Metaphor: ReFantazio — одна из крупнейших RPG года и прекрасное фэнтезийное приключение
Поп-культура
3K
Кадры — Sega

Metaphor: ReFantazio — одна из крупнейших RPG года и прекрасное фэнтезийное приключение

Сюжет, геймплей, советы по прохождению и впечатления
3
Аватар автора

Александр Сероокий

долго не мог запомнить имя Хюлькенберг

Страница автора
Аватар автора

Алина Абрамянц

always wants More

Страница автора

11 октября вышла Metaphor: ReFantazio — JRPG от студии Atlus, отвечающей за серии Shin Megami Tensei и Persona.

Сюжетно новинка не связана с прошлыми работами компании, но построена на тех же принципах. Metaphor пришлась по душе критикам и игрокам. Ее уже называют одной из самых стильных JRPG и считают достойным претендентом на звание «Игра года». Мы прошли новинку и рассказываем, что в ней особенного, на что обращать внимание при прохождении и стоит ли ее покупать новичкам и фанатам жанра.

Что за Metaphor: ReFantazio

Дата выхода: 11 октября 2024
Жанр: пошаговая JRPG
Платформы: ПК — Steam, PlayStation 4 и 5, Xbox Series
Режим игры: одиночный
Издатель: Sega
Разработчик: Atlus
Кому понравится: любителям японского фэнтези и пошаговых ролевых игр
Игры, похожие на Metaphor: ReFantazio: серии Persona и Shin Megami Tensei
Примерная продолжительность: 65 часов на прохождение сюжета и 101 на всю игру
Перевод: есть русские субтитры
Подробнее: на сайте игры

Системные требования и технические характеристики

Минимальные системные требования:

  1. 64-битная операционная система Windows 10.
  2. Процессор AMD FX-6300 или Intel Core i5-3470 с поддержкой AVX.
  3. 6 Гб оперативной памяти.
  4. Видеокарта AMD Radeon R7 360 с 4 Гб, Intel Arc A310 с 4 Гб или NVIDIA GeForce GTX 750 Ti с 4 Гб видеопамяти.
  5. DirectX 11 и 93 Гб свободного места на HDD или SSD.

На ПК с такими характеристиками Metaphor: ReFantazio будет идти в разрешении 720p с частотой 30 кадров в секунду.

Рекомендуемые системные требования:

  1. 64-битная операционная система Windows 10.
  2. Процессор AMD Ryzen 5 2600 или Intel Core i5-7600 с поддержкой AVX.
  3. 8 Гб оперативной памяти.
  4. Видеокарта AMD Radeon RX 480 с 4 Гб, Intel Arc A380 с 6 Гб или NVIDIA GeForce GTX 970 с 4 Гб видеопамяти.
  5. DirectX 11 и 93 Гб свободного места на HDD или SSD.

Так игра будет работать с разрешением 1080p при 60 кадрах в секунду.

Графические режимы на консолях. Их нет: на PlayStation 5 и Xbox Series X игра работает в разрешении до 4K, а FPS не превышает 60. На PlayStation 4 — в 1080p с нестабильным фреймрейтом от 35 до 50. На Xbox Series S — в 1080p с кадровой частотой до 60.

Теоретически игра поддерживает до 120 FPS на экранах с поддержкой частоты 120 Гц. Но на практике это значение не достигается ни на одной из консолей.

Сколько стоит Metaphor: ReFantazio и где ее купить

Тайтлы Sega не продаются в России официально. Чтобы поиграть в Metaphor: ReFantazio, можно, например, купить физическую копию в розничных сетях. В магазине «Видеоигр-нет» диск для PlayStation 5 продается за 5990 ₽, а физическую копию для Xbox Series в России найти сложнее: большинство магазинов привозит их под заказ.

Чтобы купить цифровую версию, можно воспользоваться услугами посредников на площадках вроде Plati.Market. Перед покупкой обязательно посмотрите на количество сделок и положительных отзывов у продавца. Чем их больше, тем меньше риск оказаться обманутым.

Что нужно знать о торговых площадках

Торговые площадки — это такие доски объявлений. Люди предлагают свои услуги, а вы сами решаете, заказывать их или нет. Это не покупка в официальном магазине, в основном продавцы — частные лица. Вы можете столкнуться с необязательным человеком или мошенником. Имейте в виду, что вернуть деньги при столкновении с ними будет непросто. Взвесьте риски и рассмотрите альтернативные способы покупки игр.

У Metaphor есть два издания: стандартное и Anniversary. Они различаются ценой и наполнением.

В стандартную версию входит только сама игра. В американском регионе цифровых магазинов она обойдется в 70 $⁣ (6807 ₽)  .

Издание Anniversary стоит 100 $⁣ (9725 ₽). Кроме игры оно содержит цифровой артбук, книгу с историей студии Atlus, саундтрек к Metaphor и другим тайтлам компании, а также косметические предметы и альтернативные музыкальные темы.

О том, как покупать игры в Steam, на консолях PlayStation и Xbox, мы писали в отдельных материалах.

О чем Metaphor: ReFantazio

Сюжет у игры многослойный и длинный — один только пролог занимает около десяти часов. Если совсем кратко, главный герой ради спасения принца вступает в состязание за королевский престол. Но для полного понимания завязки важны и политическая обстановка, и этнический состав страны, ведь привычных фэнтезийных рас здесь почти нет. Поэтому о сюжете мы рассказываем по пунктам, каждый из которых отражает отдельный слой повествования в первые часы игры.

Действие происходит в Соединенном Королевстве Ухрония. Индустриальная эпоха в нем только начинается, а жители во многом полагаются на магию. Она доступна только владельцам дорогих устройств — проводников, производство которых контролирует духовенство.

Расовый состав Ухронии разнообразен. Живут здесь и рогатые клемары, и остроухие руссенты, и трехглазые язычники мустари, и похожие на гигантских летучих мышей эйджифы. Но в обществе царят неравенство и предрассудки. Клемары и руссенты смотрят на соседей свысока, во многие заведения вход «низшим» расам закрыт — не говоря уже о высоких постах на государственной службе.

Казалось бы, общество уже должно было дозреть до перемен. Но разобщенные граждане настолько отчаялись, что предпочитают не замечать чужих проблем ради сохранения статус-кво, пусть он многих и не устраивает.

Главный герой — юноша из угнетаемого племени эльдов. Они не обладают выраженными внешними отличиями и живут настолько обособленно, что многие жители городов не уверены в их существовании. Вокруг этой расы сложилось множество суеверий: говорят, например, что они могут использовать запретную древнюю магию.

Протагонист — не обычный парень, а друг принца Ухронии. Когда-то они мечтали построить государство, в котором все будут равны, но десять лет назад на наследника престола напали прямо во дворце. Принц выжил, но слег, пораженный проклятием. Власти объявили его мертвым, а сами укрыли в тайном месте. С тех пор жизнь в нем с каждым днем угасает. Поэтому тайные соратники Его Высочества поручают герою важную миссию: отправиться в столицу, встретить союзника под прикрытием и найти способ снять проклятие.

В столице протагонист неожиданно для себя вступает в борьбу за трон. Правителя Ухронии убивают, но отдавать страну кому попало он не намерен. Это выясняется на похоронах: королевский дворец возносится в небо, и голос покойного монарха объявляет состязание. Преемником станет любой, кто за пять месяцев завоюет сердца большинства граждан. А чтобы обошлось без бойни, магия будет защищать от покушений 20 ведущих кандидатов.

Один из самых популярных участников — молодой и харизматичный граф Луи Гуаберн. В столице не без оснований поговаривают, что принц и король пали от его руки. Выход у главного героя один: вступить в состязание, войти в топ-20, втереться в доверие к Луи и выпытать у него все, что касается проклятия.

Достичь цели помогут новообретенные сторонники, среди которых обедневший дворянин и падшие рыцари. Также пригодится загадочная сила, пробудившаяся в главном герое. Она позволяет материализовать четыре десятка архетипов великих деятелей прошлого, от магов до самураев, и сражаться вместе с ним в бою.

Геймплей Metaphor: ReFantazio

Metaphor — JRPG в полуоткрытом мире. Основное действие разворачивается в крупных городах Ухронии. Целиком они недоступны: побродить дают лишь по нескольким кварталам, да и то разделенным экранами загрузки. Но эти зоны достаточно крупные, чтобы вместить в себя точки интереса вроде таверн, магазинов и достопримечательностей. А заодно показать колорит региона — от светлого приморского края до пасмурного, но очень уютного княжества, затерянного в снежных горах.

Вокруг крупных населенных пунктов разбросаны деревни и данжи. Иногда это башни или руины особняков, а порой — буквально подземелья. Основные задания продвигают вперед сюжет, а побочные дают возможность прокачаться и найти множество полезных предметов. Формула знакомая и понятная, но ее освежают несколько особенностей.

Геймплей Metaphor основывается на тайм-менеджменте. Механика, пришедшая из последних частей серии Persona, ставит жесткие временные рамки для выполнения сюжетных квестов. Это влияет на темп всего игрового процесса.

Пришли вы, допустим, в новый город, а там выясняется, что через пару недель кто-то претворит в жизнь злодейский план. До 14-го дня вы вольны распоряжаться временем как угодно. Если хорошо прокачаны, можете хоть сразу зачистить сюжетный данж — тогда останется десяток дней на побочные задания и развлечения. Но если пропустите дедлайн, игра отбросит вас на неделю назад, чтобы теперь вы точно все успели.

Сложности добавляет то, что время измеряется не минутами и часами, а важными событиями. Пока вы бродите по городам, покупаете в лавках оружие и зелья, время стоит на месте. Но стоит инициировать ключевое действие — например, дебаты с другим претендентом на трон или боевое задание, — как на него резервируется половина дня или больше. Даже если дискуссия займет две минуты, а с вылазки вы вернетесь, исследовав лишь треть локации.

Все боевые задания проходят в данжах. В них много разветвлений, потайных проходов и укромных закоулков. Продвигаясь вперед, герои находят безопасные комнаты, которые служат контрольными точками. В уже обнаруженные можно телепортироваться. Это пригодится не только для быстрого перемещения, но и на случай, если ваши ресурсы иссякнут. Можно будет уйти из данжа, а в следующий раз продолжить из любой безопасной комнаты.

Кроме сюжетных данжей есть и побочные. Обычно туда ведут второстепенные квесты. Местные леса, склепы и древние шпили населены полчищами монстров, а в конце поджидает босс. Побочные данжи тоже лучше исследовать целиком: соберете много ценного лута и прокачаете героев.

Большая часть боев проходит в пошаговом режиме. Битву можно начать, подойдя к врагу, но тогда ни у одной стороны не будет преимуществ. Зато если сначала нанесете противникам достаточно урона в реальном времени, они будут оглушены и пропустят свой первый ход в пошаговом бою. И наоборот: если подставить главного героя под удар, сражение начнется с хода противника. Слабых мобов можно сразу побеждать в реальном времени.

На нормальной сложности в начале пошагового сражения у сторон есть по одному очку хода за каждого бойца. Дополнительные очки можно получить, если бить по слабостям врагов — у каждого вида они свои. Например, один противник может быть уязвимым к огню, но способным отражать ледяные атаки. А другого придется бить только физическим уроном — от стихийного он защищен. Когда одна сторона тратит свои очки хода, очередь переходит к другой.

В сражениях вашей партии доступны физические атаки обычным оружием, магические навыки, защита, использование предметов и пропуск хода. Если попали в бой, для которого лучше подходит другой компаньон, состав команды можно поменять отдельным действием. Либо попытаться сбежать — но если не выйдет, ход сразу перейдет к врагу.

За магические навыки отвечают классы, которые здесь называются архетипами. Это воплощения героев прошлого — не конкретных личностей, а образов, живущих в массовом сознании. Базовых архетипов в игре 14, но у каждого есть улучшенные версии. Вместе с ними доступных классов становится больше 40. Они различаются экипировкой, слабостями, а также набором активных и пассивных навыков.

От класса зависит специализация персонажа в бою. Например, у архетипов из ветки обманщика почти нет атакующих навыков, зато есть много заклинаний, усиливающих союзников и ослабляющих врагов. А вор и его улучшенные версии наносят мощные атаки тьмой и позволяют красть у врагов предметы.

Набор способностей каждого архетипа предопределен, но доступные опции позволяют разнообразить их с помощью механики наследования. Она наделяет классы уже открытыми навыками других архетипов. Сможете создать, например, мощного мага, способного и союзников усилить, и сокрушить врага парой ударов жезлом.

Чтобы открывать классы и полезные умения, нужно укреплять дружбу с союзниками. Это и сопартийцы, и другие жители королевства, неравнодушные к судьбе главного героя. Всего их 14, по числу связанных с ними архетипов. В ветках каждого есть по восемь событий, и все они открывают какие-нибудь навыки.

Например, если прокачаете до второго ранга отношения с рыцарем Айслин Хюлькенберг, она сможет время от времени принимать удар на себя вместо протагониста. А добрый страж Бардон будет изредка присылать лечащие предметы, если дойдете до четвертого уровня дружбы с ним. Более того, ветки всех союзников позволяют открыть как минимум одну продвинутую версию соответствующих архетипов.

С друзьями стоит общаться не только ради получения перков. Прежде всего эта механика показывает, чем живут самые разные слои населения Ухронии, от бедняков и аферистов до наследников знатных семей. События на каждом ранге довольно короткие, обычно около пяти минут. Но все вместе они ярко рисуют социальный фон страны и объясняют, почему ей уже давно нужны перемены.

Некоторые этапы дружбы требуют определенного уровня королевских качеств — пяти характеристик личности главного героя. Их можно прокачивать с помощью различных занятий: чтения книг, любования пейзажами, бесед по душам с горожанами.

Чем радует Metaphor

Это больше, чем эпическое приключение о борьбе добра со злом. Metaphor начинается и заканчивается как история о состязании за престол. Она не пытается обмануть ожидания и по-новому обыграть привычные сюжетные ходы.

Но некоторая предсказуемость совершенно не делает новинку хуже. История о разобщенности и жажде власти — лишь верхушка айсберга. Наглядно расскажут и о парадоксальной пользе тревоги, и о том, почему возвышенные идеалы — это и дар, и проклятие. А еще — о мощи фантазии. Ведь силы идти вперед протагонисту дает фантастическая повесть о мире, где неравенства больше нет.

Центральные идеи игры тесно связаны с антагонистами. Один претендент на трон обещает выгнать представителей других рас, другой — узаконить гонения на некрасивых. Но кто-то все равно поддерживает такую политику. Сценаристы не стремятся препарировать причины столь сомнительного выбора. Их цель — показать, что бывает, когда люди перестают сами стремиться к лучшему будущему и перекладывают заботу о нем на плечи одного лишь правителя.

Тайм-менеджмент не очень строгий, весь контент можно увидеть за первое прохождение. Пространства для маневра в Metaphor значительно больше, чем в тех же последних частях Persona. Даже без помощи гайдов и постоянной оптимизации действий за отведенное на календаре время вполне реально пройти все квесты и прокачать до максимума дружбу со всеми союзниками. Скорее всего, в запасе даже останется еще несколько свободных дней.

В игре много удобных мелочей. Например, если битва пошла под откос, ее можно начать заново в свой ход. Некоторые действия в данжах сопровождаются автосохранениями, что позволяет не переживать из-за случайного проигрыша. А если убить нового врага хотя бы раз, все его уязвимости и сильные стороны будут занесены в базу данных. В Persona для этого нужно было лично проверить на противнике каждый тип урона либо заполучить его себе в качестве персоны.

Бои в меру сложные, а билды можно тонко настроить под себя. Простые атаки, даже если бить по слабостям, не помогут продвинуться далеко. Чтобы сражаться по-настоящему эффективно, даже на средней сложности нужно с умом использовать все доступные опции. Это и расходуемые предметы, и навыки поддержки, и вдумчивое сочетание архетипов в партии.

Рациональный подход к билдостроению может качнуть весы в пользу игрока. Но путь к такому результату выложен часами тщательного подбора классов и экипировки.

Metaphor невероятно стильная. Снимки меню и экранов загрузки можно хоть на стену вешать, даже если на них перечислены характеристики персонажа или техническая информация. Графика в игровом мире не слишком качественная, но это искупает разнообразный дизайн поселений. Вы оказываетесь то в мрачноватом городке у древней крепости, то на солнечном острове с пальмами и очаровательными деревянными постройками.

Чем Metaphor может разочаровать

Некоторые аспекты лора проработаны не так хорошо, как ожидаешь от игры с политическим уклоном. В путешествии герои увидят нищие деревеньки и богатые города, руины былых цивилизаций и красивейшие природные объекты вроде огромного дерева с пышной багряной кроной. Во вкладку «Журнал» заносятся сведения обо всех посещенных местах. А еще о загадочных реликвиях, драконах, средствах передвижения других претендентов на трон и гигантском монолите, парящем над одним из городов.

Вот только очень многие из этих сведений относятся к сюжету косвенно. Само по себе это не плохо — наоборот, можно лишь похвалить студию за подробную экскурсию по миру. Но иногда возникает ощущение, что при выписывании лора очередного побочного данжа авторы забыли о деталях, которые придают миру настоящую глубину.

Например, мы преступно мало знаем об истории самого королевства. О том, с чего началась и как разгоралась вражда между расами, к моменту пролога достигшая пика. О том, как возникло и обрело силу местное духовенство — одна из главных движущих сил сюжета. О соседних же странах неизвестно вообще ничего, хотя иногда персонажи упоминают то об угрозе из-за границы, то о желании попутешествовать. Ухрония будто живет в полной изоляции.

Можно возразить, что для сюжета нужны не все эти сведения. Один из главных лейтмотивов Metaphor — путешествие, и он вплетен в игру отлично: нас, как и главного героя, сразу бросают в гущу событий и побуждают на месте разбираться, что и почему происходит в разных уголках королевства. На это работает и тот самый журнал, который к концу игры напоминает настоящий путеводитель.

Возможно, вам хватит того, что во многих моментах игра просто ставит перед фактом. В конце концов, здесь отлично передано, что обстановка в королевстве накалена до предела, церковь — угроза, а почти все кандидаты — фрики, которым до страны, в сущности, нет дела. Но если вы ожидаете проработанной истории мира и тонких политических интриг, лучше заранее принять, что Metaphor не об этом.

В первой половине игры темп проседает. Завязка стала известна еще в начале рекламной кампании: призрак ушедшего короля объявляет состязание за трон, в которое вступает паренек из угнетенной расы. На релизе выяснилось, что начало растягивается едва ли не на 15 часов. Хорошо хоть, скучать не приходится — настолько много в прологе интересного.

Когда выбираешься за пределы столицы, думаешь, что вот сейчас-то начнется. Но нет: впереди около 30 часов событий, еле двигающих глобальную историю. Нам показывают новые города, сопартийцев и важные детали лора, но это все сыграет свою роль значительно позже. Зато в последней трети игры сюжет разгоняется так, что ему хочется простить любые прежние проблемы с темпом. Даже если за ранними местечковыми разборками вы следили, стиснув зубы.

Для комфортного прохождения второй половины придется гриндить. Если вы деретесь с большинством противников и выполняете все побочные квесты, разрыв в уровнях с врагами все равно даст о себе знать. Чтобы поздние босс-файты не показались пыткой, в данжах нужно задерживаться подольше и уничтожать толпы рядовых монстров. Особенно если хотите освоить самые сильные архетипы.

Есть раздражающие геймплейные механики. Вскоре после старта событий выясняется, что главный герой умеет телепортировать свое средство передвижения. Персонажи заявляют, что смогут мгновенно перемещаться в любое уже посещенное место. На деле это работает только для городов — но не для данжей и прилегающих деревень. Если вам снова нужно туда, придется тратить драгоценное время на еще одно путешествие.

Еще при выборе другого класса игра автоматически меняет снаряжение на самое продвинутое из доступных. Это не всегда полезно: у многих более слабых предметов экипировки есть особые эффекты, без которых билд работает хуже. После каждой смены архетипа прежнее оружие, доспехи и аксессуары придется выбирать вручную.

Оптимизация на всех устройствах подкачала. Частота кадров заметно проседает и на ПК, и на консолях — и это при не самом выдающемся техническом исполнении. Например, у моделей персонажей отсутствует сглаживание, из-за чего их контуры порой идут «лесенками».

Подробнее о недочетах графики и оптимизации рассказали эксперты из Digital Foundry

Советы по прохождению

Как можно скорее выполните первое задание Мора. Он просит прокачать архетип «Лекарь» до десятого ранга. После этого у вас появится возможность изучать новые архетипы в любой момент прямо в меню паузы, не заходя для этого в кабинет писателя. Очень пригодится, если посреди данжа захочется подкорректировать билд, да и в целом сэкономит кучу времени.

Не тратьте сразу всю маглу на доступные архетипы. Персонажам не нужны абсолютно все классы. Достаточно, чтобы навыки участников партии дополняли друг друга. А если спустите всю маглу сразу, потом ее может не хватить на действительно полезный архетип. Более того, по мере прокачки дружбы с персонажем снижается стоимость изучения соответствующих ему продвинутых классов. Поэтому их выгоднее открывать на более поздних этапах игры.

На бегуне каждый день заглядывайте в кладовую, ванную и туалет. Это можно делать даже вне путешествий, причем без траты игрового времени. В кладовой всегда будет немного припасов для готовки, а каждый поход в ванную даст протагонисту 100 очков опыта. В туалете же изредка прокачивается удача. Этот показатель повышает частоту выпадения предметов и шанс нанести критический удар в бою.

Покупайте информацию у осведомителей. Они есть в тавернах и гостиницах каждого города. За небольшую плату информаторы расскажут обо всех квестовых локациях и населяющих их монстрах. Это поможет выбрать подходящее снаряжение и архетипы перед походом в данж.

Старайтесь проходить сюжетные данжи за как можно меньшее количество дней. Если запас маглы на исходе, восстановите его предметами — их лучше копить как раз на такой случай. Чем меньше игровых дней вы потратите на сюжетный данж, тем больше свободного времени останется на побочные квесты и прокачку дружбы.

Если в городе дают несколько квестов, сначала возьмите их все, а потом уже отправляйтесь выполнять. Иногда в один и тот же данж ведут сразу два-три задания. Лучше сэкономить игровое время, чем потом возвращаться. А путь в некоторые локации лежит через другие места. Тогда имеет смысл выполнить первую миссию в цепочке, встать на ночлег и двигаться к другой цели на следующий день.

Если не хватает денег на новое снаряжение, обменивайте маглу у скупщиков. В отличие от денег, с противников она падает весьма щедро — даже на ранних этапах игры. По мере прокачки дружбы с Бригиттой курс обмена становится еще выгоднее.

Не пропускайте вступительную кат-сцену с завязкой сюжета. В самой игре ее не сообщают, а ролик показывают только при запуске. Кроме этой сцены есть еще одна, секретная. Чтобы ее увидеть, после старта игры останьтесь в главном меню и подождите, пока кат-сцена с завязкой не начнется снова. На этот раз можете пропустить ее, и следом покажут ролик, который чуть больше расскажет о мировоззрении Мора.

Уровни архетипов можно повышать эффективнее, если сражаться с уже прокачанными до максимума. Даже если класс достиг двадцатого ранга, это не повод переключаться на другой. За каждую тысячу очков опыта такого архетипа в награду дают расходуемый предмет. С его помощью можно передать опыт любому другому архетипу на выбор. Когда вся партия сражается с полностью прокачанными классами, предметы падают как из рога изобилия.

Королевские качества выгоднее всего прокачивать в более поздних городах. Это не значит, что на ранних этапах на повышение характеристик можно махнуть рукой. Но если вы, например, можете прокачать мудрость в первом и третьем городе, лучше делать это в третьем. Так быстрее получится достигнуть следующего ранга.

Держите в инвентаре запас расходуемых предметов. Их можно купить в лавках зелий или у торговцев на городских рынках. Особенно важны зелья возрождения, позволяющие поднимать упавших в нокаут компаньонов, и предметы для снятия недугов, например отравления или сглаза.

Если боитесь, что запаса маглы не хватит на весь побочный данж, сначала убейте босса. Чтобы избежать ненужных рядовых битв, старайтесь не подбегать к врагам, которые при сканировании светятся желтым или красным. Если они успеют атаковать первыми, автоматически начнется пошаговая битва. Если в бой вас все же втянули, нажимайте «Побег» — скорее всего, получится скрыться.

Обычно перед боссом ждет магический кот. Сохранитесь у него и подготовьтесь к битве. А когда победите, можно и исследовать остальной данж: если потратите слишком много маглы, у этого уже не будет таких неприятных последствий.

Перед финальной битвой победите всех мини-боссов на уровне. Маркер на карте ведет прямо к злейшему врагу, но в локации есть несколько ответвлений — там ждут магические кристаллы под охраной других противников. Если проигнорировать их и отправиться сразу по сюжету, финальный бой окажется на порядок тяжелее.

Стоит ли покупать Metaphor: ReFantazio

Что пишут критики. Они очень высоко оценили новинку: на Metacritic (сайт недоступен из РФ) у нее 93 балла, на OpenCritic 99% рецензентов рекомендуют Metaphor к прохождению. Журналисты хвалят выдающийся дизайн, глубокую и увлекательную боевку, живых персонажей и закрученную историю. Критике подверглось разве что слабое техническое воплощение.

Что пишут игроки. Им Metaphor тоже пришлась по душе: в Steam у JRPG 90% положительных отзывов, а пользовательская оценка на Metacritic — 9,1 балла. Большинство сходится на том, что это одна из лучших игр Atlus. Отмечают традиционное для студии стильное оформление, отличный сюжет и комплексную боевую систему. Но некоторым игрокам пришлись не по вкусу низкий темп истории и необходимость гриндить. Плохая оптимизация тоже смазала впечатления пользователей.

Мнение Т⁠—⁠Ж. С одной стороны, в Metaphor: ReFantazio нет ничего революционного. Она лишь успешно воспроизводит формулу прошлых игр Atlus. Основа боевой системы взята из Shin Megami Tensei, а повседневность с тайм-менеджментом — из Persona 3—5. С другой — в этом и суть: студия собрала все лучшее из главных серий и совместила это в одной игре, приуроченной к своему 35-летию. В этом смысле новинка ощущается как праздничное чествование всех работ Atlus.

Почти все, за что любят игры компании, здесь выполнено на таком же качественном уровне. Дизайн персонажей и интерфейса, как всегда, невероятно стильный, в геймплее нет лишних механик — все тесно сплетены в единый игровой цикл. Из нового — система архетипов, тактическая глубина которой не уступает боевкам «старших» серий.

Придраться можно лишь к подаче сюжета. Первая половина почти не вызывает ощущения, что ставки повышаются, — хотя по контексту вызывать должна. Политические интриги довольно поверхностные, а взаимоотношениям между персонажами, какими бы яркими ни были их образы, порой не хватает естественности.

Если вам нравятся JRPG и прошлые работы Atlus, обязательно поиграйте. А если не знакомы с жанром, Metaphor — отличная точка входа. Ведь сюжетно игра самостоятельна и не привязана к длинным франшизам со сквозной историей.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Александр СероокийПоделитесь впечатлениями от игры: