«В шарашкину контору тоже не прошел»: 3 истории о неудачных попытках найти работу в ИТ

«В шарашкину контору тоже не прошел»: 3 истории о неудачных попытках найти работу в ИТ

Опыт читателей
25
Аватар автора

Мария Беликова

сидела на «Хедхантере»

Страница автора

Карьере в ИТ-сфере не всегда сопутствует успех. Иногда начинающие специалисты сталкиваются с неудачами и разочарованием.

Статистика тоже не на стороне новичков: ИТ-вакансий становится меньше, а айтишников — больше. Читатели Т⁠—⁠Ж, которые решили стать программистами и аналитиками данных, рассказали, где искали вакансии, как общались с рекрутерами и смогли ли в итоге найти работу в ИТ.

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

ИСТОРИЯ № 1

«Сказали, что моих знаний недостаточно даже для стажировки»

Аватар автора

fatal er999r

пытается уйти во фронтенд-разработку

Страница автора

Как пришел к работе в ИТ-сфере. Весной 2020 года у меня появилось много свободного времени на работе из-за пандемии. Хотел провести его с пользой, поэтому начал изучать основы верстки. Для этого разбирался в HTML и CSS — сейчас эти темы проходят в школе, но в мое время такого не было. Новые знания получал для себя: о том, чтобы устроиться в ИТ, даже не думал.

Спустя пару месяцев нагрузки на работе снова стало больше, и заниматься версткой я перестал. Через пару лет, уже в мае 2022 года, уволился: начались проблемы с поставками деталей для самолетов, а моя профессия как раз была связана с авиацией. Посчитал, что не стоит рисковать, и решил перейти в другую сферу, став фронтенд-разработчиком — специалистом, который верстает веб-страницы и разрабатывает функциональность сайтов.

За неделю повторил HTML и CSS, а потом приступил к изучению языка JavaScript. Нужную информацию находил в открытых источниках — например, на таких ресурсах, как learn.javascript.ru и code.mu. Темы, которые давались тяжело, осваивал по видео на «Ютубе». Иногда в разжевывании материала помогал школьный знакомый, который был фронтенд-разработчиком, — он выступал моим ментором, но не на постоянной основе.

Поиски работы. После того как разобрался в JavaScript, почувствовал, что могу выложить свое резюме на «Хедхантер». Откликался почти на все вакансии, где не требовалось знание фреймворков, это была следующая ступень в обучении, до которой на тот момент еще не дошел.

Параллельно разбирался в библиотеке React, с помощью которой можно создавать интерактивные пользовательские интерфейсы.

Как правило, рекрутеры отказывали или даже не смотрели мое резюме. Помню, как обрадовался, когда ответили из одной крупной строительной компании и предложили пройти стажировку. Но оказалось, что я невнимательно прочел требования к кандидатам и откликнулся на вакансию по ошибке. Там требовалось писать на JavaScript, не используя библиотеки, а мне это было неинтересно. Пришлось продолжить поиски работы.

К августу я уже мог писать код на React и начал создавать простые веб-приложения вроде списка дел и игры в города. Тогда же решил дополнить резюме — правда, немного приукрасив навыки: соврал, что знаю пакет инструментов для работы с библиотекой Redux и типизацию TypeScript.

В том же месяце увидел объявление об оплачиваемой стажировке в банке. Откликнулся, позвали на собеседование. На подготовку к интервью у меня была неделя — это время ушло на чтение книг и просмотр видео о том, что такое Redux и TypeScript.

Во время созвона девушка-разработчик задавала базовые вопросы про CSS и JavaScript. Беседа проходила в комфортной и доброжелательной атмосфере. Но это было мое первое собеседование на работу в сфере ИТ, поэтому оно, конечно же, оказалось провальным. Я заранее подготовил шпаргалку с темами, на которые, возможно, пришлось бы говорить, но все равно путался в ответах. Про Redux и TypeScript даже не спрашивали: наверное, интервьюер поняла, что в этом просто нет смысла. По итогам собеседования сказали, что моих знаний недостаточно даже для стажировки.

Я слышал, что начинающие разработчики трудоустраиваются только после десятка собеседований, поэтому расстраиваться не стал. Спустя месяц еще раз попробовал попасть на стажировку, на этот раз в небольшую компанию, о которой не было практически никакой информации в интернете. В ту шарашкину контору я тоже не прошел.

Что сейчас. В конце сентября я перебрался за границу. На обустройство в новой стране ушло около двух недель. Сначала жил в одном городе, потом переехал в другой, и везде были проблемы с интернетом.

Сейчас у меня по-прежнему нет работы, но я продолжаю учиться и уже многое умею. Практику получаю на собственных проектах: например, сделал вариацию на тему «Дуолинго» — интерактивный сайт, с помощью которого можно изучать базовые слова на иностранных языках. Пока занимаюсь только английским: выпустил раздел с элементарными фразами вроде «меня зовут», «мне столько-то лет», «я люблю путешествовать».

Сейчас у меня вырисовывается возможность пройти стажировку в одном стартапе, хоть и неоплачиваемую. Применить свои знания в коммерческих проектах тоже бы хотелось — для этого продолжаю искать подходящие вакансии и откликаться на них. Что будет дальше — неизвестно, но тем интереснее.

