Не тратьте время на фильм «Гром: Трудное детство» — разочаровывающий приквел «Майора Грома»
1 января в 20:23 на «Кинопоиске» выходит «Гром: Трудное детство» об альтернативной России 1990-х. Это приквел супергеройского фильма «Майор Гром: Чумной доктор» по мотивам комиксов Bubble.
Фильм делали те же люди, что и «Чумного доктора»: режиссер Олег Трофим, оператор Максим Жуков и продюсер Артем Габрелянов. Последний также написал сценарий «Трудного детства».
Приквел мог бы стать мостиком между «Чумным доктором» и его возможным продолжением. Но картина, вероятно, вас разочарует. Рассказываем, почему на просмотр «Трудного детства» не стоит тратить время.
Что за «Гром: Трудное детство»
Дата премьеры: 1 января 2023 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Олег Трофим
В ролях: Кай Гетц, Сергей Марин, Алексей Ведерников, Владимир Яганов, Даниил Воробьев
Жанр: приключенческий боевик
Продолжительность: 1 час 20 минут
Где смотреть: на «Кинопоиске» по подписке «Яндекс-плюс»
🎥 Это не полноценный фильм, а растянутая короткометражка
Россия, 90-е годы. Сотрудник полиции Константин Гром хочет поймать загадочного Анубиса: преступник в маске египетского бога убивает криминальных авторитетов Санкт-Петербурга. Анубис кажется неуловимым, но Грома это не останавливает.
Параллельно зрителям показывают взаимоотношения Константина с его сыном Игорем — будущим майором Громом из одноименного фильма.
Завязка кажется интересной, но создатели не придумали подходящей истории для полнометражного фильма. Главная проблема сценария — в нем нет традиционного второго акта, то есть середины. Не успевает зритель познакомиться с действующими лицами, как Константин Гром отправляется на финальную битву с Анубисом. А затем фильм и вовсе заканчивается.
Никакого расследования, развития героев или преодоления немыслимых трудностей. Скажем, главного злодея до решающей схватки покажут всего раз — в одной из начальных сцен. Эмоциональную связь с Анубисом не успевает выстроить ни Гром-старший, ни зритель.
Виной всему маленький хронометраж — с титрами «Трудное детство» идет всего 1 час 20 минут. Этого хватает только на раскрытие отношений отца и сына. А вот сюжетным линиям злодея и напарников Грома почти не уделяют времени. Из-за этого центральный конфликт не кажется особенно значимым.
Злодеем под маской Анубиса оказывается персонаж, которому уделили минуту экранного времени. К тому же его план по захвату города не очень-то логичен. Эпизод с раскрытием истинной личности Анубиса вызывает недоумение: кажется, будто это мелкий мошенник из мультсериала «Скуби-Ду», а не серьезный преступник.
Отдельная ветка есть у телеведущего, списанного с Владислава Листьева, но она не влияет на основную историю и обрывается на полуслове. Также нам показывают, как маленький Игорь Гром учится думать наперед и на ходу составлять план действий. Но и эта линия заканчивается ничем, хотя авторы и делали вид, что она сыграет важную роль в развязке.
Более того, фильм не работает как предыстория «Чумного доктора». Судьбу Константина раскрыли в первом фильме, а его противостояние с Анубисом никак не влияет на город или глобальную историю «Майора Грома». Новых важных деталей о персонаже мы так и не узнаем — лишь то, что он хорошо играл в шахматы и задорно танцевал под Эдуарда Хиля.
«Трудное детство» отлично смотрелось бы в формате короткометражного фильма на 10—20 минут. Можно было бы вырезать из сценария всю линию с Анубисом и посвятить кино отношениям Игоря с отцом и становлению будущего майора Грома. Еще сцены из «Трудного детства» хорошо смотрелись бы в продолжении «Чумного доктора» — допустим, в качестве флешбэка.
Как самостоятельный фильм «Гром» точно не работает. Разочаровывает даже сцена после титров: из нее вы не узнаете ничего нового о вселенной. По сути, она повторяет сцену из «Чумного доктора».
Возможно, создатели просто не смогли воплотить все задумки из-за ограниченного бюджета. В фильме всего пять основных локаций: квартира Громов, Дворцовая площадь, полицейский участок, порт и заброшенное здание в финале. «Трудному детству» не хватает зрелищных сцен вроде проникновения в казино или погони за преступниками в хоккейных масках из «Чумного доктора». Здесь лишь одна полноценная перестрелка в конце — но и в ней трудно что-то разглядеть из-за тусклого освещения.
«Трудное детство» кажется серьезным шагом назад по сравнению с первым фильмом. В «Чумном докторе» хватало недостатков, но он хотя бы увлекал постановкой. А за просмотром «Трудного детства» легко заскучать, даже несмотря на скромный хронометраж.
🎨Технически «Гром» почти безупречен, но к стилистике есть вопросы
Главные достоинства «Трудного детства» — операторская работа и монтаж. Максим Жуков, как и в «Чумном докторе», подбирает удачные ракурсы и отлично работает со светом в большинстве сцен. А начальные титры с рассказом Игоря Грома о 90-х впечатляют динамикой и чувством стиля. Режиссер имитирует эстетику телерепортажей тех лет и вставляет в кадр узнаваемые элементы эпохи — вычурные рекламные ролики и логотипы компаний.
Правда, позже в фильме появляются чужеродные элементы. Например, две сцены выполнены в стилистике современных аниме-сериалов вроде «Моей геройской академии». В них Гром-младший представляет себя и людей вокруг нарисованными персонажами с гиперболизированными эмоциями и выражениями лиц.
Такие вставки кажутся неуместными, они не подходят заявленной эпохе. Если создатели хотели нарисовать аниме-сцены, то стоило ориентироваться на сериалы 90-х вроде «Сейлор Мун», «Ковбоя Бибопа» или «Берсерка».
90-е в «Трудном детстве» кажутся карикатурными и неестественными. По улицам бегают бандиты, стреляют в прохожих и взрывают полицейские автомобили. Но Игорь и его друг не обращают на это никакого внимания. Эпоха выглядит так, будто ее срисовали с песни Монеточки «90». Понятно, что этот мир и не должен быть похож на наш: Санкт-Петербург в «Чумном докторе» тоже был весьма условным. Но такая гиперболизированная анархия все же выглядит перебором.
При этом элементов реальных 90-х в фильме минимум: нет ни узнаваемых песен, ни образов из знаменитых фильмов вроде «Брата». Зато у Константина Грома есть банка с использованными чайными пакетиками. А по телевизору шарлатаны лечат зрителей через экран.
Образ эпохи не кажется цельным, правдоподобные детали перемешаны с шаржами. Вместо 90-х в фильме могли быть нулевые, и история от этого никак не изменилась бы. Если хотите поностальгировать, лучше пересмотрите работы Балабанова или включите сериал «Мир, дружба, жвачка».
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.