«Собиратель душ»: хоррор о маньяке с Николасом Кейджем — и самый странный фильм 2024 года
Поп-культура
17K
Кадры — Атмосфера кино

«Собиратель душ»: хоррор о маньяке с Николасом Кейджем — и самый странный фильм 2024 года

29
Аватар автора

Влад Шуравин

ничего не понял, но сделал умное лицо

Страница автора

25 июля 2024 года в российский прокат выйдет фильм «Собиратель душ».

Новая картина локально известного жанрового постановщика Осгуда Перкинса — он называет себя просто Оз — поначалу напоминает вольный пересказ финчеровского «Зодиака». Но чем стремительнее развивается сюжет, тем быстрее становится понятно: режиссера в последнюю очередь интересуют разгадка тайн и личность убийцы.

Объясняем, как этот фильм обманывает зрительские ожидания. И почему это не всегда хорошо.

Что за «Собиратель душ» (Longlegs)

Дата премьеры: 25 июля 2024 года
Страны производства: США, Канада
Режиссер: Осгуд Перкинс
Сценарист: Осгуд Перкинс
В ролях: Майка Монро, Николас Кейдж, Блэр Андервуд, Алисия Уитт, Мишель Чхве-Ли, Дакота Долби, Кирнан Шипка, Джейсон Дэй
Жанры: детектив, хоррор
Фильмы, похожие на «Собирателя душ»: «Зодиак», «Мэнди», «Молчание ягнят»
Продолжительность: 1 час 41 минута
Где смотреть: в российских кинотеатрах

♋️ Фильм похож на «Зодиака» и «Молчание ягнят», но только на первый взгляд

1990-е, в штате Орегон происходят жестокие убийства. В нескольких семействах отцы убивают своих жен и детей, а затем сводят счеты с жизнью. Перед смертью они оставляют письма с таинственным кодом и подписью «Собиратель душ». В оригинальной версии — «Длинноногий». ФБР отправляет на дело женщину-агента Ли Харкер. Та быстро выясняет паттерн: в каждой семье была девятилетняя дочь, появившаяся на свет 14-го числа.

Ли неожиданно совершает прорыв благодаря интуиции. Но вскоре понимает, что, возможно, она связана с неизвестным маньяком. Параллельно с расследованием героиня углубляется в воспоминания о собственном детстве: это резко меняет ход дела.

Западные рецензенты часто сравнивают «Собирателя душ» с классикой триллеров девяностых и нулевых вроде «Молчания ягнят» и «Зодиака». С первой картиной это кино объединяет главная героиня: тоже агент ФБР с детской травмой, у которой складываются странные отношения с маньяком. К тому же что Николас Кейдж, что Энтони Хопкинс почти не появляются на экране. Но каждый их редкий перформанс превращает фильм во что-то большее, чем в классическую детективную историю.

А с классикой Дэвида Финчера кроме сюжета об убийце и загадочном шифре «Собиратель душ» пересекается еще и в стиле. Съемка здесь тоже очень выверенная: каждый кадр просчитан до сантиметра, в картине много визуальных метафор. Да и цвета Перкинс выбирает те же — либо концентрированно желтый, либо холодный синий.

Но сходств недостаточно, чтобы назвать «Собиратель душ» преемником классики. В отличие от Финчера и Демме с их приземленностью и реалистичностью, Оз Перкинс не стесняется заходить на территорию эзотерики, сатанизма и паранормального. Поэтому главная героиня распутывает загадки без улик: она просто чувствует правильное решение. Да и сюжетный поворот в финале разочарует любителей детективов. Он не только ничего не объясняет, но даже оставляет больше вопросов.

😳 Фильм очень странно снят и написан

Оз Перкинс — один из самых необычных хоррор-режиссеров современности. Его фильмы ужасов отличаются своеобразной эстетикой: они скорее грустные, чем страшные. Это связано с трагичной судьбой самого автора.

Его отец — Энтони Перкинс — прославился благодаря роли злодея в «Психо» и умер на фоне осложнений от СПИДа. А мать Берри Беренсон была в самолете, который врезался в одну из башен-близнецов 11 сентября 2001 года. В своих работах режиссер пытается передать ужас, но не от встречи с монстрами, а от одиночества и боли утраты.

Он нередко берет классические жанровые сюжеты и выворачивает их наизнанку. Дебютный фильм «Февраль» рассказывал об одержимой демоном девочке: ей было так одиноко, что она впустила в себя дьявола.

А «Я прелесть, живущая в доме» по-новому рассказывает историю о призраках. Там нет скримеров: главная героиня просто бродит по старому дому и восстанавливает по кусочкам грустную историю его владелицы. Так режиссер рефлексирует об отношениях с отцом, которых у него никогда не было.

В «Собирателе душ» Перкинс впервые пытается объединить мейнстримный подход со своим авторским почерком. Но второе, как правило, перевешивает. Фильм поделен на главы, словно это экранизация романа, а повествование развивается в двух временных линиях: сцены прошлого сняты с эффектом пленки. Периодически зрителю показывают места преступлений: камера неспешно пробегается по окровавленным комнатам, а 25-м кадром на экране появляются фотографии жертв.

Фильм настолько нединамичный, что может усыпить. Даже встреча со злодеем здесь нарочито апатична: героиня грустит в комнате под мрачный эмбиент, а в этот момент Длинноногий шастает по ее дому и исчезает. Для жанрового кино в «Собирателе душ» слишком мало событий. Картина больше напоминает эстетский музыкальный клип: здесь важен даже не сюжет, а настроение, которое передает каждый кадр.

В конце концов клон «Зодиака» выруливает в совершенно неожиданное направление. Перкинс снова размышляет о травмах, которые взрослые наносят детям. И показывает настоящий ужас: он кроется не в убийцах, а в обычных, ничем не примечательных американских семьях. За стенами их домов устраиваются сделки с дьяволом и продаются души.

😡 Николас Кейдж снова неистовствует

Николаса Кейджа использовали как главный козырь рекламной кампании: в трейлерах и на постерах не показывали его лица и интриговали необычным внешним видом персонажа.

С одной стороны, в фильме оправдываются все ожидания. Злодей выглядит очень необычно — напоминает куклу, лицо которой несколько раз поломали и восстановили с помощью подручных средств. Это иррациональное зло, чьи поступки нельзя предсказать. А значит, его нельзя и победить.

С другой, Кейдж переигрывает. Он ведет себя в привычной развязной манере: поет, танцует и иногда крушит все вокруг. В какой-то момент загадочность героя улетучивается — и мы видим только голливудского актера в слоях грима.

Это тот самый случай, когда Перкинсу не удается объединить коммерцию с авторским почерком. Ради обсуждаемости и кассовых сборов создатели выбрали самого очевидного исполнителя на роль экстравагантного маньяка. Будь актер малоизвестнее, возможно, Длинноногий внушал бы страх даже после финальных титров.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Влад ШуравинКакая ваша любимая роль Николаса Кейджа?