Prince of Persia: The Sands of Time — за что мы полюбили экшен 2003 года об управлении временем
Поп-культура
1K
Кадр — Ubisoft

Prince of Persia: The Sands of Time — за что мы полюбили экшен 2003 года об управлении временем

1
Аватар автора

Олег Кубанеишвили

знаком с серией так давно, что из него уже сыпется песок

Страница автора

Prince of Persia: The Sands of Time справедливо называют одной из лучших игр всех времен.

Зрелищный трехмерный экшен получил несколько продолжений и портов. Рассказываем, за что до сих пор любят The Sands of Time и как в нее сейчас поиграть.

Что за Prince of Persia: The Sands of Time

Официальное название в России: «Принц Персии: Пески Времени»
Дата выхода: 21 ноября 2003 года
Жанр: приключенческий экшен от третьего лица
Платформы: ПК в Steam, Ubisoft Store, GOG и EGS, PlayStation 2 и 3, GameCube, Xbox, Xbox One и Series по обратной совместимости на дисках
Издатель: Ubisoft
Разработчик: Ubisoft Montreal
Кому понравится: фанатам игр про паркур и тем, кто любит экшены с боями на мечах
Игры, похожие на The Sands of Time: Mirror’s Edge, серии Tomb Raider и Assassin’s Creed
Примерная продолжительность: 8 часов
Перевод: есть русский дубляж с субтитрами

Краткая история серии Prince of Persia

В 1989 году разработчик Джордан Мехнер выпустил на Apple II платформер Prince of Persia. Его главный герой — собственно, Принц Персии — отправлялся на спасение дочери султана. На прохождение давалось ровно 60 минут: игрок терпел поражение, если не добирался до цели за это время. На пути Принца поджидали враги с мечами, проваливающиеся полы, шипы и другие ловушки.

Экшен отличался очень плавной анимацией, для создания которой Мехнер срисовывал движения своего младшего брата. Движения протагониста выглядели реалистично и обладали инерцией: Принц разгонялся для длинных прыжков, цеплялся за уступы и с заметным усилием подтягивался на них.

Так выглядит первая версия Prince of Persia. Впоследствии игру не раз переиздавали, у нее есть даже полноценный трехмерный ремейк. Кадр: Brøderbund
Так выглядит первая версия Prince of Persia. Впоследствии игру не раз переиздавали, у нее есть даже полноценный трехмерный ремейк. Кадр: Brøderbund

Первая Prince of Persia продалась тиражом в два миллиона копий, ее впоследствии портировали на десятки других платформ. Игроки высоко оценили плавную анимацию, высокую сложность и атмосферу сказки.

Джордан Мехнер развил успех своего платформера и в 1993 выпустил Prince of Persia 2: The Shadow and The Flame. Продолжение стало еще более красочным и разнообразным: гейм-дизайнер не только улучшил графику, но и добавил новые виды препятствий и врагов. Игроки признали сиквел таким же удачным, как оригинал.

Вышедшая в 1999 Prince of Persia 3D стала трехмерной и сменила жанр. Теперь это был не просто платформер, а экшен в духе Tomb Raider. Игру критиковали за неудобное управление и вторичный геймплей: триквел повторял формулу конкурентов и не предлагал чего-то нового.

В 2001 году права на серию приобрел европейский издатель Ubisoft. Джордан Мехнер стал гейм-дизайнером и сценаристом в студии Ubisoft Montreal. Под его руководством новая команда спустя два года выпустила перезапуск Prince of Persia с подзаголовком The Sands of Time. В ней остались знакомые по оригиналу элементы вроде сложных платформенных этапов. Но герои и подход к геймплею в The Sands of Time изменились до неузнаваемости.

О чем The Sands of Time

Армия персидского царя Шахрамана штурмует неназванный индийский город, о сокровищах которого ходят легенды. В атаке участвует и молодой Принц — в бою он завладевает таинственным кинжалом.

Местный визирь помогает персам проникнуть в город и захватить дворец махараджи  . Шахраман берет в плен принцессу Фару и добирается до индийских богатств. Среди них — волшебные Пески Времени, с помощью которых можно предотвратить смерть. Шахраман и его подданные отправляются в соседний султанат Азад.

Индийский визирь обманом заставляет Принца вонзить кинжал в часы с Песками. Из-за этого на волю вырывается страшное проклятие, которое превращает людей в монстров. Благодаря артефактам невредимыми остаются только визирь, Фара и главный герой. Теперь Принц должен найти способ исправить свою ошибку.

Пески Времени, среди прочего, помогают персонажам видеть будущее Кадр: Ubisoft
Пески Времени, среди прочего, помогают персонажам видеть будущее Кадр: Ubisoft

За что The Sands of Time так полюбили игроки

У игры увлекательный сюжет. История нарочито простая — без лихих поворотов и сложного мироустройства. Но все это «Принцу» и не нужно. «Пески времени» — прежде всего сказочное приключение в декорациях Ближнего Востока и с харизматичными героями.

Поначалу история кажется весьма мрачной. Принцу приходится прорываться через орды оживших мертвецов, среди которых есть бывшие подданные и друзья его семьи. Герой видит, как умирают близкие, а прекрасный дворец постепенно обращается в руины и полнится опасностями. В The Sands of Time царит напряженная, порой пугающая атмосфера.

По ходу сюжета отношения между Принцем и Фарой сильно меняются, хотя все начинается с обоюдного недоверия. Кадр: Ubisoft
По ходу сюжета отношения между Принцем и Фарой сильно меняются, хотя все начинается с обоюдного недоверия. Кадр: Ubisoft

Но находится место и светлым моментам. Периодически протагониста сопровождает избежавшая проклятия Фара, и диалоги с ней украшают прохождение. Принц часто обменивается наблюдениями и колкостями с напарницей по несчастью. А когда Фары нет рядом, герой вслух раздумывает над совершенными поступками и забавно спорит сам с собой.

Принц заметно меняется на протяжении игры. Если вначале он предстает эмоциональным юношей, жаждущим одобрения отца, то к финалу становится более рассудительным и зрелым.

The Sands of Time все же страдает из-за скомканного повествования. Так, Принц и Фара слишком быстро переходят от ненависти к любви, а злодея показывают редко. Но это не так важно на общем фоне, ведь история не дает заскучать. А после лаконичного финала у игрока остаются исключительно приятные впечатления.

The Sands of Time очаровывает визуальным рядом и музыкой. Локации хочется изучать во всех подробностях. Впечатляют и золотые залы, и уходящие ввысь стеллажи в библиотеке, и пещеры с катакомбами. А эффекты дымки и размытия делают локации еще более атмосферными.

Некоторые места выглядят загадочно. Что это за фонтан над темной пропастью? И почему он исчезнет, как только вы его посетите? Кадр: Ubisoft
Некоторые места выглядят загадочно. Что это за фонтан над темной пропастью? И почему он исчезнет, как только вы его посетите? Кадр: Ubisoft

Работа с камерой достойна отдельной похвалы. Виртуальный оператор берет разные эффектные планы в зависимости от игровой ситуации: например, камера отдаляется и показывает Принца с другой стороны, когда он бежит по стене над пропастью. Движения главного героя всегда смотрятся плавно. И неважно, скачет ли Принц в этот момент по балкам или совершает разворот с саблей в руках.

Музыка отлично дополняет картинку: табла, струнные и женский вокал погружают в атмосферу восточной сказки. Неожиданно уместными оказываются и вкрапления электрогитары — особенно когда начинаются сражения.

Особое внимание уделяют освещению: во многих локациях источники света выделяются особенно ярко. Кадр: Ubisoft
Особое внимание уделяют освещению: во многих локациях источники света выделяются особенно ярко. Кадр: Ubisoft

В игре отличные бои. В арсенале Принца не так много приемов, а врагов легко победить отскоком со стены. Но схватки в The Sands of Time все равно держат в напряжении благодаря ограничениям и плотному натиску противника.

Так, оживших мертвецов не получится убить стальным мечом — только Кинжалом Времени. Но применить его в пылу схватки не так-то просто. Противники часто отражают удары главного героя, а добить лежачих трудно — враги не упускают возможности напасть со спины.

В путешествии протагонисту помогает Фара, которая расстреливает врагов из лука, только вот саму девушку тоже нужно защищать. Ситуация осложняется на небольших аренах, когда противники окружают принцессу.

Порой враги буквально рассыпаются под натиском сильных ударов. Кадр: Ubisoft
Порой враги буквально рассыпаются под натиском сильных ударов. Кадр: Ubisoft

Главное преимущество Принца в бою — чрезвычайная ловкость. Герой умеет делать сальто и кувырки назад, мгновенно уклоняться и совершать быстрый рывок в сторону. Прыжки особенно полезны в сражениях с обороняющимися врагами: их защиту можно пробить атакой сверху.

Постепенно Принц овладевает магией вроде перемотки или остановки времени, которая помогает в битвах толпами монстров. Чем лучше освоите приемы, тем больше удовольствия будете получать от сражений. Драки будут похожи на танец, где Принц совершает один смертоносный пируэт за другим.

Ракурсы камеры призваны подчеркнуть самые эффектные выпады и движения. Кадр: Ubisoft
Ракурсы камеры призваны подчеркнуть самые эффектные выпады и движения. Кадр: Ubisoft

Огромную роль в The Sands of Time играет акробатика. Локации редко представляют собой простые коридоры и залы. Чаще всего игрока ждут целые полосы препятствий с шипами, смертоносными механизмами и пропастями.

Принцу приходится лазать по колоннам и уступам, раскачиваться на перекладинах и бегать по стенам. И чем дальше, тем более заковыристыми становятся уровни.

Часто появляются дополнительные условия вроде разваливающихся платформ, что подталкивает быстрее принимать решения. Иногда же, наоборот, стоит не спешить и оглядеться, чтобы понять ход дальнейших действий. Постепенно игра учит по-особенному воспринимать трехмерное пространство и ориентироваться в нем. Во многих современных играх вроде Assassin’s Creed Valhalla персонаж буквально по нажатию одной клавиши залезает на любую вершину, тогда как Prince of Persia требует постоянного участия игрока.

Внутриигровые ролики во всей красе демонстрируют, что ожидает игрока. Кадр: Ubisoft
Внутриигровые ролики во всей красе демонстрируют, что ожидает игрока. Кадр: Ubisoft

Для исполнения каждого акробатического трюка нужно соблюдать щадящие тайминги и задавать направление Принцу. Без этого не получится, скажем, прыгать между стенами, ведь одна осечка может привести к смерти.

В игре отличный баланс сложности. Она не требует быстрой реакции и даже в сложных трюках всегда дают время на нажатие кнопок. Даже на самых больших локациях легко ориентироваться, потому что нужные платформы видны издалека. Маршрут в голове порой складывается как бы сам собой.

Возможность оступиться и проиграть далеко не иллюзорная. Но прохождение уровней никогда не затягивается. Тот же волшебный кинжал, доступный почти со старта, позволяет отматывать время вспять. Если в других играх падение в глубокую яму или пропущенный удар часто означает возвращение к началу уровня, то здесь это лишь секундная заминка.

Достаточно окинуть локацию взглядом один раз, чтобы понять, куда надо идти. Кадр: Ubisoft
Достаточно окинуть локацию взглядом один раз, чтобы понять, куда надо идти. Кадр: Ubisoft

Да и без помощи магических артефактов обойтись вполне получится. Дорога к цели одна, а правильный путь обычно очевиден. Вряд ли не получится понять, для чего рядом поставили несколько ящиков, кнопок, балок и веревок. Что уж говорить, если на каждой точке сохранения игроку показывают видеоролик с отрывками из прохождения следующей секции.

The Sands of Times избегает затянутых сегментов и повторов. Игра всегда остается стремительной и разнообразной. Вот кажется, что Принц чересчур часто сражается, как начинается акробатический этап, где меч не пригодится. А когда прыжки приедаются, враги уже тут как тут. Хотите сделать перерыв и от сражений, и от прыжков? Вот небольшая головоломка, где вообще можно не торопиться.

Как сейчас поиграть в The Sands of Time

На ПК. Это предпочтительный вариант: сможете настраивать графику и играть с повышенной частотой кадров. Для компьютерной версии есть моды, которые позволяют изменить соотношение сторон и увеличить разрешение экрана. Сейчас The Sands of Time можно купить обходными путями в Steam или магазине Ubisoft за 10 $⁣ (933 ₽). В России игру не приобрести, потому что Ubisoft официально больше не продает свои тайтлы в РФ.

На PlayStation 3. На консоли Sony есть официальное HD-переиздание с высоким разрешением и соотношением сторон 16 на 9. Также в этой версии менее заметны эффекты дымки и размытия. Но переиздание часто критикуют за проблемы со звуком и баги.

На Xbox One и Series. Там игра доступна по обратной совместимости, но только на дисках. Разрешение в этой версии выше, чем на оригинальном Xbox, но соотношение сторон — исключительно 4:3. Раньше Ubisoft продавала цифровую версию, но по неизвестным причинам отозвала ее из магазина Xbox.

Альтернативные версии The Sands of Time и ради чего их стоит попробовать

The Sands of Time вышла в то время, когда многие издатели старались выпустить свои высокобюджетные игры на как можно большем количестве платформ. Версии для мобильных телефонов и портативных систем могли кардинально отличаться от оригиналов, хотя и продавались под теми названиями.

Альтернативные версии

Prince of Persia: The Sands of Time для мобильных телефонов

Зачем играть: это легкая и увлекательная игра, которую можно пройти в один присест
Чем отличается от основной версии: переход из 3D в 2D, пониженная сложность, малое количество геймплейных механик
Разработчик: Gameloft
Примерная продолжительность: 30 минут

Двухмерный платформер с акробатикой и фехтованием. Пальцев одной руки хватит, чтобы посчитать, сколько в игре видов врагов и ловушек. Сюжет подается текстом в начале каждого уровня, а в анимациях персонажей мало кадров. Кампания проходится за полчаса и не успевает надоесть.

Принц может лишь махать мечом, прыгать и исполнять пару акробатических трюков, но каждое умение пригодится. Придется и отражать во врагов их же стрелы, и перепрыгивать ямы, и преодоления ловушки стремительными перекатами.

Есть и моменты, когда нужно немного подумать. Например, не сразу очевидно, в какой момент нужно перескочить через пилу, чтобы затем не попасть на шипы. Хотя особенно сложных сегментов нет: редко когда рядом расположены сразу несколько ловушек. Да и контрольных точек хватает, поэтому прохождение точно будет быстрым и простым.

Цветовая палитра в мобильной версии весьма симпатичная. Кадр: Ubisoft
Цветовая палитра в мобильной версии весьма симпатичная. Кадр: Ubisoft
Альтернативные версии

Prince of Persia: The Sands of Time для Game Boy Advanc

Зачем играть: это двухмерный платформер с элементами метроидвании
Чем отличается от основной версии: возможность вернуться в ранее посещенные локации, простая ролевая система с постепенно открывающимся набором навыков, несколько боссов
Разработчик: Ubisoft Montreal
Примерная продолжительность: 7 часов

Как и мобильная адаптация, The Sands of Time для Game Boy Advance — двухмерный платформер. Вот только небольшой игрой его уже не назовешь.

В карманной Prince of Persia сохранили фокус на акробатике и фехтовании. Герой орудует мечом уже не так ловко и может лишь махать клинком или ловить им снаряды. Но даже с таким небольшим набором возможностей в драках сохранилось разнообразие.

Часто попадаются враги, которых не получится взять нахрапом. Кто-то умеет телепортироваться за спину, а в некоторых нужно отражать их собственные стрелы. У боссов в версии для GBA больше видов атак, чем у обычных противников, поэтому сражения с ними получились еще более сложными.

Хватает и ловушек: есть пилы, огнеметы и много чего еще. Для их преодоления Принц совершает высокие сальто, забирается по уступам, аккуратно прыгает с веревки на веревку, а позже учится и другим приемам вроде бега по стенам. Исполнять трюки удобно, но к управлению нужно привыкнуть.

Протагонист в этой версии получился медлительным, поэтому прохождение даже небольших уровней сильно затягивается. Нужно ждать несколько секунд, пока Принц заберется на высокую колонну или поднимется на уступ. Такой низкий темп утомляет уже в начале прохождения.

Впечатления портят и визуальный ряд с музыкой. В декорациях нет разнообразия, многие локации выглядят одинаково. Мелодий мало, и они не особо запоминаются: на фоне будто играет пережатый саундтрек из типичных фильмов или игр на ближневосточную тематику.

Визуально игра радует лишь плавной анимацией персонажей. Кадр: Ubisoft
Визуально игра радует лишь плавной анимацией персонажей. Кадр: Ubisoft

Впечатление от кампании меняется во второй половине, когда игра усложняется. Приходится преодолевать крайне опасные ловушки и длинные участки без сохранений. Это вскрывает отдельные недоработки геймплея.

Например, камера расположена слишком близко к персонажу: не раз и не два возникают ситуации, когда игрок не видит, что находится вокруг. Из-за этого он вынужден падать вслепую, надеясь, что под ногами будет ждать земля, а не колья или лава.

Почти любая ошибка во второй половине прохождения приводит к смерти: контрольные точки становятся редкостью — терять прогресс весьма болезненно. Рядом с врагом почти невозможно избежать урона, даже если меч противника не коснется Принца. А столкновение с главным злодеем может сильно затянуться, поскольку Принц в этом сегменте умирает от двух ударов.

Prince of Persia: The Sands of Time на Game Boy Advance любопытна тем, как она адаптирует акробатику из оригинальной игры для длинного двухмерного платформера. В остальном же портативная версия едва ли способна привлечь фанатов серии или любителей платформеров в целом.

Для создания некоторых спрайтов использовали модели из «большой» игры. Кадр: Ubisoft
Для создания некоторых спрайтов использовали модели из «большой» игры. Кадр: Ubisoft

Какое место The Sands of Time занимает в серии

Уже в дни релиза многим фанатам стало ясно, что The Sands of Time возродила серию Prince of Persia. Критики высоко оценили экшен за боевую систему и акробатику, а некоторые издания назвали его лучшей игрой 2003 года. Перезапуск «Принца» продался тиражом в два миллиона копий всего за год и стал одной из самых популярных игр Ubisoft. Спустя много лет The Sands of Time вспоминают как один из самых примечательных экшенов эпохи. И у поклонников франшизы к «Пескам Времени» по-прежнему особое отношение.

Часто можно услышать сетования на простую боевую систему или сложные сегменты с Фарой. Но найдутся и те, кто искренне любит игру такой, какая она есть. Это уникальное произведение с духом восточной сказки. Подобный успех не мог остаться без внимания издателя. The Sands of Time положила начало целой трилогии, о следующих частях которой мы обязательно расскажем позднее.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Олег КубанеишвилиЧем вам понравилась и не понравилась Prince of Persia: The Sands of Time?