Один из проектов в моем портфолио — вариация «Дуолинго»
Один из проектов в моем портфолио — вариация «Дуолинго»
ИСТОРИЯ № 2

«Менеджер проектов перестал выходить на связь»

Аватар автора

Andrey

стал Unity-разработчиком

Страница автора

Как пришел к работе в ИТ-сфере. Я учился в одном из вузов Дальнего Востока. Окончил факультет информационных систем и технологий — сначала поступил на бакалавриат, а потом в магистратуру.

Первую работу в качестве программиста нашел в своем же университете. В государственных организациях платят мало, поэтому там часто есть вакансии и берут специалистов без опыта.

Спустя два года упорного труда я научился неплохо программировать на языке C# и решил попробовать себя в разработке игр на Unity. У меня были базовые знания, полученные во время учебы, и пара приложений, созданных ради интереса, но не больше. Поэтому я хотел сперва улучшить свои знания, а потом уже начать искать вакансии на «Хедхантере».

Поиски работы. Свои навыки я подтянул за месяц, после чего начал рассылать резюме на позицию младшего Unity-разработчика. Заявки предпочитал подавать только в компании, которые тщательно изучил, поэтому получалось отправлять где-то пару откликов в месяц.

Интересно, что почти никто из работодателей не указывает зарплатную вилку для начинающих разработчиков. Сперва присылают техническое задание, потом обсуждают обязанности на собеседовании и лишь на последнем этапе говорят про деньги. Я рассчитывал получать минимум 55 000 ₽.

Сначала со мной связались из компании — разработчика мобильных приложений для детей. Рекрутер отправил тестовое задание и сказал, что его надо выполнить за три дня. Нужно было создать игру, во время которой пользователь нажимал бы на цифры или буквы, отмеченные определенным знаком. Подсказки, какие фигуры искать, появлялись в левом углу экрана.

Процесс создания игры для разработчика детских мобильных приложений
Процесс создания игры для разработчика детских мобильных приложений

Были и технические требования, например применение принципов SOLID — набора правил и подходов к программированию, который делает код более гибким и чистым. Кроме того, кандидатов просили применять тип объектов ScriptableObject — он позволяет хранить пользовательские данные в виде файлов, — а также модуль анимации DOTween.

Условия, которые поставили в задании, меня сильно удивили. Я был уверен, что на начальном этапе надо только создавать код для обработки кнопок, которые нажал пользователь, а, например, хорошо знать плагины не обязательно. То же касалось требований к коду: я разбирался в C#, но для создания приложений на Unity нужно обращать внимание на другие вещи.

На создание игры я потратил 12 часов. Отправил задание, и мне ответили на следующий день: написали, что в работе не соблюдаются принципы SOLID, и подробно объяснили другие ошибки. Я был рад, что получил обратную связь: в большинстве случаев выполненное задание никак не комментируют.

После этого я начал активно изучать разработку игр на Unity: смотрел лекции на «Ютубе» и шерстил англоязычные ресурсы. Теперь отчетливо вижу ошибки в той работе.

Полностью согласен с замечаниями разработчиков, которые проверили мое тестовое задание. Но мне кажется, что в этой компании к новичкам предъявляют завышенные требования
Полностью согласен с замечаниями разработчиков, которые проверили мое тестовое задание. Но мне кажется, что в этой компании к новичкам предъявляют завышенные требования

Спустя три месяца я прошел собеседование в небольшую компанию, которая искала начинающего Unity-разработчика. На интервью попросили рассказать, почему я решил заняться созданием игр. Мне было сложно ответить структурированно и внятно, поэтому предпочел ограничиться простым объяснением: сказал, что мне это нравится.

Затем дали тестовое задание — создать игру, в которой нужно подбирать кубики. Я сделал это за три часа. Казалось, что моя работа неплоха для новичка: я выполнил все по правилам, поэтому добавлять в код новые детали было бы легко и просто. Но менеджер проектов перестал выходить на связь, и мое сообщение осталось без ответа.

Суть игры для тестового задания: на арене появляются кубики, которые нужно подбирать и относить в специальное место. За это даются монетки
Суть игры для тестового задания: на арене появляются кубики, которые нужно подбирать и относить в специальное место. За это даются монетки

У меня сложилось впечатление, что ИТ-рекрутеры относятся к кандидатам неуважительно. Возможно, это происходит, потому что на вакансии откликается много школьников. Кроме того, к начинающим специалистам часто предъявляют высокие требования за мизерную зарплату. Тем, что мне предлагали делать, обычно занимаются разработчики с опытом — это несправедливо.

Что сейчас. Уже почти полгода я работаю в компании, которая производит мобильные игры. Как такового тестового задания при приеме не было: соискатели сразу участвовали в разработке готового продукта. Это была игра, которую потом выложили в «Гугл-плей» и «Эпстор». Я успешно справился с задачами и мне предложили именно такую зарплату, на какую и рассчитывал, — 55 000 ₽ на старте. Очень рад, ведь занимаюсь тем, чем хотел.

"]
ИСТОРИЯ № 3

«На каждом собеседовании мне не хватало каких-то знаний»

Аватар автора

Никита

хочет стать дата-сайентистом

Страница автора

Как пришел к работе в ИТ-сфере. Я окончил совместную программу бакалавриата по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ. Во время обучения можно было выбирать курсы из разных областей знаний, в том числе из компьютерных наук.

На первом курсе я погрузился в язык программирования Java, но благополучно все забыл, как только сдал экзамен. Потом познакомился с Python: нам рассказывали про основы синтаксиса и прикладные библиотеки для анализа данных. А в последний год мы немного затронули тему машинного обучения — науку о том, как заставить компьютер учиться и действовать, как человек.

Еще в университете я понял, что меня интересует дата-сайенс. Специалисты в этой области исследуют массивы больших данных и находят в них закономерности. В результате получаются модели, которые помогают прогнозировать поведение пользователей, загруженность транспорта, погоду и спрос на товары или услуги. Для работы в дата-сайенс нужно знать математику, программирование и разбираться в машинном обучении.

На четвертом курсе бакалавриата я устроился в Центробанк. Мне обещали, что я буду работать с большим количеством данных, но в итоге я занимался обычной аналитикой, просто с уклоном на специфику этой организации. Проработал там несколько месяцев, а потом уволился, чтобы сконцентрироваться на дипломе и поступлении в магистратуру.

Попытки найти работу. На вакансии в сфере дата-сайенс начал откликаться в августе 2022 года, когда уладил вопросы с учебой. Стажировки меня не интересовали — только полноценная работа.

На некоторые должности, где требовались знания в сфере разработки, откликался «на дурачка». Прикладного опыта в этой области у меня не было: я изучал языки программирования в университете, но не применял их на практике. В таких случаях мне отказывали на этапе отбора, что неудивительно.

Первое мое интервью проходило в хедж-фонде — я пытался туда устроиться на позицию дата-аналитика. На собеседовании проверяли знание Python, для этого дали решить несколько задач. С ними я справился хорошо, а потом мы приятно побеседовали с директором. Но через неделю он неожиданно написал, что прием приостановлен. Это выглядело странно.

Второе собеседование было в управлении крупного банка и тоже на аналитика. Эйчар уверял, что со мной просто поболтают о жизни и предыдущем опыте работы. В реальности все оказалось иначе: сперва руководитель спрашивал, почему я хочу именно к ним, а потом начал гонять по финансовым терминам. Отвечал я не так хорошо, как мог бы, но в итоге меня пригласили в следующий этап отбора. Решил отказаться, потому что офис компании находился слишком далеко.

Следующее интервью тоже проходило в банке — подавался туда на должность количественного аналитика. Сначала я рассказывал руководителю о своем опыте, а потом отвечал на теоретические вопросы. Среди прочего интервьюера интересовало, насколько хорошо я разбираюсь в инструментах Python, умею ли работать с Pandas и какие существуют принципы написания качественного и читаемого кода.

Второй частью отбора стало тестовое задание: требовалось построить определенный алгоритм машинного обучения. Я потратил на это около двух недель, а в итоге выяснилось, что на должность взяли другого сотрудника компании. Было очень обидно.

На каждом собеседовании мне не хватало каких-то знаний: где-то — по финансам, в другом месте — по программированию. Еще я ощущал, что недостаточно хорошо разбираюсь в современном машинном обучении.

Тем не менее работу я в итоге нашел. В начале сентября в чат выпускников ВШЭ переслали сообщение от девушки, которая искала продуктового аналитика в одну крупную финансовую организацию. Вакансия меня заинтересовала, и я на нее откликнулся. Написал, что у меня был похожий опыт и я готов пройти собеседование.

Конкурс на эту позицию проходил в три этапа. Сначала я на протяжении часа отвечал на несложные вопросы по математике, в том числе по теории вероятности и математической статистике. Затем давали продуктовый кейс: нужно было попробовать себя в роли аналитика и помочь компании решить проблему. Заключительной ступенью отбора стало интервью с командой, во время которого коллеги присматривались ко мне, а я — к ним. В итоге меня взяли, и я приступил к работе с октября.

Что сейчас. Я работаю продуктовым аналитиком в отделе Системы быстрых платежей. Изучаю, как пользователи взаимодействуют с этим сервисом, и помогаю компании его внедрять и продвигать. Могу сказать, что мои текущие задачи более глубокие и интересные, чем те, что были у меня в Центробанке, — местами я даже применяю свои знания из дата-сайенс.

Мне нравится, что работа дает много новых навыков: я начинаю лучше разбираться в языке SQL и развиваю деловое чутье.

В долгосрочной перспективе мне все же хочется стать аналитиком данных, или дата-сайентистом. Для этого продолжаю учиться и закрывать пробелы в знаниях, только уже в магистратуре Школы анализа данных и ВШЭ — поступил туда в августе.

Успешно прошли собеседование и приступили к работе? Покажите свое рабочее место и станьте героем следующего материала
Мария БеликоваС какими трудностями вы сталкивались при поиске работы?