«Я могу доверить работу только маме»: как устроен бренд кимоно с производ­ством в Нижнем Тагиле

«Я могу доверить работу только маме»: как устроен бренд кимоно с производ­ством в Нижнем Тагиле

Бизнес приносит от 100 000 до 300 000 ₽ в месяц
60
Аватар автора

Виктория Мазурова

основатель бренда Basa

Аватар автора

Анна Бобылева

узнала, как носить кимоно

Страница автора
Аватар автора

Ира Юльева

красиво сфотографировала

Страница автора

Я ненавижу шить, хотя выросла в семье модельера-конструктора.

У моей мамы собственное ателье, поэтому красивая одежда в моей жизни всегда была где-то рядом. При этом я никогда не мечтала пойти по ее стопам и долгое время занималась керамикой.

Два года назад все неожиданно изменилось. Теперь мы с мамой вместе придумываем и шьем кимоно из шелка, бархата и вискозы. Расскажу, почему и как Basa стала бизнесом моей мечты.

Рассылка для тех, у кого свой бизнес
Новости и кейсы для предпринимателей — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Начинала с зарплаты 100 ₽ в час

Я родилась и выросла в Нижнем Тагиле. В восьмом классе поехала в Питер на каникулы и влюбилась в город. Решила, что обязательно буду здесь жить, когда вырасту.

Я плохо училась в школе, но в 11-м классе налегла на ЕГЭ, чтобы попасть в институт в Петербурге. Думала, что приеду после своей гимназии и сразу всех порву. В итоге поступила, наверное, в худший университет в городе на специальность «маркетолог».

Обучение мне вообще ничего не дало. Нас учили по методичкам нулевых, все это было неактуально, поэтому к своему образованию я отношусь несерьезно.

Из-за легкой учебы я могла распоряжаться временем, как хотела. Поэтому все 5 лет развивала творческие способности, знакомилась с людьми, постоянно ходила что-то фотографировала. Этот опыт оказался важнее, чем само обучение.

После окончания университета я не знала, что делать, искала хоть какую-то работу. На тот момент я уже некоторое время интересовалась керамикой, собирала доску на «Пинтересте». Придумала название и концепцию бренда посуды, зарегистрировала страницу в соцсетях. Но дальше дело не шло.

Я в нашем шоуруме
Я в нашем шоуруме

В декабре 2015 года случайно наткнулась на студию керамики «Бисквит». Написала им письмо и спросила, нет ли у них открытых вакансий. Мне ответили, что как раз освободилось место администратора.

На собеседование я шла с трясущимися руками и ногами, хотя понимала, что это вообще не вакансия мечты. Просто администратор, ничего сверхъестественного. Но я верила, что это большой шаг к мечте.

Меня взяли на работу в тот же день, показали какие-то основы. Зарплата была всего 100 ₽ в час, но мне было все равно. Я была готова как угодно жить, лишь бы прикоснуться к миру керамики.

Через 4 месяца открыла свое дело

В студии меня научили всему, что связано с производством керамики. Например, «ставить печь». Сначала изделие лепится из глины, потом сохнет. Затем его ставят в печь и обжигают при температуре 1000 °C. Для этого нужно разбираться в оборудовании и уметь определять, когда изделие высохло. В общем, миллион тонкостей и нюансов.

Почти сразу я познакомилась с двумя девушками-сестрами, они приходили на наши курсы по керамике. Мы сдружились, потому что все трое хотели создать собственные бренды. В итоге всего через 4 месяца вместе сняли помещение на Петроградке и открыли студию керамики. С покупкой печи для обжига помогла моя мама.

Какое-то время мы просто делали посуду на продажу и участвовали в маркетах, что меня очень вдохновляло. Приятно, когда подходят люди и говорят, как у тебя все красиво и необычно.

