«Иду как на встречу с близкими людьми»: почему я люблю «Невидимый театр» в Санкт-Петербурге

12

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Как я узнала о театре

Невидимый театр основал в 2017 году режиссер Семен Серзин. Но на самом деле все началось значительно раньше — в 2011 году выпускники СПБГАТИ (курс Вениамина Фильштинского) основали Этюд-театр, основой репертуара которого были их студенческие и дипломные спектакли. У коллектива не было своей сцены, спектакли шли на разных площадках города.

Мое знакомство с театром состоялось осенью 2013 года с двух спектаклей — "Кеды" по пьесе Л. Стрижак про героя нашего времени — инфантила и "Демоны" по пьесе Н. Ворожбит про жизнь в глубинке. К тому моменту у меня уже были сформированы театральные предпочтения: я люблю современную драматургию; маленькие залы, где с любого места даже я со своим плохим зрением могу видеть мимику актеров; камерную атмосферу и молодых актеров, которые играют искренне и с полной отдачей. И в спектаклях «Этюд-театра» я нашла все, что я люблю. «Кеды» и «Демоны» были просто откровением, одними из самых ярких театральных впечатлений за всю жизнь.

Я начала методично смотреть все их спектакли; следить за новинками и даже просмотрела видеозаписи спектаклей, которые были сняты с репертуара. Это были и современные пьесы («Наташины мечты», «Nature Morte в Яме», «Четырнадцать плюс»), и постановки по классическим произведениям («Леди Макбет Мценского уезда», «Потудань», «Братья»). Спектакли шли в Приюте комедианта, на площадке «Скороход», в Музее Достоевского… Я готова была идти куда угодно, чтобы смотреть новые спектакли любимого театра.

Именно в тот период я стала ходить на спектакли с цветами — очень приятно вручить букет после спектакля любимым актерам и актрисам. В 2016 году театр обрел свою сцену — Площадку 51 на Большой Конюшенной улице, но именно с этого момента новые спектакли театра мне перестали нравиться, и я стала ходить туда все реже и реже.

А спустя время я узнала, что мой любимый режиссер Семен Серзин перестал там работать и основал новый театр — Невидимый, в основу репертуара которого были положены его спектакли из Этюд-театра. У Невидимого театра тоже не было своей сцены, и я продолжила знакомство с различными площадками города: Karlsson Haus, Social Club… А в 2021 году у Невидимого театра появилась своя площадка — в Севкабеле, и теперь я регулярно езжу туда на все новые спектакли и на полюбившиеся старые.

Репертуар

Серзин и его соратники по-прежнему радуют меня спектаклями по современным пьесам — «Общага на крови», «Магазин», «Друг мой», «Катапульта»… Спектакли чаще всего невеселые. Это не развлекательные мероприятия, а скорее душеспасительные: в процессе спектакля можно пережить самые разные эмоции, а после всегда есть над чем подумать. Это спектакли о человеческих взаимоотношениях, о проблемах — и о современных, и о универсальных.

Но Невидимый театр — это не только мрачняк. Бывают и экспериментальные спектакли — например, недавно в репертуаре появился музыкальный спектакль «Али баба и разбойники», время от времени появляются детские спектакли. А больше всего я люблю квартирники по Довлатову, Володину, Шпаликову, Рыжему, Галичу…

Квартирники — это удивительно душевные мероприятия, где нет сюжета как такового, где актеры не играют конкретную роль, а разыгрывают сценки из дневников и писем вышеперечисленных писателей, читают стихи, поют песни, создают атмосферу эпохи… На квартирнике по Довлатову угощают водкой и коньяком, бутербродами со шпротами и вареными яйцами… А квартирник по Рыжему играют под открытым небом и разводят в кастрюле сок «Юппи». На квартирниках отдыхаешь душой. На них я крайне рекомендую сходить каждому!

Чем мне нравится театр

Главное в Невидимом театре — люди! Видно, что для них это не просто работа, а призвание. Все спектакли сделаны с душой, в них чувствуется энергия, которая передается зрителю.

Конечно, как я понимаю, самый главный человек в театре — Семен Серзин, создатель самых лучших спектаклей и идейный вдохновитель для всей остальной труппы. Я рада, что была свидетелем творческого пути Серзина на протяжении многих лет. Я видела очень много его спектаклей, и удачных, и не очень. И я рада, что он многого добился — теперь он еще и снимается в кино, и сам снимает фильмы ("Человек из Подольска" и "Похожий человек" по пьесам Дмитрия Данилова, "Рыжий" про поэта Бориса Рыжего. Этот фильм еще не вышел в прокат, но я очень жду его, для меня там сошлись многие значимые вещи — творчество Серзина, творчество Рыжего, а главную роль играет мой любимый писатель Евгений Алехин). Здорово, что несмотря на успех в кино, Серзин не бросает свое детище — Невидимый театр и регулярно ставит новые спектакли.

Актеры в Невидимом театре прекрасны абсолютно все. Они умеют сыграть любую роль, любую эмоцию. Очень ценю, что они могут даже в самом мрачном спектакле сыграть так, что будет смешно. На их спектакли я всегда иду как на встречу с близкими людьми — всегда знаю, что рада буду видеть всех.

Не хочется какого-то обойти вниманием, но все же отмечу некоторых особо значимых для меня актеров. На этапе Этюд-театра мне очень нравились Филипп Дьячков и Анна Донченко. Мне кажется, они невероятно талантливы, их игра меня завораживала. Жаль, что сейчас они как-то пропали с горизонта. Из тех, за кем наблюдаю с самого начала и кто играет в театре до сих пор, отмечу Владимира Карпова и Николая Куглянта, всегда рада видеть их. Очень колоритна Юлия Башорина! Ну и конечно, не могу не сказать об Алессандре Джунтини. Она итальянка, и русский язык для нее не родной, но как она убедительна в своих ролях! Когда я смотрела спектакль "Демоны", я еще не знала, что она итальянка, и я бы никогда об этом не догадалась! Кстати, Джунтини не только актриса, но и режиссер — можно посмотреть ее спектакль «No woman, no cry» о женской доле.

Стоимость билетов

В далеком 2013 году на спектакли можно было сходить за 500 рублей. Сейчас, конечно, таких цен нет. Последние спектакли обходились мне в 1500-2500 рублей. Но на любимый театр мне не жалко никаких денег.

Вот что еще мы писали по этой теме