Как я увлекся мобильной фотографией и выиграл международный конкурс Xiaomi

Как я увлекся мобильной фотографией и выиграл международный конкурс Xiaomi

История читателя
17
Аватар автора

Алихан Исрапилов

задавал наводящие вопросы

Страница автора

Камера смартфона, в отличие от фотоаппарата, всегда под рукой.

Читатель Т⁠—⁠Ж рассказал, как увлекся мобильной фотографией, поделился историей снимка, который принес ему гран-при международного конкурса от Xiaomi, и дал несколько советов начинающим фотографам.

Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Первые успехи в видеосъемке

Аватар автора

Андрюс Венцлова

перешел с пленки на смартфон

Страница автора

Мое имя звучит непривычно для русского уха, а фамилия и вовсе напоминает женскую. Мой отец — литовец, но всю жизнь я прожил в России и учился в обычной ленинградской школе.

В старших классах ко мне в руки попали советские пленочные фотоаппараты — помню, как проявлял и печатал фотографии в темной комнате. Через пару лет у меня появилась 16-миллиметровая кинокамера «Красногорск» — на нее я снимал панков из объединения «Тотальный джаз» и одноклассников, которые танцевали брейк-данс.

В 1988 году мои фильмы увидел режиссер Евгений Юфит и сказал, что они отвечают творческим поискам андеграундного движения «Параллельное кино». Название возникло из-за того, что оно шло параллельно официальному кинопроизводству и, соответственно, академическому обучению. Так я попал в творческую среду Ленинграда и стал учиться мастерству у соратников по «Параллельному кино». Сначала продолжал снимать на 16-миллиметровую камеру, а позже стал создавать видеоарт с помощью камер VHS и Video8 на магнитной ленте.

Кадр из короткометражного фильма «Версия» о панк-реконструкции Октябрьской революции, 1987 год
Кадр из короткометражного фильма «Версия» о панк-реконструкции Октябрьской революции, 1987 год

В конце 1990-х я начал брать коммерческие заказы и перешел на современные форматы цифровой видеозаписи — miniDV и Betacam. Всегда старался держать руку на пульсе и использовать новейшие технологии — мне кажется, в середине 2000-х я и вовсе был одним из первых, кто снимал на камеру Full HD. Тогда в России не было телевизоров, которые поддерживают такое разрешение, поэтому меня убеждали в том, что я только зря забиваю жесткий диск своего ноутбука.

Я связал свою жизнь с видео и дизайном: занимался производством рекламы, снимал видеоклипы, организовывал видеоарт-инсталляции и создавал веб-сайты. Фотография никогда не была моим основным средством заработка, но всегда нравилась мне как хобби. В 2003 году у меня появилась первая зеркальная камера, Pentax Optio S, с которой я решил пойти в фотошколу. Занимался примерно по полгода у двух разных преподавателей.

Интерес к фотографии

Последующие годы фотографировал лишь для себя: моей специальностью все равно оставались съемка видео и создание веб-сайтов.

Все изменилось в 2014 году — я тогда создал интерьер в скандинавском стиле для мансарды своей квартиры. Вложил в процесс много времени, сил и частичку души, поэтому решил пригласить профессионального фотографа. Супруга отметила, что на снимках квартира выглядела даже красивее, чем в жизни.

Снимки мансарды, которые вдохновили меня заняться интерьерной фотографией. Фото: Егор Рогалев
Снимки мансарды, которые вдохновили меня заняться интерьерной фотографией. Фото: Егор Рогалев
Снимки мансарды, которые вдохновили меня заняться интерьерной фотографией. Фото: Егор Рогалев

Ее слова настолько впечатлили меня, что я решил заняться интерьерной фотографией. Меня вдохновил переход реального мира в двухмерную идеализированную картинку. Тогда я подумал, что это перспективное направление, которое подходит мне по темпераменту и стилю намного больше, чем обычная съемка свадеб.

Правда, интерьера мне было мало, так что я решил добавлять в кадр людей. Так родился проект «Портрет в интерьере» — с 2015 года я фотографировал известных деятелей культуры и жителей Санкт-Петербурга.

Несколько снимков из проекта «Портрет в интерьере»
Несколько снимков из проекта «Портрет в интерьере»
Несколько снимков из проекта «Портрет в интерьере»

На съемках мне постоянно не хватало естественного света — пришлось покупать софтбоксы, а потом и фоны. Незаметно для себя оброс профессиональной техникой, поэтому, когда проект заглох, я особо не растерялся и продолжил работать в рамках постановочной фотографии. Мне очень нравятся натюрморты, а вот с непредсказуемыми репортажами работаю крайне редко.

Переход к съемке на смартфон

История победного фото началась за несколько месяцев до дня съемки. Осенью 2019 года я как турист полетел в Лондон с рюкзаком: купил дешевые билеты авиакомпании Wizz Air с лимитом багажа. Из-за этого пожертвовал зеркальной камерой. Как это часто бывает, ограничения лишь пошли на пользу.

В Лондоне приходилось часто переезжать с места на место, поэтому в душе я не раз благодарил венгерского авиаперевозчика за то, что приехал в город налегке.

Фотография — моя ежедневная рутина.

Считаю, что нужно поддерживать себя в форме, поэтому постоянно что-то снимаю. Во время путешествий мне не принципиально, какой фотоаппарат для этого использовать.

У меня всегда с собой складной мини-штатив, поэтому в Лондоне я снимал на телефон Xiaomi Mi A2, используя длинную выдержку. Вечером отбирал фотографии, обрабатывал их в приложениях Snapseed и Lightroom и публиковал в социальных сетях.

1/2
Фото, сделанные на телефон Xiaomi Mi A2
Фото, сделанные на телефон Xiaomi Mi A2

Через несколько месяцев после возвращения из Лондона я отправился в маленькую бедуинскую деревню Дахаб на Синайском полуострове и решил, что мне вновь хватит телефона. Во время одной из прогулок я поднялся на террасу дайв-клуба — там меня так поразил светотеневой рисунок, что я сразу сделал несколько снимков. Получилось красиво, но в кадре не хватало человека.

Я попросил свою знакомую — фотографа из Москвы Наталью — попозировать мне в том же месте. Заодно поинтересовался, есть ли у нее платье в полоску. На следующий день мы пришли на террасу и устроили небольшую фотосессию. Один из получившихся снимков я немного обработал в Snapseed и там же перевел в черно-белый.

Участие в фотоконкурсе Xiaomi

Я часто читаю профильные журналы для фотографов — в них время от времени рекламируют фотоконкурсы. В частности, Apple часто их организует, чтобы вновь представить Айфоны в качестве карманного фотоаппарата. И действительно, эволюция их камер от модели к модели поражает.

Однажды мне стало интересно, существуют ли похожие конкурсы от Xiaomi. В поисковике нашел сайт Xiaomi Imagery Awards — фотоконкурса, который принимает работы три месяца. В этом году — с 28 июня по 30 сентября. Условия участия простые: нужно быть совершеннолетним и иметь учетную запись Mi, снимки должны быть сделаны на телефоны Xiaomi или Redmi. Можно подать до 10 фотографий в одну из нескольких категорий — например, «Макро», «Портрет» или «Архитектура».

Xiaomi — одна из самых продаваемых марок телефонов в мире. Я знал, что в конкурсе будет участвовать огромное количество людей. Чисто статистически будет и высокий процент хороших снимков. Особенно от тех, кто занимается фотографией всерьез. Собственно, обычно они и занимают призовые места. Я не рассчитывал на победу — хотелось просто поучаствовать в международном конкурсе, так как начал снимать на телефон чаще, чем на зеркальную камеру.

В 2019 году я загрузил на сайт конкурса 10 снимков в «Уличную жизнь», но попытка оказалась неудачной. Зато на следующий год я стал победителем в категории «Свет и тень».

Тот самый снимок из деревни Дахаб, который принес мне гран-при 2020 года
Тот самый снимок из деревни Дахаб, который принес мне гран-при 2020 года

Могу только гадать, что заставило жюри выбрать мою фотографию. Конечно, он впечатляет светотеневым рисунком, но ведь это не случайный кадр. Я провел предварительную работу: обнаружил локацию, сделал несколько тестовых снимков, вернулся на локацию с моделью и устроил фотосессию.

Тем не менее очень приятно, что я получил гран-при. Узнал об этом через несколько месяцев после завершения конкурса. Это всего лишь моя вторая победа в фотоконкурсе — первая случилась еще в далеком 1992 году, когда я снимал на пленку. Меня очень вдохновило присуждение награды в конкурсе такого популярного бренда с высокой конкуренцией.

Единственным минусом стал один неприятный момент. Xiaomi указывают сумму призовых до вычета налогов, поэтому я получил лишь 80% от заявленного выигрыша: 4000 $ вместо 5000 $. Зато позже ждал приятный бонус: мне прислали диплом в рамке и Xiaomi 10T Pro, новую и самую продвинутую модель телефона на тот момент.

Что дальше

Когда я снимал на пленочные фотоаппараты «Зенит» или Pentax K-1000 в 80-х, это уже считалось невероятным новшеством: раньше ведь использовали огромные ящики на треноге. Фотокамеры эволюционировали в двух направлениях: они становились миниатюрными и автоматизированными. Смартфон на сегодняшний день — вершина этого длительного прогресса. У каждого есть возможность фотографировать — и для этого не надо покупать дорогостоящую технику или оборудование для проявки снимков.

Но у цифровой фотографии все равно есть минусы. Первый — нематериальность. Архив существует онлайн: хранить и искать фотографии стало легче, но не так приятно, как распечатанные снимки. Второй минус вытекает из первого: приходится постоянно сидеть за компьютером, чтобы разбирать, обрабатывать фотографии и публиковать их в социальных сетях. Другие сферы жизни и так активно переходят в онлайн, так что из монитора практически не вылезаешь.

В последний год я снимаю исключительно на смартфон. Меня особенно увлекает процесс: предварительный поиск композиции, выстраивание кадра и отбор удачных снимков. На телефоне это делать удобнее: меня утомила постоянная покупка жестких дисков для хранения бэкапов с оригиналами фотографий. А еще мне нравится, что я могу отбирать и редактировать снимки в любом месте — хоть в очереди, хоть в общественном транспорте.

Телефон — идеальный инструмент для набросков. Если меня что-то привлекает, я без раздумий достаю мобильный и делаю кадр, чтобы потом — будь то следующий день или месяц — оценить фото: взять кадр на заметку, чтобы развить идею, или просто стереть его.

Снимки на Xiaomi Mi 10T Pro, который я получил в подарок
Снимки на Xiaomi Mi 10T Pro, который я получил в подарок
1/2
Снимки на Xiaomi Mi 10T Pro, который я получил в подарок
Снимки на Xiaomi Mi 10T Pro, который я получил в подарок

Удачные наброски я впоследствии развиваю в полноценные фотосессии: готовлюсь к ним, придумываю концепцию, ищу моделей, после чего фотографирую на другую камеру. Впрочем, зачастую до таких проектов дело не доходит. Но я не расстраиваюсь: для меня и мобильные наброски представляют особую ценность.

Я продолжаю участвовать в фотоконкурсах — тем более сейчас все чаще принимают мобильные фотографии. Не забываю и про конкурс от Xiaomi — в этом году в пятый раз отправлю свои фото. Понимаю, что вновь мне гран-при не дадут, но от последней модели их телефона я бы не отказался :)

Советы начинающим фотографам

Изучайте фотографию. Сейчас есть очень много источников информации о фотографии — можно, конечно, взять книгу в библиотеке, но лучше прошерстить интернет. Если в вашем городе есть фотошкола или какое-нибудь объединение фотографов, это даже лучше. Очень здорово и ценно получать фидбэк от мастера, который может указать на ошибки и поделиться базовыми советами и приемами.

Поднимайте уровень культурной образованности. Чаще ходите на выставки в музеи и галереи, присматривайтесь к городской архитектуре и слушайте музыку. Еще можно читать статьи про художников или фотографов, их биографии. Так вы будете чувствовать себя частью большого и непрекращающегося культурного процесса.

Анализируйте чужое творчество. Исследуйте творчество художников и фотографов — вы поймете, какие произведения искусства и стили вам нравятся больше. Возможно, глядя на чьи-нибудь фотографии, вы поймете, что хотите заниматься портретной фотографией или, наоборот, уличной. Заодно подсмотрите интересные композиционные решения.

Практикуйтесь. Фотографировать нужно много и как можно чаще, лучше каждый день. После чего отсматривать получившиеся снимки, анализировать их, отмечать ошибки и хвалить себя за отличные фото. «Битлз» неспроста репетировали по 16 часов в сутки. Практика — великая вещь! К тому же приятная, ведь вы заняты любимым делом. Главное — не посвящать ей все свободное время и не забывать о маленьких радостях жизни, а то получится как у героя фильма «Одержимость».

Отправляйте фотографии на конкурсы. Это часть профессиональной работы фотографа — участие позволяет ощутить цеховую принадлежность и получить фидбэк. Заодно понять, какие жанры фотографии сейчас востребованы. Со временем обязательно придут победы и признание, которые будут мотивировать вас на дальнейшее развитие.

Алихан ИсрапиловПоделитесь вашими фотографиями, которые вы бы отправили на конкурс: