Мнения
15K

Мнение: быть домохозяйкой — нормальный и нестыдный выбор

289

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Анна Киричкова

выбрала семью

Страница автора

Чуть больше трех лет я занимаюсь домом и семьей и не работаю. Это был сознательный выбор.

Недавно искала материалы в Т⁠—⁠Ж по ключевому слову «домохозяйка» и наткнулась на статью «Бесит, когда говорят, что женщина не должна работать». В комментариях читатели подтвердили, что сталкивались с таким мнением. Я очень удивилась — получается, кто-то вслух говорит, что женщина может не работать, да еще и приводит аргументы в защиту своей позиции!

В моей же реальности все с точностью наоборот — мой жизненный выбор осуждают почти все. Родственники с обеих сторон, друзья мужа, а также персонал в медучреждениях и малознакомые люди. Недавно массажист, к которому я хожу уже года четыре, вспомнил, что раньше мне приходилось приезжать на сеанс к половине восьмого утра, чтобы успеть на работу, и усомнился, что теперь я бы смогла так рано вставать.

Тема хейта домохозяек меня задевает. Проанализирую причины нелюбви к неработающим женщинам, исходя из своего личного опыта, данных статистики, статей и подкастов о жизни женщин в советское время.

Не работать стыдно. Чуть больше 60 лет назад в СССР приняли закон о борьбе с тунеядцами. Люди, не работающие более четырех месяцев, могли быть привлечены к ответственности по уголовной статье. Пропаганда старалась вовсю, чего только стоит знаменитый лозунг: «Тунеядцы — наши враги. Хлеб трудовой от них береги!»

Поэтому в головах наших родителей, которые родились в 60-е и позже, установка «ты не работаешь — ты плохой» засела намертво. При этом почему-то всегда забывают, что домохозяйки, даже если у них не было детей, тунеядками не считались. Нет ни одного случая привлечения домохозяек по этой статье, женщина приравнивалась к работающей.

Социальная норма — работающая мать. В 1917 году только появившееся советское правительство уравняло женщину в правах с мужчинами. Неравенство в быту изживалось: создавались фабрики-кухни, открывались детские сады, были введены перерывы на кормление в яслях при работе, детей обеспечивали горячим питанием.

Но фактически государство требовало от женщины всего и сразу — и работать, и заниматься бытом. Обязанность выполнять домашний труд после основной работы обычно называют второй сменой. На одну зарплату мужа прожить семье с детьми было трудно, поэтому позволить женам уйти с работы могли немногие. Об этом есть замечательная книга Натальи Баранской «Неделя как неделя», рассказывающая о жизни советской женщины в условиях перегруженности на работе, дефицита и отсутствия времени на уход за собой.

В парадигме «ты должна все успевать» жили наши бабушки и мамы. Многие передали эти убеждения сыновьям.

Лично знаю семью, где мальчик, который в детстве видел, как его мама отлично справляется с двумя маленькими детьми и работой, вырос в мужа, не разрешающего своей жене быть домохозяйкой.

Женщина — глава семьи. Мое детство пришлось на 90-е. И во всех знакомых семьях женщина стояла у руля: распределяла бюджет, решала, что посадить на даче, когда начать ремонт. Отцу семейства обычно давали немного денег на пиво и сигареты в день получки — иначе пропьет.

Оказывается, такое изменение гендерных ролей было отмечено еще в 1979 году, когда в «Литературной газете» опубликовали результаты переписи населения. На вопрос, кто глава их семьи, респонденты затруднились ответить. После войны женщинам пришлось взять все заботы на себя, чтобы просто выжить, а мужчины «обмельчали». А глава семьи вряд ли может не работать.

Непринятие другого жизненного сценария. В нашей стране не особенно ценят тех, кто выбирает нестандартный путь. Вспомните такие выражения: «„Я“ — последняя буква в алфавите», «А ты че, умнее всех, что ли?» Несмотря на то что по результатам переписи 2018 года в России трудоустроены 53,2% женщин, не работать — это все-таки быть «не как все». Психолог Ирина Богораз отмечает, что нетерпимость к чужому мнению — наследие советского воспитания на идеях коллективизации, стремление поступать как большинство. Может, поэтому я периодически слышу от своей восьмидесятилетней бабушки: «Ну как без работы-то можно?»

Идентификация себя и других через работу. Когда встречаешься со знакомыми или родственниками, которых давно не видел, второй, реже третий вопрос: «А кем работаешь?» Возможно, этот вопрос меня раздражает, так как никакой работы у меня фактически нет. А может, это способ поддержать диалог. Но как будто спрашивающий пытается понять: а кто ты есть в этой жизни? что можешь? Ведь понятно: если начальник — пробивной, менеджер по продажам — уболтает кого угодно, а если айтишник — пиши дневник трат в Т⁠—⁠Ж. А вот если человек не работает, тогда непонятно, о чем с ним говорить, к какой категории людей его относить.

Непонимание современных реалий рынка труда. Мама периодически рассказывает, как они с коллегами в теплые весенние дни выходили в обед до ЦУМа, что-то там смотрели, прогуливались, еще и успевали поесть. Сейчас все изменилось: приходить раньше и уходить позже — норма, отпуск разбивается на две недели подряд и еще два раза по неделе, но только не в отчетный период, а на обед лишь 30 минут. Если смотреть через такую оптику, действительно непонятно — а чего не работать-то? Пришла, немножко поработала, кофе с коллегами попила, да еще и платье выгуляла.

Также многие не знают о новых формах занятости. Вообще-то, у меня есть работа: пять дней в неделю по два часа я удаленно тружусь менеджером по контролю качества отдела продаж. Если бы я работала официально, это бы называлось «0,25 ставки». Папе раза четыре пыталась объяснить, что входит в мои обязанности, — бесполезно. Вроде головой кивает, а по глазам вижу, что не понял. Не только старшее поколение, но и некоторые ровесники не воспринимают такую работу.

Видимо, если я могу трудиться без привязки ко времени и удаленно — это не считается. Для них я бездельница.

Запрос на страдание. Кажется, что русские люди будто бы ориентированы на страдание. Сразу вспоминается Федор Михайлович с Сонечкой Мармеладовой. Или такие современные поговорки: «Не за**алась — не мать», «Сейчас смеешься — потом плакать будешь». Как будто проще принять и понять женщину, которая выматывается на пятидневке за среднюю по нашему региону зарплату 35 000 ₽, чем неработающую. Пожалеть ее и стать лучше в своих глазах. Бедная, вот какие круги под глазами. А ты высыпаешься, к массажисту ходишь и в бассейн? Фу, буржуазия. Работать надо, работать.

Я не собираюсь быть домохозяйкой всю жизнь. Может, в будущем все-таки выйду на работу. Но считаю, что каждая женщина вправе сама решать, работать ей или нет. Так же, как и решать, рожать или не рожать. Тут не за что стыдить, это выбор каждого конкретного взрослого человека.



РедакцияСогласны с таким мнением? Поделитесь своими аргументами: