«Полночь с дьяволом»: стильный ужастик про экзорцизм, похожий на вечернее шоу 1970-х
Поп-культура
11K
Кадры — «Экспонента»

«Полночь с дьяволом»: стильный ужастик про экзорцизм, похожий на вечернее шоу 1970-х

7
Аватар автора

Антон Коляго

стал закадровым смехом

Страница автора

В апреле на зарубежных стримингах вышел «Полночь с дьяволом» — пока что самый обсуждаемый фильм ужасов 2024 года. 6 июня он официально появится и в российском прокате.

Но, возможно, просмотр получится более атмосферным, если включить фильм на домашнем телевизоре — и желательно глубокой ночью. Дело в том, что «Полночь с дьяволом» очень похожа на выпуск старой мистической телепередачи. Хотя сняли ее в наши дни режиссеры из Австралии, братья Кэмерон и Колин Кернс.

Рассказываем, чем впечатляет необычный хоррор и почему он мог бы получиться еще лучше, если бы авторам хватило смелости.

Что за «Полночь с дьяволом» (Late Night with the Devil)

Дата премьеры: 10 марта 2023 года
Страны производства: Австралия, США, ОАЭ
Режиссеры: Кэмерон Кернс, Колин Кернс
Сценаристы: Кэмерон Кернс, Колин Кернс
В ролях: Давид Дастмалчян, Лора Гордон, Йен Блисс, Файссал Баззи, Ингрид Торелли, Рис Отери, Джош Квон Тарт, Джорджина Хэйг, Стив Музакис, Паула Арунделл
Жанр: ужасы
Фильмы, похожие на «Полночь с дьяволом»: «Изгоняющий дьявола», «Последнее изгнание дьявола», «Детектив с пучком на голове»
Продолжительность: 1 час 33 минуты

Кино умело копирует эстетику старого телевидения

События разворачиваются в США 1970-х. Весь контекст эпохи авторы предусмотрительно дают во вступительной нарезке реальных новостных сюжетов. Страна в нефтяном кризисе и охвачена протестами на фоне продолжающейся Вьетнамской войны. По-прежнему где-то орудует секта Чарльза Мэнсона, появляются серийные убийцы. Происходит расцвет разного рода оккультных движений.

В то же время на телевидении набирают популярность вечерние шоу: они отвлекают американцев от пугающей повседневности. Одну из таких передач под названием «Ночные совы» ведет Джек Делрой. В канун Хеллоуина 1977 года продюсеры решают устроить мистический прямой эфир и приглашают в студию девочку Лили — она пережила массовое самоубийство в секте сатанистов. Вместе с ней приходит исследовательница паранормальных явлений, которая убеждена, что Лили одержима демоном. Среди остальных гостей — арабский медиум и разоблачитель шарлатанов.

Большая часть «Полуночи с дьяволом» — запись того самого эфира, где случилось нечто кошмарное. По сути, режиссеры используют популярный среди авторов хорроров формат «найденной пленки» — в таком же сняты, например, «Ведьма из Блэр» и «Паранормальное явление». Правда, в других фильмах монстры и призраки случайно попадали в объектив любительской камеры. Здесь же братья Кернс воспроизводят профессиональную телесъемку полувековой давности.

Оператор Мэттью Темпл начинал в 1980⁠-⁠х за камерой вечерних шоу. В работе над «Полуночью с дьяволом» ему пригодились стажерские инструкции, полученные 40 лет назад
Оператор Мэттью Темпл начинал в 1980⁠-⁠х за камерой вечерних шоу. В работе над «Полуночью с дьяволом» ему пригодились стажерские инструкции, полученные 40 лет назад

Ради максимальной достоверности происходящего команда «Полуночи с дьяволом» построила в Мельбурне декорации для выдуманной передачи. Камеры и осветительные приборы были установлены по заветам телевизионщиков времен 1970-х. А все происходящее на экране авторы выстроили строго по архаичным, но все еще хорошо узнаваемым канонам классического вечернего шоу.

Приветственный набор шуток, музыкальные отбивки, интерактивы с залом, неловкие отыгрыши соведущего — все эти детали заставляют поверить, что шоу «Ночные совы» существовало в реальности.

Спецэффекты тоже будто перекочевали из ужастиков той эпохи. Так, под гипнозом соведущему начинают мерещиться черви, которые вываливаются из его вспоротого живота. А сеанс экзорцизма с Лили напомнит классику 1973 года «Изгоняющий дьявола». Все это само по себе не очень страшно. Но вкупе с псевдодокументальной картинкой формата 4:3 дает жутковатый эффект фантомной ностальгии. Словно вы в детстве засиделись допоздна перед телевизором и увидели нечто странное, что потом с содроганием будете вспоминать всю жизнь.

Главным источником вдохновения для братьев Кернс было «Шоу Дона Лейна», которое шло на австралийском телевидении с 1975 по 1983 год. Гостями передачи часто становились экстрасенсы, спиритуалисты и фокусники
Три телевизионные заставки были нарисованы при помощи искусственного интеллекта. Из⁠-⁠за этого на сайте Letterboxd фильм подвергся ревью⁠-⁠бомбингу от художников и графических дизайнеров: представители сообщества намеренно ставили низкие оценки и писали негативные рецензии
Братья Кернс объяснили свое решение ограничениями бюджета. По словам режиссеров, изображения, сгенерированные ИИ, тоже дорабатывались художниками. Которые по совместительству были продюсерами фильма
У авторов было всего 150 000 $ на графику и спецэффекты. «Полночь с дьяволом» при этом вовсе не выглядит как дешевое любительское кино

Это кошмарная притча о цене славы

Полную справку о главном герое зрителям дают во вступительном эпизоде, имитирующем документальный сюжет. Джек Делрой пришел на телевидение с радио, быстро завоевал популярность, подписал многолетний контракт с каналом и неоднократно номинировался на «Эмми». Но рейтинги его «Ночных сов» всегда были ниже, чем у «Вечернего шоу с Джонни Карсоном». Это раздражало Делроя.

Джека и его жену, театральную актрису Мэделин, считали едва ли не самой красивой парой в американском шоу-бизнесе. Семью разрушило внезапное горе: у некурящей Мэделин нашли рак легких. Незадолго до смерти она стала гостьей «Ночных сов» — душераздирающий выпуск побил все рекорды по просмотрам. После этого когда-то веселая передача Джека стала превращаться в мрачное и скандальное ток-шоу, чтобы удержать внимание зрителей. Апогеем стал хеллоуинский эпизод 1977 года.

Джек Делрой на протяжении шоу выглядит шокированным и растерянным. Но по его лицу всегда видно, что он знает чуть больше, чем зрители
Джек Делрой на протяжении шоу выглядит шокированным и растерянным. Но по его лицу всегда видно, что он знает чуть больше, чем зрители

Судьба Делроя — иллюстрация того, какую цену иногда приходится заплатить за стремление любыми способами прийти к популярности. При этом авторы не занимают морализаторскую позицию. Вместо этого фильм оставляет открытым вопрос, кто в этой истории, собственно, дьявол: продюсеры, которые создают треш-контент, зрители, поднимающие ему рейтинги, или ведущий, потерявший моральные ориентиры на пути к славе.

А может, никаких подтекстов нет и студию действительно захватили мистические силы. Каждый может выбрать интерпретацию, которая ему ближе.

Этот фильм — бенефис Давида Дастмалчяна и первая заметная главная роль актера. При этом 48⁠-⁠летний Дастмалчян раньше снимался у Кристофера Нолана, Дени Вильнева и Дэвида Линча. Правда, только на втором плане
До начала актерской карьеры у Давида Дастмалчяна пять лет была наркотическая зависимость. Скорее всего, у его героя тоже есть темное прошлое
В 2023 году Дастмалчян стал лицом компании по производству гробов. Актер гордится этим и считает, что нам всем пора «нормализовать разговоры о смерти»

Режиссеры слишком быстро говорят все, что хотели, — а потом красиво убивают время

«Полночь с дьяволом» уже в прологе раскрывает основную интригу. Еще до начала основного действия мы знаем всю подноготную и мотивы главного героя. И примерно догадываемся, что случится с ним и остальными участниками шоу.

Возникает ощущение, что создатели не придумали, чем наполнить сравнительно небольшой хронометраж в полтора часа. Некоторые части слишком затянуты и ни к чему не ведут. Скажем, почти полчаса уделено эпизоду, где приглашенный медиум демонстрирует способности, а потом спорит со скептиком. После этого персонаж эффектно заливает студию черной рвотой и навсегда исчезает из повествования.

Слегка разочаровывает и то, что «Полночь с дьяволом» не до конца поддерживает мистификацию с «найденной пленкой». Периодически экран окрашивается в черно⁠-⁠белые тона и растягивается до формата 16:9. Так авторы показывают закулисье, где герои общаются не на камеры. Ничего важного для сюжета в этих фрагментах не происходит. При этом они сильно выбивают из заданного ритма и тоже кажутся добавленными ради того, чтобы просто занять время.

Черно⁠-⁠белые бэкстейджи сняты на ручную камеру, с резкими разворотами и пленочным зерном.
Черно⁠-⁠белые бэкстейджи сняты на ручную камеру, с резкими разворотами и пленочным зерном.

Ближе к финалу хоррор переносит зрителей в пространство галлюцинаций главного героя. Часть адских видений Джека тоже будто каким-то образом была записана на VHS-пленку, а часть почему-то выглядит современно. Не очень ясно, чем обосновано такое неожиданное стилистическое решение. Но оно, увы, ломает магию картины.

Возможно, режиссерам стоило быть чуть смелее в своих задумках. Если бы «Полночь с дьяволом» действительно вышла в виде часового выпуска несуществующего вечернего шоу, она могла бы стать феноменом — этакой вирусной крипипастой в виде кино. А получился просто хороший, но и близко не переворачивающий жанр эксперимент.

За первый день в американском прокате фильм собрал ровно 666 666 $
За первый день в американском прокате фильм собрал ровно 666 666 $

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Антон КолягоА понравился ли вам фильм? Расскажите почему:
    Вот что еще мы писали по этой теме