Игра Iron Lung пробудила мою талассофобию и заставила еще сильнее бояться морских глубин

Хоррор, который способен довести до панической атаки
7
Игра Iron Lung пробудила мою талассофобию и заставила еще сильнее бояться морских глубин
Аватар автора

Егор Аргунов

старается не лить воду в текстах

Страница автора

Iron Lung — короткое сюжетное приключение с графикой времен первой PlayStation.

Поначалу кажется, что в 2022 году такой хоррор вряд ли кого-то напугает. Но за 40 минут игры я несколько раз цепенел от ужаса. Iron Lung оказалась ночным кошмаром для людей с талассофобией — страхом морской глубины.

Рассказываю, что это за фобия и почему Iron Lung напугала меня сильнее большинства современных хорроров.

Кому понравится: любителям хорроров о неизвестном

Где поиграть: на ПК в Steam

Примерная продолжительность: на полное прохождение уйдет до 2 часов

Перевод: Iron Lung не переведена на русский язык

Можно ли купить Iron Lung в России

Iron Lung доступна в России и продается в Steam за 154 ₽. Чтобы ее купить, придется пополнить кошелек магазина. О том, как это сделать, читайте в нашей инструкции.

Что такое талассофобия и откуда она у меня

Талассофобия — это сильный страх водных глубин. Его не стоит путать с боязнью утонуть или страхом воды в целом. Многие люди с талассофобией умеют плавать и не боятся безопасных водоемов вроде бассейнов. Но купаться в реках и морях они вряд ли захотят. Пересилить страх можно, хотя чувство дискомфорта все равно останется.

Талассофобия — не иррациональный страх. Подверженные ей люди боятся не самой воды, а того, что может в ней обитать. Речь не только об акулах, медузах и прочих исследованных существах — скорее о чем-то неизвестном и необъяснимом.

Узнать, есть ли у вас талассофобия, очень просто. Посмотрите видео ниже и проверьте свою реакцию. Если вам стало неуютно и страшно, считайте себя талассофобом.

Откуда у меня талассофобия? Не знаю, но океанических глубин я боюсь, сколько себя помню. Возможно, когда-то сильно впечатлился морскими динозаврами и гигантскими акулами мегалодонами из детских энциклопедий. Или триллером «Глубокое синее море» со страшной акулой.

Так или иначе, я стараюсь избегать игр и фильмов о подводных мирах. В научно-фантастическом экшене BioShock, где мы исследуем заброшенный морской город, я старался не смотреть в окна. Хоррор Soma я так и не прошел: в какой-то момент стало слишком неуютно бродить по глубоководной станции.

Даже вроде бы безобидный морской уровень в оригинальной Super Mario Bros. показался мне страшным.

Талассофобам неприятно смотреть даже на спокойные водные пейзажи в Subnautica. Кажется, что на глубине все равно кто⁠-⁠то поджидает. Источник: Unknown Worlds Entertainment
Талассофобам неприятно смотреть даже на спокойные водные пейзажи в Subnautica. Кажется, что на глубине все равно кто⁠-⁠то поджидает. Источник: Unknown Worlds Entertainment

Впрочем, о своей талассофобии я задумывался нечасто. В море не плавал уже несколько лет, поэтому поводов вспомнить о мегалодонах и прочих морских чудовищах не было.

Все изменилось в этом году, когда «Ютуб» порекомендовал несколько роликов о талассофобии. На русском языке о страхе глубины рассказывает блогер FlynnFlyTaggart, а подробнее о фобии я узнал из англоязычного видео на канале Solar Sands.

С тех пор подобные видео стали часто всплывать в моих рекомендациях. Так я и узнал о популярном инди-хорроре Iron Lung.

Как играть в Iron Lung

Действие игры разворачивается в далеком будущем. В изученных просторах вселенной исчезли все звезды и обитаемые планеты. Последние представители человечества выживают на космических станциях.

У людей заканчиваются ресурсы. На их поиски отправляют заключенных, в том числе главного героя. Он должен в обмен на свободу изучить и сфотографировать девять объектов на луне с кровавым океаном.

Главного героя сажают в ржавую подводную лодку без окон и люков. Ее можно направлять только вперед-назад и поворачивать влево-вправо.

Лодка очень тесная, поэтому неуютно будет еще и клаустрофобам. Источник: David Szymanski
Лодка очень тесная, поэтому неуютно будет еще и клаустрофобам. Источник: David Szymanski

Ориентироваться под водой приходится по компасу, координатам и бумажной карте. При этом увидеть океан перед собой нельзя. Чтобы узнать, куда вы приплыли, придется воспользоваться черно-белой камерой на боку судна.

Пространство на борту сильно ограничено, а кроме работы занятий нет. Поэтому от управления кораблем не отвертеться. Причем нужно постоянно быть начеку: не сверишься с картой или координатами — нарвешься на какие-нибудь скалы и умрешь.

Чем пугает Iron Lung

Поначалу простоватый геймплей вызывает недоумение. От хорроров ожидаешь большей интерактивности. Но как можно испугаться того, чего не видишь? Iron Lung отвечает на этот вопрос так: неизведанного и неосязаемого нужно бояться в первую очередь.

Обычно в объектив попадают скалы и водоросли. Но иногда удается сфотографировать что⁠-⁠то пострашнее — скажем, глаз чудовища. Источник: David Szymanski
Обычно в объектив попадают скалы и водоросли. Но иногда удается сфотографировать что⁠-⁠то пострашнее — скажем, глаз чудовища. Источник: David Szymanski

Iron Lung, как и рассказы Лавкрафта, пугает неизвестностью. Никогда не знаешь, на что или кого наткнешься в глубинах кровавого океана. Я постоянно вздрагивал от шорохов за бортом, а однажды услышал морское чудовище: оно ревело как кит. Сердце ушло в пятки.

В один момент я не справился с управлением, напоролся на скалы и подскочил на месте от резкого скрежета. Пришлось немного посидеть, пока не успокоюсь. При этом вряд ли меня можно назвать впечатлительным человеком — это далеко не первый мой хоррор.

Но так меня не пугали ни Amnesia: The Dark Descent, ни Dead Space, ни Silent Hill 2.

Спустя 10 минут я вернулся в игру и провел лодку по тому же маршруту. Поначалу все шло без особых проблем. Сфотографировал похожие на кораллы щупальца и два скелета неизвестных существ.

Было страшно. То мимо лодки проплывет непонятное существо, и навигатор предупредит о возможном столкновении. То на борту прорвет трубу, которую нечем заделать.

По карте я сориентировался не сразу: пришлось вспомнить систему координат. Источник: David Szymanski
По карте я сориентировался не сразу: пришлось вспомнить систему координат. Источник: David Szymanski

Наконец я добрался до следующей точки назначения и сделал четвертую фотографию. Со снимка на меня смотрела кошмарная рыбина, похожая на морского черта. Дрожащими руками я выключил игру и закрыл ноутбук. Больше выносить Iron Lung я не мог.

Сейчас я понимаю, что игра получилась слишком минималистичной. Людей без талассофобии она вряд ли напугает так же сильно, как меня. Незамысловатая графика и простой геймплей скорее вредят Iron Lung: чтобы такая игра пугала, ей нужна как минимум реалистичная графика.

Но меня она даже в таком виде чуть не довела до панической атаки, хотя я играл днем и без наушников. Я попробовал перебить ужас сериалом «Сваты», но и это не помогло.

Возвращаться в Iron Lung я не собираюсь. Кошмары о морских глубинах мне в ту ночь не снились — и на том спасибо.

Как Iron Lung повлияла на мою талассофобию

😓 Я стал еще сильнее бояться морских глубин. Ни за что на свете не нырну с аквалангом. Даже страшно представить, сколько обитателей мирового океана ученые еще не открыли.

😖 Скорее всего, я уже никогда не избавлюсь от талассофобии. Iron Lung дала понять, что меня пугают даже приглушенные звуки океана и черно-белые снимки неизвестных морских существ. Хорошо, что создатель игры не позволил увидеть саму воду, иначе было бы еще страшнее.

😨 И все-таки мне захотелось, чтобы идеи Iron Lung развивали другие разработчики. Про талассофобию можно сделать по-настоящему страшные игры, особенно если авторам хватит бюджета. Их я вряд ли пройду до конца, но, возможно, так больше людей сможет понять мои страхи и эмоции.

👍 Плюсы Iron Lung:

  1. Талассофобы испугаются до дрожи.
  2. Игра будоражит воображение.
  3. Визуальный ряд отлично имитирует старые игры.

👎 Минусы Iron Lung:

  1. Геймплей мог бы быть разнообразнее.
  2. Не хватает интерактивности.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.

Егор АргуновКакие игры помогали вам справиться с фобией?