Обзор World Wrestling Entertainment: перспективы на «удаленке»

2
Обзор World Wrestling Entertainment: перспективы на «удаленке»
Аватар автора

Роман Мамчиц

частный инвестор

World Wrestling Entertainment, Inc. (NYSE: WWE) — интегрированная медиаорганизация и один из мировых лидеров в области развлечений.

Специализация компании — организация рестлинг-шоу, сфера услуг и продукции вроде одежды с рестлерской символикой, компьютерных игр и прочего. Медиапродукция компании распространяется по собственным телевизионным каналам, платным каналам, в цифровых медиа и на издательских платформах.

О компании

В России акции компании торгуются на Санкт-Петербургской фондовой бирже с 28 марта 2019 года под тикером WWE. Сейчас наблюдается восстановление цены акций после дна, достигнутого в 2020 году.

Программы WWE TV-PG можно увидеть более чем в 900 миллионах домохозяйств по всему миру на 28 языках через партнеров по дистрибуции мирового класса, включая NBCUniversal, FOX Sports, BT Sport, Sony India и Rogers.

Сам по себе рестлинг — околоспортивное или даже псевдоспортивное постановочное развлечение, тем не менее требующее от участников шоу значительной спортивной и акробатической подготовки. Рестлинг популярен, в основном, в англосаксонских государствах, в первую очередь в США, но есть крупные рестлинг-шоу и в других странах, например в Японии и Мексике.

История компании. Предшественница компании — Capitol Wrestling Corporation — была учреждена Джессом Макмахоном и Тутсом Мондтом в 1952 году. Она была частью Национального союза рестлинга, в котором состояло еще несколько организаций аналогичного профиля.

Но в 1963 году CWC вышла из состава Союза из-за спора по поводу проведенного им чемпионата мира по рестлингу в супертяжелом весе. Компания создала собственную Всемирную федерацию рестлинга — WWWF. В том же году новая федерация провела собственный матч, на котором чемпионом стал Бадди Роджерс.

В 1971 году, после смерти Макмахона, управление компанией перешло к его сыну Винсенту. В свою очередь, его сын Винсент Макмахон — младший в 1979 году был инициатором того, чтобы отец переименовал компанию в WWF — аббревиатура, схожая с названием Всемирного фонда природы.

В следующем году Макмахон-младший и его жена Линда открыли компанию Titan Sports и подали заявку на торговую марку WWF. Макмахон-младший серьезно взялся за дела группы компаний и в 1983 году купил материнскую компанию группы Capitol Sports у своего отца.

В том же году он заключил с телекомпаниями сделки, позволившие показывать соревнования по рестлингу по всей территории США. В 1984 году популярность компании значительно выросла за счет соревнования 24 января в Мэдисон Сквер Гарден, на котором чемпионом стал Халк Хоган.

Соревнование транслировалось по телевидению на все штаты, Хоган же наутро проснулся знаменитостью. Это было начало «рестлмании», которая сопровождалась участием в соревнованиях даже таких знаменитостей спортивного мира, как Мухаммед Али.

В следующем году Халк Хоган в одном из шоу сыграл роль телохранителя молодой перспективной певицы Синди Лопер — в результате этого выступления они оба получили «Грэмми». Сейчас и Лопер, и ее «телохранителя» знает весь мир, тогда же они проходили на конкурсе как «Лучшие новые артисты».

Трансляции шоу WWF становятся все более скандальными: например, рестлер Родди Пайпер оскорбил музыку Синди Лопер, разбил золотой диск, который она вручала рестлеру Лу Альбано за участие в ее видеоклипе, а потом пнул ее по голове. Естественно, все это была постановка, но многие американцы, не искушенные в тонкостях рестлинга, были шокированы, тем более что Лопер тогда уже была хорошо известна публике.

Видя такой успех мероприятий среди зрителей, Макмахон все больше и больше диверсифицирует виды развлечений, вводя дополнительно на ТВ программы SummerSlam, Royal Rumble, Survivor.

В 1993 году WWF добилась, чего хотела: программа вышла в прайм-тайм. Но в том же году она получила тяжелый удар: компанию покинул Халк Хоган, подписав контракт с ее конкурентом World Championship Wrestling (WCW). Конкуренция обострилась, с 1995 года WCW стала выходить по понедельникам также в прайм-тайм сразу после передачи WWF.

В 1997 году в компанию взяли новых перспективных рестлеров, в том числе ныне знаменитого киноактера Дуэйна Джонсона, который в передаче компании как раз и получил псевдоним «Скала». Оптимальный выбор участников передачи привел к тому, что передача компании Raw в рейтингах победила конкурирующую Nitro даже несмотря на участие в последней любимца публики Халка Хогана. С 1999 года у группы компаний появилось новое шоу Smackdown, в том же году она прошла листинг на Нью-Йоркской фондовой бирже.

В 2001 году WWF наконец-то покупает WCW, став крупнейшим промоутером рестлинга в мире, практически лишившись конкурентов и вернув в свои ряды Халка Хогана. Но в следующем году компания понесла значительный репутационный риск, проиграв судебный процесс, возбужденный Всемирным фондом дикой природы из-за сходства названий и аббревиатуры. Это вынуждает компанию сменить название на World Wrestling Entertainment (WWE).

В дальнейшем компания стала отходить от крайне жесткого контента, ориентируясь на семейный просмотр. Вместо Халка Хогана на первый план выходит менее брутальный Джон Сина. Сцены, подобные «избиению» Синди Лопер, уже не показываются — тем более в прайм-тайм. Затем лицом компании становится Дэниел Брайан. Впрочем, снижение жестокости поединков не помешало группе компаний организовать в 2018 году первый женский турнир в программе Raw, причем в прайм-тайм.

Состав группы компаний. В группу входит 24 компании. Материнская компания World Wrestling Entertainment (WWE) международная, в то время как остальные находятся в юрисдикциях США, Австралии, Канады, Японии. В США по количеству зарегистрированных дочерних компаний группы лидирует штат Делавэр из-за облегченного налогового режима.

Слабой стороной группы можно считать небольшую географическую диверсификацию местоположения дочерних компаний. С другой стороны, они находятся именно в тех странах, где рестлинг действительно имеет высокую популярность. В России, например, рестлинг слабо популярен, поэтому открытие здесь дочерних структур было бы провальным. А вот, например, в Германии — не мешало бы. Или, например, в Мексике, где он суперпопулярен.

Впрочем, в Мексике пользуются популярностью американские телеканалы, по которым компания ведет трансляцию своих шоу в силу относительно высокого уровня владения мексиканцев английским. Но все равно не такого высокого, как, например, в Дании, на Мальте, в Исландии, не говоря уже о почти чисто англоязычной Ирландии.

Акционеры. Акционерами группы компаний являются инвестиционные компании и взаимные фонды. Доля акций, находящихся в свободном биржевом обращении, ничтожна, что можно считать слабой стороной группы. Наибольшая доля в составе акций эмитента — у структур компании Lindsell Train. Это положительный для инвесторов факт, поскольку данная группа компаний достаточно крупная, владеет акциями таких известных эмитентов, как футбольный клуб Manchester United и Лондонская фондовая биржа.

Ключевые фигуры. Основной руководитель группы компаний — представитель династии Макмахонов в третьем поколении Винсент К. Макмахон. Он занимает должность председателя правления и главного исполнительного директора. Именно при нем бизнес компании стал глобальным. Работать в компании своего отца, основанной своим дедом, он начал в 1972 году. Макмахон — новатор в индустрии кабельного платного телевидения, он начал применять новые технологии при трансляции своих передач в 1985 году.

Макмахон — один из главных «долгожителей» американского телевидения. За свои достижения в сфере развлечений, телевидения и платного просмотра он был удостоен звезды на голливудской «Аллее славы» в 2008 году. Он также получил награду за разработки Promax/BDA и был включен в «Зал славы» Cablefax 2008 года.

С 2017 года он включен в ежегодный список Variety500, в котором отмечаются самые влиятельные бизнес-лидеры, формирующие медиаиндустрию. В 2019 году журнал Sports Business назвал Макмахона одним из самых влиятельных людей в спортивном бизнесе. За деятельность по поддержке детей за последние 30 лет Макмахон в 2005 году был назначен в Национальный консультативный совет Америки в фонд «Загадай желание».

Он также сотрудничал с американской армией, привозя суперзвезд WWE в зоны боевых действий в Ираке и Афганистане с 2002 года, чтобы развлекать войска. WWE была удостоена первой в истории премии USO метрополитена Вашингтона «Наследие надежды» за широкую поддержку военных компанией и программы USO «Пакет услуг по уходу». В 2006 году он получил награду министра обороны за моральную поддержку военнослужащих в Ираке и Афганистане.

География поставок. Организация событий в основном концентрируется в трех североамериканских государствах. В третьем квартале 2021 года на этой территории было проведено 38 шоу, в то время как в остальных странах мира — всего лишь четыре.

От коронавирусных ограничений рынок событий, организованных группой, пострадал приблизительно одинаково что в Северной Америке, что в остальном мире: в Северной Америке во втором квартале их было два, в остальном мире — ноль, в период со второго квартала 2020 года по первый квартал 2021 года включительно их вообще не было ни в каких странах.

До коронавируса все же деятельность группы в Северной Америке и других регионах не имела такого разительного контраста по количеству событий, как в последнем квартале: например, во втором квартале 2019 года в Северной Америке их было 53, в остальных странах мира — 23. При этом организация шоу в регионах за пределами Северной Америки отличается нестабильностью. Это, конечно, слабая сторона группы компаний, как и слабая географическая диверсификация ее бизнеса.

По состоянию на 2021 год программы WWE транслируются в 180 стран на 28 языках. Географический медиаохват широкий, его следует признать сильной стороной группы, поскольку охвачена большая часть стран мира. Языковой охват, увы, слабоватый.

На чем зарабатывает

Рестлинг — это постановочные бои, мутировавшие, очевидно, из цирковой французской борьбы. Популярность рестлинга, возможно, также обусловлена и тем, что спортивные «честные» схватки иногда происходят на договорной основе и исход поединка уже предопределен, особенно если на кону стоят большие суммы.

Иными словами, рестлинг — шоу с сеттингом боев без правил с нарочитой жестокостью, даже сейчас, когда поединки выходят в прайм-тайм. Такой жестокости даже в теории не может быть на настоящих, «честных» боях без правил, где на самом деле правила все-таки есть.

Рестлинг в конечном счете стал американским явлением, которое публика любит смотреть после тяжелого рабочего дня. В России, например, в отечественном варианте он не прижился, хотя поединки WWE зрители любили смотреть зачастую из-за издевательских комментариев Николая Фоменко. Правда, большую популярность получило силовое соревновательное «Шоу гладиаторов», одним из ведущих которого был Халк Хоган.

Одной из черт рестлинга является наличие сюжетной составляющей. В основном это борьба добра и зла. Этот мотив, попахивающий манихейским бредом, является одним из доминирующих в современной поп-культуре, что вызывает массу критики рестлинга и обвинений в китче со стороны профессиональных спортсменов.

Продукцию компании можно разделить на три группы.

Медиапродукция. Это прямые трансляции с платой за просмотр, включая «Рестлманию», запланированные программы и обширную библиотеку видео по запросу. В настоящее время доступна более чем в 180 странах. Сеть WWE доступна через сайт wwe.com, через приложение WWE Network на различных платформах. В США действует на базе потоковых сервисом NBCUniversal и Peacock.

Клиенты могут получить доступ ко всему каталогу WWE и Peacock за 4,99 $ в месяц. Для работы без рекламы Peacock Premium Plus доступен за 9,99 $ в месяц. В настоящее время Peacock доступен:

  • на платформе Roku;
  • на устройствах Apple, включая iPhone, iPad, iPod touch, Apple TV 4K и Apple TV HD;
  • на платформах и устройствах Google, включая Android, устройства Android TV, встроенные устройства Chromecast и Chromecast;
  • на семействе устройств Microsoft Xbox One, включая Xbox One S и Xbox One X;
  • на Sony PlayStation 4, PlayStation 4 Pro и PlayStation 5;
  • на телевизорах VIZIO SmartCast;
  • на смарт-телевизорах LG.

Живые представления. Бренды спортивных развлечений, входящие в состав группы, позволяют ей проводить более 500 живых мероприятий в год в Соединенных Штатах и за рубежом. В распоряжении группы почти 300 признанных звезд и начинающих бойцов рестлинга, трудоустроенных по эксклюзивным контрактам, начиная от многолетних гарантированных контрактов с признанными суперзвездами и заканчивая контрактами на развитие в обучении.

Потребительские продукты. Всемирная программа лицензирования WWE строит партнерские отношения с компаниями по всему миру с компаниями по всему миру для создания продуктов с ее знаками и логотипами, защищенными авторским правом, персонажами, включая игрушки, видеоигры, одежду, предметы домашнего обихода, предметы коллекционирования, спортивные товары, книги и многое другое.

Лицензированные продукты WWE, созданные его 150 лицензиатами в более чем 100 странах мира, доступны во всех крупных мировых розничных сетях, включая Walmart, Target, Amazon, GameStop, Walgreens, Barnes & Noble, Hot Topic, Asda и Smyths.

С 2010 года глобальным партнером WWE по разработке игрушек является Mattel, которая продает франшизу на использование символики WWE в производстве аксессуаров для фигурного катания. WWE — это самая продаваемая франшиза боевых видеоигр в истории консолей с более чем 95 миллионами проданных устройств и ведущим брендом мобильных игр со 150 миллионами загрузок в своем игровом портфолио.

Одно из направлений линейки потребительских товаров — книгоиздательство. С 1999 года WWE Books поместила 25 названий в список бестселлеров New York Times, включая WWE 50 от DK и «Энциклопедию WWE». Издательский список WWE включает в себя биографии суперзвезд, исторические путеводители, детские книги, книги с наклейками, раскраски и книги для занятий, комиксы и многое другое.

Работа группы компаний в области музыкальной индустрии включает в себя партнерские отношения с артистами в программировании, шоу с живой музыкой, а также оригинальные тематические песни Superstar и WWE, которые доступны по всему миру на цифровых платформах.

У WWE есть партнерские отношения с целым рядом исполнителей, включая Cardi B, Bad Bunny, AC/DC, Оззи Осборна, The Weeknd, Metallica, Pitbull, Diddy, Little Mix, Kid Rock, Джоан Джетт, Florida Georgia Line, Уиза Халифа, Imagine Dragons и Fifth Harmony.

Совсем недавно WWE продлил более чем двадцатилетний контракт с культовой австралийской рок-группой AC/DC, продлив Are You Ready в качестве официальной тематической песни шоу SmackDown еще на один год.

Вопреки вполне логичным ожиданиям, живые выступления, на которых WWE получила всемирную известность, не основной источник ее дохода. Доминирующую часть операционной выручки составляет медиаиндустрия, на которую в последнее время делался все больший и больший упор.

С другой стороны, живые представления в третьем квартале показали феноменальный рост операционной выручки по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что объясняется частичным снятием или ослаблением пандемических ограничений.

Рост же доминирующей медиаиндустрии был незначительным, что можно считать слабой стороной группы. По всей видимости, это связано с тем, что ситуация с переводом населения во многих странах на «удаленку» и самоизоляцию меняется мало: пик увлечения людей телевизионными программами в прошлом году уже был достигнут. И если и будет изменение динамики, то разве что в сторону снижения.

В 9 месяцах 2021 года структура операционной выручки по сегментам была схожей, хотя медиа еще более доминировали. Самый значительный рост был в сегменте живых представлений, но все же не такой, как в третьем квартале. Это можно объяснить тем, что в аналогичный период 2020 года вошел первый квартал, когда пандемические ограничения еще не были введены.

Структура операционной выручки по сегментам в 3 квартале, в млн долларов

3к20203к2021ДоляИзменение
Медиа201202,7079,24%0,85%
Живые представления0,702810,95%3900%
Потребительские продукты19,9025,109,81%26,13%

Структура операционной выручки по сегментам в 3 квартале, в млн долларов

Медиа
3к2020201
3к2021202,70
Доля79,24%
Изменение0,85%
Живые представления
3к20200,70
3к202128
Доля10,95%
Изменение3900%
Потребительские продукты
3к202019,90
3к202125,10
Доля9,81%
Изменение26,13%

Структура операционной выручки по сегментам за 9 месяцев

9м20209м2021ДоляИзменение
Медиа657,7678,686,46%3,18%
Живые представления19,237,74,80%96,35%
Потребительские продукты59,168,68,74%16,07%

Структура операционной выручки по сегментам за 9 месяцев

Медиа
9м2020657,7
9м2021678,6
Доля86,46%
Изменение3,18%
Живые представления
9м202019,2
9м202137,7
Доля4,80%
Изменение96,35%
Потребительские продукты
9м202059,1
9м202168,6
Доля8,74%
Изменение16,07%

Финансовые показатели

В третьем квартале 2021 года на фоне роста выручки и операционной прибыли все результаты оказались негативными. Показатели за 9 месяцев 2021 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года тоже оказались негативными.

Компания связывает увеличение выручки главным образом с увеличением продаж билетов на шоу. Увеличение платы за контент от распространения флагманских программ компании, Raw и SmackDown, было частично компенсировано снижением доходов от сети.

Это произошло из-за сроков признания лицензионных платежей за контент в Peacock. Снижение чистой прибыли можно связать со сроками сбора средств, связанных с масштабными международными мероприятиями во втором квартале 2021 года. С увеличением капитальных затрат компания это связывать не склонна.

Финансовые показатели за 3 квартал, долларов США

3к20203к2021Прирост
Выручка, млн221,60255,8015,43%
Операционная прибыль, млн63,40640,95%
Прибыль до налогообложения, млн61,2055,80−8,82%
Чистая прибыль, млн48,2043,50−9,75%
Базовая прибыль на акцию0,620,57−8,06%
Разводненная прибыль на акцию0,570,52−8,77%

Финансовые показатели за 3 квартал, долларов США

Выручка, млн
3к2020221,60
3к2021255,80
Прирост15,43%
Операционная прибыль, млн
3к202063,40
3к202164
Прирост0,95%
Прибыль до налогообложения, млн
3к202061,20
3к202155,80
Прирост−8,82%
Чистая прибыль, млн
3к202048,20
3к202143,50
Прирост−9,75%
Базовая прибыль на акцию
3к20200,62
3к20210,57
Прирост−8,06%
Разводненная прибыль на акцию
3к20200,57
3к20210,52
Прирост−8,77%

Финансовые показатели за 9 месяцев, долларов США

9м20209м2021Прирост
Выручка, млн736784,906,64%
Операционная прибыль, млн172,40175,401,74%
Прибыль до налогообложения, млн151150,60−0,26%
Чистая прибыль, млн118,20116,50−1,44%
Базовая прибыль на акцию1,531,52−0,65%
Разводненная прибыль на акцию1,401,37−2,14%

Финансовые показатели за 9 месяцев, долларов США

Выручка, млн
9м2020736
9м2021784,90
Прирост6,64%
Операционная прибыль, млн
9м2020172,40
9м2021175,40
Прирост1,74%
Прибыль до налогообложения, млн
9м2020151
9м2021150,60
Прирост−0,26%
Чистая прибыль, млн
9м2020118,20
9м2021116,50
Прирост−1,44%
Базовая прибыль на акцию
9м20201,53
9м20211,52
Прирост−0,65%
Разводненная прибыль на акцию
9м20201,40
9м20211,37
Прирост−2,14%

Планы и перспективы

Компания запускает новую программу, обеспечивающую связь WWE с университетской легкой атлетикой. Это будет реализовано в рамках новаторской программы NIL. WWE разработала комплексную программу по набору и развитию потенциальных будущих суперзвезд. Получившая название Next in Line, программа направлена на улучшение развития бойцов рестлинга из различных спортивных колледжей.

Запускается программа с участием студентов спортивных вузов: близнецов Кавиндер и Эй Джея Феррари. Помимо этого, в боях будут участвовать еще 15 спортсменов колледжа, которые будут одними из первых, кто примет участие в недавно созданной программе NIL. Туда войдут спортсмены из 13 университетов. Помимо США, в программе также будут участвовать Канада и Нигерия. Программа для спортсменов из высших учебных заведений была открыта 1 июля 2021 года.

В число новых бойцов WWE войдут Хит Роу, Дрейк Маверик, Джон Моррисон, Тиган Нокс. При этом в третьем квартале были уволены 18 других бойцов. Моррисону не давали долгое время четкой сюжетной линии, но сейчас его роли расширились. Вместе с тем группа компаний планировала увольнение Хита Роу, поэтому его судьба под вопросом.

Планируется также увольнение Райнера после того, как закончилось его противостояние с другим бойцом — Элиасом и после того, как он опубликовал в «Твиттере» критику в адрес группы компаний. В шоу SmackDown вернулся Брок Леснар. Леснар до этого был отстранен после неудачного поединка. Ему был выписан так называемый сюжетный штраф.

Риски

Рисков можно выделить два.

Риск дальнейшего продолжения пандемии коронавируса. Любые локдауны и прочие ограничения сводят практически к нулю возможности организаций шоу, хотя они и увеличивают спрос на просмотр трансляций этих шоу. Побочная продукция компании также может испытать дальнейший спад продаж из-за транспортно-логистических ограничений.

Репутационный риск. Если в США рестлинг приравнивается к спорту и считается одним из наиболее популярных телевизионных развлечений, то в других странах отношение к нему неоднозначное. Основную конкуренцию рестлингу составляют смешанные единоборства. Сторонники смешанных единоборств считают, что рестлинг — псевдоспорт.

Выводы

Для акций группы компаний существуют очень значительные риски. Они связаны как с пандемической ситуацией, так и с тем, что далеко не во всех странах мира рестлинг пользуется популярностью, плюс его специфика вызывает очень серьезную критику.

Тем не менее значительное проникновение группы компаний на медиарынок и ее географическое расширение говорит о том, что возобновление роста акций вполне оправданно. Оптимальным решением для инвесторов будет отслеживание показателей группы компаний на фоне ситуации с коронавирусом при том, что ситуация с конкуренцией рестлинга со смешанными единоборствами стабильна.