Рекомендую к просмотру: «Шоу Трумана» Питера Уира
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
О чем фильм
Философ Герберт Маркузе в своей книге “Одномерный человек” писал: “Большинство преобладающих потребностей (расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие) принадлежат именно к… категории ложных потребностей.”
Фильм начинается со слов режиссёра телепрограммы Кристофа, который будто пытается оправдаться перед зрителями и объяснить выбранный формат, — пресыщенностью возможностей медиа и заигравшимися актёрами. Разрушая четвёртую стену, Кристоф вкрадчивым голосом раскрывает секрет передачи, не известный пока главному её герою, Труману Бёрбанку (Джим Керри), — “он в прямом эфире и даже не подозревает…” (фраза, кстати, является слоганом фильма).
Ведь одно из предназначений искусства — отражать естественность жизни. Не случайно в имени главного героя есть что-то от “правды” (true). Мир Трумана создан искусственно, но при всём этом, говорит всё тот же режиссёр, “наше шоу — это сама жизнь”. Этот парадокс отразился и на жанре фильма — смешение драмы и комедии, тоже как в жизни.
Предваряя шоу, авторы снимают “видеоприветствия” с объяснением жизненной позиции и других, важных в жизни Трумана, героев: жены, друга да и его самого.
“Вы заберетесь на вершину славы даже со сломанными ногами,” — такой вердикт выносит Труман режиссёру и всей съёмочной группе, которые в погоне за эфирным временем не брезгают ничем, даже сугубо личными трагичными историями (например, с отцом героя). Это люди, играющие на чужих эмоциях и использующие их в своих целях. Путем зарождения в герое комплексов (страха воды) Кристофер задерживает Трумана на острове.
Перед зрителем раскрываются три пространства: зритель смотрит само шоу, шоу глазами “зрителей” из фильма, а через камеру в зеркале в ванной Трумана и совсем попадает в Зазеркалье (по ту сторону съёмочного процесса).
Каждый день начинается одинаково, создавая иллюзию идеальной жизни с одинаково красивыми домиками, классической музыкой, прекрасными отношениями; иллюзию места — откуда не надо и не хочется никуда уезжать. Только вот в какой-то момент героя начинают манить к себе загадочные Фиджи и жажда выбраться из рутинной обыденности. “Посмотреть мир, познать его,”- зовёт Труман жену, которая, в свою очередь напоминает о кредитах и необходимости завести ребёнка. Тем самым возвращает мужа-мечтателя на землю. И такое красивое море символизирует здесь и свободу от рутины, и страх воды, забравшей когда-то отца.
Штампованные цитаты, фильмы о счастье — все и всё вокруг словно внушают правила поведения, бороздя мозг навязываемым образом жизни. "Средства массовой информации не испытывают особых трудностей в том, чтобы выдавать частные интересы за интересы всех разумных людей," — говорит Маркузе. Здесь это интересы авторов программы, приносящей доход и популярность.
И самое больное, что в этой игре участвуют самые близкие люди. "Они движутся по кругу," — ещё одна метафора — люди настолько привыкают к размеренной жизни в своём пузыре, что не замечают, что происходит вокруг. “Мы принимаем реальность такой, какой нам её преподносят,”- слова Кристофа можно назвать слоганом и лейтмотивом фильма да и человеческой жизни в целом.
Кристоф создал свой персонаж и очень хорошо его знает, предугадывает каждый его шаг. Но только до тех пор, пока герой не осознаёт реальность и не идёт к своей мечте. Труман бросает вызов своему “создателю”. Смелость Трумана поражает даже самых циничных зрителей. Он прошёл свой обряд инициации и уходит во взрослый мир.
Чем понравился
Говорящие названия добавляют ирреальности в сюжет фильма. Собака Плуто из диснеевского мультика, скрытая реклама (товары можно найти в каталоге), глянец, мерч, — всё подчеркивает киношность происходящего.
Прозрение Трумана, жившего до определённого возраста по сценарию и внезапно обнаружившего, что вся его жизнь кем-то спланирована, — своеобразная метафора прозрения человека, мирившегося до поры и до времени с навязанными идеалами и понявшего, что это не то, о чём он мечтал.
Неведение Трумана параллелится с видом ежедневно, как обязанность, вкушающих шоу людей. Закончилась история Трумана — не страшно! С переключением канала начнётся другая история. “ Мы выяснили, что многие зрители не выключают свои телевизоры даже ночью”. Так авторы объясняют спрос на подобный контент.
Люди, поглощающие фаст-фуд в прямом смысле слова и такой же фаст-фуд телевизионный, не успевают мыслить. Да им это и не надо: всё решает кнопка на пульте.
Где посмотреть этот фильм или сериал?
https://www.kinopoisk.ru
Сюжет: 5 из 5 баллов
Игра актеров: 5 из 5 баллов
Зрелищность: 5 из 5 баллов