«Прошлые жизни»: трогательная мелодрама о неслучившейся любви — и номинант на «Оскар-2024»
29 февраля в российский прокат вышла мелодрама «Прошлые жизни».
Это дебют американской постановщицы корейского происхождения Селин Сон. Сюжет основан на ее личной жизни.
«Прошлые жизни» представлены в двух номинациях на «Оскаре-2024» — в том числе как лучший фильм года. Также статуэтку Американской киноакадемии за оригинальный сценарий может получить Селин Сон.
Рассказываем, каким получился фильм и почему его стоит смотреть.
Что за «Прошлые жизни» (Past Lives)
Дата премьеры: 29 февраля 2024
Страна производства: США
Режиссер: Селин Сон
Сценарист: Селин Сон
В ролях: Грета Ли, Тео Ю, Джон Магаро, Мун Сын-а, Лим Сын-мин, Юн Джи-хе, Чой Вон-ен, Ан Мин-ен, Со Ен-у, Чан Ги-ха
Жанр: мелодрама
Фильмы, похожие на «Прошлые жизни»: «Трудности перевода», «Минари», «Ла-Ла Ленд», «Чунгкингский экспресс», «Перед рассветом»
Продолжительность: 1 час 45 минут
Где смотреть: в российском прокате
💔 Это нежная история о потерянной детской любви
Корейским школьникам Хэ-сону и Ен-на по 12 лет. Мальчик и девочка сидят за одной партой, вместе ходят в школу и часто гуляют после уроков. Соседи и родные уверены, что однажды они будут мужем и женой. Хэ-сон и Ен-на нравятся друг другу. Но однажды интеллигентная семья девочки переезжает в Канаду. Ен-на меняет имя на английский манер, теперь ее зовут Норой. Мальчик же остается в Сеуле.
Проходит 12 лет. Нора учится в Нью-Йорке на драматурга. Хэ-сон отслужил в армии и собирается стать инженером. Однажды он находит в соцсетях свою первую любовь. Пара начинает активно переписываться и ежедневно созваниваться. Однако Нора не планирует поездку в Корею, а Хэ-сон не думает ехать в США.
Спустя еще 12 лет Хэ-сон решает приехать на несколько дней в Нью-Йорк и наконец-то повидаться с Норой. Она уже семь лет замужем за американским писателем Артуром и сочиняет пьесы. Хэ-сон подумывает о женитьбе на корейской девушке, но сначала хочет встретиться со старой подругой. Нора счастлива в браке и довольна жизнью в Нью-Йорке, но появление Хэ-сона заставляет задуматься о принятых ранее решениях и вносит сумятицу в привычную рутину.
Главная героиня Нора — альтер-эго режиссера Селин Сон. Дебютантка родилась в Корее, переехала с семьей в Штаты, вышла замуж за писателя-американца, а затем спустя много лет встретилась со своей первой любовью в Нью-Йорке. В фильме Сон хотела показать невероятно странную ситуацию, когда одна женщина оказывается между мужчиной из прошлого и супругом из настоящего.
Хэ-сон и Артур видят Нору по-разному. Кореец помнит симпатичную девочку-плаксу с большими амбициями. Артур же знает взрослую американку корейского происхождения, состоявшегося драматурга. Фильм показывает разницу между фантазиями и реальностью. 24 года Хэ-сон фактически жил воспоминаниями о первой любви и достраивал в голове образ Норы, но не общался с ней во взрослом возрасте. А Артур слабо представляет, какой супруга была в прошлом. Таким образом, для каждого из мужчин часть жизни Норы остается в серой зоне.
Зрителям легко поставить себя на место героини. Ведь все рано или поздно задумываются, как бы повернулась жизнь, прими мы другое решение. На несколько дней Нора погружается в прошлое, вспоминает школьные годы и тоскует по Сеулу. Что было бы, если бы она не улетела за океан? Была бы она сейчас замужем за Хэ-соном, кем бы работала? Но Селин Сон не снимает фантастическое кино о перемещении во времени, а потому мысли не материализуются. Остаются лишь меланхолия и грусть.
🌍 В «Прошлых жизнях» есть интересные рассуждения о разнице культур
Артур и Хэ-сон родились и выросли в разных странах. Норе же вместе с именем пришлось поменять идентичность, подстраиваться под другую культуру. Она находится в пограничном положении: наполовину кореянка, наполовину американка.
Сон точно показывает мироощущение эмигрантов. С одной стороны, Нора видит свое будущее в США, с другой, тоскует по родине. Героиня очень удивляется, когда Артур сообщает, что во сне она говорит по-корейски. На подсознательном уровне связь Норы со страной не пропадает.
«Прошлые жизни» демонстрируют разницу культур двух стран на примере Артура и Хэ-сона. Кореец до сих пор живет в родительском доме и по традициям не может жениться на любимой девушке, поскольку она выше него в социальной иерархии. По словам Хэ-сона, он слишком обычный. При встрече с Норой друг детства зажат и боится прямо говорить о своих чувствах. Артур выглядит заметно расслабленнее и увереннее в себе, хотя вместе с супругой он живет в крохотной квартирке.
Хэ-сон говорит, что Нора слишком амбициозна, Корея для нее мала. Америка представляется страной возможностей, карьерного роста. Если хочешь стать лучшим в своем деле, нужно переходить на английский язык и переезжать за океан. Сон идеализирует Штаты. Жизнь Норы едва ли можно назвать сказочной, но такова цена погони за мечтой. Она не хочет менять ежедневные репетиции и тихие вечера с Артуром ни на что другое.
Фильм интересно показывает, как в одном человеке сосуществуют понятия о судьбе двух разных культур. В вечер знакомства Нора объясняет будущему супругу суть корейского понятия inyeon. Оно означает неразрывную связь, которую человеческие души сохраняют, проходя путь в сотни жизней и перевоплощений.
Азиаты верят в реинкарнацию, американцы же, кажется, не задумываются о далеких прошлом и будущем. Нора чувствует родство и с Хэ-соном, и с Артуром, но в настоящем есть только муж-американец.
🌞 Авторы переосмысляют штампы мелодрам
«Прошлые жизни» могут показаться стандартной мелодрамой о любовном треугольнике. Однако прелесть фильма в мнимом соперничестве Артура и Хэ-сона. Нора уже давно сделала выбор в пользу другой жизни и не собирается менять принятого решения. Хэ-сон — гость из альтернативного мира. Однако ностальгия по несбывшемуся и мысли о другом развитии событий Норы вполне реальны.
Ни Хэ-сона, ни Артура никак нельзя назвать отрицательными персонажами. И кореец, и американец вызывают симпатию, оба в разговорах с Норой хорошо отзываются друг о друге. Как это часто бывает в реальной жизни, главный противник — время и обстоятельства. Нора не могла остаться в Корее, Хэ-сон не мог покинуть родину. У них был шанс стать парой, но они его упустили.
В начале фильма есть интересная визуальная метафора: школьники Хэ-сон и тогда еще Ен-на прощаются и расходятся в разные стороны, девочка идет по ступенькам направо, мальчик — в пригорок налево. Обоим предстоит тяжелый путь, взросление не бывает легким. В конце мелодрамы Нора снова поднимается по ступенькам, вместе с Артуром, в свою нью-йоркскую квартиру. Герои буквально выбирают разные дороги.
Селин Сон нарушает каноны ромкомов и посмеивается над штампами жанра. В разговоре Нора и Артур сводят свой роман до бытовых подробностей: переспали, потому что были одиноки; поселились вместе, чтобы сэкономить деньги за аренду жилья в Нью-Йорке; поженились ради грин-карты Норы. Обычно в романтическом кино авторы не говорят о таких прозаичных, но неизбежных факторах в отношениях.
Также Артур в разговоре с женой забавно подмечает, что у Норы и Хэ-сона красивая история любви: разлученная много лет назад пара воссоединяется в другой стране, мешает только муж-американец. Писатель придумывает сюжет возможного ромкома, но постановщица избегает излишней сентиментальности. Сон рассказывает трогательную историю с холодной головой. «Прошлые жизни» — не сказка, а трезвое и чуткое терапевтическое кино.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult