Рекомендую прочитать: «Одесские рассказы» Бабеля

1

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Анастасия Полосухина

Страница автора

Недавно мне довелось перечитать сборник рассказов советского писателя, драматурга и военного корреспондента Исаака Бабеля. Прозаик еврейского происхождения поразил меня своим творчеством еще в старшей школе, когда я впервые соприкоснулась с неведомым и потусторонним миром Молдаванки. Яркие эпитеты, никоим образом не стесняющие реальность, произвели на меня тогда большое впечатление. Часто вылизанный, порой драматичный уклад произведений отечественных классиков вступал в явное противоборство с излишне натуралистичным описанием жизни в моей голове. И выигрывали в этой схватке явно не тургеневские барышни и их жизнеописание, а неприглядные судьбы одесских бандитов.

Истый натурализм с местным колоритом и примесью бандитской жизни — вот та замечательная кухня, на которой писались «Одесские рассказы». Переживший многое в связи со своими корнями, познавший бедность и несправедливость, автор отразил весь свой жизненный опыт, свое мировоззрение в этих рассказах.

На мой взгляд, главная их ценность в том, что они являются не просто плодом голого вымысла или блуждающего воображения, а продолжением самого Бабеля. Писатель не отказался от своих корней, от своей сущности. Он гордо принял крест еврея, и он вознес этот крест как звезду, показав всему миру, что быть сыном Израиля не зазорно.

Исаак Бабель сделал еврейскую культуру достоянием, достоянием, которое по праву заслуживает огласки. 15 произведений, связанных между собой общей идеей, общей сатирой еврейского уклада, представляют собой симфонию небывалого естества. Самые неприглядные стороны быта писатель раскрывает с удивительно художественной стороны. Здесь по-гоголевски оживают и живут своей жизнью «старушечьи лица», «бабьи тряские подбородки», «замусоленные груди». Даже пот выступает здесь, в окружении скопления преступных тел, особенно торжественно. Отчужденно неприглядный, местами масляный в своей затертости мирок рисует перед нами автор. Рассказы насыщены живыми образами, ароматными и органичными в реальности главенствующих воровских законов.

Здесь нет возвышенного слога, здесь слово «мосье» с иронией используется прожжёнными налетами жителями Молдаванки. Здесь нет пышности и парадности, здесь только настоящие люди с настоящими, порой такими безобразными, но такими искренними судьбами.

Это рассказы о криминальном быте со своими правилами и порядками. Критик В.Вешнев называл их «Одесской бандитской эпопеей». Частые герои страниц — своего рода авторитеты, которые держали под собой весь город и богатейших бакалейщиков, упивались в грудах контрабанды и наслаждались жизнью в публичных домах. Тут нет черного и белого, ничто не осуждается и не восхваляется в этих произведениях. Это простое повествование, зеркало, отражающее жизни многих, казалось бы, выброшенных из общества, людей. Тут Любка Казак одновременно сильная мать двоих детей и женщина, пьющая водку стоя и дерущаяся с ворами. Тут Беня Крик человек чести и самый грозный одессит — налетчик. Тут Фроим Грач любящий отец и «рыжий вор». Достоинства не ставятся в противовес человеческой низости, они идут рука об руку друг с другом, делая героев живыми.

При этом все великолепие еврейского колорита, несмотря на преобладающий характер, не является единственным достоинством рассказов. Исаак Бабель чтит не только свою родную культуру, он чтит и культуру других народностей. Какие глубоко верующие у него турки, пусть и так грязно и бесчестно умирающие на задворках публичного дома. А какие сильные и могучие русские женщины, пусть и со скверными и буйными характерами.

Выдерживая национальный тон, автор старается показать человеческую мультикультурность, относясь при этом с большим уважением к каждому созданному герою. Он видит человека во всех, даже в пьяном Савке, застрелившим по случайности управляющего. Исаак Бабель верит в людей, наделяя каждого каким бы то ни было достоинством, побуждая читателей сопереживать ему.

В этом и есть прелесть «Одесских рассказов», пленившая не только меня, но и тысячи читателей по всему миру.

1/2
Вот что еще мы писали по этой теме