«Кунг-фу Панда 4»: яркое, но неуклюжее продолжение истории Воина Дракона
В начале марта 2024 года в мировой прокат вышла новая «Кунг-фу Панда» — а недавно она добралась и до стримингов.
В продолжении панда По должен сложить полномочия Воина Дракона, но перед этим нужно найти достойного ученика и сразиться с хитрой чародейкой Хамелеоншей. Это милое и безобидное кино, которое, к сожалению, не предлагает ничего нового. Все сюжетные ходы вы уже видели в других картинах, а по многим творческим решениям слишком заметно желание авторов вытрясти из франшизы как можно больше денег.
Рассказываем, чем разочаровывает «Кунг-фу Панда 4» — сиквел, который не смогла бы спасти даже Неистовая Пятерка.
Что за «Кунг-фу Панда 4» (Kung Fu Panda 4)
Дата премьеры: 8 марта 2024 года
Страны производства: США, Китай
Режиссеры: Майк Митчелл, Стефани Стайн
Сценаристы: Джонатан Айбел, Гленн Бергер, Даррен Лемке, Дэвид Линдси-Эбейр, Лиллиэн Ю
Роли озвучивают: Джек Блэк, Аквафина, Виола Дэвис, Дастин Хоффман, Брайан Крэнстон, Джеймс Хун, Иэн Макшейн, Ке Хюи Куан, Ронни Чиэн, Лори Тань Чинн
Жанры: фэнтези, боевик, комедия, мультфильм
Фильмы, похожие на «Кунг-фу Панда 4»: «Кот в сапогах 2: Последнее желание», «Шрэк Третий»
Продолжительность: 1 час 34 минуты
🐼 Это сиквел, похожий на все другие голливудские сиквелы
Панда По продолжает защищать родную Долину Мира от врагов. Он с легкостью побеждает противников и наслаждается статусом местной звезды. Но однажды его учитель Шифу сообщает По, что тот должен передать полномочия Воина Дракона кому-то новому. Панда же станет духовным лидером Долины, каким когда-то был мастер Угвей. Герой не очень доволен таким поворотом. Ответственность его пугает, а драться нравится куда больше, чем толкать умные речи.
На счастье По решение приходится отложить — в долине вдруг объявляется Тай Лунг, вроде бы погибший злодей из первой части. Пойманная воровка Чжэнь рассказывает панде, что это все козни чародейки Хамелеонши, способной перевоплощаться в кого угодно. По вместе с Чжэнь отправляются в большой Можжевеловый город, где царит преступность. Там они должны отыскать Хамелеоншу и остановить ее.
«Кунг-фу Панда 4» идет по стопам десятка других современных сиквелов: фильм рассказывает историю, где любимый герой вынужден принять закат своей эпохи. Такими же были, например, «Тачки 3» или последний «Индиана Джонс», в какой-то степени этот троп повторяют «Топ Ган: Мэверик», «Охотники за привидениями: Наследники» и почти все новые «Звездные войны». Сама студия Dreamworks уже делала синонимичный фильм «Кот в сапогах 2»: там протагонисту было тяжело справиться с приближением старости.
Разумеется, новым Воином Дракона станет та самая Чжэнь — бойкая девушка-лисица, которая плюет на традиции и как бы смотрит на мифологический сюжет глазами современного зрителя. Сам фильм эксплуатирует знакомые элементы серии: По, например, раз десять произносит «скидыщ» — милая шутка из первой части превращается в назойливый штамп.
В самом сюжете о взрослении и передаче эстафеты нет ничего плохого. Проблема лишь в том, что это не подходит «Кунг-фу Панде» и выглядит инородным. Скажем, тот же Кот в сапогах действительно нуждался во встряске: самодовольный герой-мачо учился быть уязвимым.
По уже в первой части принял свою инаковость и смог найти силу в том, что он считал слабостями. Во втором фильме герой справлялся с кошмарами детства и учился не прятаться от болезненного прошлого. В третьем — искал баланс между семьей биологической и семьей приобретенной.
Все три части По только и делал, что взрослел, искал внутренний покой и обретал себя. Но продолжение вдруг опять рисует его инфантилом, которому в очередной раз нужно с чем-то смириться. Слишком заметно, что это решение продиктовано не нуждами персонажа, а нуждами сценаристов — тем просто хочется представить новую героиню, чтобы было о ком рассказывать в следующих сиквелах.
👌 Анимация стала проще, но экшен все еще увлекательный
«Кунг-фу Панда 4» стоила всего 85 млн долларов — почти в два раза меньше всех прошлых частей. Урезание бюджета заметно: фоны в мультфильме стали более плоскими, а движения героев иногда кажутся резкими или неестественными.
Первая часть, выпущенная аж 16 лет назад, выглядела более технологически продвинутой. Да и срежиссирована была заметно лучше: в новой картине нет ничего столь же увлекательного, как побег Тай Лунга из тюрьмы или финальная битва По со злодеем в опустевшем городке.
При этом сказать, что «Кунг-фу Панда 4» выглядит совсем плохо, нельзя. Мультфильм как раз лучше всего раскрывается, когда герои перестают разговаривать и начинают действовать: убегают от смешных преследователей-быков по густонаселенному городу или дерутся в таверне на краю обрыва. Причем здание стоит так, что если слишком много посетителей окажется в одном углу, оно свалится в воду.
В фильме хватает забавных концептов. Например, герои встречают пеликана, во рту которого живет рыба, — и именно она говорит за обоих персонажей. Чжэнь знакомит По со своим наставником-броненосцем, ловко катающимся клубком по канализационным трубам города. Любопытно выглядят и превращения Хамелеонши, в нужный момент умеющей становиться огромным слоном или вовсе жутким гибридом многих существ сразу.
У авторов не получилось захватывающего сюжета, но анимационная изобретательность хотя бы немного компенсирует вторичность истории. Да, все линии в «Кунг-фу Панда 4» завершатся ровно так, как вы и предскажете в первые десять минут мультфильма. Но в отдельных моментах картине есть чем удивить: удачной визуальной шуткой или стильной экшен-сценой.
👿 В фильме любопытный злодей — но с ним не делают ничего интересного
Хамелеонша могла бы стать главной находкой фильма. По сюжету она хочет «украсть» кунг-фу у погибших мастеров прошлого, а в финальной битве превращается то в Тай Лунга, то в Шэня из второй части, то в злую версию самого По.
Это очень удачная метафора: Хамелеонша как бы символизирует современную поп-культуру, неспособную на что-то оригинальное и лишь пользующуюся ресурсами авторов прошлого.
Вот только создатели не раскрывают эту мысль: стремление злодейки эксплуатировать чужие достижения так и остается просто сюжетным элементом. А По побеждает ее не благодаря какой-то оригинальности и умению быть собой, а просто так, без особых усилий.
К тому же сама идея о вредности повторения прошлого в мультфильме кажется несколько лицемерной, ведь он и сам занимается ровно тем же. Метод его создателей куда ближе к бездушной Хамелеонше, чем к искреннему По.
Они тоже используют шутки, сюжетные ходы и персонажей других картин, пытаясь на их успехе построить что-то новое. Но ничего нового не получается: фильм лишь грустно напоминает, что когда-то «Кунг-фу Панда» была креативной, смешной и действительно трогательной.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult