Как выбрать колонки для компьютера
Выбор акустики — традиционно непростая задача, потому что кроме объективных критериев есть еще вкус, а он у всех разный. Одним нравится «теплый» аналоговый звук, другим — четкий цифровой.
Я расскажу, как выбрать нормальные колонки для компьютера: от минималистичных динамиков на стол в общежитии до массивной системы с семью динамиками, для которой нужен зал на 50 м².
Также объясню теорию: как звук идет с компьютера на колонки, какими кабелями их можно друг к другу подключать и теряется ли качество звука, если выбрать беспроводную акустику.
В материале речь пойдет только об акустике для компьютеров. Массивных сборок для домашнего кинотеатра, которым нужен отдельный усилитель размером с системный блок, в тексте не будет.
Вы узнаете
Теория: как компьютеры воспроизводят звук
Когда вы включаете музыку на компьютере, в виде звуков она пока не существует. Цифровой сигнал — нули и единицы — передается на цифро-аналоговый преобразователь, ЦАП, усиливается на аудиокарте и передается по кабелю на колонки, где превращается в звуковые волны, слышные человеку.
Разные звенья этой цепи часто перемешиваются: АЦП может быть встроен в аудиокарту, а усиление может происходить не на компьютерном звуковом интерфейсе, а на плате внутри колонки.
Самая главная сложность в преобразовании заключается в том, что звуковую волну непросто точно описывать единицами и нулями, получается делать это только с упрощениями и приближениями.
Два основных параметра, которые регулируют «превращение» аналога в цифру и наоборот:
- Частота дискретизации, кГц. Показывает, сколько раз за секунду компьютер обновляет данные о звуковой волне. Каждым из ушей мы можем услышать от 20 до 20 000 Гц, поэтому популярная частота сэмплирования в музыке — 44,1 кГц .
- Битовая глубина, бит. Указывает, насколько точно компьютер преобразует волну в цифровое значение. Чем больше глубина, тем больше разница между самым громким и самым тихим возможным звуком. Большинство контента выпускается в 16 битах, особенно качественный с художественной точки зрения — в 24 битах. Контент в 32 битах тоже встречается, но он в основном технический: в такой глубине аудиорежиссеры записывают сэмплы для своих будущих работ, или чтобы опубликовать на стоках для звукорежиссеров .
Отсюда — названия стандартов качества музыки. Стандартное для CD качество — 44,1 кГц при 16 битах. Стандарт высокого, или Hi-Res-качества — 192 кГц при 24 битах.
Поэтому для выбора акустики важен каждый из этих этапов: от преобразования звуковой волны до ее усиления и передачи на колонку. А частота дискретизации и битовая глубина — самый простой способ описать производительность цифро-аналогового преобразователя в усилителе или аудиокарте. Часто про ЦАП говорят просто «24/192», имея в виду 24 бита глубины и 192 кГц частоты.
Какие бывают колонки
Акустическую систему можно выбирать по множеству факторов. Вот что влияет на звук: количество колонок, число сабвуферов в них, подключение к сети и необходимость в усилителе, материал корпуса, количество полос и даже наличие пульта дистанционного управления. Расскажу обо всем этом подробнее.
Звуковая схема и формфактор колонок. Обозначается двумя цифрами через точку:
- 2.0;
- 2.1;
- 5.1;
- 7.1;
- 5.1.2;
- 9.1.4.
Первая цифра обозначает количество колонок, вторая — число сабвуферов в системе. Третья цифра — количество динамиков в потолке, для лучшего воспроизведения пространственного звука. В ПК-акустике встречается редко.
Стоит запомнить, что цифры не отражают качество звука. Две большие деревянные колонки с хорошими динамиками, которые усилены качественной аудиокартой, то есть схема 2.0, будут выдавать звук в разы лучше, чем бюджетный домашний кинотеатр из множества мелких пластмассовых колоночек — система 7.1.
Тем не менее звуковая схема важна, если вы покупаете аудиосистему с расчетом на видеоигры или фильмы с полным погружением — чтобы звуки, звучащие сзади в игре, на самом деле шли из динамика позади вас. В таком случае даже бюджетная система 5.1 будет лучше самых качественных колонок 2.0.
Популярнее всего для компьютера — схемы 2.0 и 2.1, потому что помещаются на большинстве письменных столов и не занимают много места. Варианты 5.1 встречаются реже, чаще такое можно увидеть в домашних кинотеатрах и профессиональной акустике.
Ниже — различные конфигурации колонок по количеству и формфактору.
Подключение к сети и усиление сигнала. Усиление понадобится, если у вас пассивные колонки, то есть те, которым нужно питание, в противовес активным, которые питаются от розетки и не требуют усилителя — он уже встроен в корпус.
Определить, активная перед вами колонка или пассивная, можно по наличию разъема питания на задней сторон и по весу: пассивные модели гораздо легче, потому что в них нет усилительной электроники.
Выбор усилителя напрямую связан с количеством колонок и сабвуферов в системе: для сборки 5.1 нужно выбирать совместимый «усилок», иначе колонки не раскроются полностью.
Также стоит обращать внимание на мощность колонок и брать усилитель с небольшим запасом относительно мощности акустики.
По каким характеристикам выбирать колонку
Мощность — первое, на что стоит смотреть в описании товара. От этого параметра зависит максимальная громкость, но даже если вы планируете использовать колонки на треть от максимума, звук будет чище в более мощной системе.
Для расчета мощности воспользуемся формулой из нашей статьи про выбор саундбаров — площадь комнаты × 5:
- для комнаты до 10 м² нужна мощность 50 Вт. Столько есть даже у самых простеньких колонок до 1000 ₽;
- для комнаты 20 м² нужна мощность 100 Вт. Таких моделей больше всего;
- для комнаты 30 м² нужно уже около 200 Вт. Тут подойдет мощная 2.1 или 5.1 система. Если система с сабвуфером, лучше иметь в запасе не менее 400 Вт.
Качество звука. То есть то, как акустика справляется с низкими, средними и высокими частотами. Человек слышит звуки в диапазоне примерно 20—20 000 Гц, и в характеристиках колонок часто пишут эти же числа.
Но такое измерение ни о чем не говорит: у некоторой акустики «проваливаются» верхние частоты, а другой недостает басов или все инструменты в среднечастотном диапазоне сливаются с вокалом. Работу колонки в деле помогает понять амплитудно-частотная характеристика — АЧХ. Это кривая на графике, которая помогает понять, какие частоты звучат громче, а какие тише. Чем линия ровнее, тем «всеяднее» в использовании акустика.
Перед покупкой и прослушиванием колонок в магазине не лишним будет проверить АЧХ, чтобы знать, какие у них слабые места.
Какие частоты за что отвечают в музыке:
- 20—60 Гц — самое начало графика, низкий бас, который трясет динамики. Часто встречается в дабстепе и трепе;
- 60—250 Гц — основной бас, «бочка» в барабанах и бас-гитара;
- 250—500 Гц — между басом и средними, добавляет в музыку «теплоты» и аналогового ощущения;
- 500—2000 Гц — средние частоты, вокал;
- 2000—4000 Гц — между средними и высокими, звуки тут особенно четкие. Важный фрагмент частоты для атаки перкуссии, синтезаторов и струнных инструментов;
- 4000—6000 Гц — высокие частоты, звуки тут еще ближе к слушателю. Особенно важные частоты для гитар и тарелок на барабанах;
- 6000—20 000 Гц — самые высокие частоты в правой части графика. В этом диапазоне нет ни вокала, ни инструментов — только их отголоски.
Количество полос. Диапазон частот, который нужно охватить одной колонке, от 20 до 20 000 Гц, — очень широкий. Чтобы цены на акустику не взлетели до небес, производитель вставляет в одну колонку несколько динамиков, каждый из них берет на себя часть частот. Один динамик называется одной полосой, а модели, которые могут воспроизводить все частоты сразу, — широкополосными.
А колонки, внутри которых установлено несколько динамиков, стоят дешевле, потому что каждый из них охватывает не весь диапазон, но вместе они его полностью покрывают. Всего полос в динамике может быть до семи, но чаще встречаются двух- и трехполосные.
В целом правило такое — чем больше полос, тем лучше. Басовику, то есть динамику для низких частот, нужно много воздуха, поэтому диффузоры для них делают крупнее. У твиттеров — динамиков для высоких частот — диффузор, наоборот, меньше — объему в них предпочитается скорость движения воздуха. Если все это сливать в один динамик и учитывать все особенности конструкции, он будет стоить сотни тысяч рублей.
Материал. Как правило, колонки делают из пластика, дерева или прессованных опилок — их еще называют МДФ — и металла:
- Пластик — худший вариант, встречается только в бюджетной акустике. На высокой громкости дребезжит, особенно плохо таким колонкам даются низкие частоты.
- Дерево или МДФ — лучший вариант. Дерево плотное и мало резонирует от звуков на любой частоте.
- Металл — промежуточный вариант, по звучанию близок к дереву.
Размер. Совсем маленькие колонки-капельки брать стоит только тем, у кого совсем нет места на рабочем столе. Когда все остальные критерии учтены и вопрос только в размере, основной принцип — чем больше колонка, тем лучше.
Технологии сжатия пространственного звука внутри колонок тоже важны. Чем больше тратитесь на систему, тем больше на них стоит обращать внимания. Особенно важны они в 5.1 и более крупных сборках:
- Dolby Digital — универсальная технология сжатия звука с наименьшими потерями по сравнению с оригиналом, поддерживает системы 5.1.
- DTS или Digital Theater Systems — конкурент Dolby Digital с чуть меньшим сжатием, поддерживает колонки до 5.1, используется в фильмах.
- Dolby Atmos — поддерживает 7.1-канальное аудио, динамики над головой и пространственный HD-звук.
- DTS:X — альтернатива Dolby Atmos.
- Dolby Pro Logic — особая технология для кино. Улучшенное шумоподавление и поддержка 4.0 пространственного звука.
- Dolby TrueHD — стандарт передачи аудио без потерь, или loseless.
Дополнительные функции пригодятся, если выбираете между двумя идентичными моделями и нужно закопаться в детали:
- Управление через пульт. Подойдет, чтобы управлять системой, пока смотрите фильмы, или регулировать громкость, если устройство стоит на высокой полке.
- Фазоинвертор — дополнение к низкочастотным динамикам, которое повышает их эффективность. Выглядит как труба или отверстие в корпусе, чаще встречается в сабвуферах. Лучше, если он есть.
- Фирменное программное обеспечение — есть у большинства производителей, но колонки можно хорошо настроить и без него.
- Возможность играть музыку с флешки или включить радио. Но при таком воспроизведении вряд ли получится раскрыть качество акустики. Поэтому от этих функций можно отказаться.
Как подключить колонки к компьютеру
Подключению акустики к ПК в Т—Ж посвящена отдельная статья. В этом разделе я кратко перескажу ее содержание.
Коннектор. Определяет, в каком качестве и как быстро может передаваться музыка. Вот какие коннекторы, скорее всего, будут в колонках:
- USB. Самый популярный разъем в компьютерных колонках, по нему можно передавать и питание, и звук. Из минусов — если в акустике есть только USB, значит, будет сложнее подключать ее к телевизору.
- RCA, или тюльпан, — аналоговые и цифровые порты белого и красного цветов.
- Оптический, или Toslink, — есть на большинстве телевизионных и высококачественных компьютерных колонках. Позволяет подключать их и к ПК, и к ресиверам, и к телевизорам.
- Выход 3,5 мм — самый универсальный. Такие колонки можно подключить и к компьютеру, и к большинству телефонов. Качество при этом зависит от конкретного разъема, например в аудиофильских плеерах оно очень высокое.
Аудиокарта или аудиоинтерфейс связывает акустику с компьютерным ПО. В каждую материнскую плату она встроена, но в базовых моделях стоят аудиокарты начального уровня. Поэтому, если задумываетесь о покупке внешней, даже активной акустики, имеет смысл озаботиться внешней аудиокартой.
В основном они нужны музыкантам и подкастерам: с помощью аудиоинтерфейсов к компьютеру подключаются XLR-микрофоны и кабели от музыкальных инструментов или комбоусилителей. Но и обычным людям, которые хотят просто подключить качественные колонки к ПК, внешняя аудиокарта будет полезна.
Выбирать ее нужно в первую очередь по разъемам, частоте дискретизации вместе с глубиной бит и среди хороших производителей: Focusrite, Behringer, Steinberg, PreSonus, Universal Audio и Native Instruments.
Сколько стоит компьютерная акустика
Рассмотрим три сборки:
- Минималистичную — для ноутбука в общежитии.
- Среднюю — для просторной комнаты, в которой играют в игры и смотрят фильмы.
- Максимальную — для пятидесятиметрового зала, в котором собираются десятки человек и всем нужно хорошо слышать фильм, который вы показываете на компьютере.
Лучше послушать вживую
Предпочтения в акустике различаются от человека к человеку — свою систему нужно искать, тестируя и слушая разные колонки и сравнивая их друг с другом вживую. Такой способ всегда лучше «глухого» сравнения характеристик в интернет-магазинах.
Надежные площадки в Москве и Петербурге, где акустику можно проверить перед покупкой: Dr. Head, «Аудиомания», «Пульт-ру» и «Музторг».
После того как определились с колонками, покупать их можно в магазинах электроники: DNS, «М-видео», «Эльдорадо», «Ситилинк» — или на маркетплейсах.
Минималистичная система состоит из пары колонок. Обязательно наличие 3,5 мм или USB-выхода, чтобы их можно было подключить к большинству компьютеров и ноутбуков.
Цена — самая низкая из возможных, но чтобы качество оставалось хорошим. Попробуем уложиться в 1000 ₽, но придется пойти на компромиссы в АЧХ или материалах сборки. За такую цену динамики наверняка будут широкополосными.
Средняя сборка получится посложнее. В ней нам нужен хороший пространственный звук в ограниченном бюджете. В таких случаях лучше обращать внимание или на домашние кинотеатры с собственным ресивером, или собирать систему 4.0, 5.0 или 5.1 из активных колонок, чтобы не возиться с усилением. Можно пойти бюджетным путем и вложиться в хороший саундбар, хотя пространственность от такого решения точно потеряется.
Интерфейсы подключения тут не важны, главное — выбрать колонки и усилитель с совпадающими портами. Мощность — не меньше 150 Вт, чтобы точно охватить комнату целиком даже на трети мощности.
Максимальная сборка — ограничений по бюджету и мощности нет. Наша задача: лучший пространственный звук для игр и фильмов в большом помещении.
В этой категории обращусь к готовым домашним кинотеатрам: они позволяют слушать музыку и вблизи, и на отдалении от экрана, отлично сбалансированы и готовы к самому разному звуку в фильмах.
Коротко: как выбрать колонки для ПК
- Определитесь с задачей. На колонки для компьютера можно потратить от 500 ₽ до нескольких сотен тысяч.
- Решите, сколько колонок и сабвуферов нужно в системе. Если места немного, можно ограничиться небольшими динамиками 2.0, а если хочется максимально четкого и реалистичного пространственного звука — лучше выбирать системы 7.1.
- Обратите внимание на материал: лучше всего звук у колонок из дерева и металла, а пластика лучше избегать.
- Решите, насколько серьезно вы готовы вкладываться в аудиосистему. Если в будущем планируете ее обновлять, лучше собирать по частям: отдельно колонки, отдельно усилитель, чтобы их можно было обновлять независимо друг от друга.
- Слушайте акустику до покупки. Это лучший способ понять, насколько качественный звук способна издавать колонка. Если возможности послушать нет — смотрите на график АЧХ.
- Не забудьте про аудиокарту, особенно если покупаете качественные колонки, а в компьютере старая или бюджетная материнская плата. Такая вряд ли сможет раскрыть хорошие колонки без помощи внешнего аудиоинтерфейса.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult