Киноклуб
40K

Я разобрал экономи­ческую модель мира «Смешариков» — и понял, почему они счастливы

Теория читателя об устройстве Ромашковой долины
58
Я разобрал экономи­ческую модель мира «Смешариков» — и понял, почему они счастливы

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

Павел

знает секрет благополучия героев

Страница автора

У меня в университете был предмет «Модель человека в экономике», где мы с точки зрения разных доктрин рассматривали поведение индивидов.

Мне, как большому поклоннику «Смешариков», стало интересно разобрать финансовое устройство Ромашковой долины.

А в июне 2023 года персонажей сериала выгравировали на серии монет Центробанка России. Считаю это приглашением погрузиться в сюжет и разобраться в мироустройстве «Смешариков». Предлагаю рассмотреть жизнь героев с экономической и этической точки зрения. А заодно разобраться, чем руководствуются персонажи, когда принимают решения.

Одна из особенностей сериала — его оригинальная идея или даже постулат сосуществования персонажей. Мир «Смешариков» — это мир без зла. Что объединяет «Ну, погоди!», «Карлсона», «Золушку» и другие знакомые нам с детства истории? Борьба добра со злом: зайца против волка, мужчины в расцвете сил против Фрекен Бок, скромной девушки против злой мачехи. Этот сюжет часто встречается в анимации и не только. «Смешарики» же выбрали свой уникальный путь: добро уже победило, что будет дальше?

Из этой идеи вытекает еще одна: у смешариков нет государства как института политической системы и репрессивных механизмов. В мире без зла все это оказывается ненужным: судам некого судить, полицейским некого задерживать, в тюрьмах некого содержать.

Такой подход не близок ранним меркантилистам, одним из первых экономических мыслителей в истории. Они считали, что людям необходим абсолютный контроль со стороны государства — только так можно сдержать эгоистическую природу человека. Позднее к похожим выводам придет известный английский философ Томас Гоббс.

Мультсериал же показывает: Ромашковая долина может не быть абсолютно ограниченным государством и при этом успешно строить благополучное общество. Подход смешариков близок другому мыслителю — Адаму Смиту. Он считал, что эгоизм, наоборот, способствует процветанию общества. Все дело в том, что человеку свойственны две характеристики. Первая — предрасположенность к обмену товаров, вторая — мотивация улучшить собственную жизнь. Это приводит к разделению труда. Каждый занимается тем, в чем более компетентен, и повышает общий уровень благополучия.

Яркий пример такого подхода в «Смешариках» — серия «Горы и конфеты». По сюжету Нюша соглашается смотреть на горы с Барашем, только если он будет приносить ей сладости. В конце серии у героя заканчиваются конфеты, и тогда Нюша тайком подбрасывает ему свои запасы, чтобы он и дальше мог приглашать ее смотреть на горы.

Такое поведение демонстрирует сразу две вещи, о которых говорил Адам Смит. Во-первых, предрасположенность к обмену. Нюше важен сам ритуал, чтобы почувствовать себя лучше. И все равно, приносит обмен материальную выгоду или нет. Во-вторых, эгоистичная природа человека. Бараш отдавал конфеты не для того, чтобы Нюше стало лучше, — он просто хотел провести с ней время. В итоге оба героя получили то, что хотели. Они стали довольнее, чем были в начале серии.

В «Смешариках» заметно и разделение труда. Так, Нюша разбирается в трендах, умеет заинтересовать собеседника и повлиять на него. Она не кто иной, как инфлюенсер. Героиня получает конфеты за свою работу. Бараш же — поэт. Для него просмотр гор с Нюшей — часть работы, он черпает вдохновение для написания стихов. Оба героя занимаются делами, в которых наиболее эффективны для общества. Они в этом хороши — и они любят свою деятельность.

Рассмотрим эту же ситуацию, но с этической точки зрения. Как мы уже поняли, источник морального блага не навязан героям извне и не требует контроля. Получается, миру смешариков свойственен этический объективизм: герои отчетливо понимают, что такое хорошо и что такое плохо. И ни окружающая среда, ни воспитание, ни что-то еще не способно поколебать их моральный компас.

Среди смешариков нет изгоев, врагов — они все друзья. Велик соблазн увидеть иерархию дружбы: Ежик больше общается с Крошем, Бараш — с Нюшей, а Кар-Карыч — с Совуньей. Все дело в возрастном факторе: у героев в парах больше общих тем для разговора. Но если случается беда, они все помогают друг другу в равной степени.

Так что смешарики живут в прогрессирующем обществе. Героев ждет только лучшее: их рабочие отношения будут развиваться, а мир — процветать.

РедакцияА вы хотели бы​ оказаться в Ромашковой долине?