«Повелитель ветра»: стоит ли смотреть героический экшен с Бондарчуком в роли Федора Конюхова
5 октября 2023 года в российский прокат вышел фильм «Повелитель ветра».
Это биографическая картина об одном из 26 мировых рекордов путешественника Федора Конюхова. В 2016 году он в одиночку облетел Землю на воздушном шаре всего за 11 дней.
Рассказываем, почему стоит посмотреть этот напряженный и красивый фильм. А заодно разбираемся, какие у него есть недостатки.
Что за «Повелитель ветра»
Дата премьеры: 5 октября 2023 года
Страна производства: Россия
Жанры: драма, биография
Режиссер: Игорь Волошин, постановщик «Олимпиус Инферно» и «Нирваны»
Сценаристы: Андрей Золотарев, Олег Маловичко, Игорь Волошин
В ролях: Федор Бондарчук, Анна Михалкова, Евгений Ткачук, Андрей Бурковский, Даниил Воробьев, Руслан Банковский, Дмитрий Калихов, Нил Бугаев, Севастьян Бугаев, Мирон Лебедев
Фильмы, похожие на «Повелителя ветра»: «Кон-Тики»,«Амундсен», «Не угаснет надежда»
Продолжительность: 1 час 34 минуты
🎈 Это действительно яркая история
Федор Конюхов — удивительный человек, который устанавливает один необычный рекорд за другим. Путешественник пересек Атлантический и Тихий океаны на весельной лодке, поднялся на все семь главных вершин мира, облетел Землю на воздушном шаре, дошел до Северного полюса на лыжах. Трудно поверить, что подобное вообще осуществимо.
Конюхов давно стал героем шуток в стиле «чего дома сидеть?», а «Квартет И» даже выпускал на радио цикл пародийных передач про конюха Федорова. Однако для значительной части зрителей «Повелитель ветра» будет первым знакомством с жизнью этого человека. Да и просто можно порадоваться, что российские кинематографисты сняли героический фильм по реальным событиям. И не о выдающихся людях прошлого, а о современнике.
К счастью, создатели «Повелителя ветра» не пытаются охватить все заслуги Конюхова. Картина начинается с финала его путешествия по Атлантике на лодке. А дальше, чуть только поправившись, Конюхов планирует новый подвиг — полет на воздушном шаре вокруг света. Этому событию и посвящена вся лента.
Из фильма можно узнать и о необычном строении шара, и о сложностях полета. Конюхов летит в негерметичной гондоле, поэтому все время должен находиться в маске и следить за уровнем кислорода. Путешественник не может спать больше получаса подряд: надо следить за ветром и работой горелок.
Но главное — можно узнать о технике полета: пилот может регулировать только высоту и ловить потоки ветра. Из-за этого Конюхов попадает в сильный циклон с дождем и грозой, а когда поднимается слишком высоко — шар покрывается льдом. Ошибки и просчеты в таком путешествии дорого обходятся.
🧔 Бондарчук — не лучший выбор для этой роли
Режиссер Игорь Волошин рассказывал, что ему приходилось уговаривать Федора Бондарчука сыграть в фильме. Актер поначалу отказывался, потому что совсем не похож на Конюхова. Впрочем, авторам все же удалось достичь портретного сходства при помощи пластического грима. А вот с речью ничего делать не стали. Бондарчук говорит в картине как Бондарчук — своим типичным вкрадчивым голосом. В финале «Повелителя бури» показывают документальные кадры с реальным Конюховым, и тогда разница в манере речи становится очевидной. Если настоящий путешественник разговаривает простецки, то актер — как мудрый старец.
Конечно, можно поспорить: экранный герой не обязан быть копией прототипа, важнее то, как актер справляется с ролью. Но проблема еще и в том, что Бондарчук порой переигрывает. Особенно это заметно в совместных сценах с Евгением Ткачуком, который исполнил роль старшего сына главного героя, Оскара.
Ткачук играет естественно: злость его персонажа сменяется спокойствием, уговоры — угрозами. Бондарчук же полностью отдается только одной поставленной эмоции: он то неестественно спокоен и просто негромко проговаривает якобы мудрые мысли, то картинно отшучивается. В этом трудно увидеть живого человека — только пометку в сценарии, что нужно сыграть определенную эмоцию.
А во время путешествия, когда герой вынужден все время носить маску, Бондарчук слишком старается играть глазами, чем сам, похоже, гордится. В моменты опасности актер сначала удивленно распахивает глаза — то есть пугается, а потом прищуривается. Это значит, что герой собрался с силами и готов действовать. И так весь фильм. Ситуацию спасает лишь то, что героя сделали довольно ироничным: шутки ему даются лучше, чем философские высказывания.
К счастью, совместных сцен с другими актерами у Бондарчука не слишком много, а в полете авторы фильма редко акцентируют внимание на драме. Создателей «Повелителя ветра» больше интересует экшен.
🌄 Это динамичный и красивый фильм
Некоторые моменты путешествия — например приземление Конюхова — в фильме воссозданы с документальной точностью. Однако авторы заявляют, что «Повелитель ветра» — не дословная реконструкция событий, а их художественное переосмысление. Это отчасти снимает с создателей ответственность за несовпадение некоторых деталей. Например, они изменили спонсора полета, чтобы показать нового героя — бизнесмена Ракитина.
Фильм длится всего полтора часа, что немного для современного блокбастера. Однако это скорее плюс: сюжет получился компактным и динамичным. Конюхов возвращается из плавания, затем идут короткие сцены с поисками спонсора и подготовкой, немного флешбэков о детстве — и вот герой уже отправляется в полет.
В путешествии поминутно случаются какие-то неприятности. Авторы показывают своеобразное противостояние человека и стихии: Конюхова будто преследует циклон, природа подкидывает новые и новые проблемы.
Герою приходится чистить гаснущие горелки и бороться с обледенением купола. Путешественник то замерзает, то задыхается от нехватки кислорода, то чуть не падает с шара. Все ужасы происходят с Конюховым на фоне невероятных пейзажей: шар поднимается высоко над облаками, пролетает через апокалиптичный грозовой фронт или опускается к озеру и едва не касается воды.
После реальных съемок в каких-нибудь «Топ Ган» или «Миссия невыполнима» любая графика вызовет споры, но картинка в «Повелителе ветра» просто завораживает. Особенно если выбрать кинотеатр с большим экраном и сесть поближе.
Дополняет происходящее на экране музыка Алексея Рыбникова, автора рок-оперы «Юнона и Авось» и саундтреков к фильмам «Тот самый Мюнхгаузен», «Через тернии к звездам» и десяткам других картин. Жаль лишь, что не звучит ни одной песни Владимира Высоцкого. Конюхов неоднократно упоминал, что в путешествиях часто слушает его и других советских бардов. Это помогает справиться с одиночеством и трудностями.
Приятно и то, что создатели фильма раскрывают обратную сторону рекорда. Федора Конюхова знают как мечтателя и экстремала, который все делает один. На самом деле во время полета о нем на земле заботится целая команда во главе с Оскаром и штурманом Никитой Голубевым. Они тоже проводят ночи без сна, постоянно следят за обстановкой, дают советы по техническим вопросам, прорабатывают стратегию и маршрут. А еще поддерживают разговорами и даже решают дипломатические вопросы — например, договариваются о пролете через закрытое воздушное пространство.
И если для Конюхова вероятность сорвать путешествие — крушение детской мечты, то его спонсору Ракитину это грозит банкротством.
✂️ Некоторые сюжетные линии и персонажи кажутся лишними
Есть в «Повелителе ветра» и топорная религиозная линия. В 2010 году Конюхов принял сан священника, и авторы картины намекают, что преодолевать невзгоды путешественнику помогает молитва и высшие силы.
Отдельные эпизоды истории выглядят нарочито и клишированно, будто их позаимствовали из других произведений. Скажем, во время первой встречи с бизнесменом Ракитиным тот хвастается достижениями, давится орехом, и Конюхов бьет его по спине. Это один в один сцена из «Пятого элемента».
Образ спонсора в целом получился странным: вначале из него делают комичного и неприятного персонажа, а потом превращают в драматического героя. Увы, эти две части плохо стыкуются друг с другом. С остальными персонажами второго плана тоже есть проблемы.
Допустим, супруга путешественника Ирина Конюхова — стереотипный сборник «женской мудрости». Весь фильм она ходит и говорит: «Пока мы ждем, он возвращается». Ирину можно было бы сравнить с Пенелопой в ожидании Одиссея, но в древнегреческой героине было больше человеческого.
Из-за странных решений страдают потенциально сильные моменты. Скажем, в одном из эпизодов Федор Конюхов весело разговаривает с младшим сыном, хотя сам находится в смертельной опасности. Выглядит впечатляюще и эмоционально — эдакий апофеоз отеческой заботы. Но эту сцену зачем-то повторяют дважды.
А в довершение вводят короткую сюжетную линию австралийских фермеров. Сын фермера восхищен полетом Конюхова, а отец призывает забыть о мечтах и просто работать. Параллель с детством путешественника не просто очевидна — она слишком навязчива, а потому скорее раздражает.
Не считая самого путешественника, подробно проработан лишь образ Оскара Конюхова — старшего сына и главного помощника Федора. Этот персонаж выглядит даже интересней отца. Полет не слишком меняет жизнь Конюхова-старшего, ведь по возвращении он тут же задумывается о следующей экспедиции. А вот Оскар проходит путь принятия и переосмысляет свои отношения с родителем.
Возможно, и хорошо, что на остальных героях не стали делать акцент: это бы затягивало действие. Но все же фильм бы только выиграл, будь их линии не такими шаблонными.
👍 Плюсы:
- Фильм эффектно рассказывает о путешествии Федора Конюхова.
- В картине очень красивые пейзажи.
- «Повелитель ветра» короткий и лаконичный — заскучать не успеешь.
👎 Минусы:
- Не все актеры в фильме подобраны одинаково хорошо.
- В картине слишком много побочных сюжетов — и не все из них интересные.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult