«Жанна Дюбарри» — три причины не смотреть новую мелодраму с Джонни Деппом
20 июля 2023 года в российский прокат вышла мелодрама «Жанна Дюбарри». Это первая большая роль Джонни Деппа за три года.
Фильм рассказывает о любви короля Франции Людовика Пятнадцатого и его фаворитки Жанны Дюбарри. Монарха сыграл Джонни Депп, причем все его реплики — на французском языке.
Объясняем, почему потенциально яркое возвращение известного актера совсем не задалось.
Что за «Жанна Дюбарри» (Jeanne du Barry)
Дата премьеры: 20 июля 2023 года
Страна производства: Франция
Режиссер: Майвенн, постановщица мелодрамы «Мой король»
В ролях: Майвенн, Джонни Депп, Бенжамен Лаверн, Пьер Ришар, Мельвиль Пупо, Марианн Басле, Паскаль Греггори
Жанры: мелодрама, биография, история
Фильмы, похожие на «Жанну Дюбарри»: «Версальский роман», «Мария-Антуанетта»
Продолжительность: 1 час 53 минуты
🧐 Фильм неудачно балансирует между мелодрамой и историческим кино
Простолюдинка Жанна Бекю живет во Франции середины 18 века. У нее лишь два пути: либо работать кухаркой или швеей, как мать, либо стать куртизанкой. Жанна выбирает второе и годы спустя попадает в покои короля Людовика Пятнадцатого.
После смерти королевы Жанна становится официальной фавориткой монарха. Она живет в Версале, нарушает обычаи и этикет высшего общества, а также провоцирует споры среди знати.
«Жанна Дюбарри» — классическая костюмированная мелодрама. Герой Деппа с улыбкой наблюдает за возлюбленной и дарит ей поместья, а в остальное время обедает и охотится. Жанна же насмехается над формальностями высшего света и привносит в Версаль немного жизни.
Поначалу фильм напоминает нежные любовные истории в духе «Гордости и предубеждения» — но в нем слишком мало чувственности и слишком много закадрового голоса. Повествователь знакомит зрителя с Жанной, рассказывает о ее взрослении и богатой жизни. С помощью этого приема создатели также объясняют знаковые для королевского двора события и чувства между героями.
Майвенн пытается рассказать историю непростой любви и склеивает фильм из разных мелодраматических эпизодов: персонажи или наслаждаются своими отношениями, или поддерживают друг друга в горе. Но лекторское повествование рушит весь драматизм этих сцен.
Фильм не работает и как историческая драма. Ведь в «Жанне Дюбарри» от эпохи не остается ничего, кроме костюмов и декораций. Все интриги в сюжете связаны только с отношениями главных героев: политику и экономику почти не обсуждают. Так что любители биографического кино будут разочарованы.
😴 Герои в фильме блеклые и пассивные
Режиссерка Майвенн увлеклась историей Жанны Дюбарри после просмотра дерзкой и яркой драмы «Мария-Антуанетта» Софии Копполы. В этом фильме герои пьют, сплетничают и занимаются шопингом под рок-саундтрек. Но сама Майвенн сняла мучительно медленный исторический кинороман с дорогими декорациями и невзрачными героями.
Обитатели Версаля не вызывают никаких чувств — хотя это важные исторические фигуры. Будущий Людовик Шестнадцатый в фильме нужен лишь для того, чтобы несколько раз кивнуть и поддержать Жанну. Мария-Антуанетта — чтобы подпасть под влияние карикатурно злобных дочерей короля и игнорировать Дюбарри во дворце. Все монархи и знатные лица становятся безымянными статистами на фоне главных героев.
Единственный запоминающийся персонаж «Жанны Дюбари» — королевский советник Ля Борд в исполнении Бенжамена Лаверна. Он сперва кажется высокомерным и по-отечески обучает Жанну версальскому этикету. А позже проникается к ней симпатией и становится другом.
Джонни Депп не успевает себя проявить. Его герой почти весь фильм стоически наблюдает за Жанной и дворцовым окружением. А его эмоции проговаривает тот же закадровый голос. Перед смертью король признается, что боится ада из-за порочных связей с Жанной — и просит ее покинуть покои. В этот момент авторы впервые показывают Людовика трагичной и несчастной личностью.
Даже персонаж Жанны Дюбарри не удивляет. Лишь однажды Майвенн трогательно показывает тоску и скорбь героини после смерти близкого человека. Но по большей части режиссерка и главная актриса просто занимается самолюбованием. Операторская работа постоянно подчеркивает ее красоту: при виде женщины люди замирают в слоу-мо, как в поп-клипах. Так происходит несколько раз за фильм.
🥐 «Жанна Дюбарри» — слишком предсказуемый фильм
Истории любви или дружбы обычного человека и аристократа часто работают по похожей схеме: бедный персонаж подкупает богатого своей непосредственностью и учит радоваться простым вещам. Например, во французской трагикомедии «1+1» белый богач на инвалидном кресле и его бедный помощник сначала идут в оперу — привилегированный герой не понимает, как можно не наслаждаться классической музыкой со сцены. Но в финале все меняется: вместе со своим новым товарищем бывший сноб слушает поп-песню группы Earth, Wind & Fire.
Майвенн придерживается такого же сценария. Сперва Жанна со смехом наблюдает за утренней рутиной и дневной охотой короля. А позже перебирается в Версаль и шокирует его обитателей мужскими нарядами и наплевательским отношением к этикету.
Правда, этих сцен так много, что выходки Дюбарри перестают удивлять. Зритель в точности до минуты может предсказать, когда Жанна нарушит очередное правило и вызовет негодование знати.
У фильма нет никакого нового взгляда на эпоху. Жанну пытаются показать самодостаточной и уверенной в себе девушкой, а не везучей фавориткой. В начале ленты она даже отказывается раздеваться перед художником, ведь ценит независимость. Но уже в следующей сцене девушка добровольно уходит в публичный дом. А после нехотя продает тело тому, на кого показывает ее властный супруг, — графу Дюбарри.
Король тоже поначалу кажется человечным и добродушным персонажем. Он испытывает теплые чувства к Жанне и к самой скромной из своих дочерей. Но между делом дарит возлюбленной темнокожего мальчика и покупает ее саму у графа Дюбарри. Авторы не делают акцента на этих противоречиях. Поэтому кажется, что они совершенно не осуждают героев.
Кроме того, создатели романтизируют старую Францию. В финале закадровый голос рассказывает о судьбе Людовика Шестнадцатого, Марии-Антуанетты и Жанны Дюбарри — их гибель связывают с уходом прекрасной эпохи. А революционеры воспринимаются авторами как террористы, которые положили конец роскошным монархам и их интригам.
Поэтому фильм вызывает только недоумение. С одной стороны, создатели воспевают период правления Людовика. Но с другой — невольно показывают, насколько аморальными и противоречивыми были все персонажи.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult