Вышел финал «Озарка». Этот сериал стоит посмотреть фанатам «Во все тяжкие» и криминальных драм
29 апреля вышли последние серии «Озарка» — криминального сериала Netflix о финансисте Марти Берде и его семье.
По сюжету герои вынуждены отмывать деньги для наркокартеля в крошечном американском городке.
У «Озарка» две награды «Эмми» и еще девять номинаций на самую престижную премию в мире сериалов, а также отличные оценки зрителей и критиков. А еще это, возможно, лучшее шоу для тех, кто соскучился по «Во все тяжкие». Тут и личностная драма взаимоотношений внутри семьи, и схожая криминальная история, завязанная на наркобизнесе.
К завершению сериала рассказываем, почему шоу стоит посмотреть, даже если вы все пропустили. А заодно делимся впечатлениями от финала.
Увлекательный сюжет с десятком ярких персонажей
В начале «Озарка» эмиссар картеля Наварро казнит партнера Марти Берда за кражу отмываемых денег. Под дулом пистолета Берд наспех выдумывает план спасения: уехать с семьей из Чикаго в озерный регион Озарк в штате Миссури. Там заработать украденную сумму и продолжить отмывать деньги. В погоню за Марти пускается ФБР, на которое работал его погибший товарищ.
По приезде финансист начинает выкупать предприятия, от дешевого мотеля до небольшого бара. Этим он привлекает внимание двух семейств — выращивающих мак Снеллов и мелких преступников Лэнгморов. Рут, единственная девушка в семье Лэнгморов, случайно узнает, что Берд отмывает деньги, и напрашивается к нему на работу. В то же время по пятам Марти идет агент ФБР Рой Петти, готовый на все, чтобы отправить бизнесмена за решетку.
Со временем действующих лиц в сериале становится все больше и больше, как и положено в масштабной криминальной саге. При этом каждая сюжетная линия переплетается с магистральной историей об отмыве денег.
При просмотре нет ощущения, что герои возникают из ниоткуда или совершают что-то без особой на то причины. Создателям удалось эффектно связать множество очень разных, порой и весьма противоречивых героев и их личных историй.
Неудачливая Рут мечтает вырваться из оков семьи и помочь брату получить образование. В лице Марти Берда она находит замену сидящему в тюрьме отцу-абьюзеру. Или вот другая история: местный пастырь Мейсон Янг обращается к религии после серьезного ранения. Берды пользуются случаем и обещают помощь в строительстве церкви. Сам того не зная, пастор впутывается в дела местных наркодилеров. Разумеется, ничем хорошим это не заканчивается. Берды борются за выживание и не особо беспокоятся о пострадавших.
Это редкий сериал в жанре южной готики
Озарк не просто так вынесли в название сериала. Место действия диктует стиль шоу. «Озарк» — представитель так называемой южной готики: жанра, который фокусируется на быте захолустного американского юга, вопросах неравенства, традиций и религии. «Трамвай „Желание“», «Шум и ярость» и «Убить пересмешника», — вот лишь несколько наиболее заметных жанровых произведений.
Не зря одной из основных линий в сериале становится классовый конфликт двух центральных семейств: зажиточных горожан Бердов и погрязшей в насилии и криминале деревенщины — Лэнгморов. Последние даже не представляют, что можно жить и зарабатывать честным путем.
Лэнгморы олицетворяют жителей региона. Для них Озарк — это глушь, где побитые жизнью изгои ищут спасения в религии и криминале. Южный город не принимает правил чужаков вроде Бердов, воплощающих собой ту самую американскую мечту.
Молодой пастырь Мэйсон Янг — также типичный персонаж южной готики. Поначалу он кажется добрым другом главных героев, но со временем разочаровывается в собственных идеалах.
Южная готика сегодня крайне редко встречается в современном кинематографе — на ум приходит разве что «Дьявол всегда здесь» от того же Netflix. «Озарк» же может стать отличной точкой входа в этот необычный жанр.
В «Озарке» важна каждая сцена
В отличие от условного «Лучше звоните Солу» в «Озарке» не бывает серьезных провисаний сюжета и лирических отступлений: в каждой сцене происходит что-то важное для общей истории.
Любой второстепенный персонаж может неожиданно напомнить о себе. Камера фокусируется на вроде бы непримечательном объекте, а через несколько эпизодов именно эта деталь кардинально меняет развитие сюжета. Поэтому сериал не подойдет любителям фонового просмотра, ведь так можно пропустить что-то важное.
Авторы превращают тревогу в художественный прием
Герои вечно висят на волоске от смерти, сталкиваются с моральными дилеммами и все время повышают ставки. Зритель чувствует себя на месте Марти Берда, который разрывается между наркокартелем, жителями Озарка и конфликтами в семье. Создатели в целом профессионально подогревают тревогу. Даже самых важных героев могут в любой момент убить. Привязываться к кому-либо бесполезно.
Главные герои ввязываются в новые проблемы быстрее, чем успевают решить старые. Несколько раз за сезон кажется, что теперь семейству Бердов уж точно конец. Однако финансисту и его родным регулярно удается выкрутиться самым неожиданным способом — и почти всегда в самый последний момент. Наблюдать за этим крайне увлекательно.
Тревожную атмосферу подкрепляет и мрачный стиль «Озарка». Саундтрек местами напоминает фильмы ужасов, а холодную цветовую гамму выбирал исполнитель главной роли и постановщик Джейсон Бейтман. В 2019 году он получил премию «Эмми» за лучшую режиссуру в драматических сериалах — как раз за работу над «Озарком».
Семейство Бердов — идеальные антигерои
Поначалу кажется, что Марти Берд и его семья лишь жертвы обстоятельств, пытающиеся спастись от наркокартеля. Со временем выясняется, что в этой истории нет ни одного на 100% «хорошего», невинного персонажа.
Поначалу кажется, что отец семейства Бердов пытается уберечь семью, но вскоре он сам превращается в злодея. Более того, Марти утягивает за собой родных. В каждом сезоне жители Озарка из-за сделок с финансистом лишаются всего, что им дорого.
Но Берд такой не один. По ходу истории вообще все персонажи извращаются, становятся более жестокими. Так, в определенный момент на первый план выходит Венди Берд — жена Марти. Она настолько привыкает к налаживанию связей и нелегальному бизнесу, что идет по головам в погоне за собственными бизнес-амбициями. Это приводит к прямому противостоянию мужа и жены. Так создатели «Озарка» развивают сложные отношения в семействе Бердов.
«Озарк» балансирует на грани, заставляет то сопереживать героям, то со всей силы их ненавидеть — и в этом сериал тоже напоминает «Во все тяжкие». К концу третьего сезона даже мешающие Бердам убийцы кажутся человечнее семьи из Чикаго. Даже дети Бердов начинают ненавидеть собственных родителей.
Создатели сериала говорили, что Марти из первого сезона пришел бы в ужас от действий Марти из последних серий. И это действительно так.
Каким получился финал
Дальше будут незначительные спойлеры ко всему сериалу. Мы раскрываем не очень важные детали, но кому-то наверняка захочется все узнать вот прямо сейчас.
Во второй половине четвертого сезона Берды оказываются как никогда близки к спасению: у них почти получается заключить сделку с ФБР, обелить наркобарона Наварро и выйти сухими из воды. Однако теперь на них одна за другой сваливаются проблемы из-за непредсказуемого и кровожадного племянника Наварро.
Появление его в заключительных сериях выглядит как незамысловатая попытка создателей фильма поскорее подвести историю к желаемому финалу. Из-за действий младшего Наварро героев с каждой серией становится все меньше. «Озарк» и раньше не щадил персонажей, но настолько быстро их прежде не истребляли.
Расклад сил в Озарке постоянно меняется, мешая Бердам выйти из игры. Такое развитие событий делает финал сериала еще интереснее: вдруг к концу не останется вообще никого, а главные герои не смогут избежать наказания за свои поступки?
Но, к сожалению, завершение истории становится самой скучной частью сериала. Развязку получают сразу все сюжетные линии — и противостояние Бердов и Лэнгморов, и преследование Марти представителями закона, и сотрудничество героя с картелем. При этом создатели фильма обходятся без сюрпризов.
Четвертый сезон начался с интригующей заявки, но финал получился жутко предсказуемым. Для «Озарка», который так умело заигрывал со зрителем в течение многих лет, это скорее провал, чем победа.