PlayStation VR2: все, что нужно знать о новом шлеме для PS5
Гарнитура виртуальной реальности поступила в продажу 22 февраля, и ее уже можно купить в России — пусть и неофициально.
У Sony уже выходил VR-шлем: в 2016 компания выпустила гарнитуру первого поколения. Несмотря на технические несовершенства, она идеально подходила для «знакомства» с играми в виртуальной реальности.
Я разберусь, удалось ли Sony выпустить конкурентоспособный шлем в 2023 году, сравню его с аналогами для ПК, а главное — расскажу, стоит ли покупать гарнитуру прямо сейчас.
Вот что будет в обзоре:
Комплектация и цена PlayStation VR2
По ощущениям Sony попыталась объединить в одном шлеме все достижения в области виртуальной реальности за последние годы. В гаджет добавили вибрацию и отслеживание глаз, а контроллеры теперь могут определять едва ощутимые перемещения пальцев.
Комплект скромный: два контроллера PS VR2 Sense, сам шлем, наушники, кабель Type-C для зарядки и передачи данных. Есть версия подороже, туда включен главный эксклюзив — «Horizon: Зов гор».
Комплектные наушники-затычки с коротким проводом втыкаются в стандартный порт 3,5 мм на корпусе шлема, а для кабеля в дужке есть специальная канавка. Таких наушников достаточно для игр, но всегда можно подключить любые другие: они легко отсоединяются. Кроме того, с VR2 можно использовать и беспроводные наушники, подключив их к PS5 по Bluetooth через беспроводной адаптер.
Но будьте внимательны: большие наушники вроде родных Sony PlayStation Pulse 3D сидят неплотно из-за широкой головной дужки самого шлема.
Цена. В официальном магазине шлем стоит 550 $ (42 500 ₽) — почти так же, как PlayStation 5, к которой он подключается. Но официально в России гарнитура не продается, поэтому покупать ее придется в «серых» магазинах, с рук или с помощью сервисов-посредников.
За новый шлем без дополнительных аксессуаров и игр придется отдать около 60 000 ₽.
Для качественной VR-гарнитуры это нормальная цена: ближайший конкурент VR2, Valve Index, в российской рознице обойдется минимум в 120 000 ₽. Более простой Meta Quest 2, или Oculus Quest 2 стоит всего 40 000 ₽: придется пожертвовать качественным экраном и разрешением, но можно играть без проводов или вообще без компьютера.
Характеристики PS VR2
Экран. Самый важный элемент любого шлема. В PlayStation VR2 два OLED-дисплея с разрешением 2000 × 2040 точек каждый — выше, чем у телевизора с разрешением Full HD. В большинстве других шлемов обычные ЖК-экраны с таким же или меньшим разрешением.
OLED-матрица — лучший вариант для VR-очков. Такие экраны обеспечивают максимальную контрастность, эффектную цветопередачу в HDR и идеально глубокий черный цвет.
Вот чем еще примечателен экран:
- Частота обновления — 120 Гц. Для телевизоров, мониторов и смартфонов нормальной считается частота от 60 Гц, но для VR-очков требования выше. Даже в бюджетных шлемах установлены дисплеи не менее чем на 90 Гц, иначе игрока будет сильно укачивать во время динамичных сцен. У PS VR2 быстрые панели на 120 Гц, как у более дорогих флагманских шлемов, — и изображение двигается максимально плавно и естественно.
- Угол обзора — 110°. Влияет на погружение и определяет, заметны границы изображения во время игры или нет. У разных шлемов этот параметр почти не различается: Quest 2, например, предлагает обзор на 97°, а VR1 — на 96°. Вряд ли разница будет ощущаться в игре.
- Есть HDR — расширенный диапазон контрастности и цветопередачи. В отличие от экранов без HDR, картинка выглядит естественно и детализированно, даже если на дисплее одновременно есть темные и яркие участки. HDR заметен только в играх. Ни мне, ни другим игровым журналистам не удалось посмотреть на нем фильмы с этой технологией: гарнитура выдает ошибку.
Дисплей не бликует, не размывает изображение и хорошо держит фокус, даже если поправлять шлем на голове.
Производительность и особенности. Sony называет шлем «новой реальностью игр в VR», хоть и звучит это чересчур амбициозно. Вот главные технологические преимущества гарнитуры:
- Отслеживание глаз. Работает ровно так, как называется: смотрите на предмет в меню или игре, а он подсвечивается. VR2 — первый бюджетный шлем с этой технологией. Ранее она была доступна, например, в HTC Vive XR и HTC Vive Pro Eye — оба в российской рознице стоят 150 000 ₽.
- Динамический «ямочный» рендеринг, или DFR. В хорошем качестве прогружаются только объекты, на которые игрок смотрит прямо сейчас, а остальные размываются, чтобы не тратить производительность консоли. Рендеринг работает — вся картинка ощущается четкой и проработанной, хотя на самом деле это не так.
- Настройка расстояния между глазами, или IPD, — колесико вверху шлема, которое раздвигает или сдвигает экраны и линзы относительно друг друга. У всех разные лица, поэтому функция очень важная. Не везде она реализована так же хорошо.
- Отслеживание окружения. При нажатии на кнопку внизу шлема вместо игры на экране видно окружающее пространство в черно-белом цвете. Достигается это с помощью четырех камер спереди гарнитуры. Функция есть почти во всех современных шлемах.
- Настройка игровой зоны. Очерчивает пространство, в котором можно перемещаться во время игры. Система делает это автоматически — с помощью тех же камер на шлеме. Игроку достаточно просто крутить головой и рассматривать разные предметы, чтобы шлем составил карту пола. Получившуюся игровую зону потом можно отредактировать вручную.
- Вибрация шлема. Срабатывает где-то в районе лба. В играх указывает на опасность прямо рядом с персонажем, а вне игр реагирует на включение и отключение. Изображение при этом не трясется.
Игровое пространство. Как и любой VR-шлем, гарнитура от Sony требует просторной комнаты с площадкой хотя бы два на два метра без люстр, кресел и прочих помех в этой зоне. В отличие от шлема первого поколения, затемнять комнату не нужно: VR2 хорошо ведет себя и в темном, и в светлом помещении.
PS VR2 не нуждается во внешних станциях-трекерах, как у HTC Vive или Oculus Rift первого поколения.
Игровая зона считывается автоматически при помощи камер на шлеме. Но она часто сбрасывается, и почти при каждом запуске приходится тратить по пять минут на калибровку окружения заново. Возможно, этот глюк исправят в обновлениях.
Если вы играли стоя, а потом сели на диван вне предыдущей игровой зоны, тоже придется повозиться с калибровкой. Для таких ситуаций предусмотрено «временное» игровое пространство, которое сбрасывается после отключения консоли.
В целом ни с одной игрой на VR2 у меня не возникло проблем, которые радикально мешали бы продвигаться дальше по сюжету. В Horizon герой периодически застревает в текстурах, но это проблема игры, а не шлема.
Махать контроллерами удобно. Изредка отслеживание на VR2 Sense сбоит, и тогда персонаж швыряет камень в небо, вместо того чтобы аккуратно положить его перед собой.
Контроллеры PlayStation PS VR2 Sense
Контроллеры — вторая самая важная вещь в VR-гарнитуре после экрана. В дизайне контроллеры следуют логике PS5: достаточно громоздкие и броские, но стильные.
VR2 Sense отлично лежат в руке и крепко собраны, ремешок на них легко затягивается, а расположение кнопок интуитивное — пальцы ложатся на них сразу, как только берешь контроллеры в руки.
Отслеживание движений. Контроллеры четко и точно считывают движения рук: карабкаться по уступам в «Horizon: Зов гор» получается естественно. Сложные фигуры в ритм-игре Synth Riders регистрируются без ошибок и подтормаживания.
Всю работу по отслеживанию движений выполняют сенсоры в контроллерах и камеры на шлеме — дополнительная камера или датчики в комнате не нужны. Но если завести руки за спину, точность отслеживания ощутимо падает.
Отслеживание пальцев. Отдельно стоит упомянуть отслеживание пальцев: оно добавляет играм реалистичности и помогает лучше вливаться в происходящее, имитируя движения в игре. Контроллер четко реагирует на перемещения указательного, среднего и большого пальцев, остальные в зависимости от игры «додумывает» сам или оставляет неподвижными. В этой технологии еще никто не зашел дальше Valve с их шлемом Index: в нем пальцы отслеживаются полностью.
Отслеживание зацензурено — даже с трекингом трех пальцев показать средний или фигу в играх не получится.
Время работы от аккумулятора. Одной зарядки контроллеров хватает на четыре-пять часов игры, они полностью заряжаются где-то за час. Новые VR2 Sense из коробки будут разряженными — учитывайте это, если хотите купить шлем и сразу начать играть.
В обзорах часто жалуются, что вместо аккумуляторов было бы гораздо удачнее установить АА-батарейки. Можно сразу их заменить и продолжить игру, как это было, например, в контроллерах Oculus Quest 2. Но мне подобные решения не нравятся: аккумуляторы позволяют меньше мусорить и не готовить запас батареек дома.
Контроллеры PS VR2 заряжаются через порт USB-C от консоли или пауэрбанка. Собственных зарядок в комплекте нет. Можно докупить фирменную док-станцию — она стоит около 8000 ₽.
Отличия от PS VR первого поколения
Первый VR-шлем от Sony вышел в 2016 году и получился странным устройством по всем параметрам. Для подключения нужно было разобраться в целом клубке проводов и переходников, а половины нужных аксессуаров в коробке не было.
В большинство игр на PS VR нужно было играть с обычным геймпадом, сидя на диване. А если хотелось подвигаться, приходилось использовать устаревшие контроллеры PS Move, которые появились еще в эпоху PS3. А еще требовалась специальная камера, которая отслеживала лампочки на шлеме и контроллерах, — она продавалась отдельно.
При этом шлем стоил сравнительно недорого, около 35 000 ₽, а нужные для него аксессуары c высокой вероятностью и так уже были у игроков. На момент выхода это был самый простой и доступный способ попробовать виртуальную реальность.
У PS VR 2 один удобный кабель. Теперь для работы системы понадобится всего один Type-С, который подключается напрямую к консоли. Никаких конвертеров, камер и дополнительного поиска аксессуаров: в коробке есть все что нужно.
Тем не менее кабель все еще есть — и он все еще путается под ногами. При этом в продаже есть полностью беспроводные шлемы вроде Oculus Quest 2: он работает полностью автономно, запуская игры на встроенном железе, или соединяется с компьютером через кабель или вайфай. Но для беспроводной связи нужен хороший роутер, расположенный близко к устройству, а сам шлем надо часто заряжать. Так что решение Sony более дружелюбно к пользователям.
PS VR2 отлично сидит на голове. VR первого поколения уже был очень удобным шлемом. Он весит всего 600 грамм, не давит на лицо и легко надевается.
VR2 весит на 40 граммов меньше и намного лучше прилегает к лицу. У первой модели снизу постоянно пробивался свет. Картинку не нужно долго настраивать, перемещая шлем в попытках найти идеальное положение перед глазами.
У PS VR2 намного лучше экран. У первой версии всего один экран Full HD, изображение на котором делится на две половины. У VR2 два отдельных 4K-дисплея с идеальной цветопередачей OLED, широким углом обзора и отслеживанием глаз. Изображение намного более четкое, яркое и реалистичное. А в сценах с быстрым движением игрока укачивает намного меньше.
PS VR2 Sense намного лучше престарелых контроллеров PS Move. VR2 Sense многократно удобнее, технологичнее и точнее.
Исправили и ошибки с игровой зоной. Раньше нужно было стоять перед камерой так, чтобы лампочки на контроллерах и шлеме были видны. Теперь гарнитура сама сканирует окружение и очерчивает зону для игры. Вместо надоедливого уведомления «Вне игровой зоны» на PS VR1 второе поколение деликатно рисует возле руки красный круг, если она приближается к границе.
PS VR2 несовместим с играми от первого PS VR. Ни один из шлемов Sony не получится использовать без приставки или подключить к компьютеру. Но PS VR первого поколения можно сочетать с PS5 — для этого нужно купить переходник для камеры, он стоит около 1 700 ₽. На гарнитуре первого поколения можно играть в VR-игры с PS4, которые иногда работают лучше за счет повышенной мощности PS5.
Сделать наоборот не получится: у шлема нет обратной совместимости с PS4 и играми для VR1.
PS VR2 не поддерживает «объемные» VR-видео. На первом поколении PS VR можно было смотреть ролики на «Ютубе», адаптированные к виртуальной реальности. На самом хостинге у таких видео есть приписка «360°».
На VR2 можно смотреть ролики на «Ютубе» и фильмы на «Кинопоиске», но делать это придется на виртуальном плоском экране. Можно настроить себе «кинотеатр» с огромным экраном. Это удобно, если дома только маленький телевизор или если хочется посмотреть кино, не мешая окружающим.
Во что играть на PlayStation VR2
Для VR2 уже вышло 47 игр и еще несколько доступно для предзаказа. Правда, в России официально ни одну из них не купить.
Процесс игры на VR2 должен быть реалистичным. Качественные экраны, виброотклик шлема и контроллеров могут создавать мощное чувство погружения. Но для меня этот эффект сработал только в Resident Evil Village. Игра по-настоящему пугает, заставляет быстро реагировать и пользоваться всем доступным арсеналом.
Флагманская Horizon выглядит хорошо и позволяет взаимодействовать с окружением, но постоянно глючит. То рука во время скольжения по веревке торчит в воздухе, то голоса героев звучат неестественно далеко. Иногда персонаж и вовсе застревает в кустах и камнях и не может выбраться без перезагрузки уровня.
Многих важных и популярных игр вроде Half-Life: Alyx и ритм-игры Beat Saber в магазине PlayStation нет. Пока ничего не слышно ни о платформе для игр и общения VR Chat, ни о VR-версиях Skyrim и Fallout.
Остальные игры в библиотеке, кроме крупных релизов и эксклюзивов выше, — порты с других VR-систем. Не все из них можно назвать удачными.
«Horizon: Зов гор». Только эта игра сейчас использует все возможности системы. Здесь можно исследовать красивые локации, стрелять из лука с ощутимой отдачей и даже есть яблоки, поднося их ко рту и кусая воздух в реальном мире.
«Зов гор» выглядит довольно впечатляюще, но все еще ощущается как аттракцион-дополнение для «Horizon: Запретный Запад». Игра проходится примерно за восемь часов: большинству трудно находиться в шлеме долго, так что всю историю получится увидеть за три-пять подходов. Для сравнения: прохождение первой игры занимает не менее 35 часов.
При этом «Horizon: Зов гор» кажется парадоксально устаревшей и современной одновременно. Здесь красивая графика и потрясающе интерактивное окружение, в котором можно потрогать и взять в руки большинство предметов. Но в то же время текстуры на них часто смотрятся смазанными и прогружаются прямо на глазах. А еще в мире игры много коллизий, то есть мест, где можно просто застрять и не выбраться, пока не перезапустишь контрольную точку.
Тем не менее новая Horizon оправдывает звание флагманской и «систем-селлерной». В ней приятно находиться, замечать детали и собственными руками делать то, что в играх происходит автоматически.
Например, в «Зове гор» можно собирать собственные инструменты и боеприпасы буквально на коленке, поднося камни к наконечнику, взрывающуюся жидкость к стреле или и красное оперение к хвосту. Стрельба в игре отлажена: луком приятно пользоваться, а рука забирает из колчана стрелу с первого раза, хоть и есть небольшие баги.
Ограничения VR в большинстве шлемов не позволяют организовать схватки с противниками в реальном времени. В Horizon эту проблему оригинально обошли, и теперь во время боя можно перемещаться по кругу, лавируя среди препятствий и собирая боеприпасы с бочек.
Gran Turismo 7 VR. Симулятор вождения поражает проработкой интерьеров автомобиля, а в виброотдача шлема и контроллеров позволяет почувствовать себя за рулем ревущего суперкара.
Но игра почти не дает взаимодействовать с машиной: ни потискать собачку с пружинной головой на приборной панели, ни поднять ручник, ни залезть в бардачок. Все действия — на кнопках геймпада. Выйти из машины и походить вокруг тоже нельзя, но можно посмотреть на нее снаружи в специальном VR-шоуруме, вне трассы.
Resident Evil Village VR. Здесь лучше всего реализовано отслеживание глаз. Элементы в поле зрения прорисовываются лучше, чем те, что на периферии. Благодаря этому графика в игре смотрится очень реалистичной.
Как и VR-версия Resident Evil 7, Village ощущается более пугающим и напряженным, чем версия для плоского экрана. Когда сидишь на диване или за монитором, легче абстрагироваться и не паниковать, когда на тебя нападают монстры.
В игре довольно реалистичная виртуальная реальность, в том числе сам геймплей: фонарик нужно доставать из-за пазухи, а лечиться придется склянкой из заднего кармана брюк. Стрельба неплохая, но в Resident Evil она ощущается деревянной — даже на телевизоре.
Moss: Book II. Красивая адвенчура, где игрок в образе светящегося шара помогает мышонку. Это не эксклюзив PS VR2, но специально для шлема Sony разработчики выпустили улучшенную версию. На скриншотах она выглядит хуже, чем ощущается в реальности, но графика в VR все равно отстает от современных стандартов.
Synth Riders. Музыкальная ритм-игра, которая заставляет попотеть. Но о графике или погружении говорить не приходится. К тому же саундтреком, количеством треков и механикой игра уступает Beat Saber, которая доступна на VR1 и гарнитурах остальных производителей.
Совет Т—Ж: отложите покупку VR2
Sony амбициозно утверждает, что в разработке сейчас больше 100 игр. Но важно понимать, что речь идет не о крупных эксклюзивах вроде Horizon, а в основном о портах уже существующих игр с других систем или о простых инди-проектах.
Покупать шлем сейчас не стоит: он дорогой, игры достать проблематично, а в доступной библиотеке пока что толком нет хитов. Да, технически шлем почти совершенен, но после Horizon, Resident Evil и пары часов в Gran Turismo 7 делать в виртуальной реальности почти нечего.
Сравнивать VR на ПК и консолях не совсем корректно, потому что на PlayStation он нужен только для игр, а на компьютере в шлеме можно дополнительно работать и общаться.
Оптимальный для VR-игр компьютер будет стоить примерно 100 000 ₽ — и это без учета шлема, монитора и периферии. В то же время PS VR2 вместе с консолью обойдется дешевле 120 000 ₽, особенно когда ажиотаж немного спадет. К тому же у многих заинтересованных консоль уже есть. А вот игровой компьютер, возможно, придется обновлять.
Самый очевидный конкурент PS VR2 — компактный беспроводной Oculus Quest 2, также известный как Meta Quest 2. Он обойдется примерно в 40 000 ₽, а с доставкой из зарубежных магазинов выйдет еще дешевле.
У этого шлема хуже экраны и не такая удобная посадка, но зато его можно брать с собой и играть вообще без подключения к ПК или консоли. В паре с мощным компьютером он откроет доступ к сотням игр из Steam, включая крутые хиты вроде Half-Life: Alyx, Boneworks и VR Chat, которых очень не хватает в библиотеке PlayStation.
👍 Плюсы PlayStation VR2:
- Самый дешевый способ играть в VR в 4К — но только если у вас уже есть PS5.
- Передовые технологии: отслеживание глаз, «ямочный» рендеринг и экран в 120 Гц.
- Хорошая эргономика — шлем можно отрегулировать под размер головы и расстояние между глазами.
- Отличный звук и возможность подключить любые наушники на свой вкус.
- Один провод для подключения.
- Контроллеры VR2 Sense отлично отслеживаются, приятно лежат в руке и выглядят модно.
- Умное определение игровой зоны. Не нужно ничего чертить, шлем справится с этим сам.
- В планах 100 игр.
👎 Минусы PlayStation VR2:
- В России шлем не купить официально, а значит, и гарантия будет только в рознице и только от магазина, а не от производителя.
- Мало игр, в которых раскрываются технические особенности шлема.
- Большая часть игр — порты с других гарнитур, которые не адаптировали специально под VR2.
- Зерно на экране и очень маленькая точка фокусировки, в которую попадаешь глазами не с первого раза.
- Нормально к шлему подключаются только вкладыши и затычки, крупные наушники будут сидеть неплотно.
- Проводное подключение — кабель иногда путается под ногами.
- Вслепую взять контроллер с первого раза почти невозможно. Сперва нужно повертеть его в руках и понять, куда продевать кисть.
- Игровая зона регулярно забывается, что вынуждает перенастраивать ее после каждой второй игры.
- 47 игр на старте, но больших и интересных — всего три-пять.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult