Почему рынок NFT заслуживает инвестиционного внимания
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Одним из первых ощутимых примеров использования NFT были «геймифицированные» инвестиции, такие как CryptoKitties и CryptoPunks. В прошлом году в этом секторе началась большая активность, но настоящий взрыв проиcходит прямо сейчас. И если на начальном этапе роста рынка NFT не хватало коммерческой организации, то по мере того, как компании (бренды) лучше определяют права собственности, экосистема становится более понятной. Попробую уместить главное в одном посте.
В цифрах:
- по данным DappRadar, общая рыночная стоимость NFT для 100 лучших коллекций Ethereum + NBA Top Shot оценивается в $14B, то есть в 40 раз больше 2020 года
- в ближайшем будущем рынок #NFT оценивается свыше $25B, к 2025 ~$80B
NFT:
- это криптотокены (как биткоин или другие криптовалюты). Биткоин является взаимозаменяемым, NFT — нет.
- работают на открытой блокчейн-системе, история транзакций с их участием может быть просмотрена в открытом доступе.
- каждый токен уникален и предназначен для представления права собственности на виртуальный элемент.
- изображение может копировать/скачивать любой, но не в коммерческих целях.
- права собственности на художественные NFT обычно определяются конкретной платформой, используемой для их выпуска.
Краткие примеры. В июне квартиру в Киеве основателя TechCrunch продали на NFT-аукционе за $100K Кроме права собственности покупатель получил NFT-картину, оставленную на стене, и цифровое изображение жилья
В июле Сан-Марино одобрила использование паспортов вакцинации в виде NFT на публичном блокчейне VeChain
В августе Visa #V приобрела CryptoPunk #7610 за 49.5 ETH (~ $165K), утверждая, что NTF — это "пересечение культуры и коммерции"
Растущая экосистема ценности базируется на трех взаимосвязанных сферах:
- Метавселенная — цифровой мир, в котором NFT «живут» и развиваются.
- NFT — цифровые предметы коллекционирования или объекты, которые могут отражать физические объекты.
- Криптовалюта — механизм, обеспечивающий совершение транзакций.
Вот краткий список связанных компаний (игры и Метавселенная):
- Activision Blizzard #ATVI;
- Electronic Arts #EA;
- TakeTwo Interactive #TTWO;
- Roblox #RBLX;
- Warner Music Group #WMG;
- Hasbro #HAS;
- Mattel #MAT;
- Funko #FNKO;
- GameStop #GME.
Драйверы потенциала прибыльности:
- Динамичное ценообразование — баланс между сверхдорогими эксклюзивами и ориентированными на широкие массы NFT.
- Невозможность обмена — то, что делает NFT дефицитными, то есть увеличивает их стоимость.
- Кроссплатформенное вовлечение коллекционеров и создание сообществ фанатов — собрание коллекций в любом виде (физическом или цифровом).
- Способность компаний координировать/совмещать NFT и физические релизы объектов.
- Маркетинг и осведомленность в различных формах.
И недостатки:
- Технические ограничения (ссылка на изображение, а не само изображение).
- Потребление электроэнергии (соответственно выбросы).
- Нет владения базовым элементом, то есть авторскими правами или какими-либо правами интеллектуальной собственности.
- Идентификация личности покупателя.
Итоги
Честно говоря, тема очень объемная и нетривиальная. Как бы не казалось все это странным, рост Metaverse/NFTs/криптовалют неизбежен, они меняют финансы и цифровую экономику. И как в любом деле для того, чтобы разобраться, нужны время-практика. Уже сейчас я скажу просто: необходимо понять потенциал этой технологии. По крайней мере, рассматривая растущий статус NFT как коллекционного актива, она заслуживает инвестиционного внимания.