Помню, как на одном из маркетов заработала 8000 ₽. За аренду студии я платила те же 8000 ₽: мне казалось, что это просто суперуспех — отбить за один день работы аренду. Такие тогда были суммы.

Не знаю, как я жила в те годы. Видимо, сильно хотелось делать что-то свое. Мне постоянно снилась эта свобода, когда встаешь во сколько захочешь и кайфуешь от того, что делаешь.

Сейчас я занимаюсь одеждой, и этот бизнес кажется мне очень легким по сравнению с керамикой. Керамическое производство — бесконтрольный процесс. Очень сложный, с минимумом денежной отдачи
Сейчас я занимаюсь одеждой, и этот бизнес кажется мне очень легким по сравнению с керамикой. Керамическое производство — бесконтрольный процесс. Очень сложный, с минимумом денежной отдачи

Довольно быстро стало понятно, что на одной посуде далеко не уедешь. Потому что зарабатывать даже 50 000 ₽ в месяц казалось чем-то невероятным. Приходилось все время объяснять людям, почему изделие стоит именно столько. На это мы тратили очень много сил.

В итоге мы запустили мастер-классы, и дальше уже занимались только ими. Это гораздо выгоднее: тратишь 4 часа — и получаешь оплату сразу от 5—6 человек. Кроме того, с психологической точки зрения мастер-классы гораздо больше ценятся. А еще человек перестает спрашивать, почему одна чашка стоит целых 3000 ₽.

Примерно 5 лет я сама проводила мастер-классы, потом начала делегировать. У меня был преподаватель, который вел занятия и отвечал за «Инстаграм»*. А я удаленно решала какие-то задачи, покупала материалы. Потом мне и это надоело.

Студия керамики всегда работала исключительно на интуиции, никаких бизнес-планов я не строила. Были робкие попытки сделать что-то более серьезное, я даже наняла маркетолога и думала об открытии филиала в Москве. Но в итоге продала студию.

На первом кимоно я ничего не заработала

Моя мама — модельер-конструктор с почти 40-летним стажем, суперпрофи. В Нижнем Тагиле у нее собственное ателье, которому 27 лет. Поэтому параллельно с керамикой все эти годы я понемногу занималась одеждой. Но очень бессистемно. Просто понимала, что у меня идеальные условия, которыми грех не воспользоваться.

Покупала ткани, привозила маме в ателье и говорила, какие модели шить. Она все это кроила и отдавала своим портным. Готовые вещи потом продавала в нашей студии керамики.

Каких-то конкретных мыслей и идей у меня тогда не было. Я не хотела всерьез заниматься одеждой. Просто возникало мимолетное вдохновение, я начинала мечтать, что вот сейчас мы придумаем коллекцию и разошлем ее в какие-нибудь магазины. Но потом все это разбивалось о керамический быт.

Как-то в конце 2016 года я пришла в магазин тканей, чтобы купить обрезки и сшить игрушку для племянницы. Увидела тысячи рулонов разного льна, офигела от такого количества красивых текстур и цветов. В итоге все 4000 ₽, которые были на карточке, оставила в этом магазине.

Купила микрометражи — метр, полтора — и привезла маме, чтобы решить, что с ними делать. Из этой ткани мы отшили коллекцию из пяти или шести изделий, одним из них было как раз наше первое кимоно.

Мне всегда нравились кимоно просто как предмет, плюс лично мне они идут. Но на тот момент о монобренде я еще не думала
Мне всегда нравились кимоно просто как предмет, плюс лично мне они идут. Но на тот момент о монобренде я еще не думала

Мне почему-то казалось, что у бренда одежды обязательно должен быть как можно более широкий ассортимент. Условно, не только кимоно, но и юбки, брюки, платья, блузки, свитшоты. Чем больше — тем лучше.

В те годы цену на свою одежду я определяла в прямом смысле «на глаз». Прикидывала, сколько мне самой не жалко было бы отдать за вещь. О прибыли я почти не задумывалась.

Например, одно из первых кимоно мы шили из шелкового бархата, это одна из самых дорогих тканей. Кимоно я продавала за 12 700 ₽, а сам бархат стоил тогда около 3000 ₽ за метр. На одно кимоно уходит не меньше 2,5 метра. То есть я практически в ноль работала.

Я понимала, что цена невысокая, но выше поставить не могла. В голове держалась мысль: нужно сделать так, чтобы человек видел изделие и сам понимал, что оно реально стоит 20 000—30 000 ₽.

Видимо, мне нужны были эти 5⁠—⁠6 лет, чтобы самой для себя сформулировать концепцию
Видимо, мне нужны были эти 5⁠—⁠6 лет, чтобы самой для себя сформулировать концепцию

Бизнес-идея пришла в шавасане

До какого-то момента мы шили все подряд. Но однажды я лежала на йоге в шавасане  с закрытыми глазами — и внезапно меня осенило. Надо шить только кимоно. Почему я раньше до этого не додумалась?

После «озарения» я еще примерно год ничего не делала, никак не могла собраться и начать. Но тут в дело снова вмешался случай. Мы с мужем тогда много путешествовали, и в 2022 году собирались в Дагестан.

В Дагестане нужно ходить в закрытой одежде. А у меня еще и татуировки на руках, которые тоже желательно прикрывать. Поэтому для поездки я заказала у мамы длинное кимоно. Все кимоно, которые мы делали до этого, были с рукавами 3/4 и длиной до середины икры.

В тот же период я училась на курсах по домашнему декору и скинула свою фотографию в кимоно в общий чат. Мне сразу написали несколько девушек. Так случайно у меня появились первые клиенты. На этих заказах я заработала около 50 000 ₽.

Одно кимоно купила девушка-блогер, выложила фотографию и отметку
Одно кимоно купила девушка-блогер, выложила фотографию и отметку
Это принесло мне много подписчиков
Это принесло мне много подписчиков

С этого момента я отсчитываю историю бренда. Мы начали расширять ассортимент кимоно, покупать новые ткани, пробовать разные вариации — из шелка и шелкового бархата, поплотнее и полегче, темные и светлые.

Мои главные вдохновители — бренд Ushatava. У них было несколько видов кимоно, и мне очень понравилась сама форма. Ее я и взяла за основу своих изделий, но расширила рукава и добавила завязки, удлинила по всем параметрам.

Сегодня кимоно шьем по двум базовым лекалам, которые повторяются в разных тканях. Процесс обычно выглядит так: я покупаю ткань, и мы с мамой исходя из фактуры решаем, какой ширины будет пояс, делать карманы или нет, пришивать ли завязки.

К каждой ткани нужен индивидуальный подход. В каких-то моделях будет очень длинный рукав, где-то покороче. Все зависит от того, как сидит ткань.

Пока у нас нет разграничений по коллекциям. Что успели, то и продаем. За месяц мама шьет условно пять новых моделей в пяти вариантах, присылает мне в Петербург
Пока у нас нет разграничений по коллекциям. Что успели, то и продаем. За месяц мама шьет условно пять новых моделей в пяти вариантах, присылает мне в Петербург
Мы фотографируем и выкладываем новый дроп
Мы фотографируем и выкладываем новый дроп

Наши стандартные кимоно все одного размера, но различаются длиной. Иногда шьем пошире, для девушек плюс-сайз прибавляем в объеме. Прежде чем шить, всегда спрашиваем, какой рост. Кто-то, как я, любит, чтобы кимоно по полу тащилось. Кто-то любит по щиколотку. Либо мы можем сшить, и уже человек сам на месте решит, насколько ему подходит длина. Кимоно мы подрезаем бесплатно.

Иногда присылают кимоно другого бренда и просят повторить. Мы всегда отказываемся. Но какие-то индивидуальные изменения в наши модели можем вносить.

