Как я стала заниматься мозаикой и сколько на это трачу

2

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Я открыла для себя мир мозаики и хочу поделиться своим увлечением с теми, кто ничего об этом не слышал. Я занимаюсь мозаикой уже или всего, как посмотреть, около полутора лет, в моем портфолио 5 готовых работ в различных техниках и 2 в процессе.

Почему я выбрала именно это хобби

В мозаику я попала случайно — благодаря удачной рекламе в соцсетях. У меня есть склонность к творчеству — видимо, компенсирую этим серость офисных будней. В разные периоды своей жизни я писала картины маслом, занималась различным рукоделием (пэчворк, вышивка, вязание и т.д.), фотографией.

Но все творческие хобби, особенно касающиеся живописи, часто упираются в отсутствие академической базы. Мозаика лишена этого недостатка, за что я и люблю ее всей душой. Не нужно уметь писать натюрморты с натуры или знать законы перспективы, чтобы сделать объективно неплохую мозаичную работу. Конечно, чтобы выйти на высокий уровень, создать свой стиль и участвовать в международных выставках, без профильного образования не обойтись, но на моем любительском уровне мне хватает полученных ранее поверхностных знаний.

Где я занимаюсь мозаикой

Я живу в Москве. В нашем городе достаточно много различных студий мозаики, с разным подходом и уровнем погружения: от разовых детских мастер-классов до профессиональных мастерских, выполняющих персональные заказы. Я занимаюсь в школе мозаики «Сад Гранат», которая является филиалом Санкт-Петербургской студии мозаики. Мне очень импонирует серьезный подход этой школы — все преподаватели имеют профильное художественное образование, некоторые из них обучались в мозаичных школах Италии. От желающих заниматься, в свою очередь, ждут только желания, усердия и творческого настроения.

Обучение организовано следующим образом: необходимо пройти базовый курс, на котором учат основам обращения с материалом и инструментами, а после этого можно заниматься по абонементу в любое время, с любым выбранным преподавателем и по любому эскизу, который каждый выбирает сам на свой вкус. Есть два базовых курса — Основы римской мозаики и Основы современной мозаики. Первый выполняется из натурального камня (мрамора, травертина) и смальты (разновидность стекла), а второй — из витражного стекла. Я прошла оба базовых курса, поэтому для своей работы по абонементу могу выбрать любой материал.

К сожалению, у меня не получается заниматься в студии так часто, как хотелось бы. Последние несколько месяцев я бываю в школе 1 раз в неделю и работаю 2,5- 3 часа. Чтобы компенсировать недостаток мозаики в моей жизни, я обустроила дома небольшое рабочее место и самостоятельно делаю относительно несложную работу, не требующую совета опытного преподавателя.

Сколько я трачу на мозаику

Мозаика — достаточно дорогое удовольствие. Базовый курс, который необходимо пройти, чтобы овладеть минимальными навыками мозаичиста, стоит в моей школе от 21 000 ₽ (по будням) до 22 500 ₽ (по выходным). В него входит 36 часов занятий, все необходимые инструменты и материалы. На выходе получается полноценная работа 35см на 35см.

Далее у прошедшего базовый курс есть несколько путей:

  1. Можно пойти учиться дальше — на углубленный курс. Есть курсы для продолжающих, например, Микромозаика или Модерн. На этих курсах используются более сложные техники и эскизы.
  2. Можно пройти второй базовый курс и получить возможность использовать любые материалы в своей работе.
  3. Можно начать выполнять работу по выбранному эскизу в режиме абонемента и даже поучаствовать в выставке.

Углубленные курсы проходят реже базовых. Стоят примерно столько же или чуть дороже. На январских праздниках в этом году я ездила в Санкт-Петербург, чтобы пройти курс по микромозаике в режиме интенсива. За 36 часов (6 дней по 6 часов) я заплатила 25 000 ₽. Этот курс, помимо очень сильного преподавателя и общей атмосферы творческого Санкт-Петербурга, был интересен тем, что половина записавшихся на курс приехала из разных городов России.

Так, вместе с отточенными навыками и непосредственно обучением технике, я получила ценный опыт, узнав — кто как организует работу с мозаикой у себя дома, какие проекты планирует, в какой технике работает, каких художников/выставки рекомендует. На курс собрались очень увлеченные люди. Это мне тоже очень нравится в мозаике — если человек ей занимается, то скорее всего он беззаветно влюблен в нее, а не пытается просто убить вечерок.

Работа по абонементу доступна всем, кто прошел базовый курс или имеет другое подтверждение наличия базовых навыков (образование и т.д.) Стоимость занятий зависит от количества покупаемых часов. Разовое занятие (4 часа) сейчас стоит 2500 ₽, а абонемент на 1 год для суперменов (400 часов) — 140 000 ₽. Я обычно покупаю 40-часовой абонемент (действует 6 месяцев с даты активации) за 19 500 ₽. В школе есть система учета времени, после каждого занятия мне приходит письмо с информацией, сколько сегодня часов абонемента я потратила и сколько еще осталось. Студия работает с 10:00 до 22:00, по абонементу можно заниматься в любое время по предварительной записи (в часы пик мест может не хватить на всех желающих).

В стоимость абонемента также входят все материалы и инструменты, но часто у тех, кто долго занимается, инструменты появляются свои. Некоторым учащимся для выполнения задумки может потребоваться особое стекло или необычные натуральные камни. Их тоже скорее всего придется купить за свой счет. Но это скорее редкость. Также на абонементе учащихся прикрепляют к конкретному преподавателю, который курирует выполнение работы от выбора эскиза до окончательного оформления смонтированной работы. У каждого преподавателя свой стиль, художественный вкус и подход к преподаванию — можно выбрать любого себе по душе.

Есть еще одна опция для продолжающих мозаичистов — участие в выставках. Наша школа, точнее головной офис в Санкт-Петербурге, устраивает примерно 2 выставки в год. Заранее (примерно за год) объявляется тема спецпроекта (так у нас именуется участие в выставке), публикуются возможные эскизы. Желающие участвовать мозаичисты должны забронировать понравившийся эскиз, внести взнос (около 6000 ₽) и приступить к работе. Взнос покрывает транспортировку работы в Санкт-Петербург и обратно, аренду выставочного пространства и прочие организационные расходы.

В прошлом году я приняла участие в спецпроекте по мозаикам Неаполя. Наши работы выставлялись 2 недели в Союзе художников Санкт-Петербурга при поддержке Посольства Италии. Я была на торжественном открытии выставки и не могла поверить, что моя работа в ней участвует. Некоторые мозаичисты используют участие в выставках, чтобы продать свои работы, которые, к слову, стоят от 20 000 до 250 000 ₽ — это те, которые я сама видела в школе с ценниками, предлагаемые на продажу.

Как я экономлю

Многие мозаичисты, и я в их числе, в определенный момент приходят к тому, что работы в студии недостаточно. И начинают заниматься дома или в собственных мастерских. Это значительно экономит средства. Есть специальные магазины, которые продают материалы и инструменты для мозаики. Например, я поймала акцию одного известного интернет-магазина и купила чуть больше 20 кг колотого мрамора разных цветов за 10 500 ₽. Если покупать отдельно, то 1 кг напиленного мрамора стоит в этом же магазине 600-800 ₽ за 1 кг.

К сожалению, дома у меня получается работать только с камнем, потому что мелкие осколки стекла могут сильно поранить. Моя мечта — когда-нибудь снять себе отдельную мастерскую недалеко от дома, чтобы иметь возможность заниматься в любое удобное время и не тратить время на поездки в студию. Но с учетом стоимости аренды Москвы и Подмосковья, эта мечта скорее всего сбудется не скоро.

С какими трудностями я столкнулась

Сейчас для меня самая большая трудность — это возрастающая популярность нашей студии. Все чаще бывают ситуации, когда не получается записаться на мое стандартное время после работы, приходится записываться за несколько дней или менять свое расписание. Также в студии могут возникать обычные проблемы обычного мегаполиса: может быть тесно и многолюдно, душно, не хватать каких-либо инструментов и т.д. Администраторы школы оперативно решают подобные вопросы, но для меня мозаика — разновидность медитации, поэтому атмосфера тишины, красивой музыки и совместного творчества для меня очень важна.

А в целом, моя школа позволяет мне, обычному человеку, погрузиться в мир профессионального искусства, почувствовать себя частью талантливого сообщества мозаичистов. Во многом именно основатель школы, художник из Санкт-Петербурга, вдохновил меня на развитие в этом виде творчества. Я очень надеюсь, что когда-нибудь мои навыки позволят мне создавать действительно сложные работы, а также перейти полностью на самостоятельное творчество, возможно в коллаборации с другими мозаичистами.


РедакцияУ вас есть любимое хобби, которому посвящаете свободное время? Расскажите: