«Прорывает от потока мыслей»: как я схо­дила на репетицию спектакля «Холопы» в БДТ

Впечатления читательницы
11
«Прорывает от потока мыслей»: как я схо­дила на репетицию спектакля «Холопы» в БДТ
Аватар автора

Юлия Магай

задала вопросы

Страница автора

В рубрике «Театральные истории» мы собираем рассказы о спектаклях, балете и опере, которые стоит увидеть.

Самые яркие рецензии появляются на главной странице Т⁠—⁠Ж. Первым мы выбрали отзыв о спектакле Андрея Могучего в петербургском БДТ. Наша читательница случайно попала на его репетицию и осталась под впечатлением.

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и офрмила по стандартам журнала

Театр: БДТ, Санкт-Петербург
Жанр: трагикомедия
Режиссер-постановщик: Андрей Могучий
В главных ролях: Алексей Ингелевич, Марина Игнатова, Василий Реутов, Виктор Княжев, Варвара Павлова
Продолжительность: 4 часа 15 минут
Билеты: от 1200 ₽

Аватар автора

user1291988

посмотрела спектакль почти бесплатно

Страница автора

Про «Холопов» я раньше не слышала ровным счетом ничего. Пошла исключительно на имя режиссера — Андрея Могучего. Знала, что будет что-то, что меня не оставит равнодушной. Я за этим в театр обычно и хожу. Только потом узнала, что это пьеса Петра Гнедича и по ней был снят популярный телеспектакль.

Андрей Анатольевич вообще любит брать богом забытые произведения, которые напоминают современность и метафорически раскрывают ее в самых неприглядных проявлениях, и ставить их со всем размахом.

Я уже видела некоторые работы Могучего: «Грозу», «Губернатора» и «Пьяных». Не успела сходить на «Толстяков» и «Материнское сердце», но это в планах. Очень хотела попасть на театральный проект «Хранить вечно», который Могучий поставил в 2018 году в петербургском «Манеже», но тогда я не смогла купить билеты — настолько серьезным был ажиотаж.

Билеты на «Холопов» я случайно нашла в студенческой группе во «Вконтакте» и посмотрела репетицию по цене чашки эспрессо. Только потом поняла, как же мне повезло: сейчас билеты на этот спектакль даже глубокой осенью просто не достать.

Знаю, что существует практика проводить открытый показ премьеры для студентов театральных специальностей, собирать обратную связь и делать генеральные прогоны для труппы. Но оказалось, что увидеть репетицию может и обычный человек: можно завести знакомство со студентами, затесаться в театральное сообщество или, как я, найти подобные группы в социальных сетях.

Сюжет

Действие пьесы происходит в начале 19 века, в конце царствования Павла Первого. Император представлен даже не человеком, а мыслью, назидательной неприятной фигурой, которая не участвует в происходящем на сцене, но при этом сильно на него влияет.

Мы видим несколько картин из жизни князей Плавутиных-Плавунцовых. Главная роль в семействе у аристократки, старой княжны Екатерины, которая прикована к инвалидному креслу. На самом деле она притворяется и просто не хочет подчиняться указу Павла — всегда выходить из кареты и кланяться государю.

У княжны и ее очаровательного мопса Бьютьки день рождения, в доме собираются гости, чтобы поздравить хозяйку. Внезапно приходит известие, что из Парижа приехал бывший крепостной Плавутиных-Плавунцовых Степан и срочно хочет встретиться с княжной лично. Никому не понятно зачем.

Достоинства

Мне очень понравились костюмы в спектакле. В их подборе принимал участие сам режиссер, и это абсолютно гениально. Костюмы либо нарочито шикарные и изысканные, как у героини Lise — модницы и красавицы: женственные роскошные платья в пол, меховые воротники и перчатки.

Либо полный фарш из старых бус, шуб с Уделки и натянутых на лица капроновых чулок. У героя по фамилии Веточкин из пальто торчит… Что бы вы могли подумать? Верно, ветка. В противовес дресс-код Плавутиных-Плавунцовых — тотал блэк.

Сказать по правде, никого из труппы я будто раньше и не видела — либо под этими образами не смогла узнать лиц. Но игрой я все равно была поражена. Понравилось, что все герои очень живые. Они не просто драматические, на надрыве, как это часто бывает, но и вызывают улыбку.

Отдельно отмечу игру мажордома в доме княжны — пренеприятного человека с большими бакенбардами, самого прогрессивного героя — князя Платона и воспитанницы княжны — невротической Агнички, над сценами с ней я искренне несколько раз смеялась в голос.

Декорации — 10 из 10, такого, уверена, вы не увидите больше нигде. Они выглядят по-разному в разные временные отрезки. Сначала — заброшенная усадьба, которую осматривают в наши дни и реставрируют. Потом — когда-то процветающий статусный дом, полный слуг, а после — полуразрушенная дача. При этом актеры буквально крушат одно пространство прямо при зрителе, чтобы создать новое.

Еще одно удивительное решение: действие во время антракта не заканчивается и за персонажами можно подсмотреть, если уплетать бутерброды с икрой в буфете не хочется. Герои из предыдущего действия продолжают играть: они болтают, бегают по сцене, раскрывают характеры. Кстати, на сцене все время присутствуют музыканты. Они сопровождают спектакль экспериментальным попурри.

Впечатления

Мне нравится, когда во время спектакля ты абсолютно выпадаешь из реальности, сидишь завороженный, на минуточку, четыре с половиной часа. А после окончания тебя прорывает от потока мыслей. «Холопы» — именно такое произведение. Многослойное, сложное, с юмором и болью.

Помню, что было тяжело из-за несправедливости, в которой жили некоторые герои на сцене. Много думала про то, как легко рождается насилие в условиях такого жесткого разделения на сословия. И как иногда небезопасно быть самим собой.

Юлия МагайТоже получилось сэкономить на билетах в театр? Расскажите об этом: