Бизнес: иммерсивное шоу в Москве
«Морфеус. Ответ Гиппократа» — игра, действие которой происходит в воображаемой больнице, где случилось трагическое происшествие. Игрокам нужно раскрыть тайну произошедшего и выбраться из больницы.
Бизнес запустили в 2015 году школьные друзья Петр Копылов, Александр Князев и Никита Проскуряков. На первом этапе это была квест-комната. Сначала предприниматели действовали втроем: сами написали сценарий, протестировали его, закупили реквизит и оборудование, сами же исполняли все роли. Постепенно набрали команду. Окупиться удалось меньше чем через год после запуска.
В 2018 году бизнес пережил ребрендинг: квест превратился в иммерсивное шоу. Это театральный жанр, где зритель становится участником спектакля и может влиять на сюжет. В отличие от квеста, для участия в котором нужно собрать компанию, на иммерсивное шоу можно покупать билеты поштучно. Таким образом предприниматели расширили аудиторию: пришли любители театра и те, кому удобнее прийти одному или с кем-то вдвоем.
В 2019 году шоу ежемесячно приносило около 300 000 ₽ прибыли. С декабря 2019 года герои запустили еще одну сцену, и количество спектаклей увеличилось примерно в 1,5 раза. С декабря по конец февраля, то есть до начала карантина, играли в месяц около 130 спектаклей. В марте запустили онлайн-спектакли на время режима изоляции: за 2 недели онлайн-формата отыграли 15 спектаклей и продали 94 билета. Это почти в 3 раза меньше февральских цифр.
Ключевые цифры
Запуск квеста | 611 200 ₽ |
Ребрендинг квеста в иммерсивное шоу | 113 600 ₽ |
Ключевые цифры
Запуск квеста | 611 200 ₽ |
Ребрендинг квеста в иммерсивное шоу | 113 600 ₽ |
Показатели шоу за месяц в 2019 году
Расходы | 662 518 ₽ |
Выручка | 996 000 ₽ |
Прибыль | 333 482 ₽ |
Показатели шоу за месяц в 2019 году
Расходы | 662 518 ₽ |
Выручка | 996 000 ₽ |
Прибыль | 333 482 ₽ |
Показатели шоу за февраль в 2020 году с учетом переезда и ремонта нового помещения
Расходы | 1 350 000 ₽ |
Выручка | 1 600 000 ₽ |
Прибыль | 250 000 ₽ |
Показатели шоу за февраль в 2020 году с учетом переезда и ремонта нового помещения
Расходы (с учетом переезда и ремонта нового помещения) | 1 350 000 ₽ |
Выручка | 1 600 000 ₽ |
Прибыль | 250 000 ₽ |
Запуск онлайн-спектакля: показатели за две недели
Расходы | 114 625 ₽ |
Выручка | 86 900 ₽ |
Прибыль | −27 725 ₽ |
Запуск онлайн-спектакля: показатели за две недели
Расходы | 114 625 ₽ |
Выручка | 86 900 ₽ |
Прибыль | −27 725 ₽ |
Что за шоу
Особенность шоу в том, что все события происходят в воображении участников: игроки сидят в масках с закрытыми глазами. Вставать с кресел они не могут — только говорить, что хотят сделать. Ведущий описывает им ситуацию, в которой они находятся, а игроки должны придумать и назвать свое действие. От ответа зависят последствия: если игрок решил открыть дверь — ведущий рассказывает, что за дверью, если игрок решил вернуться — что или кто его там поджидает.
По словам предпринимателей, в обычной жизни человек получает с помощью зрения 80—90% информации. Если на время отключить зрение, остальные чувства обостряются. К тому же во время игры на них интенсивно воздействуют: кроме слов ведущего в игре есть запахи и звуки, например запах спирта или йода, звук льющейся воды или тиканье часов. Участники могут прикасаться к некоторым предметам, которые встречаются в сюжете, и даже пробовать их на вкус, если они съедобны. Все это подстегивает воображение и помогает глубже погрузиться в игровой мир.
По мере развития сюжета участники сталкиваются с различными персонажами, с которыми можно взаимодействовать, например с врачами и пациентами. Всего в шоу семь персонажей, которых играют три актера.
Жанр «Морфеуса» — триллер. Перед началом спектакля зрителей предупреждают, что если они захотят покинуть зал до окончания шоу, нужно скрестить руки над головой. Такое случается, но редко: не более чем в 200 играх из 8000.
Игра — авторская разработка предпринимателей. Первый ее вариант они придумали еще летом 2009 года, когда все вместе работали вожатыми в детском лагере. Участники должны были с закрытыми глазами выйти из подземелья, следуя подсказкам ведущего. Для такой игры нужны были только повязки для глаз, стулья и придуманная история.
Детям игра понравилась, и после лагеря друзья решили попробовать монетизировать идею. В 2011 году они впервые провели коммерческую игру на дне рождения одной из знакомых. В этой версии сценария шести участникам нужно было выбраться из заброшенного дома. Но результатом герои остались недовольны: игра растянулась на 3,5 часа, все устали, а еще оказалось, что продуманы не все действия игроков.
- 5000 ₽
Вновь про игру вспомнили в 2013 году, когда Никита на несколько недель попал в больницу. Запутанные помещения и разнообразие больничных запахов так его впечатлили, что он предложил переработать сценарий: перенести место действия в больницу, а к повязкам на глаза и текстам ведущего добавить запахи. В ходе обсуждения решили задействовать и остальные органы чувств: осязание и вкус.
В это время в Москве как раз открылись первые квест-комнаты, и ребята поняли, что нашли свой рынок. Название придумали со смыслом: «Морфеус» обыгрывает тему сна и закрытых глаз, а «ответ Гиппократа» отсылает к месту действия — больнице.
Кто в команде
Первый год Никита, Александр и Петр сами вели игры и отыгрывали нужных персонажей. Через 8 месяцев, когда среднее количество игр в неделю увеличилось до 15, стали набирать актеров. Первыми двумя стали школьные друзья, следующих набирали по объявлениям в соцсетях. Кандидатов просили прочитать по Скайпу отрывок из «Мастера и Маргариты». Если все друг другу нравились, актеры проходили обучение. В среднем оно длилось 2—3 недели, или 20—30 часов чистого времени.
Сейчас в команде 8 актеров, которые сменяют друга друга. За шоу актер получает 800—1000 ₽, в месяц выходит по-разному: от 15 000 до 70 000 ₽ в зависимости от нагрузки актера.
От качества актерской игры сильно зависит уровень погружения зрителей в воображаемый мир: зритель должен поверить, что рядом с ним умирает человек или раздаются выстрелы. Поэтому все шоу записывают на аудио и потом выборочно прослушивают, чтобы проверить актеров. Занимается этим бывшая актриса, которая проработала на шоу больше двух лет и хорошо знает процесс изнутри. За анализ одного спектакля с рекомендациями для актеров она получает 350 ₽.
Еще в команде есть администратор, он принимает входящие звонки, составляет расписание актеров, отправляет подарочные сертификаты и помогает управляющему в мелких задачах. Зарплата администратора — 10 000 ₽. Для бухгалтерских задач вроде учета трат и подготовки отчетности привлекают знакомого бухгалтера, в квартал на него уходит тоже около 10 000 ₽.
- 10 000 ₽
За 5 лет работы в проект пришли около двадцати человек, а ушли восемь. Трое перешли с позиции актера на другие. Так в марте 2016 года один из актеров, Глеб, стал управляющим московской точки и активно занялся развитием франшизы.
Как работает бизнес
Шоу играют в арендованном помещении в центре Москвы. В феврале в месяц проходило около 130 спектаклей: по 3—5 в будние дни и до 10 — в выходные. В среднем на шоу были заняты пять мест из шести доступных.
Стандартный билет стоит 2800 ₽. Также можно купить подарочный сертификат с открытой датой — 3500 ₽ на человека. Еще бывают закрытые сеансы для двоих за 7500 ₽: туда приходят на романтические свидания. С момента открытия шоу было продано 437 сертификатов и 22 билета на закрытый сеанс. Всего в месяц продается от 500 до 700 билетов. Самое популярное время — вечера четверга, пятницы и субботы. На это время билеты раскупаются за несколько дней до спектакля.
- 999 ₽
Основной канал продвижения — Инстаграм и контекстная реклама. Рекламу в Инстаграме размещает управляющий, а контекстной рекламой занимается отдельный специалист-фрилансер за 15 000 ₽ в месяц. Это обеспечивает основной поток клиентов.
Около 30% зрителей приходят с интернет-афиши всех российских иммерсивных спектаклей «Иммерсивный-ру». Размещение анонса обходится в 40 000 ₽ ежемесячно.
Ежемесячные расходы за 4 квартал 2019 — 662 518 ₽
Зарплата администратора и актеров | 220 700 ₽ |
Налоги | 152 468 ₽ |
Продвижение | 150 000 ₽ |
Аренда и коммунальные расходы | 65 000 ₽ |
Эквайринг 3,5% | 34 860 ₽ |
Хозяйственные товары | 18 000 ₽ |
Расходники на спектакли | 9000 ₽ |
Интернет, телефония | 7500 ₽ |
Абонентская плата за систему покупки билетов Hesus | 3200 ₽ |
Онлайн-касса | 1300 ₽ |
Ведение расчетного счета | 490 ₽ |
Ежемесячные расходы за 4 квартал 2019 — 662 518 ₽
Зарплата администратора и актеров | 220 700 ₽ |
Налоги | 152 468 ₽ |
Продвижение | 150 000 ₽ |
Аренда и коммунальные расходы | 65 000 ₽ |
Эквайринг 3,5% | 34 860 ₽ |
Хозяйственные товары | 18 000 ₽ |
Расходники на спектакли | 9000 ₽ |
Интернет, телефония | 7500 ₽ |
Абонентская плата за систему покупки билетов Hesus | 3200 ₽ |
Онлайн-касса | 1300 ₽ |
Ведение расчетного счета | 490 ₽ |
Сколько стоил запуск квеста
Проект начинался как квест-комната — она открылась в апреле 2015 года. На запуск предприниматели потратили 611 200 ₽. Вот что они сделали:
- Написали и протестировали сценарий.
- Разработали специальное программное обеспечение для ведущего.
- Разработали сайт квеста, придумали логотип и слоган.
- Нашли помещение под игру.
- Закупили оборудование, мебель и реквизит.
- Зарегистрировали ИП.
- Запустили рекламу.
Сценарий и тестовые игры. Сценарий герои писали сами, опираясь на студенческий опыт ролевых игр. С несколькими вопросами обратились к знакомым психологам.
Чтобы не повторять неуспешный опыт первой игры, герои провели 35 тестовых игр с друзьями и знакомыми. После игры собирали отзывы: что понравилось, что не очень, что было непонятно или казалось неправдоподобным. По ходу дела корректировали сценарий.
- 611 200 ₽
В первых играх ведущий часто наталкивался на действие игрока, которого не было в сценарии. Но постепенно сценарий дополнялся и превратился в большую блок-схему. Постепенно ребята поняли, что игроков нужно вести к победе — так они получают больше положительных эмоций от игры.
На проведение тестовых игр предприниматели потратили около 150 000 ₽. Это расходы на аренду помещения, ноутбук, колонки и реквизит — например, ингредиенты для создания запахов.
Разработка приложения и сайта. Через месяц тестирования герои поняли, что игра затягивается из-за отсутствия автоматизации. Ведущий не мог быстро реагировать на выбор игроков, потому что ему приходилось перелистывать кучу бумажек.
Тогда привлекли знакомых программистов-фрилансеров. Те разработали компьютерную программу, в которую внедрили все ветки сценария, подсказки для актеров и звуковое сопровождение игры. За это предприниматели заплатили 150 000 ₽.
Еще за 120 000 ₽ те же программисты сделали сайт, куда встроили внешнюю систему бронирования и оплаты. Дизайн-макет сайта, а также логотип и слоган герои сделали сами вместе с друзьями, чтобы сэкономить.
- 120 000 ₽
Аренда помещения. На первом этапе решили использовать свободную комнату в помещении в центре Москвы, которое арендовал Никита под интернет-магазин. Ремонт делать не стали: игроки все равно были в повязках и не могли видеть интерьер. Аренда комнаты стоила 40 000 ₽ в месяц.
Закупка оборудования и мебели. Для качественного воспроизведения звуков купили оборудование: компьютер, монитор, микрофон с микшером, звуковую систему, сетевые фильтры. Все вместе обошлось в 43 500 ₽. Из мебели понадобились 6 кресел, стол и стул для ведущего, стеллажи. Из реквизита — повязки и мелочи из сюжета. На мебель и реквизит потратили 63 200 ₽.
Регистрация ИП. Перед официальным анонсом квест-комнаты герои оформили ИП на УСН. За оплату пошлины, изготовление печати и открытие расчетного счета отдали 3500 ₽. Выбрали код ОКВЭД: 93.2 — деятельность в области отдыха и развлечений. Деньги у клиентов принимали наличными до 2018, пока не приобрели онлайн-кассу.
Запуск рекламы. В апреле 2015 года герои разместили свою квест-комнату на сайте квест-сети «Выход» и агрегаторах «Мир квестов» и «Гильдия квестов». На этом сайте желающие поиграть искали и бронировали интересные квесты. С каждой игры «Выход» получал 15% комиссионных, а агрегаторы — по 30%.
В марте, за месяц до запуска, запустили рекламную кампанию: таргетированную рекламу в Фейсбуке, Вконтакте и Инстаграме и контекстную рекламу в Яндексе и Гугле. Размещением рекламы занимались сами. В рекламе сделали упор на то, что это квест нового формата, где все происходит в воображении. Ориентировались на типовую аудиторию квест-комнат: молодых образованных горожан от 20 до 40, принадлежащих к среднему классу, любящих экспериментировать и общаться в компаниях. В итоге еще до официального открытия почти все доступные временные слоты были забронированы.
Всего на продвижение за первые полгода потратили 160 000 ₽.
Деньги на запуск герои брали из своих личных доходов: параллельно с открытием бизнеса они работали в найме.
В первой версии квест был рассчитан на команду от 2 до 6 человек и стоил 5000 ₽ с команды независимо от количества игроков. Точного времени проведения не было: квест проводили, если была бронь. За первые полгода квест-комнату посетили около 150 команд. На этом ребята сделали выручку около 600 000 ₽, а прибыль составила около 100 000 ₽.
Траты на запуск квеста — 611 200 ₽
Тестирование сценария | 150 000 ₽ |
Создание программного обеспечения | 150 000 ₽ |
Создание сайта и брендинг-материалов | 135 000 ₽ |
Закупка оборудования | 43 500 ₽ |
Аренда помещения за 1 месяц | 40 000 ₽ |
Закупка мебели | 32 600 ₽ |
Повязки для игры и мелкий реквизит | 30 600 ₽ |
Реклама в течение 1 месяца | 26 000 ₽ |
Регистрация ИП | 3500 ₽ |
Траты на запуск квеста — 611 200 ₽
Тестирование сценария | 150 000 ₽ |
Создание программного обеспечения | 150 000 ₽ |
Создание сайта и брендинг-материалов | 135 000 ₽ |
Закупка оборудования | 43 500 ₽ |
Аренда помещения за 1 месяц | 40 000 ₽ |
Закупка мебели | 32 600 ₽ |
Повязки для игры и мелкий реквизит | 30 600 ₽ |
Реклама в течение 1 месяца | 36 000 ₽ |
Регистрация ИП | 3500 ₽ |
Переезд и ребрендинг
В 2017 году квест переехал: интерес аудитории рос. Найти новое помещение помог знакомый риелтор за 5000 ₽. Это был подвал старого дома площадью 30 м² с туалетом недалеко от станции метро «Арбатская». Аренда стоила 65 000 ₽.
Ремонт ребята делали сами с помощью знакомого дизайнера и двух отделочников: покрыли пол ковролином, покрасили стены и украсили их зеркалами, фотографиями и шторами. За услуги отдали 120 000 ₽, а на стройматериалы ушло 57 250 ₽. Еще за 33 000 ₽ сделали зеркало во всю стену, чтобы визуально увеличить помещение. Также докупили по мелочи: этажерки, чайник, лампы, вешалки для одежды, пылесос. Все расходы оплачивали из прибыли прошлых месяцев.
- 402 700 ₽
Траты на переезд — 402 700 ₽
Два месяца аренды | 130 000 ₽ |
Зарплата рабочим | 120 000 ₽ |
Мебель, посуда | 66 950 ₽ |
Стройматериалы | 57 250 ₽ |
Гонорар дизайнеру | 20 000 ₽ |
Комиссия риелтору | 5000 ₽ |
Вывеска | 3500 ₽ |
Траты на переезд — 402 700 ₽
Два месяца аренды | 130 000 ₽ |
Зарплата рабочим | 120 000 ₽ |
Мебель, посуда | 66 950 ₽ |
Стройматериалы | 57 250 ₽ |
Гонорар дизайнеру | 20 000 ₽ |
Комиссия риелтору | 5000 ₽ |
Вывеска | 3500 ₽ |
Еще до переезда предприниматели заметили, что посещаемость квеста падает — иногда до трех раз относительно пиковых значений. Схожая статистика была и у других знакомых квест-комнат. Складывалось впечатление, что аудитория «наигралась».
Как раз тогда в Москве появился первый иммерсивный спектакль «Черный русский». Он получил очень хорошие отзывы. Критики писали, что за иммерсивным театром будущее. Глеб, тогдашний управляющий, сходил на спектакль — и понял, что «Морфеус» тоже работает по законам иммерсивности. В шоу были актеры, спецэффекты, а главное — зрители становились главными действующими лицами.
Тогда герои решили сменить позиционирование. Главным отличием стала возможность покупать билеты не на целую компанию, а на отдельного участника — как в театре. Для этого перешли на новую систему онлайн-бронирования Hesus.
Для разработки нового логотипа и рекламных дизайн-макетов обратились к знакомому специалисту. Его работа стоила 50 000 ₽. Новый сайт Глеб собрал самостоятельно — потратили только 6000 ₽ на годовую подписку на конструктор сайтов «Тильда». Еще Глеб сам занимался афишами и другими маркетинговыми материалами, а также рекламными кампаниями. Дополнительно снова оформили ИП на УСН с 6% налога с каждого бронирования. За это заплатили 3500 ₽. И купили онлайн-кассу за 37 500 ₽.
- 113 600 ₽
Сценарий доработали так, чтобы у зрителей было больше свободы выбора в действиях. В итоге добавили одного актера и «плохой» вариант финала — смерть зрителя.
В мае 2018 года «Морфеус» запустился как иммерсивное шоу. Первые шесть месяцев было сложно: проходило всего 4—12 шоу в месяц. Прибыль появилась только на шестой месяц, когда прошли 24 спектакля. С сентября 2018 шоу стало стабильно заполняться.
Траты на ребрендинг — 113 600 ₽
Разработка логотипа и дизайн-макетов | 60 000 ₽ |
Покупка онлайн-кассы | 37 500 ₽ |
Система онлайн-бронирования, оплата за 6 месяцев | 6600 ₽ |
Подписка на «Тильду» | 6000 ₽ |
Регистрация ИП | 3500 ₽ |
Траты на ребрендинг — 113 600 ₽
Разработка логотипа и дизайн-макетов | 60 000 ₽ |
Покупка онлайн-кассы | 37 500 ₽ |
Система онлайн-бронирования, оплата за 6 месяцев | 6600 ₽ |
Подписка на «Тильду» | 6000 ₽ |
Регистрация ИП | 3500 ₽ |
Как устроена франшиза
Герои начали продавать франшизы через полгода после запуска квеста осенью 2015 года. За паушальный взнос в 150 000 ₽ и роялти 10—15% они предлагали:
- Программное обеспечение с подробным сценарием, сюжетными ходами, подсказками для актеров и ведущего и всеми звуками.
- Ключевую часть реквизита.
- Копию сайта с возможностью встроить свою систему покупки билетов.
- Маркетинговые материалы и стратегии.
- Помощь в поиске и подборе актеров.
- Обучение персонала франчайзером.
- Поддержку 24/7.
Первую франшизу купила команда из Самары — один из ее членов сходил на квест в Москве, впечатлился и захотел открыть его в своем городе. Именно он подал предпринимателям идею так быстро продавать франшизы. Еще 10 франшиз продали через квест-сеть «Выход» за комиссию 10% от паушального взноса и 20% от роялти. Остальные франшизы разошлись через сарафанное радио. Всего за пять лет их было продано около 30: во Владивостоке, Кемерове, Волгограде, Белгороде, Барнауле, Перми, Пятигорске и других городах России, а также Хорватии, Словении и США. Выручку с продажи франшиз герои оценивают в 3 млн ₽, а прибыль — в 1—2 млн ₽.
Новая сцена и карантин
Осенью 2019 года герои поняли, что теряют часть аудитории из-за того, что одновременно могут играть только один спектакль. Чтобы параллельно играть две сцены, решили переехать в более просторное помещение.
С переездом чуть не случилась неприятная ситуация. Первое помещение, которое нашли предприниматели, принадлежало ТСЖ и сдавалось в субаренду. Решили проверить документы. Оказалось, что у самого арендатора срок аренды истекает буквально через месяц, а продлить его он по каким-то причинам не может. К счастью, внести залог еще не успели.
В итоге остановились на подвале жилого дома у станции метро «Краснопресненская», который нашли на «Циане». Площадь нового помещения — 110 м², аренда стоит 110 500 ₽. Весь ноябрь герои делали там ремонт и успели открыться перед праздниками. С декабря количество спектаклей увеличилось: с 3 до 5 в будни и с 5—6 до 10 в выходные.
- 110 500 ₽
Предприниматели продолжают дорабатывать интерьер. На конец февраля траты на обустройство нового помещения составили около 1 млн рублей. Деньги берут из прибыли — большую ее часть ребята с самого начала откладывают на развитие проекта.
В марте герои отпраздновали пятилетие. В планах на тот момент было доделать новое помещение, разработать еще несколько сценариев игры с закрытыми глазами и активно развивать франшизу. Но уже через пару недель стало понятно, что из-за коронавируса и объявленного карантина планы придется отложить.
В последний день марта герои запустили шоу «Морфеус» в приложении видеоконференций Zoom. Они предложили аудитории спектакль с теми же историей и механикой взаимодействия, но без запахов и кинестетики. Длительность осталась прежней — 1,5 часа, а стоимость снизилась с 2800 ₽ до 999 ₽. Для запуска такого формата потребовалось адаптировать программное обеспечение — 5000 ₽, перевезти оборудование на дом актерам — 2000 ₽, перезапустить рекламную кампанию — 44 000 ₽.
За две недели апреля авторам проекта удалось отыграть 15 спектаклей и продать 94 билета. Обычно за такой период играют 60 представлений. Арендодатели пошли навстречу и сделали скидку 50%, но герои все равно остаются в минусе. Пока приходится тратить сбережения, которые остались после недавнего ремонта. Сейчас они ищут способы, как конкурировать с большим количеством бесплатного развлекательного контента. Вполне вероятно, что после отмены карантина онлайн-формат закрепится наравне с обычными спектаклями.