Там, где мы идем навстречу, — это длина и шлейф. Кто-то просит сделать разрезы по бокам. Однако главный упор на выбор ткани, в этом по большей части и заключается индивидуальный подход.

Стоимость индивидуального пошива не отличается, такое кимоно будет стоить столько же, сколько и готовое. У нас и так достаточно высокая цена. Сейчас в магазине кимоно стоят от 20 000 ₽ до 40 000 ₽. Я хочу, чтобы она не увеличивалась от того, что мы шьем для кого-то индивидуально. Потому что по факту сил не намного больше уходит.

Расходы на открытие шоурума в 2023 году

Всего расходов600 000 ₽
Ремонт помещения250 000 ₽
Покупка мебели150 000 ₽
Затраты на отправку кимоно блогерам100 000 ₽
Аренда за два месяца80 000 ₽
Мероприятия к открытию студии20 000 ₽

Расходы на открытие шоурума в 2023 году

Всего расходов600 000 ₽
Ремонт помещения250 000 ₽
Покупка мебели150 000 ₽
Затраты на отправку кимоно блогерам100 000 ₽
Аренда за два месяца80 000 ₽
Мероприятия к открытию студии20 000 ₽

Рулон ткани как инвестиция

Все строится на моей большой любви к тканям. Я обожаю открывать и пробовать новые цвета бархата, шелка и вискозы. И мне хотелось показывать все эти материалы именно через форму кимоно.

Я ищу хорошие итальянские ткани по плюс-минус оптовым ценам. Покупаю в разных местах, нет какого-то одного поставщика. У меня есть несколько любимых онлайн-маркетов.

Некоторые поставщики возят напрямую из Италии. Часто заглядываю в магазин на моей улице, который продает только небольшие тиражи. Но я все равно люблю покупать там, даже если это 5—10 метров. Пусть мы сошьем всего одно или два кимоно, зато я сама получу удовольствие от процесса.

Со всеми продавцами поддерживаю хорошие связи и прошу сразу писать, если появляется новая ткань в «моем» стиле. У бренда есть определенный вкус, и я думаю, что он достаточно понятный. Все ткани пастельные, однотонные. Практически нет принтов, а если есть, то они тоже однотонные.

Я люблю приглушенные оттенки, молочные, графитовые. Самое удивительное, что в жизни я нигде их не вижу вообще
Я люблю приглушенные оттенки, молочные, графитовые. Самое удивительное, что в жизни я нигде их не вижу вообще
Почти не бывает таких случаев, чтобы я замечала на улице одежду из той ткани, которая мне нравится. При этом и в магазинах ее тоже почему⁠-⁠то никогда нет в наличии, либо какие⁠-⁠то остатки. Я все время думаю: куда эти ткани пропадают? Загадка
Почти не бывает таких случаев, чтобы я замечала на улице одежду из той ткани, которая мне нравится. При этом и в магазинах ее тоже почему⁠-⁠то никогда нет в наличии, либо какие⁠-⁠то остатки. Я все время думаю: куда эти ткани пропадают? Загадка

Если я вижу ткань, которая мне сильно нравится, я ее куплю 100%, даже если остался последний метр. Ни разу не было за эти два года, что я себе в чем-то отказала.

Когда у бизнеса еще не было большого оборота, я даже брала кредит на ткань, которая мне понравилась.

При этом у меня есть внутренний ограничитель. Я никогда не покупала, например, ткани по 10 000 ₽ за метр. Хотя, признаться, я таких особо и не вижу. Столько стоит разве что кашемир, который я не слишком котирую.

Ткани я выбираю интуитивно. Когда ты долго с ними работаешь и уже видел тысячи образцов, можешь быстро сориентироваться. Даже просто по виду уже более-менее понятно, какой ткань будет на ощупь и как поведет себя в носке.

Один из полезных параметров — плотность. Берется квадратный метр ткани и взвешивается, производитель потом указывает эти данные. Средняя плотность — 150 граммов на метр. Если ткань очень тонкая, то число может быть и 30. А если очень плотная, то 200—250.

Многое можно понять по видео. Какие складочки получаются, струящаяся ткань или стоячая. Но чаще у меня возникают вопросы даже не по текстуре, а по цвету.

Цвет — на первом месте при выборе ткани
Цвет — на первом месте при выборе ткани
Если мне цвет не нравится, то какая бы текстура ни была, не буду покупать
Если мне цвет не нравится, то какая бы текстура ни была, не буду покупать

Однажды я заказала ткань, которая, как оказалось, меняет оттенок в зависимости от освещения. Если на нее падает естественный свет от окна, мне она нравится, а вот под искусственной лампой — нет. До сих пор лежит на складе. Но это единичный случай.

На одно кимоно уходит от 2,5 до 5 метров ткани. Разброс большой, но многое зависит от деталей. Например, от того, есть завязки на рукавах или нет — мы их делаем очень длинными. Где-то может быть пошире посадка.

Если ткань тонкая, то я люблю сделать кимоно объемнее. Такой оверсайз, чтобы было как можно больше складок. Если же ткань плотная, то обычно силуэт поуже.

Сейчас у мамы на складе хранится около 100 моих рулонов. Она уже ругается, что некуда складывать. Но я считаю, что ткани — это инвестиция.

Если у меня есть свободные деньги и я их положу на какой-нибудь банковский вклад, сколько они мне принесут? 5000—10 000 ₽ в месяц? А если я их вложу в ткани, то потом все равно продам в несколько раз дороже. Понятно, что придется заплатить за пошив. Но все равно я на этом заработаю гораздо больше.

Сняла помещение в субаренду

Я изначально хотела открывать шоурум в пространстве Печатного двора на «Петроградской». Здесь высокие потолки и большие арочные окна. Да и сам дом внешне очень красивый.

Примерно полтора года назад нашла на «Авито» объявление о субаренде помещения именно в этом здании. В итоге быстро сделала ремонт и почти сразу заехала. На ремонт ушло около 250 000 ₽.

Мы работаем по записи, большинство заказов поступают из Москвы и других городов России. На примерки не так часто кто-то приходит. Поэтому пока нет смысла держать полноценный магазин, который бы работал ежедневно с 12 до 20.

В студии продаются не только кимоно. Есть немного другой одежды, посуда, аксессуары, парфюмы. Но правда в том, что все, что не кимоно, продается ощутимо хуже.

Арочные окна шоурума
Арочные окна шоурума
Зимой еще хорошо шли свитера, при этом платья могут долго провисеть невостребованными. Хотя я смотрю на них и думаю: как красиво, почему никто не берет?
Зимой еще хорошо шли свитера, при этом платья могут долго провисеть невостребованными. Хотя я смотрю на них и думаю: как красиво, почему никто не берет?

Видимо, уже есть стойкая ассоциация, что мы про кимоно. В этом, в общем-то, и была затея. Я хотела, чтобы мы были самыми известными производителями кимоно. Рассказывали и показывали, что в них можно и на красную дорожку пойти, и просто дома посидеть с чашечкой кофе. Сейчас у наших кимоно немного томный вайб, но я хочу, чтобы они создавали разное настроение.

Я сама — девушка из Нижнего Тагила, у меня очень простой бэкграунд. Мне важно показать, что с помощью кимоно можно транслировать разные проявления личности. Кимоно — это одновременно что-то простое, роскошное и немного дерзкое.

До недавнего времени все продажи шли только через соцсети. Осенью наконец-то заработал сайт, с которым я намучилась. Когда только начинала бизнес, конечно, хотелось подешевле все сделать.

В итоге мы нашли девушку, которая недобросовестно себя повела и не доделала сайт. Примерно такая же история повторилась со следующим разработчиком. Так запуск сайта растянулся почти на год.

Недавно я подала документы на регистрацию бренда, но оказалось, что опоздала буквально на пару месяцев. Кто⁠-⁠то меня опередил и в тех же категориях зарегистрировал слово «Баса». Пока не придумала, что с этим делать
Недавно я подала документы на регистрацию бренда, но оказалось, что опоздала буквально на пару месяцев. Кто⁠-⁠то меня опередил и в тех же категориях зарегистрировал слово «Баса». Пока не придумала, что с этим делать

Не люблю работать по предоплате

Я не очень люблю систему предоплаты. Морально мне легче, когда я уже все сделала и только после этого мне заплатили. Но в целом сейчас мы стараемся 50% брать сразу же и 50% уже по готовности.

Недавно мы с клиенткой долго выбирали ткань для ее кимоно. Я поняла, что не получается через фото и видео клиенту передать, как материал выглядит в реальной жизни. В итоге договорились, что она проведет оплату только после того, как получит и рассмотрит кимоно вживую. Мне это как-то проще психологически.

Одновременно мне не хочется сталкиваться с возвратами. Поэтому я всегда предупреждаю покупателей о возможных нюансах.

Например, бывают очень красивые и нежные ткани, на которых легко поставить зацепку. Или те, на которых даже вода будет оставлять пятна. Мне важно об этом предупреждать сразу, чтобы человек не расстраивался. Но это редко кого-то отпугивает. Потому что самые «капризные» ткани, как правило, еще и самые красивые. Хотя бывают непредсказуемые реакции.

Однажды меня попросили оформить возврат, потому что льняное кимоно сильно мнется. Блин, ну это же лен!

Можно было бы собрать базовый набор тканей у одного-двух поставщиков и постоянно отшивать одни и те же коллекции. Сделать процесс более предсказуемым и избежать подобных проблем.

Но в целом эфемерность — важная часть всей этой истории. Меня она совсем не смущает.

Работаем через сарафанное радио

Сейчас в команде на постоянной основе работаем только я, мама и ее портные. Даже муж говорит, что давно пора брать продавца и собирать команду. Но пока мне нравится самой отвечать на вопросы, консультировать, снимать видео. Потом посмотрим.

Самая классная реклама сейчас — это мой личный бренд. Я постоянно рассказываю про наши кимоно, показываю, как их можно по-разному носить.

Я покупала рекламу несколько раз. Но мне не показалось, что была какая-то существенная отдача. Мне больше нравится работать по бартеру с близкими по духу блогерами.

Съемки — тоже хорошая реклама. Когда делаешь что-то красивое, это репостят и об этом рассказывают подружкам. Да и сам по себе контент — тоже вещь очень продающая.

На съемки я каждый раз набираю разных людей. Хотя раньше у меня была другая стратегия. Думала, что найду «своего» фотографа и буду с ним сотрудничать годами
На съемки я каждый раз набираю разных людей. Хотя раньше у меня была другая стратегия. Думала, что найду «своего» фотографа и буду с ним сотрудничать годами
Так делают многие бренды. Потом поняла, что у нас столько классных фотографов и стилистов, что я хочу поработать со всеми
Так делают многие бренды. Потом поняла, что у нас столько классных фотографов и стилистов, что я хочу поработать со всеми

Обычно я сама стилизую съемки своего бренда. Но очень интересно наблюдать, как люди по-разному видят одну и ту же вещь. Кажется, что кимоно такая простая история, а в итоге каждый стилист ее по-новому преподносит.

На данном этапе для меня создание кимоно все же больше как творчество. Оно мне приносит доход и какой-то кайф по жизни. Нет такого, что я много работаю и упарываюсь.

Мне до сих пор не хочется делать что-то очень глобальное и тиражированное. Сейчас мы отшиваем от 18 до 25 кимоно в месяц, то есть это по-прежнему штучный товар. Нет задачи выйти на показатели в 10 000 экземпляров.

Во-первых, мне важно, чтобы все производилось у мамы. Во-вторых, мне импонирует концепция, когда ты одну вещь носишь в разных вариациях. Кимоно можно надеть с джинсами, с майкой, на какое-то мероприятие. Ну или просто дома ходить.

Мне не нужно, чтобы человек покупал себе 30 кимоно. Гораздо важнее, чтобы одну вещь он носил долго, в разных ситуациях.

Год не можем найти швею

Безусловно, я все равно думаю о развитии бизнеса. В будущем планируем делать обувь, белье и аксессуары, которые, на мой взгляд, хорошо сочетаются с кимоно. Чтобы человек мог сразу купить полный комплект.

Если это все масштабировать, то начинать нужно с расширения производства. Все упирается в производственные мощности. У мамы в ателье мои заказы принимают в порядке общей очереди. Две недели в месяц она для меня шьет, две недели для своих клиентов. На шитье одного кимоно уходит 5—8 часов.

Я давно предлагаю маме оставить только мои заказы, чтобы мы могли увеличить производство. Но она всегда отвечает, что не может бросить своих постоянных клиентов. Ведь они были рядом в самые тяжелые времена.

В команде у мамы три швеи, которых она много лет назад нашла по объявлениям и в центрах занятости. Все они превосходно работают. Есть женщина, которая шьет тонкие вещи из шелка, что-то совсем деликатное. Есть специалист по более плотным тканям.

Очень сложно найти в Нижнем Тагиле портных, потому что все хотят как можно меньше сил тратить и при этом как можно больше зарабатывать. В результате мы уже год не можем найти новых швей. И ни одного претендента не видели, даже близко. Не соответствуют стандартам, неаккуратные.

Второй логичный путь — искать еще одно производство. Естественно, мне этого совсем не хочется, потому что маме я доверяю на миллион процентов. Понимаю, как она работает. Знаю, что всегда сделает все в срок и суперкачественно. И вообще, у меня ни разу не было никаких претензий.

Я даже думала найти портных в Петербурге и привозить маму, чтобы она кроила и на месте показывала им, как шить. Но пока так тоже не получается, у мамы слишком много работы в Нижнем Тагиле
Я даже думала найти портных в Петербурге и привозить маму, чтобы она кроила и на месте показывала им, как шить. Но пока так тоже не получается, у мамы слишком много работы в Нижнем Тагиле

Я хотела бы открыть студию в Москве. В мой последний приезд было очень мощное побуждение к действию. Я зашла в какой-то магазин домашних товаров. Смотрю, девушка набрала всяких необязательных штучек и идет к кассе. Краем уха слышу сумму чека — 72 000 ₽. И тут же пишу мужу сообщение: нам надо срочно ехать в Москву.

Я никогда не была на маркетах в столице, но все мои друзья-керамисты говорят, что Москва и Петербург — это просто две разные вселенные.

В Питере, если человеку понравилась чашка, то он, скорее всего, не будет покупать ее сразу, уйдет «подумать». А в Москве люди даже на донышко посуды не смотрят, чтобы узнать цену. Это заманчивая перспектива для любого предпринимателя.

Расходы и доходы за февраль 2024 года

Всего расходов345 000 ₽
Чистая прибыль125 000 ₽
Ткани120 000 ₽
Зарплатный фонд120 000 ₽
Съемка кампейна65 000 ₽
Аренда студии40 000 ₽

Расходы и доходы за февраль 2024 года

Всего расходов345 000 ₽
Чистая прибыль125 000 ₽
Ткани120 000 ₽
Зарплатный фонд120 000 ₽
Съемка кампейна65 000 ₽
Аренда студии40 000 ₽

Мы ищем предпринимателей. Если хотите рассказать историю своего бизнеса — заполняйте анкету

Анна БобылеваВы бы вышли в кимоно из дома?
    Вот что еще мы писали по этой теме