Как я вела свой подкаст и почему его удалила

24

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Евгения Винден

Страница автора

Я всегда любила читать, но одного чтения было мало, хотелось рассказывать о классных книгах, малоизвестных авторах и делиться самыми яркими впечатлениями Обычно, я обсуждала прочитанное с мужем, подругой и дедушкой, но постепенно желание говорить о литературе переросло во вполне осуществимую мечту — создать нечто, что могло бы стать уютным местечком для книголюбов. Я решила, что это будет подкаст. Почему именно он?

Ну, во-первых, я обожаю слушать подкасты. Они создают особую, камерную атмосферу, в которой ощущаешь себя частью «тайного» общества единомышленников. С YouTube у меня таких теплых отношений никогда не было, несмотря на то, что я его активный пользователь. Однако я не могла представить себя в роли видеоблогера. Популярную и запрещенную у нас соцсеть я тоже пробовала и какое-то время писала посты о прочитанном, но много текста — это не про нее.

Я понимала, что подкасты в России не очень популярны, а многие люди, к моему удивлению, до сих пор либо ни разу не слушали ни одного выпуска, либо вовсе не знают об их существовании. Последнее больше относится к старшему поколению.

И вот, наконец, я решила, что хочу быть не просто слушателем, но и рассказчиком. Я хотела общаться с подписчиками, которые, как надеялась, обязательно появятся, и для этого создала телеграм-канал. Увы, все вышло не так, как я хотела, но обо всем по порядку.

Технические моменты

Сначала я зарегистрировалась на хостинге. Выбор пал на Podster.fm. Площадка удобная, рекомендую. У меня заранее был готов план выпусков и картинка к подкасту, которую я купила на стоке и доработала. Микрофон — Maono AU-A04T. Не лучший из лучших, но неплохой. На момент покупки стоил около трех-четырех тысяч рублей. Недавно на маркетплейсе я видела его уже за шесть тысяч рублей.

Программа, в которой я записывала и обрабатывала звук — GarageBand. Сразу скажу, что это был плохой выбор. На мой взгляд, она очень ограничена в инструментах, но вместе с тем проста и легка в освоении. Знаю, что есть подкастеры, которые работают в GarageBand, используя дополнительные плагины, и у них неплохо выходит. Я плагинами не пользовалась, и в этом тоже моя большая ошибка. Знаете, как это бывает? Ты уже освоил программу, она тебе удобна, и даже несмотря на недостатки, ты продолжаешь ей пользоваться, обещая себе в будущем освоить более сложную. Но процесс перехода все затягивается и затягивается. Не делайте так, если сами планируете заняться подкастингом. Лучше сразу начинать работать с теми инструментами, которые позволят вам получить достаточно высокое качество звука. В этом плане я рекомендую классику — Adobe Audition. И да, возможно, вам также придется дополнить ее несколькими плагинами. В интернете полно видеороликов на эту тему.

Контент

В плане контента проблем никогда не возникало. Книг «съедено» много, статей и рецензий тоже в моем списке хватает, как прочитанных, так и написанных собственноручно. Читая книги, я делала закладки, выписывала множество фраз, старалась вести читательский дневник. Я переворошила множество давно прочитанных произведений с целью воссоздать подзабытые впечатления и обновить чувства к героям. Еще одна из причин помимо желания говорить о литературе стала неудовлетворенность уже существующими подкастами на эту тему. Если подкасты о науке, истории и культуре погружали меня в ту самую камерную атмосферу, о которой я говорила, то с книжными все было иначе. К сожалению, большинство из них строились на поверхностных обсуждениях. Это выглядело так: два или более ведущих разговаривали о книгах, зачастую не касаясь сюжета, не разбирая персонажей. Бывало и так, что даже авторов забывали назвать, а это важно, если речь идет о новинках, редкой фантастике и т. д.

Иногда создавалось ощущение, что ты присутствуешь при чужом разговоре, при котором тебя быть не должно. И мне не раз хотелось ворваться и спросить, о чем именно вы говорите? Почему вы решили, что эта история скучная или, напротив, захватывающая? Некоторые ведущие даже не старались подробно изложить свои мысли. Тем не менее я была благодарна за их беседы, пускай мне и не хватало деталей и информации. Вот такие противоречивые чувства, побудившие сделать подкаст, который на месте подписчика я сама бы была рада послушать.

Как именно я делала выпуски

Сначала составляла поэтапный план: тема и важные пункты, касающиеся моего видения сюжетных поворотов и поведения персонажей. Моими темами были или определенные книги, или творчество автора, или темы, объединяющие конкретную проблематику. Например:

  1. «Стоицизм в классике и современном нон-фикшн. Эффект эхо-камеры, и почему его надо избегать?»
  2. Филиппа Грегори. Цикл о войне Алой и белой розы. «Хозяйка дома Риверсов».
  3. «Волхв» Джона Фаулза и «Степной волк» Германа Гессе. Модернизм и постмодернизм в литературе XX века и т. д.

Я старалась брать как «незаезженных» авторов, так и известных классиков. Моей задачей было максимально глубоко погрузить слушателя в историю, сюжет и психологию персонажей. Для аргументации собственных выводов я зачитывала некоторые отрывки из книг. Здесь нужно быть осторожным, не увлекаясь использованием писательского контента.

Рассказывала о привязанностях к определенным героям или, например, объясняла, почему я считаю, что Джон Толкин — не просто автор фэнтези, а гений-лингвист, который оставил много пасхалок в лице разных героев из вселенной «Властелина Колец», берущей истоки из «Сильмаллириона». Я анализировала творчество Робин Хобб, опираясь на интервью о ее жизни на Аляске. Так, я узнала и рассказала в подкасте, откуда у одного из ее персонажей навыки выживания в дикой природе, умение подковать лошадь или освежевать тушу оленя.

В моем подкасте был даже цикл, посвященный воспоминания детства и первым книжным открытиям. В общем, старалась и крутилась как могла, но почти не получала обратной связи и не видела комментариев…

Процесс записи и обработки

Когда темы были сформулированы, а план расписан по пунктам, я садилась за написание сценария. С ним тоже все было просто. А вот процесс записи давался мне всегда тяжело. Когда вы впервые работаете с собственным голосом, то уже с первых фраз понимаете насколько это трудно. Малейшие речевые огрехи, которые в обычной жизни не так заметны, на записи будут резать вам уши. Вздохи, охи, щелканья языком, проглатывание звуков — все это будет преследовать довольно долго. Мне не хватало воздуха, голос дрожал, появлялись странные интонации. Первый выпуск я перезаписывала три или четыре раза. А вот процесс обработки, учитывая, что программу я выбрала легкую, был несложным.

Любимый момент — наложение фоновой музыки, которая усиливала атмосферу (загадочная, мистическая, расслабляющая, атмосфера средневековья и т. д.). Если вы сами задумываетесь о подкасте, рекомендую использовать эту фишку. Для слушателя — приятный бонус, плюс это помогает подчеркнуть важные моменты в рассказе. Фоновую музыку я брала из бесплатных фонотек.

Размещение и продвижение подкаста

Для размещения подкаста на любой из платформ требуется RSS — автоматически генерируемая ссылка. Для ее получения ничего делать не нужно, она появится сразу на хостинге. Ее нужно скопировать и привязать к тем площадкам, на которых вы хотите быть услышанными. Главными площадками для себя я выбрала — Apple Podcasts и Яндекс Музыку. На этом этапе я снова совершила ошибку, проигнорировав другие сервисы:

  1. Литрес и MyBook (а это, учитывая тематику, нужно было сделать в первую очередь).
  2. Google Podcasts.
  3. Castbox.
  4. Saundstream Podcast.
  5. Red basset Podcast.
  6. Сбер звук.
  7. ВК подкаст.

Последние шесть в моем случае казались совсем не обязательными. Кстати, если вы не разместитесь там, через какое-то (совсем не быстрое) время эти сервисы сами подтянут ваш RSS, но чем раньше это случится, тем лучше для подкаста. У него будет больше шансов привлечь потенциального слушателя. Так пишут во многих гайдах по запуску.

Продвижение — моя отдельная боль. Друзей-книголюбов у меня мало, поэтому сарафанное радио и перепосты сработать никак не могли, хотя я честно пыталась. Покупать отзывы для ускорения индексации — максимально плохая идея, но однажды я заплатила за обзор двух выпусков, попросив составить личное мнение и написать развернутый комментарий. Я не просила писать хвалебный отзыв, просто дала задание прослушать и высказаться. Конечно, отзыв был неплохим и вряд ли объективным. После этого случая я больше не искала столь легких путей, бесполезных и к тому же нечестных. В итоге в плане продвижения я не делала ничего. И это снова ошибка! Я прекрасно знала, что можно заказать рекламу у буктьюберов, создателей вк-сообществ или авторов телеграм-каналов. Это вам не трехгрошовый комментарий с сомнительной биржи фрилансеров:) Качественная реклама стоит дорого. Конечно, совсем необязательно обращаться к топовым блогерам, но я относилась к своему занятию исключительно как приятному хобби, и поэтому не видела смысла в дополнительных тратах помимо микрофона. А зря, нет прироста подписчиков — нет и обратной связи, а значит, со временем придет неудовлетворенность от «вещания» в пустоту.

Обратная связь и статистика

Как я уже сказала, обратной связи, за исключением парочки комментариев, не было. Однажды в ВК мне написал молодой человек, который поблагодарил за выпуски и назвал светлым человеком, а вот в телеграме подписчица в грубой форме указала на ошибку в ударении вымышленного города. Ну, и, конечно же, добрые комментарии от мужа и подруги:)

В Яндекс Музыке мне ставили лайки, были подписчики, правда, их было неприлично мало. Жаль, что в Яндекс Музыке нельзя оставлять комментарии, в отличие, от Apple Podcasts. За два года ведения подкаста набралось около двухсот подписчиков. Мне не хватало живого общения, ведь я хотела взаимодействия со слушателями в мессенджерах. А там было темно и глухо, так что моя стратегия «плывем по течению» и ждем, что люди найдут меня сами, как видите, не сработала.

Статистику я видела только в Яндексе (Yandex DataLense). За все время существования подкаста на этой площадке у меня было около тридцати тысяч прослушиваний, а процент дослушиваемоcти колебался в диапазоне 85—90%. Вроде бы неплохо, но эти цифры казались пустыми: мне никто ничего не писал, не просил новых тем и т. д.

В аналитику Apple Podcasts я быстро перестала заглядывать: там она была нулевой. Вероятная причина — мой подкаст игнорировался алгоритмами.

Удаление подкаста

Все очень просто.

  1. Отсутствие обратной связи в виде живого общения в комментариях и мессенджерах.
  2. Медленный набор подписчиков на Яндекс музыке.
  3. Огромная трата ресурсов: временных, интеллектуальных, психологических.
  4. Эмоциональное выгорание.
  5. Неудовлетворенность качеством звука.

Проект я забросила из-за первых четырех пунктов, но удалила из-за последнего. Я просто не могла оставить подкаст в таком качестве.

Знакомые и родственники, которые его слушали и давали адекватную критику, ни разу не жаловались на звучание. Они могли похвалить или сделать замечание по поводу выбранной темы или затянутого вступления, но звук всех устраивал. Да, неидеально, но хорошо или приемлемо. Но однажды освоив азы Adobe Audition (ни разу не реклама), я осознала, что не могу оставить выпуски в таком состоянии. Ведь я знаю, как они могли бы звучать! Отчасти это нездоровый перфекционизм.

Жалею ли я, что удалила подкаст, потратив на него столько сил и времени? Не жалею, но я держу в голове не совсем адекватную идею перезаписать выпуски и оставить их для редких и случайных слушателей, которые могут на него натолкнуться. Мне кажется, что поступив так, я сделаю хотя бы крошечный вклад для мира подкастов, читателей и литературы. Вот когда будет достойное для меня качество звука, тогда я успокоюсь и, либо отпущу подкаст навсегда, либо продолжу хотя бы иногда выкладывать что-то новенькое!

Что я посоветую тем, кто хочет создать свой подкаст? Во-первых, не совершать ошибок, которые я допустила: неправильный выбор программы для звуковой обработки, игнорирование многих площадок на момент запуска и пренебрежение доступными способами продвижения, если вы хотите набрать подписчиков и общаться с единомышленниками. Во-вторых, снизьте ожидания от подкаста, потому что если вы неизвестная личность, и у вас нет больших (или вообще никаких) средств для продвижения, то и популярности взяться неоткуда. Ведь за вами не стоит целая студия с профессиональными редакторами, smm-специалистами и т. д. Научитесь терпению, радуйтесь, пусть и редким, комментариям и не выжимайте себя до состояния выгорания. В-третьих, даже если вы бросите — это не значит, что у вас ничего не вышло. Вы приобрели опыт, освоили новые навыки и попробовали себя в качестве ведущего подкаста и звукорежиссера!

Всем удачи!