Jagged Alliance: что нужно знать о культовой серии тактических игр и каким получился триквел
Поп-культура
2K
Источник — Haemimont Games

Jagged Alliance: что нужно знать о культовой серии тактических игр и каким получился триквел

2
Аватар автора

Илья Цуканов

предпочитает, чтобы ЧВК оставались в видеоиграх

Страница автора

14 июля вышла Jagged Alliance 3 — новая часть культовой серии тактических игр.

В конце девяностых и начале двухтысячных популярность Jagged Alliance среди ПК-игроков могла сравниться со славой Fallout, Commandos, XCOM или Syndicate. Со временем серию почти забыли, но в 2023 году она снова напомнила о себе.

Рассказываем, что такое Jagged Alliance: чем прославились прошлые игры франшизы, как сейчас с ними познакомиться и стоит ли пробовать неномерные выпуски. А еще делимся впечатлениями от третьей части и даем советы, которые облегчат прохождение.

Какой была оригинальная Jagged Alliance

Первую Jagged Alliance выпустила студия Madlab Software в 1995 году. Дебютная часть серии оказалась хорошей тактической игрой, во многом копировавшей геймплей хита X-COM: UFO Defense 1994 года.

В обоих тайтлах есть две карты: глобальная и тактическая. На первой следишь за простенькой экономикой и двигаешь войска, на второй управляешь отрядом до восьми бойцов. Сражения пошаговые, причем на каждый выстрел и перемещение тратятся очки действий.

Обе игры дают полную свободу действий: ты сам решаешь, как уничтожать врагов и в какие секторы карты идти первым делом. Так же, как X-COM, Jagged Alliance порой вынуждает долго искать последнего противника, засевшего в самом неприметном углу локации.

Однако Jagged Alliance прославило вовсе не сходство с X-COM, а расхождение с тем, чего игроки ожидали от представителей жанра.

Тайтл выделялся необычным сеттингом. До 1995 года большинство тактических игр рассказывало фантастические и фэнтезийные истории. Вооруженные бластерами солдаты воевали с пришельцами, против орд гоблинов восставали маги. Если действие и происходило в реальном мире, то преимущественно в прошлом: во времена Второй мировой, Наполеоновских войн или античных сражений.

На фоне предшественников Jagged Alliance подкупала приземленностью. Это типичный боевик из девяностых о наемниках в тропической стране.

По сюжету один профессор исследует лекарственные растения на острове Метавира, как вдруг власть захватывает коварный помощник ученого. В роли командира наемников игрок помогает вернуть оккупированные земли. В списке оружия нет фантастических пушек — только автоматы Калашникова, винтовки Драгунова, коктейли Молотова и другое реалистичное снаряжение.

На атмосферу Jagged Alliance играет множество мелочей. Солдат нужно нанимать на сайте вымышленной организации, через которую наемники со всего света продают свои услуги. А дизайн тактических карт навеян видом со спутника.

Глобальная карта острова Метавира, где разворачивается действие первой Jagged Alliance. Источник: Madlab Software
Глобальная карта острова Метавира, где разворачивается действие первой Jagged Alliance. Источник: Madlab Software

Каждый наемник в Jagged Alliance — уникальная личность. В типичной тактической игре того времени солдаты различались разве что именами, снаряжением и числовыми характеристиками. А Madlab Software наделила каждого солдата индивидуальностью.

Один боец не умеет плавать. Другой запоминает, кого ранил в начале боя, и отказывается палить по остальным врагам, пока не добьет первого. Если потенциальный сопартиец увидит в команде неприятного ему человека, контракт рискует сорваться. А еще наемник может не одобрить ваши действия и покинуть отряд. Кроме того, всем нужно платить за каждый день работы. Чем круче боец, тем больше он требует.

Особенности наемников проявляются через реплики в бою и при переговорах о найме. Например, коммунист Иван Долвич в англоязычной версии игры говорил на чистом русском и возмущался, что работать приходится на «проклятого капиталиста».

Так в Jagged Alliance выглядит тактическое сражение. Неплохая для 1995 года графика устареет уже через пару лет. Источник: Madlab Software
Так в Jagged Alliance выглядит тактическое сражение. Неплохая для 1995 года графика устареет уже через пару лет. Источник: Madlab Software

Чем прославилась Jagged Alliance 2

Вышедшая в 1999 году Jagged Alliance 2 — одна из самых комплексных тактических игр за всю историю. Основа не изменилась: вернулись и своенравные наемники с характерами, и тактические сражения, и необходимость передвигать отряды по глобальной карте. Вот только Jagged Alliance 2 оказалась лучше оригинала буквально во всем.

Новое место действия намного ярче. В этот раз наемники отправились в вымышленную южноамериканскую страну Арулько. Ее нужно освободить от гнета злой королевы Дейдраны.

Арулько куда разнообразнее Метавиры. Одна из миссий разворачивается в мрачной тюрьме для политзаключенных. Во время штурма в ее коридорах распыляют слезоточивый газ. А благодаря обновленной графике джунгли и разрушенные города предстали в изометрической перспективе.

Появилось больше запоминающихся персонажей. Теперь характер показывают не только ваши бойцы: та же Дейдрана регулярно реагирует на успехи наемников в отдельных сценках. И каждый раз калечит пощечинами своего помощника.

Детализированная картинка дает больше информации. Например, на тактической карте наемники визуально отличаются друг от друга. Источник: Sir⁠-⁠Tech Software
Детализированная картинка дает больше информации. Например, на тактической карте наемники визуально отличаются друг от друга. Источник: Sir⁠-⁠Tech Software

Новая часть сильнее ушла в сторону RPG. Добавили больше характеристик: от ловкости до точности стрельбы и умения использовать аптечки. Наемники обзавелись новыми особенностями: один хорошо стреляет с обеих рук, другой умело обращается с гранатометами, третий отлично видит в темноте. Нанять бойцов можно не только через интернет: к вам могут примкнуть и некоторые встречные солдаты.

Кроме того, сиквел позволяет создать своего уникального наемника. Для этого нужно пройти небольшой тест со специфическими вопросами. Как бы вы поступили с телепузиками: сделали их спутниками детей во всем мире — или повесили на первом попавшемся дереве?

Jagged Alliance 2 поражает комплексностью. В нее ввели множество новых фич, а старые механики углубили. Разрушаемость наконец начала влиять на сражения: зданий в Арулько куда больше, чем на Метавире, поэтому возможность продырявить стену здесь полезнее.

Раньше наемники ходили по глобальной карте пешком. Теперь научились пересекать ее на вертолете. Правда, его нужно держать подальше от ПВО и регулярно заправлять топливом, которое не так-то просто найти. А если вы явно проигрываете в бою, вашему отряду могут предложить сдаться. Если согласитесь, будете вызволять наемников из местной тюрьмы.

Со второй части игрок даже может выбрать, в какую конечность врага целиться. Выстрел в голову наносит больше урона, но попасть в нее труднее, чем в туловище. А если противник надел шлем и бронежилет, придется целиться ему в ноги.

Интерфейс найма и просмотра информации о бойцах еще сильнее напоминает настоящую операционную систему. Источник: Sir-Tech Software
Интерфейс найма и просмотра информации о бойцах еще сильнее напоминает настоящую операционную систему. Источник: Sir-Tech Software

Все портят только баги. Jagged Alliance 2 не то чтобы непроходима, просто полна глюков разных сортов. В некоторых ситуациях она стабильно вылетает. Сейвы ломаются, поэтому советуем сохраняться почаще и использовать разные слоты.

Скрипты могут случайно испортиться, из-за чего в кулачном бою на ринге противник вдруг достанет автомат. Временами творится полный абсурд: наемник в ближнем бою может отобрать у противника оружие, в том числе челюсть у тигра или пушку у танка.

Какие есть неномерные части и стоит ли в них играть

У Jagged Alliance есть множество продолжений без номера в заголовке. Они посредственные: авторы оригинальных игр не участвовали в разработке. Советуем пробовать эти тайтлы только тем, кто уже прошел трилогию. Или тем, кто поиграл в одну часть и жаждет чего-то подобного.

«Джаз: Работа по найму» 2007 года. Изначально игру разрабатывали как ремейк Jagged Alliance 2. Получилась та же вторая часть, но в 3D. Разве что Арулько заменили на африканскую страну Алмазный Берег, а Дейдрану — на диктатора Януса, свергшего своего брата.

«Джаз» во всем хуже оригинала. Графика сильно устаревшая, дизайн вырвиглазный, геймплей недоработанный. Игра даже не отбалансирована: бойцы бегают медленнее, чем ходят.

Удивительно сравнивать графику «Джаза» с более старыми тактическими играми вроде Silent Storm или «В тылу врага» и понимать, что они гораздо симпатичнее. Источник: GFI Russia
Удивительно сравнивать графику «Джаза» с более старыми тактическими играми вроде Silent Storm или «В тылу врага» и понимать, что они гораздо симпатичнее. Источник: GFI Russia

Jagged Alliance: Back in Action 2012 года. Официальный трехмерный ремейк второй части. Правда, в реальном времени и с урезанным контентом. Здесь нельзя создать своего персонажа, нет многих локаций из оригинала, а экономика сильно упрощена: заплатишь наемнику раз — он навсегда примкнет к отряду.

Графика тоже посредственная, а с врагами неинтересно сражаться. Они даже не всегда понимают, что по ним ведут огонь.

Back in Action плохо выглядит даже на фоне нишевых копеечных инди. Источник: Coreplay GmbH, Bigmoon Studios
Back in Action плохо выглядит даже на фоне нишевых копеечных инди. Источник: Coreplay GmbH, Bigmoon Studios

Jagged Alliance Online 2012 года была дешевой браузеркой с линейными уровнями. Она не стеснялась просить донат несмотря на усеченный геймплей: не было даже гранат.

В 2015 тайтл немного доработали и выпустили под названием Jagged Alliance Online: Reloaded. Все элементы free-to-play вырезали, но интереснее игра не стала.

Браузерка во всей красе: нужно было платить реальные деньги за то, чтобы взять в отряд наемника из прошлых частей серии. Источник: Cliffhanger Productions
Браузерка во всей красе: нужно было платить реальные деньги за то, чтобы взять в отряд наемника из прошлых частей серии. Источник: Cliffhanger Productions

Jagged Alliance Flashback 2014 года. Не ремейк, а новая часть серии — однако фанаты ей не особо обрадовались. Общие механики почти не изменились, но это не помогло: геймплей просто не работает.

Из-за слабого искусственного интеллекта враги часто не сопротивляются вашему напору. Вариативность почти исчезла: разрушаемости нет, на крышу не залезешь, стелс урезан. Ну и графика снова разочаровала.

Разработчики собирали деньги на Kickstarter и пообещали пожертвовавшим деньги людям слишком много. Игроки выразили недовольство в Steam: сейчас у игры «в основном отрицательные» отзывы. Источник: Full Control
Разработчики собирали деньги на Kickstarter и пообещали пожертвовавшим деньги людям слишком много. Игроки выразили недовольство в Steam: сейчас у игры «в основном отрицательные» отзывы. Источник: Full Control

Jagged Alliance: Rage 2018 года вновь отправляет нас на край света с отрядом наемников, в том числе с ветеранами серии.

На фоне прошлых частей Rage кажется неполной. Нет ни экономики, ни прокачки. По крышам не побегаешь, стену не продырявишь. На выбор доступны всего шесть бойцов — для сравнения, во второй части их больше сорока. Никуда не делись и традиционные для неномерных частей проблемы со слабым искусственным интеллектом врагов и посредственной графикой.

Некоторые карты в Jagged Alliance: Rage абсурдно маленькие. Источник: Cliffhanger Productions
Некоторые карты в Jagged Alliance: Rage абсурдно маленькие. Источник: Cliffhanger Productions

Какой получилась Jagged Alliance 3

За игру отвечала студия Haemimont Games, авторы стратегий Tropico и Surviving Mars. Разработчики не подвели: третья Jagged Alliance сохраняет основы серии и привносит интересные нововведения.

Действие разворачивается в бывшей французской колонии в Африке — государстве Гран-Шьен. В начале 2000-х майор Спайк Скэллион пленил президента и с помощью военной группировки захватил власть в стране. Наводить порядок приходится дочке президента. Она нанимает отряд бойцов и поручает им разобраться с агрессорами.

Jagged Alliance 3 отлично выглядит и звучит. Локации прекрасно освещены и полны деталей. Мелкие города пестрят граффити, прилавками торговцев с разным барахлом. В джунглях постоянно натыкаешься на следы местных культов и битв времен Второй мировой.

Игра показывает, насколько разнообразны африканские пейзажи. Мы проходим по саваннам и болотам, заглядываем на оживленный рынок и в особняк местного криминального авторитета. И все это — под запоминающийся саундтрек: в героическую оркестровую музыку вплетены африканские этнические мотивы.

Нас почти сразу встречает напоминание о том, что действие происходит в бывшей французской колонии. Источник: Haemimont Games
Нас почти сразу встречает напоминание о том, что действие происходит в бывшей французской колонии. Источник: Haemimont Games

Повествование сместилось в сторону комедии. Юмора и чудаковатых персонажей хватало еще в Jagged Alliance 2. Чего стоил Кэлвин Бэркмор — напыщенный управляющий шахты, считающий себя гением на острие прогресса. Это насмешка над программистом издательства Кливом Блейкмором, которого разработчики не любили за самодурство. Но шутки не доминировали над остальными аспектами сюжета, пускай и довольно простого.

Зато Jagged Alliance 3 почти целиком построена на юморе, завязанном на штампах боевиков девяностых. Почти каждый герой — карикатура на какой-нибудь типаж. В заданиях полно отсылок: где-то встретятся машины, как в фильме «Безумный Макс: Дорога ярости», а персонажи могут начать сыпать цитатами из «Автостопом по галактике».

Игорь — один из доступных вам наемников и племянник Ивана Долвича из прошлых частей. В отличие от своего знаменитого родственника, он слабее и думает почти исключительно о водке. Источник: Haemimont Games
Игорь — один из доступных вам наемников и племянник Ивана Долвича из прошлых частей. В отличие от своего знаменитого родственника, он слабее и думает почти исключительно о водке. Источник: Haemimont Games

Порой игра напоминает, что действие все же разворачивается во время войны. В определенный момент нам покажут последствия бомбардировки мирного населения горчичным газом. Такие эпизоды не всегда выглядят органично, учитывая общий тон триквела.

Jagged Alliance 3 — еще больше RPG, чем предыдущие части. Почти в каждом диалоге проверяют навыки и особые черты. Это открывает больше сведений и опций в квестах. По локациям лучше передвигаться сразу всем отрядом: многие детали можно заметить только если у сопартийцев прокачаны определенные характеристики. Знаток механики приметит ноутбук, который можно взломать ради денег, а подрывник издалека увидит мину.

Наемники постоянно встревают в диалог, чтобы показать свой характер. Правда, этим их участие в разговорах ограничивается.

Геймплей на глобальной карте немного упрощен. Теперь нельзя заказать оружие через интернет — лишь изредка купить ствол-другой у местных торговцев. Нет вертолета: по карте придется передвигаться либо пешком, либо на лодке. Она появляется автоматически в любом порту.

Тактические сражения углубили. В Jagged Alliance 3 вернулось то, за что полюбили геймплей предыдущих частей: почти полная разрушаемость, эффективный стелс, стрельба по конечностям врагов. В некоторых зонах во время перестрелок можно ходить, не тратя очки действий. А бойцов можно завести в укрытие, где по ним будет сложнее попасть. Каждому наемнику можно приказать стрелять по врагам, которые будут хоть как-то двигаться во время своего хода.

Новая боевка сильнее завязана на эффектах, которые навешивают на персонажей. Врагов с тесаками лучше сперва обстрелять по ногам, чтобы замедлить. Снайперам — повредить руки, чтобы снизить точность выстрелов.

Jagged Alliance 3 заметно проще второй части. Масштабы перестрелок чуть меньше, стелс эффективнее. А если вы правильно вооружили отряд, можно без особых проблем пройти всю игру с самыми дешевыми наемниками.

Контроль движений врага помогает устраивать засады. Своих бойцов можно расположить так, чтобы враг и шагу не мог ступить, не поймав пулю. Вам останется лишь смотреть и наслаждаться. Источник: Haemimont Games
Контроль движений врага помогает устраивать засады. Своих бойцов можно расположить так, чтобы враг и шагу не мог ступить, не поймав пулю. Вам останется лишь смотреть и наслаждаться. Источник: Haemimont Games

Советы по прохождению Jagged Alliance 3

Сразу прочитайте все, что есть в меню «Справка». В игре ужасное обучение, а всплывающих по ходу прохождения подсказок недостаточно. Без «Справки» можно лишь случайно узнать, как модифицировать оружие, и то где-нибудь на десятом часу прохождения.

Сразу наймите полный отряд и не расставайтесь с ним. В триквеле невыгодно начинать лишь с парой сильных бойцов. Если наберете полный отряд, у вас всегда будут спецы с определенными навыками. Желательно взять наемников с чертами «Психопат», «Переговорщик» и «Тертый калач» — они открывают выгодные опции в диалогах.

Еще с полным отрядом можно не прокачивать некоторые навыки собственного персонажа. Все равно рядом будет специалист покруче.

Как только захватите аванпост в секторе H4, идите в H7. Там можно взять под контроль алмазные шахты и обеспечить себе стабильный доход, чтобы платить наемникам.

Исследуйте каждый сектор. Даже на пустырях найдутся лекарственные растения и пара полезных предметов.

Когда накопите денег, пригласите наемника по имени Рейдер. Он быстрее обучает ополченцев — те нужны, чтобы ваши секторы не захватывали враги. Поручите Рейдеру в одиночку создавать небольшие гарнизоны по всей карте, пока ваш основной отряд воюет.

Обязательно модифицируйте оружие. Запчасти сыпятся как из рога изобилия, а каждое улучшение ствола дает весомые преимущества. Сможете дальше и точнее стрелять, совершать бесшумные атаки, увеличивать угол обзора стрелка или лучше видеть в темноте через прицел.

Просто взгляните на список бонусов к характеристикам, которые дают модификации. Источник: Haemimont Games
Просто взгляните на список бонусов к характеристикам, которые дают модификации. Источник: Haemimont Games

Не игнорируйте стелс — он невероятно эффективен. Можно убить весь вражеский отряд и не вызвать подозрений. Даже если противник поднимает тревогу, это не означает, что вас засекли. Продолжайте незаметно устранять врагов.

Однако распылять силы по карте не стоит. Как только враг замечает что-то неладное, он автоматически направляется к случайной части вашего отряда. Это может перечеркнуть все планы. Представьте: снайпер застрелил бандита на глазах его собеседника. Убийцу враг не засек, поэтому пошел в сторону ваших наемников — причем той части отряда, которую вы надеялись поберечь до удобного момента. Если вас обнаружат, завяжется сражение.

Оружие ближнего боя и снайперские винтовки — самое эффективное снаряжение. С ножами и мачете врага можно резануть раз шесть за один ход. А если вы еще и открыли особую способность, противник не сможет ответить на такую стремительную атаку. Винтовки позволяют точно целиться в головы и убивать цель с одного выстрела.

Если дать каждому бойцу по снайперской винтовке, теоретически за ход можно будет делать по шесть хэдшотов. А если повезет, и того больше — причем никакие способности прокачивать не нужно. Более того, обычно на уровнях как раз около 12 врагов. Источник: Haemimont Games
Если дать каждому бойцу по снайперской винтовке, теоретически за ход можно будет делать по шесть хэдшотов. А если повезет, и того больше — причем никакие способности прокачивать не нужно. Более того, обычно на уровнях как раз около 12 врагов. Источник: Haemimont Games

Ящики с алмазами можно продавать прямо из инвентаря. Там же можно разбирать на запчасти ненужное вам оружие и некоторые вещи. Хлам пустите на модификацию своих пушек.

Установите мод, показывающий точную вероятность попадания по противнику. Игра сообщает об этом очень размыто. Не всегда понимаешь, почему боец промахивается несколько раз подряд, хотя стреляет почти в упор. С модом Descriptive Chance to hit может выясниться, что реальные шансы попасть равнялись нулю.

Системные требования и технические характеристики Jagged Alliance 3

Минимальные системные требования:

  1. 64-битная Windows 10 или 11.
  2. Процессор Intel Quad Core или AMD Ryzen 3.
  3. 8 Гб оперативной памяти.
  4. Видеокарта NVIDIA Geforce GTX 950 или AMD Radeon R7 370.
  5. DirectX 12 и 20 Гб свободного места на диске.

Рекомендуемые системные требования:

  1. 64-битная Windows 10.
  2. Процессор Intel Quad Core или AMD Ryzen 4.
  3. 16 Гб оперативной памяти.
  4. Видеокарта Nvidia RTX 2070 или AMD Radeon 6700 XT.
  5. DirectX 12 и 20 Гб свободного места на SSD.

Сколько стоит Jagged Alliance 3 и где ее купить

Jagged Alliance 3 можно купить на ПК в Steam и GOG за 1999 рублей. Ключи для этих сторов продаются в приложении Т⁠-⁠Банка, магазинах «Бука» и Gabestore.

На консолях PlayStation 4 и 5, Xbox One и Series игра выйдет 16 ноября. Если у вас есть подписка PS Plus или Game Pass, за предзаказ получите скидку в 20%.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Илья ЦукановКакая ваша любимая тактическая игра?