Рекомендую боевик «Пес-призрак: Путь самурая» — недооцененный фильм Джима Джармуша
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Сюжет: 5 из 5 баллов
Игра актеров: 5 из 5 баллов
Зрелищность: 3 из 5 баллов
Джим Джармуш — парадоксальная фигура в голливудском кино. Он своего рода иностранец среди американских режиссеров. Его фильмы очень популярны в Европе.
Но это совсем не мешает Джармушу создавать свой образ Америки. Большинство зрителей высоко оценивает его «Ночь на Земле» или «Таинственный поезд». Но по какой-то причине «Пес-призрак: Путь самурая» остается без внимания.
О чем фильм
История повествует о псе-призраке — афроамериканском наемном убийце, который следует кодексу самурая. Его жизнь когда-то спас итальянец Луи, из-за чего герой стал его «вассалом». Во время выполнения одного из заказов он оставил свидетеля, и итальянская мафия объявила на него охоту. Теперь, чтобы спасти своего сюзерена, персонажу нужно избавиться от всех членов мафиозной семьи.
По описанию может показаться, что это довольно обычная история о борьбе человека против криминальной системы. Но «Пес-призрак» совсем не про это. Фильм во многом продолжает тему предыдущей работы Джармуша, «Мертвеца», и тоже размышляет о пути к смерти. Но в «Псе-призраке» этот путь иной.
Чем понравился
Отличное начало фильма. «Пес-призрак: Путь самурая» — прекрасный пример того, как кино должно знакомить зрителя с персонажем: показывать, а не рассказывать. В открывающей сцене мы видим дом с голубятней на крыше. Внутри сидит темнокожий парень с книгой «Хагакурэ» и читает ее. На столе лежит пистолет, на стенах развешаны японские газеты, на полках — множество литературы и подобие алтаря.
За это время герой не говорит ни слова. Но это и не нужно. Молчаливость — одна из черт его характера. В этом он противопоставлен неумолкающим итальянским мафиози. Пес-призрак находится в гармонии с собой и природой, о чем нам говорит его любовь к голубям. Он не тратит время на пустые слова.
Первый диалог с участием пса-призрака происходит только на 37-й минуте фильма, когда с ним заводит разговор маленькая девочка в парке. Она показывает ему коробку с книгами, которые она прочитала. Тогда герой дает ей «Ворота Расёмон» Акутагавы и просит поделиться впечатлениями при следующей встрече.
В фильме много сцен, где пес-призрак просто куда-то идет или едет под хип-хоп биты. Суммарно эти эпизоды занимают более 30 минут экранного времени. Но это не выглядит как попытка растянуть хронометраж. Такие моменты раскрывают персонажа и позволяют зрителю почувствовать настроение героя.
В этом и кроется прелесть фильмов Джармуша: его персонажи не говорят, когда это не нужно. Зритель часто остается с ними в комфортном молчании. Они пребывают в единении, а не в одиночестве.
Хорошо продуманный главный герой. Образ пса-призрака кажется типичным на первый взгляд — даже архетипическим. Большой темнокожий парень носит кожаную одежду и афроамериканские косички, а по ночам совершает заказные убийства.
Но режиссер наделяет персонажа интересной особенностью: пес-призрак увлекается японской культурой и следует пути самурая. В первой сцене, когда мы встречаем главного героя, он читает «Хагакурэ» — книгу с философскими трактатами, посвященными жизненным принципам самурая.
Режиссер придумал главного героя после того, как случайно встретил Фореста Уитакера на парковке. Тогда он сказал актеру, что хочет с ним работать. Через год у Джармуша появилась идея для фильма, и он сразу написал Уитакеру с предложением.
Позже оказалось, что у актера был черный пояс по карате, он увлекался восточной культурой. Форест Уитакер рассказывал, что они с режиссером часто встречались и по 5—6 часов разговаривали о философии. Через несколько таких «сессий» Джим Джармуш заявил, что у него готов сценарий.
Даже само имя персонажа Уитакера — пес-призрак — помогает нам понять, что это за человек. Он верен своему хозяину, как пес, и невидим, как призрак. Это значит, герой осторожен: он приезжает на дело на угнанной машине, носит перчатки и старается не оставлять следов. А еще пес-призрак легко теряется в ночном городе среди гетто и маленьких круглосуточных магазинов.
Значимый вклад в образ темнокожего героя. Выбор именно такого главного героя обусловлен социальными проблемами Америки конца 1990-х. Тогда из городов, столкнувшихся с экономическим кризисом, белое население начало массово эмигрировать.
Города вроде Детройта превратились в огромные гетто с постоянными перестрелками и грабежами. После этого отношение к темнокожему населению сильно изменилось. Проблема расизма в бедных городах после непродолжительного спада вернулась на прежний уровень. Пес-призрак привнес новую философию в образ темнокожего бандита. Он идет по пути самурая, а не преступника.
Особая роль символизма. Образы животных появляются в самой первой сцене и остаются до финала. Вступительные титры — на фоне летающих в небе голубей: именно с ними пес-призрак ассоциирует свободу. Когда он выпускает их из клетки, на его лице заметно искреннее счастье. А еще голуби помогают псу-призраку передавать сообщения своему боссу. Он общается с Луи только по голубиной почте.
Сам же герой сравнивает себя с большим одиноким медведем. В конце фильма он встречает охотников с мертвым животным, и те говорят ему: «Понимаешь, таких больших черных ублюдков здесь осталось немного. Если у тебя есть возможность прицельно выстрелить в одного из них, обязательно воспользуйся этим». Нетрудно догадаться, что пес-призрак сам и является тем big black fucker, о котором идет речь.
Новый взгляд на криминальные боевики. Джармуш любит переосмыслять жанры в своих фильмах. Он делает это и в «Мертвеце», и в «Псе-призраке». В первом случае режиссер рассказывает о вымирающей культуре коренных жителей Северной Америки и безжалостных охотниках за головами. Во втором — переосмысляет криминальные боевики. Вместо истории о том, как герой пытается уйти от смерти, режиссер показывает путь к ней.
Но общая тема — не единственное, что связывает эти фильмы. В обеих картинах появляется персонаж Никто, которого играет Гэри Фармер. В «Мертвецe» это индеец-проводник, а в «Псе-призраке» — островитянин, которого зритель встречает лишь в одной сцене на голубятне. Там на персонажа наставляют пистолеты два итальянских мафиози. После один из них просто так стреляет в голубя, на что герой Фармера отвечает: «Stupid fucking white man». Интересно, что и в «Мертвеце» Никто говорил эту же фразу.
Итальянская мафия представлена Джармушем довольно карикатурно. Герои собираются за большим столом в ресторане, ездят на дорогих ретроавтомобилях и не прощают неуважительного отношения. Но каждый из этих «опасных дядек», когда остается один, смотрит мультфильмы.
Эта демонстрация внутренней инфантильности гангстеров контрастирует с их серьезной внешностью. Мультфильмы, кстати, предсказывают, как умрет каждый член банды. Так Джармуш иронизирует над зрителем, который хочет искать во всем скрытый подтекст, и подает отсылки очень прямолинейно. Сам режиссер говорил, что придумал эти сцены, чтобы добавить в картину немного сюрреалистичности.
Музыкальное оформление. Засэмпленные в хип-хоп-стиле японские мелодии идеально дополняют образ главного героя. Автор саундтрека — небезызвестный RZA, основатель группы Wu-Tang Clan. В фильме есть и его камео. Он играет самурая, которого встречает пес-призрак и которому тот кланяется.
Роль пути самурая. Последнее и самое важное — особая роль пути и смерти в философии пса-призрака. Трактаты из «Хагакурэ» готовят героя к принятию своей судьбы. Пес-призрак понимает: как только он выполнит долг, его жизнь будет прожита не зря, и он сможет умереть с чистой совестью.
На протяжении всего фильма пес-призрак находится на волоске от смерти, он словно ищет ее, но никак не находит. Ближе всего к гибели герой оказывается в финале, когда встречает на своем пути старого знакомого, которому задолжал. Ну а чем закончится эта история, вы узнаете, посмотрев сам фильм.