Как я езжу на литературные мастерские по всей России с пользой и без затрат

7

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Дарья Абрамова

Страница автора

Обо мне

Меня зовут Дарья Абрамова, я живу в Магадане, и я пишу. Я уже как-то публиковала статью для Т–Ж про сборник стихов, выпущенный своими усилиями. С тех пор многое поменялось, я перешла от поэзии к прозе, перестала бояться редакторов, получила первые публикации и отзывы от мастеров пера. Расскажу, как в этом мне помогли литературные мастерские, и чего мне это стоило (спойлер: почти ничего).

Я участвовала дважды в литературных мастерских Ассоциации союзов писателей и издателей России, а также в Всероссийском форуме молодых писателей, также известном как «Липки». Литературные мастерские от АСПИР с прошлого года проходят во всех федеральных округах, включая и тот, где проживаю — Дальневосточный. Но в 2022, когда я впервые отправила заявку, участников с Сибири, Урала и Дальнего Востока приглашали в Екатеринбург. Я подалась на секцию «поэзия» в мае, и в июне получила заветное письмо. АСПИР предлагала мне оплатить дорогу до Екатеринбурга и обратно, проживание и питание.

А я в ответ должна была прочесть работы всех поэтов, кто будет со мной в одной секции, и быть готовой участвовать в обсуждении их работ совместно с «мастерами»: издающимися поэтами и редакторами литературных журналов. Помимо поэтов отдельно для обсуждения работ собираются прозаики, драматурги, авторы детской литературы и критики.

Что такое литературная мастерская

Литературная мастерская это и есть вот это самое обсуждение. В группе обычно 10-14 человек. Обсуждение работ каждого участника длится обычно пару часов, может и больше. Комментарии надо давать развернутые, не просто «понравилось — не понравилось», а предметно: удачные моменты, слабые места, что лучше развивать, кого читать и тд. Я всех прочитала, чьи-то работы понравились, чьи-то нет.

Организация

Как и было предложено, в июле 2022 я за счет организации прилетела в Екатеринбург из Магадана. Всех иногородних участников поселили в хорошем отеле в самом центре города. Мастерские, секции и встречи проходили тут же рядом в здании городской филармонии. Пара мероприятий было организовано в других культурных точках Екатеринбурга.

Вообще организация приятно удивила: много волонтеров, классный мерч, отличные условия. И главное: живые настоящие писатели в качестве мастеров! В полете я читала книгу Веры Богдановой, молодой, известной писательницы, и по прилету обнаружила, что именно она один из мастеров у прозаиков. Я так расстроилась, что не смогу поработать у нее на секции, что уже тогда закралась мысль, что может мне и не надо было к поэтам? Но об этом позже.

Как все прошло

Дальше было четыре очень насыщенных дня. После завтрака и до обеда мы собирались на обсуждения работ друг друга. Это был сложный опыт. Многие участники критиковали друг друга, перебирая каждое стихотворение построчно, ставя под сомнение каждое слово. Мои работы оценили так себе, что впрочем меня не сильно расстроило. Чем больше я слушала людей вокруг, тем больше понимала, что мне просто неинтересно обсуждать поэзию в таком ключе.

Я не готова переписывать каждую строчку сотни раз в поисках какого-то недостижимого идеала. Сама я старалась давать всем обнадеживающую обратную связь, даже если стихи мне не очень нравились. Стихи поэтесс, которые были у нас мастерами, я тоже почитала. Они меня не тронули, несмотря на то, что я видела проделанную над ними работу. Тогда то я и решила, что поэзия может быть только моим хобби. Но к «профессиональным» поэтам я больше не ногой. Я улетела из Екатеринбурга с намерением попробовать себя в прозе, о чем давно думала.

Второй опыт участия в мастерской

Следующий год я занималась развитием своих писательских навыков, и это тема для отдельной статьи. В 2023 открылась отдельная мастерская по Дальнему Востоку с локацией во Владивостоке. Я отправила два рассказа и снова прошла отбор. Накануне вылета я узнала, что моими мастерами будут Роман Сенчин и Василий Авченко. Я и ликовала, и ужасно переживала. Оба — прекрасные писатели, мастера слова, умнейшие и начитанные люди. Я очень боялась, что услышу от них что-нибудь, после чего уже писать вообще не захочу.

В 2023 году помимо расширения географии у АСПИР изменились правила, если раньше участники должны были быть младше 35 лет, то теперь это ограничение было снято. В моей группе были и совсем молодые ребята по 20 лет, и мои ровесники, т.е. тридцать плюс, и люди за пятьдесят. Работы у всех очень разные, и фантастика, и что-то вроде исторической прозы, и дневниковый формат. Я пишу в жанре реализма, мои рассказы были о Магадане, городе, где я живу, и его жителях.

Мастерская прошла просто великолепно. Мастера оказались замечательными людьми, давали критику очень осторожно, обращая внимания на то, где следует доработать, но без негатива и пренебрежения. Участники тоже классно поддерживали друг друга. Помимо литературных мастерских мы принимали участие в секциях по созданию тг-каналов и подкастов. И с двумя другими писательницами из секции поэзии и детской литературы придумали свой подкаст, и даже записали к нему тизер.

Вся поездка снова была за счет АСПИР, и в этот раз условия были даже лучше. По итогу я получила публикацию в сборнике и прошла на следующий этап: Всероссийский форум молодых писателей, также известный как «Липки». Он проводится в Звенигороде, в Подмосковье. Туда съезжаются редакторы всех главных литературных журналов, и это важный шаг в карьере молодого писателя.

Поездка состоялась в ноябре 2023 года. Теперь уже за счет Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ. Принцип тот же: молодых писателей и поэтов собирают на несколько дней для обсуждений, дебатов и встреч. Для этого семинара я написала еще два рассказа, и пошла с ними в секцию журнала «Юность». Я знала, что там печатаются и Сенчин, и Богданова, и Сальников, и многие другие современные авторы, которых я очень уважаю. В секции нас было 15 человек, и поэты, и писатели. Поэты снова показали себя беспощадными, одну девушку разбирали так подробно и так жестоко, что после первого дня мы ее больше не видели. А прозаики друг к другу были сильно мягче. Но и работы многие были очень высокого качества.

Среди нас были как начинающие, так и те, у кого уже были публикации, и даже литературные премии типа «Лицея». Я получила очень полезную и вдохновляющую обратную связь на свои рассказы, а также в качестве приза возможность опубликоваться в «Юности». Это был классный опыт со множеством крутых знакомств, и уехала я с большим желанием прололжать развиваться в литературе. Продолжаю работать над сборником рассказов, надеюсь закончить его в 2024 году.

Впечатления не омрачили не самый высокий уровень организации на «Липках», иногда мы не знали, где у нас и когда мероприятия, некоторые участники приходили на семинары с перегаром и явно неспавшие, и мои знакомые писательницы из Владивостока жаловались, что им по ночам не дают спать шумные соседи) но это же творческая тусовка, такая вот она бывает неуправляемая)

Таким образом я посетила Екатеринбург, Владивосток и Звенигород, и все мои траты пришлись только на сувениры, кофе с собой и вино по вечерам, а также покупала книги тех авторов, которые с нами работали, чтобы они подписали на память.

Итоги

В качестве итога:

  1. литературные мастерские — классная возможность вырасти, как автор, познакомиться с интересными людьми, и даже обрасти связями.
  2. но будьте осторожнее, если вы тонко чувствующая персона и поэт))
  3. я очень рада, что сейчас у молодых авторов появилась такая возможность, и хочу, чтобы о ней знало, как можно больше людей. Поэтому и написала эту статью.
Сообщество