герой — горюющий отец с психологическими травмами, поэтому наивные сюжетные повороты и диалоги из второсортных боевиков приходятся не к месту. Кажется, что фильм начали снимать одни люди, а закончили другие.
Роберт Родригес мог бы сделать из «Гипнотика» свою версию «Игры» Дэвида Финчера или «Матрицы» сестер Вачовски. В них герой, а вместе с ним и зритель, тоже сомневается в окружающей его реальности.
Однако «Гипнотик» слишком слабо проработан для мрачного триллера-головоломки. В той же «Матрице» нам в подробностях показали устройство двух миров — виртуального и реального. В фильме с Беном Аффлеком такой детальности нет. Гипнотики существуют обособленно и появляются в сюжете только для того, чтобы вступить в конфликт с главным героем. Их разборки выглядят очень локально и искусственно.
🤦♂️ Сюжет «Гипнотика» вторичен
В своих картинах Роберт Родригес постоянно делает отсылки к любимым фильмам и сериалам: от классики вроде «Гражданина Кейна» и «На последнем дыхании» до дешевых хорроров в духе «Кромешного ада Сатаны» и «Маньяка-полицейского 2».
Упрекать режиссера в копировании бессмысленно: благодаря этим референсам он дает понять самым разным зрителям, что находится с ними на одной волне — и не только может отличить Бергмана от Феллини, но и знает все американские слэшеры 1980-х.
В «Гипнотике» же Родригес лишь повторяет идеи из популярных научно-фантастических фильмов и совсем не переосмысляет их в своем фирменном стиле. Например, сюрреалистичные сцены с гипнозом и дополненными реальностями напоминают «Начало» Кристофера Нолана: кварталы складываются, как картонные фигурки, а герои запутываются в слоях реальности. Вот только визуально «Начало» выигрывает у «Гипнотика» — несмотря на то, что было снято 13 лет назад.
А из «Помни» Родригес позаимствовал яркую деталь — полароидную фотокарточку. Здесь она тоже помогает герою сохранять связь с реальностью. Но режиссер не добавляет дополнительного значения атрибуту из фильма Нолана — и просто заимствует его как удобный сценарный прием. Также он копирует сюжетные повороты из «Транса» и «Вспомнить все».
Роберт Родригес и его приятель Квентин Тарантино всегда выделялись любовью к фильмам категории Б. Вместе они переосмыслили «низкие» жанры и превратили их в большое кино. «Гипнотик», напротив, пытается быть традиционным дорогим фильмом — но амбиции делают его лишь хуже.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult