Я прочитала книгу «Психология в кино» и убедилась, что любимые фильмы помогают понять себя

9
Я прочитала книгу «Психология в кино» и убедилась, что любимые фильмы помогают понять себя

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции.

Название: «Психология в кино: создание героев и историй»
Автор: Татьяна Салахиева-Талал

Аватар автора

Юлия Б.

прошла путь героя

Страница автора

«Составьте список из своих любимых фильмов и сериалов, проанализируйте путь героя по описанной в книге модели, и вы поймете, что этот маршрут говорит о вас», — такое задание дает автор этой книги своим студентам. Эта модель помогла мне увидеть психологические процессы, которые стоят за сценарными образами, и попытаться понять, что маршрут трансформации героя говорит обо мне, почему меня зацепил тот или иной персонаж в фильме, почему какая-нибудь ситуация так сильно откликается в моем сердце. Я сделала много любопытных открытий.

Коротко опишу модель маршрута героя — может, эта шпаргалка поможет и вам посмотреть на свои любимые фильмы под другим углом. Она основана на пятислойной модели невроза Перлза и дает понимание, через какие стадии внутренней трансформации проходит герой.

Первый слой. Этап клише, ролей, масок, стереотипных реакций. Многие проводят так практически всю жизнь, играя в социальные игры, действуя стереотипными способами, заполняя паузы ненужными делами. На этом этапе в сериале (фильме) мы знакомимся с миром героя, его характером и устоем жизни.

Второй слой. Появляется ощущение, что «что-то не так». Чувствуется неудовлетворенность собой и своей жизнью, у героя нет жизненной энергии. Люди пытаются прибегать к разным общеизвестным способам избегания кризиса. В сериале сценарист с помощью сюжетных поворотов ставит героя перед осознанием бессмысленности той жизни, которой он живет.

Третий слой. Тупик — самый мучительный слой. Человек испытывает чувство пустоты и небытия, происходит отмирание старой привычной жизни, а новых способов существования еще нет. В сериалах на этом этапе путь разветвляется. Либо герой не проходит этот этап и возвращается на первый уровень, либо застревает между слоями, либо проходит через точку «хуже некуда» и переходит на следующий уровень.

Четвертый слой. Имплозия — это взрыв, направленный вовнутрь. Символически человек оплакивает себя прежнего и еще не знает, что ждет его дальше. В сериале на этом этапе случается главное самооткровение, герою больше нечего терять. Это мощное искреннее переживание очищает и символизирует перерождение.

Пятый слой. Эксплозия — взрыв, направленный наружу. Высвобождается мощная энергия, которая была вовлечена в длительную внутреннюю невротическую борьбу. Человек освобождается. В сериале это кульминация сюжета, энергетический пик, финальная схватка, где проявляются изменения, которые произошли в ходе трансформации.

В книге еще несколько интересных глав, где автор знакомит с концепциями различных психологических школ и их отражением в кино. Она также рассказывает, как разные формы искусства влияют на психику зрителя, как создаются глубокие характеры персонажей и как зритель проходит с героем путь трансформации и достигает катарсиса. Как отмечает автор: «Книга может быть дополнительным подспорьем, позволяющим увидеть неочевидные взаимосвязи, скрытые стороны человеческой личности, универсальные механизмы психологических процессов».


РедакцияРасскажите, какие фильмы и сериалы зацепили вас больше всего: