Итоги Венецианского кинофестиваля — 2024: выиграл новый фильм Педро Альмо­довара — и вот почему

16
Итоги Венецианского кинофестиваля — 2024: выиграл новый фильм Педро Альмо­довара — и вот почему
Аватар автора

Кира Голубева

дважды сходила на «Бруталиста» и хочет еще

Страница автора
Аватар автора

Егор Аргунов

понял, что жизнь — это комедия

Страница автора

7 сентября закончился 81-й Венецианский кинофестиваль. «Золотого льва» получила драма испанского режиссера Педро Альмодовара «Комната по соседству».

Фестиваль продолжался 10 дней, с 28 августа. В основном конкурсе участвовал 21 фильм, в том числе «Джокер: Безумие на двоих» Тодда Филлипса. Жюри возглавляла французская актриса Изабель Юппер.

Мы посетили Венецианский кинофестиваль, посмотрели большую часть участников конкурса и рассказываем об итогах. Кто получил остальные награды, почему победила именно «Комната по соседству» и какие фильмы следовало отметить, по нашему мнению.

Список победителей основного конкурса

«Золотой лев» за лучший фильм — «Комната по соседству».

Приз большого жюри — «Горная невеста».

Специальный приз жюри — «Апрель».

«Серебряный лев» за лучшую режиссуру — Брэйди Корбет, «Бруталист».

Приз за лучший сценарий — Мурило Хаузер и Гейтор Лорега, «Я все еще здесь».

Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль — Венсан Линдон, «Тихий сын».

Кубок Вольпи за лучшую женскую роль — Николь Кидман, «Плохая девочка».

Премия Марчелло Мастроянни лучшему молодому актеру или актрисе — Поль Киршер, «И дети после них».

Приз Международной федерации кинопрессы, ФИПРЕССИ, — «Бруталист».

«Комната по соседству» получила самые высокие оценки от кинокритиков среди участников основного конкурса

Почему победила именно «Комната по соседству»

Это первый англоязычный фильм Педро Альмодовара, известного по «Боли и славе», «Все о моей матери» и «Женщинам на грани нервного срыва». Кино основано на книге What Are You Going Through американской писательницы Сигрид Нуньес.

Режиссера обожают на родине, ведь его фильмы с сильными героинями сформировали портрет современной Испании. Он всегда оспаривал гендерные роли и бросал вызов консервативному обществу. Альмодовар рассуждал на сложные темы — сексуальная раскрепощенность, отношения матерей и дочерей, женская зависимость. А теперь решил затронуть тему эвтаназии.

По сюжету героиня Тильды Суинтон умирает от рака. Она просит давнюю подругу, которую играет Джулианна Мур, провести с ней последние недели вместе. Ей важно, чтобы кто-то находился рядом, когда она решится принять смертельную таблетку. Женщины смотрят кино с Бастером Китоном, гуляют по лесу, сидят в роскошных интерьерах и беседуют.

Испанец снял свой самый печальный и сдержанный фильм, в котором нет былой страсти. Ей на смену пришли меланхоличные разговоры. В драме Альмодовар рассуждает не только о смерти человека, но и о конечности всего сущего — дружбы, любви и наших страданий.

«Комната по соседству» была главным конкурентом «Бруталиста» Брэйди Корбета, которому достался приз за лучшую режиссуру. На всех больших фестивалях существуют таблички с оценками критиков. Есть международная, местная или, например, российская. После каждой премьеры журналисты ставят участнику балл, а потом высчитывается среднее значение. Эти цифры ни на что не влияют, но по ним можно судить о настроении в профессиональном сообществе.

Работа Альмодовара почти во всех этих табличках лидировала или же стабильно входила в пятерку лучших. Несмотря на статус режиссера, за свои 74 года он ни разу не брал основной приз в Каннах и Венеции. Возможно, это была одна из главных причин, чтобы отдать «Золотого льва» ему. Ведь его главному сопернику, Корбету, которому тоже пророчили приз, всего 36 лет.

Изабель Юппер однажды уже проворачивала похожий трюк. В 2009 году она была председателем жюри на Каннском кинофестивале. Тогда статуэтка ушла Михаэлю Ханеке за «Белую ленту». Это тоже стало первой весомой европейской наградой для режиссера.

Также на руку Альмодовару сыграла очень слабая программа. В этом году в основном конкурсе практически не было достойных соперников, чьи фильмы единодушно бы понравились большинству кинокритиков и зрителей.

В Испании прокат начнется 18 октября, в США премьера запланирована на 20 декабря.

Как победа на Венецианском кинофестивале влияет на прокат фильмов

Традиционно на больших кинофестивалях продюсеры и режиссеры находят прокатчиков. Чем лучше выступит фильм в основном конкурсе, тем охотнее прокатчик или стриминговая компания купит на него права. Например, известный дистрибьютор независимого кино A24 купил на Венецианском фестивале сразу два фильма — «Бруталиста» и «Квира» Луки Гуаданьино.

Престижное фестивальное кино редко собирает большую кассу, но может претендовать на основные награды киносезона — «Оскар», «Золотой глобус» и Critic’s Choice Awards. Так, победители Венецианского кинофестиваля прошлых лет «Джокер», «Рома» и «Бедные-несчастные» номинировались на лучший фильм. А «Форма воды», «Бердмэн», «В центре внимания» и «Земля кочевников», которые были впервые показаны в Венеции, даже побеждали в главной номинации Киноакадемии.

Как правило, номинации на «Оскар» получают фильмы с хорошей маркетинговой поддержкой от прокатчика в США. У «Комнаты по соседству» прокатчиком выступает Sony Pictures Classics. Это не самый богатый и влиятельный дистрибьютор: в последний раз из его каталога номинировался «Отец» с Энтони Хопкинсом в 2020 году. Но шансы «Комнаты по соседству» на номинацию точно выросли после победы на Венецианском фестивале: многие эксперты сайта GoldDerby ставят на то, что картина Альмодовара может стать одним из претендентов на лучший фильм года.

Но чаще в качестве более вероятного кандидата на победу называют «Бруталиста». Фильм получил «Серебряного льва» за лучшую режиссуру и собрал крайне хвалебные отзывы международной прессы — средняя оценка на агрегаторе Metacritic составила 88 баллов. Для сравнения: «Комната по соседству» получила 69 баллов. Прокатчиком «Бруталиста» выступает A24: компания дважды выигрывала на «Оскаре» с «Лунным светом» и «Все везде и сразу».

Почему второму «Джокеру» не досталось ни одной награды

В 2019 году победа первого «Джокера» в Венеции стала большим событием. Было трудно поверить в то, что главный приз одного из важнейших европейских кинофестивалей когда-нибудь может уйти супергеройскому кино.

Первую часть критики в Венеции в основном хвалили. Вначале на агрегаторах Rotten Tomatoes и Metacritic у кинокомикса было 87% положительных отзывов и 75 баллов соответственно. «Джокера» называли опустошающим, гениальным и виртуозным блокбастером. В 2024 году сиквел получил средние оценки. Рейтинг на Metacritic — всего лишь 54 балла из 100.

Когда пять лет назад Тодд Филлипс выходил на сцену принимать статуэтку от председательницы жюри Лукреции Мартель, он упомянул в своей речи Warner Bros. и DC. Режиссер похвалил их за смелость и за то, что они вышли из своей зоны комфорта. В этом и кроется основная проблема продолжения — здесь нет ничего радикального.

Трансформация Хоакина Феникса больше не восхищает, а заявленному ранее жанру мюзикла на деле не хватает безумства. Даже несмотря на слабую программу конкурса в этом году, вряд ли у «Джокера: Безумие на двоих» были серьезные шансы на победу в одной из номинаций.

Мнение Т⁠—⁠Ж: какие фильмы должны были победить

«Золотой лев» — «Бруталист». Это единственный фильм из программы, после которого остается ощущение, что ты посмотрел великое кино на уровне «Нефти» Пола Томаса Андерсона. Феноменальная работа Корбета с саундтреком, сценарием, кастом и камерой VistaVision, созданной в 1950-х. Редкий случай, когда в фильме идеальна каждая деталь.

Приз Большого жюри — «Комната по соседству». Хорошее и тонкое кино, но на главный приз оно не тянет. Даже предыдущие работы Педро Альмодовара «Боль и слава» и «Параллельные матери» выглядят на фоне англоязычного дебюта намного достойнее.

Специальный приз жюри — «Молодость (возвращение домой)». Китайский режиссер Ван Бин проделал колоссальную работу. Пять лет он наблюдал за тем, как молодые люди работают на швейных фабриках города Чжили по 15 часов в день. Материала хватило на три документальных фильма. Его душераздирающее и медленное кино показывает жестокую реальность современной индустриализации, где люди вынуждены подчиняться изнурительным условиям ради выживания.

«Серебряный лев» за лучшую режиссуру — Деа Кулумбегашвили, «Апрель». При раскладе мечты, где «Бруталист» получает главную награду, Деа Кулумбегашвили точно заслужила бы «Льва» за режиссуру с фильмом про нелегальные аборты. Создательница предлагает зрителю пережить необычный визуальный опыт. Она отлично работает со звуковым дизайном, светом и шокирует смелой сценой натуралистичных родов.

Приз за лучший сценарий — Ео Сью Хуа, «Глаза незнакомца». Сингапурский фильм о паре, у которой пропал ребенок. Пока молодые люди пытаются найти дочку, они обнаруживают, что за ними следит незнакомец. Он снимает каждый их шаг на видео, а затем подбрасывает эти записи под дверь их квартиры. Кино начинается как детектив о поиске исчезнувшего человека, но потом превращается в нежную драму об одиночестве в полицейском государстве.

Кубок Вольпи за лучшую женскую роль — Фернанда Торрес, «Я все еще здесь». В победе Торрес были уверены почти все кинокритики. В драме про репрессии в Бразилии она играет жену бывшего конгрессмена, которого обвиняют в госизмене. Ее персонаж Юнис показывает силу и стойкость женщины, которая не только борется за своего мужа, но и учит детей жить в условиях безжалостной диктатуры.

Актриса проникновенна и убедительна на экране: ее героиню увозят на допрос, а возвращается она резко постаревшей. И выглядит так благодаря не гриму, а таланту передавать переживания выражением лица.

Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль — Дэниэл Крейг, «Квир». Победа Венсана Линдона за фильм об отце-одиночке «Тихий сын» оказалась неожиданной. Актер играет очень сдержанно, а его персонаж ничем не запоминается зрителю: ни характером, ни поведением. В год, когда раздача призов оказалась максимально неинтересной, жюри могло бы всех удивить и отдать мужской Кубок Вольпи Дэниэлу Крейгу — за смелость и готовность выйти за рамки привычного образа суперагента.

Мы рассказываем разные истории о популярной культуре и тех, кто ее создает. Подписывайтесь на наш телеграм: @t_technocult

Кира ГолубеваКакой фильм с Венецианского фестиваля ждете больше всего?
    Вот что еще мы писали по этой теме