По профессии я геолог, но почти все 2010-е между полевыми выездами подрабатывал фотографией.
Я работал фотографом в пресс-службе МГУ им. Ломоносова, фрилансил и консультировал одну компанию — конкурента Adobe. Снимаю природу, города и людей.
Сейчас отошел от коммерческой фотографии, занимаюсь этим ради удовольствия и фанатов — у меня их нет, но я фоткаю так, будто бы они есть. Заодно свои наблюдения вкидываю в телеграм-канал «Пока завод не починили» и высказываю в подкасте «Похоже, я фотограф». Последний год ни то ни другое больше не монетизируется. Сейчас я фотографией не зарабатываю вообще.
Расскажу, как пришел к нынешнему сетапу и куда планирую его раскатывать дальше. Сразу испорчу настроение некоторым читателям: я снимаю на Nikon.
Для универсальной съемки | Для съемки на улице |
---|---|
Объектив Nikon 24—70 f/4s | Объектив Nikon 40/2s |
Темный зум-объектив с диапазоном углов, который похож на человеческое зрение | Светлый среднефокусный объектив |
В «Пиксель-24» — 62 900 ₽; на «Яндекс-маркете» — 44 999 ₽ | В «Ярком» — 25 990 ₽; на «Яндекс-маркете» — 23 190 ₽ |
Удобная, с хорошей фокусировкой и стабилизацией | |
На «Яндекс-маркете» — 127 000 ₽ |
Большой, непромокаемый, с удобным доступом | |
В Bag & Wallet — 23 990 ₽ |
Средних размеров, для ношения с «цивильной» одеждой | |
В Bag & Wallet — 14 990 ₽ |
Камеры
Nikon Z6
За 13 лет практики я сменил четыре камеры. Все они были одной системы, потому что у меня никогда не появлялось повода что-то менять. Точки роста я видел в прокачивании навыков обработки и чтении обидных комментариев про свое творчество в социальных сетях. Большинство моих друзей-фотографов тоже снимали на Nikon, и это тоже удерживало в системе. Всегда можно было обменяться опытом или техникой.
Nikon Z6 — беззеркальная камера. Ближайший аналог — Sony a7 3. Я купил ее во время первого локдауна, когда надо было чем-то срочно себя взбодрить. Вместе с переходником на объективы для зеркальных камер она обошлась мне в 129 480 ₽.
Раньше я снимал на Nikon D850, который вышел в 2017 году, но до сих пор это одна из лучших зеркальных камер. Когда покупал, она стоила 190 000 ₽. Зеркальные камеры от беззеркальных на уровне железа отличаются только способом фокусировки. Но всего одно это различие сильно меняет то, как фотограф пользуется камерой.
Плюсы зеркальной Nikon D850 по сравнению с беззеркальной Nikon Z6 для меня такие:
- она моментально включалась — беззеркалкам требуется секунда-две;
- она быстрее начинала фокусироваться — у беззеркалок чувствуется миллисекундный лаг;
- к ней подходили все объективы Nikon, выпущенные после 1959 года. На беззеркалки они встают только через переходник, на многих не работает автофокус.
Сколько стоит:
- в «Ярком» — 199 990 ₽;
- в DNS — 189 999 ₽.
Беззеркальная Nikon Z6 же лучше следующим:
- одинаково быстро фокусировалась и через маленькую дырочку-видоискатель, и через дисплей. Мне стало не обязательно прижимать камеру к лицу, чтобы фотографировать;
- стабилизировала матрицу достаточно хорошо, чтобы я снимал на выдержке 1 с без смаза с рук;
- щелкала 12 кадров в секунду против семи на D850. Когда я занимался репортажной фотографией, это было важно;
- фокусировалась по всему кадру и отслеживала глаза. Автофокус на зеркалке был более цепкий, но по факту мазал я чаще, потому что точки фокусировки были только в центре и глаза не отслеживались;
- была меньше D850 в полтора раза. Если поставить их рядом, кажется, что одна другую сейчас сожрет.
Сколько стоит:
- на «Яндекс-маркете» — 127 000 ₽.
Плюсы беззеркалок перевесили. Я ныл в фоточатах и привыкал к новой камере полгода, но в итоге о переходе не жалею. Сейчас присматриваюсь к Nikon Z7 Mark 2 за 150 000—170 000 ₽, потому что завязал с репортажной фотографией и у меня изменились требования.
У Nikon Z7 вдвое больше мегапикселей — это ее единственное отличие от Z6. Когда мегапикселей слишком много, фотографии больше весят и на них раньше появляются хаотичные белые и цветные точки, когда света мало. Фотографы называют это шумом. Во время конференций или детских утренников удобнее снимать камерой, которая меньше шумит и фотки с которой меньше весят.
Сейчас я чаще снимаю медведей и горы в десятках километров от меня, поэтому мне нужно большое разрешение. Так я смогу вырезать из кадра смысловую часть с большей детализацией.
Сколько стоит:
- в «Ярком» — 219 990 ₽.
Nikon F80
Когда у меня романтическое настроение или хочется выкинуть деньги на какую-нибудь блажь, я снимаю на пленку.
Nikon F80 был для меня идеальным пленочным фотоаппаратом, потому что стоил 5000 ₽ и поддерживал всю оптику, которая у меня была. Когда я перешел за беззеркалки, оптика к нему подходить перестала. Оставил для него один самый дешевый объектив с фокусным расстоянием 50 мм, беру в руки раз в пару месяцев.
Такие фотоаппараты сейчас продаются только на вторичном рынке.
Сколько стоит:
Квадрокоптер DJI Mini 3 Pro
Раньше я снимал квадрокоптерами, которые мне покупали на работе. Это были дроны серии Mavic. Когда пришлось покупать свой, я выбрал Mini 3:
- он сравнительно недорогой — я нашел за 60 000 ₽;
- маленький и легкий — больше вариантов взять его с собой;
- приемлемо снимает — я могу вытянуть из него все, что мне необходимо;
- улетает на несколько километров, не теряя сигнала. Этого мне обычно хватает.
Другие варианты рассчитаны больше для видеографов, а я видео не снимаю. Свою самую известную фотографию я снял на дрон.
Квадрокоптерами я фотографирую в экспедициях и обычных туристических поездках постоянно. Если у меня в сумке будет не хватать места, я скорее выложу какой-нибудь объектив, а не дрон. Коптер дает доступ к сюжетам, которых никаким другим образом не достигнуть, а разные объективы просто по-разному снимают одно и то же.
Сколько стоит:
Объективы
Объективы делятся на ширики и телевики. В ширики больше влезает, телевики сильнее приближают. Объективы с углом зрения, более-менее похожим на человеческий, называются среднефокусными.
Еще объективы делятся на светлые и темные. Светлые сильнее размывают фон и проецируют больше света в фотоаппарат. Из-за этого фотографии меньше шумят.
Также бывают объективы с переменным и постоянным фокусным расстоянием — зумы и фиксы. Зумы умеют приближать и отдалять, фиксы не умеют. Но при прочих равных фиксы либо дешевле, либо светлее зумов.
Nikon 20 mm 1.8s
Nikon 20 mm f/1.8 — это светлый ширик c фиксированным фокусным расстоянием.
На зеркалках я пользовался Nikon 14—24 mm f/2.8 — более темным шириком, который умел зумить в диапазоне от широкого до сверхширокого. Чем число f меньше, тем светлее объектив.
Я очень любил этот объектив за рисунок, но не стал брать такой же для беззеркалок по двум причинам:
- Nikon 20 mm f1.8s стоит 80 000 ₽, Nikon 14—24 mm f/2.8 для беззеркалок — 145 000 ₽;
- Nikon 20 mm f/1.8s светлее, чем Nikon 14—24 mm f/2.8, — он сильнее моет фон и меньше шумит.
От идеи вешать старый Nikon 14—24 mm f/2.8 через переходник я отказался, потому что он гораздо больше и тяжелее, чем 20 mm f/1.8s. На вторичке они стоят сопоставимо.
Нужнее всего мне широкоугольные объективы, когда я снимаю горы во время вертолетных забросок или звезды, если повезло встать где-то на вершине горы. В городе я снимаю им, когда мало света и пространства. Чаще всего на улице.
Я доволен этим объективом. Изредка только хочется пошире, когда снимаю из вертолета. Летаю я хоть и почаще среднего фотографа, но тоже не каждый день. Поэтому и выбрал его, а не старый 14—24.
Сколько стоит:
Nikon 24—70 f/4s
Nikon 24—70 f/4s — темный зум-объектив с диапазоном углов, который более-менее похож на человеческое зрение.
Когда я занимался репортажной фотографией, снимал на такой же 24—70, но посветлее — там было f/2.8. От него я решил избавиться из-за размеров. С переходником он был вдвое больше и тяжелее, чем новый 24—70 mm f/4s. Так как нужда в профессиональном стекле отпала, не стало и причин с этим мириться. Переплачивать за новый f/2.8 тоже смысла не было.
Я таскаю Nikon 24—70 mm f/4 как объектив-ссобойку, когда особо выкладываться не собираюсь, но камеру взять все-таки хочу. Телефон где-то да подведет, а этим и людей, и город, и пейзажи снять получится без проблем. Пусть и не всегда топово. Обычные люди все равно не отличают фотографии с объектива за 1000 и 3000 $. Да и фотографы далеко не всегда. Я проверял.
Nikon 24—70 mm f/4s стоил 60 000 ₽. Новый Nikon 24—70 mm f/2.8s для беззеркальных камер — 180 000 ₽. Сейчас оба объектива можно найти и дешевле из-за подорожавшего рубля. Я покупал свой в апреле 2022 года. Но соотношение прежнее.
Сколько стоит:
Nikon 40/2s
Nikon 40/2 — недорогой, светлый среднефокусный объектив, которым нельзя зумить.
Я люблю снимать такими объективами на улице. Привыкаю к конкретному углу зрения и ищу сюжеты, которые лучше всего будут смотреться именно в нем. Мне даже смотреть в камеру с ними не надо — благодаря постоянному фокусному я и так знаю, что там будет. Полезно, когда снимаешь втихаря.
На зеркалках у меня был 35/1.8 — чуть пошире и посветлее. Он мне нравился больше. Ширины кадра на 40/2 часто недостает, поэтому вместо него иногда беру на улицу 20/1.8.
В каком-то смысле 20/1.8 его даже заменил, я бы обошелся только «двадцаткой». Но до сих пор не продал 40/2 только потому, что он стоил 25 000 ₽ и занимает мало места. К картинке претензий нет, сейчас вся оптика нормально снимает.
Сколько стоит:
Nikon 70—200/2.8
Единственный объектив, которым я заменил такой же зеркальный. Мог бы и дальше цеплять старую оптику через переходник, но предыдущая линза начала разваливаться. Мне надоело ее ремонтировать, и я скинул ее знакомому фотографу за полцены. Ломучесть его не смутила.
Экономить и брать другую версию под зеркалки не стал. Психанул и заплатил за него 165 000 ₽, исходя из идеи, что в хозяйстве должно быть хотя бы одно профессиональное стекло. Быстрое, светлое и с топовой картинкой. Когда открываю фотки с него на 27-дюймовом мониторе, они в себя аж засасывают.
Несмотря на вес, размер и цену, беру его с собой гулять немногим реже, чем остальные объективы. Как правило, когда есть настрой напрячься и снять что-нибудь поприкольнее. В экспедициях же этим объективом снимаю постоянно — от оленей до лунных восходов. Примерно половина моих фотографий из последней поездки на Чукотку сделана именно им. Для репортажной съемки он тоже был незаменим, так как это светлый зум-объектив с f/2.8.
Сейчас мне чаще нужно более сильнее приближение, чем большое количество света, поэтому буду я брать телеконвертер 2х. Он сделает из 70—200/2.8 объектив с фокусным расстоянием 140—400 и диафрагмой f/5.6. С многопиксельной камерой будет очень дальнобойно.
Сколько стоит:
- в «Пиксель-24» — 181 900 ₽;
- на «Яндекс-маркете» — 155 900 ₽.
Nikon 85/1.4G — в планах
В фотографии для полного счастья всегда не хватает «одного, последнего» объектива. Сейчас это для меня Nikon 85/1.2s. Светлый фикс, который очень сильно размывает фон. Настолько сильно, что, если сфотографировать волнистого попугая, в фокусе будет только его глаз. Это прикольный спецэффект, который нравится большинству фотографов и зрителей. Из-за этого в смартфоны повсеместно добавили «портретный режим».
Объектив стоит 2600 $ (196 820 ₽). Если бы я зарабатывал в месяц 700 000 ₽, наверное, купил бы его себе. Но поскольку на своей работе я зарабатываю меньше, а фотографией не зарабатываю сейчас вообще, хочу купить Nikon 85/1.4 за 60 000 ₽. Это более темный аналог для зеркальных камер. Буду использовать его через переходник.
Три года назад у меня был Nikon 85/1.4D. Он мне очень нравился, но его пришлось продать при переходе на беззеркалки. На новой системе у него не работал автофокус. Да и старенький он уже был, ломался.
Фотографам, у которых не было 85/1.4 и 70—200/2.8 одновременно, иногда кажется, что они будут друг с другом конфликтовать. Но на деле у меня никогда не было дилеммы, какой именно объектив я хочу взять прямо сейчас.
Они сильно различаются размером и количеством света, которое пропускают. Фон 85/1.4 тоже моет сильнее. Когда жена как-нибудь красиво усаживалась дома, когда я хотел поснимать вечерние улицы без ярко выраженной перспективы, когда я фотографировал попугаев — брал небольшой 85-й, а не здоровый 70—200. Они для разных задач.
Сколько стоит:
- на «Яндекс-маркете» — 132 500 ₽.
Аксессуары
Штатив — Benro за 6000 ₽. Профессиональный мне был не нужен, потому что со штатива я снимаю редко. Взял самый дешевый с шаровой головой. Когда я настраиваю штативы с ручками, у меня ощущение, что я пытаюсь посадить «Боинг». Шаровая голова — это один шарик и один фиксатор.
Также для меня важно было крепление Arca Swiss. Я пользуюсь цеплялкой Peak Design Camera Clip — это такая штука, которая вешается на лямку и в которую вставляется камера. В ней тоже Arca Swiss. Таким образом, я могу снять камеру с лямки и сразу закрепить в штативе.
Сколько стоит:
Ремешок — заказанная в соцсетях у кожевника петля, которая цепляется к камере через крепление Peak Design. На плечо я вешаю комплектный ремешок с тем же креплением. Оно представляет собой обычную клипсу, которая выдерживает 90 кг веса. На шее я камеру не ношу: это вредно и глупо выглядит.
Рюкзаки — Wandrd Prvke 31 л и Moment MTW Backpack 17 л.
Wandrd Prvke я ношу в экспедициях. Он сделан из непромокаемой ткани и состоит из фотоотсека и сворачивающегося верхнего отделения. Влезают и коптер, и камера с телевиком, и геологические пробы. Он открывается сбоку, поэтому я могу вынимать камеру, не снимая его.
Сколько стоит:
- в Bag & Wallet — 23 990 ₽.
Moment MTW Backpack 17 л я взял, чтобы носить в городе. Wandrd большой и грубый, с пальто смотрится странно. Moment тоже открывается сбоку. В нем есть отдельная секция с молнией для ноута. Беру его, когда хочу поснимать что-то по пути на работу.
Сколько стоит:
- в Bag & Wallet — 14 990 ₽.
На самом деле я мог бы иметь совершенно другой набор техники, но точно так же логично изложить, почему именно он мне подходит больше всего. Такие наборы формируются годами, и конкретный выбор в каждый момент зависит от финансового состояния, текущих задач и окружения.
Задним числом можно объяснить что угодно, на деле же это обычно выглядит так: «О, появились деньги, возьму-ка это». Но на качество и количество фотографий различные конфигурации оборудования особо не влияют, главное — желание.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.