Рекомендую альбомы From Mars to Sirius и The Way of All Flesh группы Gojira

6

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Если вы собираетесь это читать, то не надо…. То, о чем здесь написано, вам не понравится сразу. А дальше будет еще хуже. Ч. Паланик «Удушье».

Честно говоря, идею написания этого эссе я вынашивал давно. Она синусоидой то отдалялась, то снова накатывала волной на благодатный песчаный берег графомании. Похоже, пришло время перестать ходить вокруг да около.

Неоднократно зарекался что-то рекомендовать из музыки. Конечно, в юности принадлежность к тому или иному музыкальному лагерю имела большое и, можно сказать, во многом определяющее значение. Но в юности вообще всё имеет большое значение, так что это другое ™. Во взрослой жизни, с её (мнимым) постоянством, становится сложнее открыть свой разум чему-то новому. Или, что более применимо к данной заметке, чему-то громкому, непонятному и даже отталкивающему. Речь про тяжелую музыку. С ней связано множество стереотипов, и, надо признать, многие из них справедливы. Порог вхождения в этот безумный мир для неподготовленного слушателя, действительно, достаточно высокий: здесь и агрессивная громкая музыка, и бешеный ритм (не всегда, справедливости ради), и экстремальный вокал, и много ещё чего сопутствующего. Тем не менее, не всё так плохо, как может казаться, потому что, как известно, красота в глазах смотрящего, их только нужно открыть. Если всё-таки данный дисклеймер звучит неубедительно, то лучше им и ограничиться, вернувшись к эпиграфу.

Я часто упоминал Gojira на просторах Т⁠—⁠Ж (возможно, даже чаще, чем следовало), но, уж поверьте на слово, она этого достойна. Эту группу одновременно называют чуть ли не главной металлической группой современности и одной из недооценённых. Как ни странно, оба эти выражения одинаково справедливы. Gojira выделяется даже на общем чрезвычайно пёстром фоне тяжелой музыки. Один из распространённых мифов про метал — там все мрачно, сплошной негатив, мрак, кровища и всё в таком духе. Здесь Gojira снова ломает привычные рамки. Они, что называется, «идейные» ребята. В их песнях бродят драконы, летают киты, оживают таинственные леса и совершаются межпланетные путешествия. Песни посвящены вопросам экологии, природе, поиску человеком себя и своего места в нашем больном безумном мире. Сами члены группы не считают себя эко-воинами, а воспринимают себя как сознательных людей, которые заботятся о своем доме. Их творчество — ненавязчивый призыв оглядеться вокруг и попытаться изменить мир к лучшему. Начиная с себя. Например, одна из песен посвящена горящим лесам Амазонки, другая так и называется Global Warming (Глобальное Потепление). Такой подход уже вызывает определенный интерес к группе.

Gojira появилась во второй половине 90-х. Их музыку в разных пропорциях записывают в прогрессивный метал, грув, дэт и альтернативу (эта часть для музыкальных гиков), хотя их стиль хорошо узнаваем и достоин самостоятельного жанра. В комментариях к одному из концертных выступлений кто-то даже предложил ему название: Perfection Metal. Состав группы практически не менялся. Основу составляют два брата — Джо (вокал + гитара) и Марио (ударные) Дюплантье. Они же являются авторами почти всех песен группы. По Марио надо высказаться отдельно. Он заслуженно считается одним из лучших барабанщиков в мире, за что неоднократно получал премии уважаемых изданий. Его партии изобретательные, сложные и супертехничные: полиритмия, двойная бас-бочка, бласт-биты, околоджазовые элементы и так далее. Все это играется на концертах вживую с той же мощностью, драйвом и точностью, как на записи, что требует серьёзных навыков и нечеловеческой выносливости. Снова выдержка из комментариев фанатов: «У барабанщика вместо сердца метроном».

Группа продолжает продуктивно работать. Последний на текущий момент альбом вышел в 2021 году (Fortitude). Gojira активно гастролирует, неизменно собирая стадионы. На осень 2024 года, в частности, запланирован крупный тур по США (вместе с KoЯn). Группа пользуется уважением коллег по направлению и признанием медиа: Gojira получила несколько премий, неоднократно была номинирована на Grammy.

Я хочу сделать акцент на двух альбомах Gojira, которые сейчас уже можно назвать классическими. Прежде всего, это From Mars to Sirius (2005). Именно этот альбом вывел группу в высшую лигу. Альбом получил положительный фидбек от музыкальной прессы и неоднократно признавался в качестве одного из лучших метал-альбомов XXI века. From Mars to Sirius — концептуальное творение, в нём описана умирающая планета и поиск человеком нового места для жизни. Ниже отмечены песни, на которые стоит обратить внимание.

From Mars to Sirius

Flying Whales. Визитная карточка группы. Плавное, неторопливое вступление, сопровождаемое эмбиентными песнопениями китов на фоне, перерастает в мощную стену звука. Возможно, любимая песня у фанатов группы. Послушать.

Global Warming. Собственно, с этой песни началось моё знакомство с Gojira, благодаря алгоритмам Youtube, которые услужливо подложили это видео ко мне в рекомендации. Видео записано в студии, группа поясняет, что она слишком тяжелая в эмоциональном плане для исполнения на концертах, поэтому они её не играют вживую. Песня, как следует из названия, посвящена теме глобального потепления, которое уничтожает планету протагониста, к чему, разумеется, приложило руку само человечество. Тут можно услышать (и увидеть) типичные для Gojira приёмы: тэппинг, слайдинг, бесконечные «призрачные» ноты (ghost notes) на ударных и, разумеется, фирменная подача вокала «с надрывом»: Джо поёт, что называется, от души, ему хочется верить. В общем, у меня случился мэтч с первого просмотра.

  • I feel like glaciers are my eyes
  • And mountains are my head, my heart is ocean

Where Dragons Dwell. Монументальное полотно. Философское произведение о природе человеческой натуры, где драконы — метафора внутренних демонов, спящих глубоко в темных пещерах внутреннего «я», которые в любой момент могут пробудиться и выступить на рассвете (This ageless army will strike in the morning). Концертная запись немного длиннее оригинала, и почти одиннадцатиминутный хронометраж придаёт еще больше эпичности) Вторая половина песни является, по сути, многократным повторением одной и той же фразы, но в этом есть что-то медитативно-прекрасное, практически вгоняющее в транс. Послушать.

The Way of All Flesh

Следующий альбом — The Way of All Flesh (2008) — получился более мрачным, но он только закрепил успех своего предшественника. Группу заметили, что косвенно подтверждается участием в записи Рэнди Блайта, солиста Lamb of God (он исполнил вокальные партии к песне Adoration for None). Основная тема альбома, со слов группы, — своя интерпретация жизни и смерти. Собственно, это видно даже из названия альбома (Путь всего живущего). Лично мне этот альбом нравится больше, чем From Mars to Sirius. Здесь также отмечу пару песен для ознакомления.

The Art of Dying. В ней рассказывается о размышлениях умирающего человека о ценности жизни и принятии смерти. Еще одна длинная песня. Она состоит из нескольких не похожих друг на друга частей, но звучит это очень органично и не утомляет, поэтому даже сложно заметить, что все это длится почти 10 минут. Специального упоминания заслуживает вступление. Поначалу оно напоминает почти индийские ритмы ритуальных танцев, которые после некоторого затишья просто взрываются очередной стеной звука. У этого интро нестандартная структура, есть целое видео, в котором на пальцах (буквально!) расписана вся математика, спрятанная внутри. Ведь музыка — это та же математика, только музыка. Вот этот ролик, всех музыкальных г̶и̶к̶о̶в̶ любителей покопаться приглашаю к просмотру. Раз уж выделено интро, то, конечно, надо отметить и грувовое аутро — оно не хуже. А в одном из комментариев к видео песню переименовали в The Art Of Drumming, в честь Марио.

The Way of All Flesh. Наверное, моя любимая песня у Gojira. В заглавной песне альбома описывается непосредственно процесс смерти, проходя через все фазы — внутреннюю борьбу, торг, когда где-то впереди маячит свет перерождения, и принятия. Здесь также несколько музыкальных частей, с разным ритмом и интенсивностью, которые по мере повествования меняются в сторону умиротворения, что соответствует смысловой нагрузке. Финальная часть заметно медленнее, монотонный вокал, немного напоминающий бурятское горловое пение, констатирует неизбежный финал: дыхание ослабевает, кожа становится холоднее, не надо бояться, здесь всё равно никак не получится остаться, свет тускнеет, просто отпусти всё, что ты знаешь и любишь, и иди навстречу яркому свету. Очень глубокая песня.

  • Your breath is now still, no warmth to your skin
  • Do not be afraid, there’s no way that you can stay here
  • You are leaving this world, all lights are fading away now
  • Leave behind the loved ones and all you know
  • Do not be afraid and let yourself go