«Комната по сосед­ству» — фильм Педро Альмодовара, который победил на Венециан­ском фестивале
Поп-культура
13K
Кадр — Sony Pictures Classics

«Комната по сосед­ству» — фильм Педро Альмодовара, который победил на Венециан­ском фестивале

10
Аватар автора

Кира Голубева

находится на грани нервного срыва

Страница автора

7 сентября 2024 года состоялась церемония закрытия Венецианского кинофестиваля. Победителем стал полнометражный англоязычный дебют Педро Альмодовара «Комната по соседству».

Это адаптация романа американки Сигрид Нуньес «Через что ты проходишь», изданного в 2020 году. В главных ролях снялись Тильда Суинтон и Джулианна Мур. Они играют бывших подруг, которые возобновили общение из-за смертельной болезни одной из них.

Рассказываем, чем цепляет это кино о принятии неминуемого.

Что за «Комната по соседству» (The Room Next Door)

Даты премьер: 2 сентября 2024 года на Венецианском фестивале, 20 декабря — в мировом прокате
Страны производства: Испания, США
Режиссер: Педро Альмодовар
Сценарист: Педро Альмодовар
В ролях: Джулианна Мур, Тильда Суинтон, Джон Туртурро, Алекс Хег Андерсен, Алессандро Нивола
Жанр: драма
Фильмы, похожие на «Комнату по соседству»: «Боль и слава», «Поговори с ней», «Персона»
Продолжительность: 1 час 50 минут

🥀 Это нежная история о принятии смерти

Марта — бывшая военная корреспондентка The New York Times, поэтому о смерти она знает не понаслышке. Ингрид — популярная писательница. Когда-то они были лучшими подругами, но их пути разошлись.

Ингрид случайно узнает, что у Марты рак, и решает навестить ее в больнице. После нескольких встреч приятельницы снова сближаются. Героиня Тильды Суинтон не хочет умирать от болезни и решает уйти из жизни добровольно. В США эвтаназия легализована только в некоторых штатах, а в Нью-Йорке процедура запрещена. Поэтому Марта незаконно покупает специальную таблетку.

Теперь Марта просит Ингрид провести с ней последние недели в роскошном загородном доме в окрестностях Вудстока. Марта хочет, чтобы подруга спала в соседней комнате, когда та объявит о наступлении рокового момента.

«Комната по соседству» напоминает другой фильм Альмодовара — «Боль и слава». Это автобиографичное кино тоже посвящено смерти. Главный герой картины Сальвадор Майо в исполнении Антонио Бандераса — режиссер, который переживает глубокий экзистенциальный кризис. У Майо хроническая боль в спине, мигрени и депрессия. Его состояние символизирует не только физическое страдание, но и творческое истощение. На протяжении всего фильма Майо вспоминает детские годы, первые влюбленности, период расцвета своей карьеры и потерянные связи.

Героиня Тильды Суинтон из «Комнаты по соседству» тоже часто рассуждает о прошлом. Чаще всего она говорит о поездке в Ирак и о своей дочери, с которой не удалось наладить теплые отношения. Марта родила ее от молодого человека, который воевал во Вьетнаме.

Джон Туртурро в фильме играет лектора, который тоже находится в ожидании смерти. Он уверен, что из-за климатических изменений мир обречен и конец света не за горами. А еще мы узнаем, что обе героини с ним когда-то встречались.

В фильме смерть преподносится как неизбежность. Но тем не менее она все равно вызывает страх, отчаяние и сомнение. Альмодовар исследует, можно ли контролировать уход из жизни и что он значит для близких. Смерть здесь — не только физический конец для одного человека, но и эмоциональное испытание для всех тех, кто находится рядом.

👩 Альмодовар снова снимает фильм про сильных женщин

Во многих картинах постановщика женщины не только обретают уверенность в себе и находят внутреннюю силу, чтобы преодолеть трудности. Они также учатся обращаться за поддержкой.

В «Цветке моей тайны» писательнице Лео помогают пережить неудачный брак мать и сестра, в «Параллельных матерях» две незнакомые женщины становятся почти родными людьми. А в «Возвращении» персонаж Пенелопы Крус помогает дочери скрыть преступление.

В «Комнате по соседству» Марте в ожидании смерти был необходим компаньон для дневных прогулок по сосновому лесу и вечернему просмотру кино. Ингрид была не первым человеком, к которому обратилась героиня, но она оказалась единственной, кто принял предложение.

Ингрид и Марта — умные и многогранные героини, что объясняет порой слишком театральные и насыщенные интеллектуальными размышлениями диалоги. Некоторые критики видят в этом неловкую работу испанца с неродным английским языком. Но за беседами подруг скрывается важное: каждая из них очень серьезно подходит к формулировке мыслей о жизни, смерти и любви.

Тильда Суинтон по-прежнему остается одной из величайших исследовательниц в мире кино. В «Комнате» она снова ведет нас в сторону чего-то потустороннего и неизведанного.

Но Альмодовар не делает из актрисы загадочное существо с инопланетной аурой, каким ее видели зрители в «Докторе Стрэндже» или «Памяти». Ее Марта — уставшая и мудрая женщина, которая осознанно приняла смелое решение.

Ингрид сначала может показаться обычной писательницей бестселлеров, которая может уверенно держаться во время автограф-сессии в стильном книжном магазине. Но Джулианна Мур постепенно раскрывает сложный внутренний мир героини: внешне собранная женщина на самом деле балансирует на грани эмоционального срыва.

Актриса мастерски передает уязвимость Ингрид и то, как она боится снова потерять подругу, но вынуждена стоически принимать ее выбор. В конце фильма он даже обернется для нее неприятными последствиями: полиция вызовет женщину на допрос.

Для Альмодовара это не просто трагедия одного больного человека. То, как грубо допрашивает Ингрид детектив, показывает, что закон сегодня мешает умереть с достоинством. На венецианской пресс-конференции постановщик высказался в поддержку права на эвтаназию.

🎥 Режиссер остается верен своему стилю

Фильм «Комната по соседству» мог бы быть мрачным и пессимистичным, но под руководством Альмодовара он превращается в сдержанную разговорную драму. В кадре всегда буйство красок и стильные интерьеры. Актрисы контрастно одеты в красное и синее. Cтены больницы, где лежит Марта, украшают цветы, а в ее квартире есть картина с букетом в вазе, который, возможно, начинает увядать.

Вместе с оператором Эдуардом Грау Альмодовар мастерски использует отражения в стеклах, словно призывая дух, который уже покинул Марту. Ближе к финалу Ингрид говорит подруге: «Еще слишком рано называть себя призраком». Но с каждым новым тщательно выстроенным кадром режиссер ставит это под сомнение.

Хотя фильм полон визуальной красоты, Альмодовар не эстетизирует смерть и не воспевает ее. Напротив, его работа подчеркивает, что, несмотря на хрупкость, именно жизнь является самым важным и громким праздником. И это нормально, что чем ближе такая вечеринка к финалу, тем стремительнее пустеет ваша квартира.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Кира ГолубеваА какой у вас любимый фильм Альмодовара и почему?
    Вот что еще мы писали по этой теме