«Присцилла: Элвис и я» — драма Софии Копполы о токсичных отношениях поп-идола с женой
25 января в российский прокат выходит биографическая драма Софии Копполы.
Режиссерку «Трудностей перевода» и «Марии-Антуанетты» интересует не король рок-н-ролла, а его жена — Присцилла Пресли. Застенчивая девочка-подросток влюбляется в Элвиса и переезжает в роскошный особняк. Но жизнь с кумиром оказывается не такой уж радужной.
Рассказываем, почему стоит обратить внимание на необычный биографический фильм.
Что за «Присцилла: Элвис и я» (Priscilla)
Дата премьеры: 25 января 2024
Страны производства: Италия, США
Режиссер: София Коппола
Сценаристы: София Коппола, Присцилла Пресли, Сандра Хэрмон
В ролях: Кейли Спейни, Джейкоб Элорди, Эри Коэн, Дагмара Доминчик, Тим Пост, Линн Гриффин, Дэн Бирн, Родриго Фернандес-Столл, Дэн Абрамовичи
Жанры: биография, драма
Фильмы, похожие на «Присциллу: Элвис и я»: «Мария-Антуанетта», «Спенсер», «Элвис»
Продолжительность: 1 час 53 минуты
Где смотреть: в российских кинотеатрах
Это достойная экранизация автобиографической книги «Элвис и я»
14-летняя школьница Присцилла живет в Германии с родителями. Семья переехала из-за работы отца-военного. В 1950-х здесь же проходит армейскую службу Элвис Пресли. Девушка неожиданно получает приглашение на вечеринку в доме музыканта. Взволнованная Присцилла с радостью отправляется на мероприятие. Элвис замечает тихоню и оказывает знаки внимания.
Пресли не позволяет себе лишнего: приглашает на свидания через родителей и привозит избранницу домой вовремя. Вскоре Элвис уговаривает взрослых отпустить Присциллу жить в его поместье в Америке. Героиня поступает в местную католическую школу и постепенно осваивается в огромном доме.
Картина Софии Копполы основана на знаменитых мемуарах «Элвис и я». Их написала сама Присцилла Пресли в соавторстве с продюсеркой Сандрой Хармон. Бывшая жена музыканта рассказала историю своей любви и показала Элвиса в не самом выгодном свете: он часто изменял супруге, злоупотреблял медицинскими препаратами и увлекался оккультизмом. Это было совсем непохоже на идеализированный медийный образ певца, поэтому книга быстро вызвала резонанс среди фанатов и простых читателей.
Экранизация Софии Копполы — не размашистый байопик с обилием декораций и сюжетных поворотов. Это камерная драма, где действие происходит всего в нескольких локациях. Фильм погружается в чувства и мысли молодой героини. А режиссерка переносит в сюжет даже самые неприглядные истории из мемуаров, в том числе про постоянные манипуляции и агрессивное поведение Пресли. Дочь певца и Присциллы Лиза Мари даже просила внести правки в сценарий. По ее мнению, экранный Элвис выглядит как хищник.
Знаменитый певец и правда показан не в лучшем свете, но авторы не фокусируются на его фигуре. Как правило, в центре кадра находится Присцилла — влюбленная, но постепенно разочаровывающаяся в отношениях девушка.
Фильм раскрывает отношения Элвиса и его жены с необычной стороны
София Коппола показывает отношения известной пары с точки зрения супруги. Подросток Присцилла влюбляется в кумира поколения и мечтает о новом свидании, пока сидит на скучных уроках. А когда Элвис уезжает обратно в Америку, Присцилла томится в ожидании. О жизни певца мы узнаем вместе с ней из газетных заголовков, которые попеременно кричат о новых интрижках и ролях в кино, — но девушка отказывается верить слухам и сплетням.
Присцилла идеализирует мужчину, поэтому в первые минуты фильма Элвис лишен недостатков простых людей. Это не просто высокий красавец с бархатистым низким голосом, но и сдержанный учтивый кавалер: он постоянно спрашивает девушку, как она себя чувствует, и всерьез размышляет о супружестве. Из-за этого окружающие легко забывают, что Присцилла — все еще подросток.
Переезд в роскошный особняк не сближает героев, а только отдаляет их друг от друга. Часто Элвиса и вовсе нет дома — музыкант целые недели проводит на концертах и съемках новых фильмов. Присцилла обречена на муки неопределенности. Слухов об изменах становится все больше, и никто из обитателей особняка или родственников Пресли не может поддержать героиню.
Даже когда Элвис возвращается домой, отношения в семье не становятся здоровыми: Пресли запрещает возлюбленной работать, злится, когда та высказывает мнение о его песнях, учит одеваться. Чтобы не вызывать недовольство супруга, девушке приходится носить голубые однотонные платья.
Кроме того, мы узнаем об увлечении Элвиса эзотерикой и привязанности к полковнику Тому Паркеру. Если слова супруги для Пресли — пустой звук, то замечания менеджера — закон. Такая оптика позволяет по-новому взглянуть на кумира миллионов и на его поведение вне сцены.
«Присцилла: Элвис и я» — один из самых красивых фильмов Софии Копполы
Коппола передает чувства героини с помощью декораций и цвета. Когда действие картины разворачивается в Германии, авторы чаще используют серые тона — и тем самым подчеркивают скуку девочки-подростка в чужой стране без друзей. Сцены в поместье Элвиса «Грейсленд», напротив, наполнены теплыми оттенками, ведь Присцилла уверена, что для нее начинается новая счастливая жизнь.
К концу фильма цвета вновь становятся более бледными. Героиня окончательно разочаровывается в возлюбленном и понимает, насколько был фальшив быт красочного особняка.
Состояние героини отражает и одежда. Уютный нежно-розовый кардиган в начале фильма сменяется ярко-алым платьем, как только Присцилла подпадает под влияние Элвиса, — ведь она больше не хочет быть послушной домашней девочкой.
София Коппола постоянно акцентирует внимание на ярких мелочах: красных ногтях, гламурном ворсистом ковре и сверкающих платьях. Вещи занимают такое же важное место в сюжете, как сами герои. В итоге все эти элементы комфортной богатой жизни оказываются приманкой: Присцилла попадает в золотую клетку. Авторы подчеркивают это кадром с маленькой собачкой в вольере во дворе. Девушка — такой же послушный питомец для Элвиса.
Это меланхоличное кино о взрослении, одиночестве и разбитых мечтах
История Присциллы начинается как сказка. Героиня встречает красавца-принца, влюбляется, живет с ним и даже рожает ребенка. Но неприглядная реальность сильнее. Мужчина мечты оказывается совсем другим человеком: злым, невнимательным и не самым умным. Присцилла становится заложницей собственного положения и талантливо играет роль покорной жены.
София Коппола не в первый раз обращается к вопросу положения женщин в мужском мире. Судьба Присциллы напоминает участь героини из фильма «Мария-Антуанетта»: там сюжет тоже вращается вокруг потерянной девушки, чьи мечты сталкиваются с суровым миром взрослых. А «Девственницы-самоубийцы», как и «Присцилла: Элвис и я», демонстрирует темную сторону идеального на первый взгляд семейства.
Впрочем, на этот раз Коппола закрывает историю на грустной, но многообещающей ноте: прежние иллюзорные надежды рушатся, чтобы наконец дать шанс чему-то новому и реальному.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult