«Нужно до конца года продать на „Литресе“ 500 подписок»: герой реалити издает книгу
Участники реалити-шоу Т—Ж прошли половину пути к своей финансовой цели и продолжают рассказывать о результатах.
Алекс Траум начал писать книгу почти 10 лет назад и за это время создал серию фэнтези, но до публикации дело не доходило. В этом году он поставил себе цель издать книгу и продать экземпляров на 100 тысяч рублей. После первого отчета он существенно продвинулся вперед.
📌 Цель. Хочу продать первую книгу из своей серии фэнтези.
Я продолжаю готовить к публикации свою книгу «Волшебник Лагрикома», первую из серии фэнтези «Как спасать принцесс», — самостоятельно, без издателя.
В первом отчете я рассказывал о книге, об обложке, иллюстрациях, саундтреке, о замечательных людях, которые мне помогают все это делать, и об инструментах, которые я использую.
В этом отчете расскажу о том, что я успел сделать с мая и как продвинулась подготовка к публикации. Начну с главного.
Публикация на «Литресе» и не только
Не прошло и дня после выпуска первого отчета, как со мной связались представители «Литреса» и предложили опубликовать книгу на их платформе. Меня это предложение очень обрадовало. Я и сам собирался публиковать книгу там, но это письмо заставило меня пошевеливаться — ну, ползти чуть быстрее, чем обычно, — и дополнительно подтвердило, что мой план верен.
Мне предложили опубликовать «Волшебника Лагрикома» в формате раннего доступа. В видеоиграх такой формат уже давно известен и успешно работает, так и называется — ранний доступ, или early access. В книгах же это новинка. По крайней мере, до «Литреса» я нигде не встречал такой штуки, хотя бываю и на зарубежных сайтах вроде Amazon, Goodreads и других.
Ранний доступ в «Литресе» называется «Черновик». Автор публикует сначала первую главу и указывает, какой у завершенной книги будет объем в авторских листах и с какой периодичностью он будет публиковать новые главы. Читатели подписываются на «Черновик» и автоматически получают новые выпуски. Словом, это такой книжный сериал а-ля Диккенс, что лишний раз доказывает: все новое — хорошенько забытое старое.
Опубликовать книгу в «Литресе» оказалось несложно. После регистрации нужно добавить фото и данные паспорта, чтобы сервис мог переводить вам деньги, а потом можно выкладывать первую книгу.
У меня возникли сложности с форматированием: я пишу книгу в программе Scrivener, которая по одному щелчку собирает рукопись в любом нужном формате, все происходит без моего участия. Но «Литрес» принимает либо fb2 — для крутых верстальщиков, либо docx — для всех остальных. Я из второй категории, поэтому провел вечер за подготовкой файла в «Ворде».
Зато теперь могу заявить: то, к чему я шел десять лет, сделано — книга опубликована. Конечно, пока не вся, только пролог и первые главы, но все остальное у меня уже написано — остается вычитывать и редактировать, чтобы публиковать по главе-другой в неделю. Мой план — выложить все части «Волшебника Лагрикома» до Нового года, чтобы к праздникам в «Литресе» уже продавалась полная книга.
Формат «Черновик» позволяет авторам зарабатывать повышенные роялти: если готовая электронная книга дает 25—35%, то такой сериал — 70%. По его окончании — а опубликовать последнюю точку в произведении надо не позже полугода с его запуска — книга переходит в разряд завершенных: нужно выбрать исключительную или неисключительную лицензию (от типа лицензии и зависит размер роялти), по которой «Литрес» будет продавать ваш труд, и все — вы в магазине, только теперь без пометки «Черновик».
Цену, которую читатель платит за подписку на книгу в раннем доступе, автор устанавливает сам: выбирает из списка от 49,9 до 990 ₽. Цену можно менять в любой момент, как и другие параметры книги: жанры, теги, аннотацию, обложку, название. Мой менеджер в «Литресе» порекомендовал мне поставить цену от 149 до 199 ₽, чтобы привлечь больше читателей. Учитывая мой профессиональный подход к качеству текста, наличие иллюстраций к каждой главе и даже саундтрека, я выбрал верхнюю планку из предложенных.
Итак, подписка на мою книгу стоит 199 ₽ — с этого я получаю 116,08 ₽. Скажем, чтобы продать копий книги на 100 000 ₽, заявленные как цель этого реалити-шоу, мне нужно до конца года продать на «Литресе» 500 подписок. В общем-то, не очень страшное число, если подключить продвижение в соцсетях.
На момент публикации отчета я продал 5 подписок — на 995 ₽ — и заработал на роялти 580,41 ₽. Деньги можно выводить раз в 3 месяца при условии, что сумма больше 1000 ₽.
Я рассматриваю возможности публикации сериала и на других платформах, но у каждой свои правила, под которые придется менять стратегию. О некоторых платформах я узнал благодаря недавнему материалу Т—Ж — возможно, стоит попробовать открыть свою писательскую империю на каких-то из них.
У королевства есть название
Раньше у королевства в книге не было названия, потому что я не мог выбрать какое-то одно из списка. А теперь есть — спасибо всем, кто помог в этом и принял участие в прошедшем голосовании!
Вот так разделились голоса:
Когда я заглядывал в результаты опроса в последний раз, было два явных фаворита: Гиллендорф и Вераделл, голосов между ними было поровну. Признаться, мне больше нравится звучание первого, но один из опрошенных указал мне на недостаток этого варианта: dorf по-немецки значит «деревня», что как-то не очень вяжется с королевством. Разве что в нем три березы да погост.
Поэтому — и еще потому, что в нем звучит имя моей мамы, — я остановился на втором названии. И вот теперь наши герои живут не где-нибудь, а в королевстве Вераделл.
Иллюстрация для задней стороны обложки
В предыдущем отчете я показывал лицевую сторону обложки и говорил, что мы с художницей Леной Гнедковой готовим оборотную сторону. Тогда я отправил ей набросок и бриф: в концепции иллюстрации используются сцена и элементы из одной главы ближе к финалу книги. Теперь представляю вам готовую иллюстрацию.
Нам осталось только наложить текст — он будет посередине, там, где туман светлее. Кстати, о тексте.
Обновленная аннотация
Один из комментаторов предыдущего отчета навел меня на мысль, что из-за аннотации книга воспринимается очень детской, скорее сказкой, чем фэнтези. Я стараюсь писать «Как спасать принцесс» так, чтобы даже в самых мрачных сценах всегда была надежда, юмор и добро, и книга, конечно, может быть интересна детям.
Но мне кажется, что больше она все же подойдет подросткам и молодым взрослым. И не потому, что в книге множество отсылок на поп-культуру, науку, современность и мифы, а скорее потому, что затрагиваются темы выбора своего жизненного пути, следования зову мечты, путешествия далеко от дома. По крайней мере, когда я был подростком, для меня эти темы были очень важны. Да что там, они важны и сейчас.
Слова комментатора заставили меня задуматься: а так ли хороша текущая аннотация? В конце концов, я написал ее несколько лет назад, когда и книга, и мое представление о ней были другими. Я проанализировал свою аннотацию и те, что написаны для популярных книг в моем жанре, и сделал вывод: действительно, можно подумать, что «Как спасать принцесс» — это сказка для детей, а ведь это совсем не так.
Ничего не оставалось делать — пришлось переписывать аннотацию. Опять же, взяв за основу чужие тексты с «Амазона», я выделил в них элементы, которые казались мне удачными и эффективно выполняли мои задачи. Когда у меня был обновленный план того, что я хочу сказать и какое впечатление создать, смоделировать аннотацию оказалось проще, чем писать из головы мини-презентацию книги, как я делал раньше.
И вот отдаю вам на критику результат.
Старый вариант. Если бы юный Эпл знал, что встреча с зеленой девушкой спалит его жизнь и заставит прыгнуть в седло, он бы подумал о том поцелуе дважды. Поцелуи хороши, пока твоя голова тесно соседствует с шеей.
Принцессе, напротив, поцелуев никто не обещал. Судьба ее вообще не жаловала. Король заточил ее в замке на туманных холмах, а кошмарный призрак обещал забрать сердце. Но ей на голову свалилась надежда — книга заклинаний…
И едва не прибила одного кота, который так гнался за мечтой, что не заметил, как провалился в другой мир. А ведь, прежде чем бросаться с головой в бездну, стоило подумать дважды (ну или хотя бы разок).
Только было уже поздно. Приключение началось.
Новый вариант. Первая книга в серии юмористического фэнтези для подростков и молодых взрослых.
В королевстве Вераделл, так похожем на наш мир, на первый взгляд, все неплохо. Вот только уже год на жизнь короля покушаются макасины — хорошо, что придворный маг наловчился превращать их в бабочек.
Следуйте за тремя героями, чьи пути сплетаются все туже. Принцессу отослали в Лагриком, и ей так недостает отцовской любви. Особенно когда в кошмарах за ее сердцем охотится призрак.
Садовник находит клад и подпадает под чары хвостатой девушки прямиком из ивы. Теперь ему нужно спасать всех — но удастся ли ему спасти себя?
И кот, начитанный и самодовольный. Несмотря на гороскоп принцессы и гримуар, подаренный не ему, он так гонится за мечтой стать волшебником, что ненароком падает в другой мир.
А в глубинах просыпается зло, что древнее этих глубин, и тянет костлявую красную руку наружу, к чужому сердцу, к чужому хвосту…
Скорей ныряйте под обложку, приключение уже началось!
Буктрейлер, которого пока нет
Я собирался сделать трейлер для продвижения книги. У меня уже есть иллюстрации и обложка — почему бы не использовать их в ролике? План был сделать покадровую анимацию на основе иллюстраций.
В предыдущем отчете я рассказывал, что связался с небольшой студией анимации из Нидерландов, чтобы узнать, как много времени и денег нужно на создание подобного ролика. Пока ждал ответ от этой студии, случайно нашел еще одного крутого аниматора, на этот раз из Мексики. Тоже написал ему.
Что я выяснил, когда получил ответы от них? Что жизнь моя пошла не по тому пути еще со времен университета и мне стоило бы учиться на дизайнера и аниматора. Ну и родиться не в России.
Студия хотела 2000—5000 €, притом что ребятам не надо было делать дизайн с нуля, а только анимировать отдельные части готовых иллюстраций. Аниматор запросил «всего» 500 $ за 40 секунд видео.
Не подумайте, я понимаю, что труд должен оплачиваться, а хороший труд — оплачиваться по высочайшей ставке. Капитализм — отличная штука.
Просто между расценками аниматоров и моим бюджетом оказались световые годы.
Поэтому я решил заниматься трейлером сам. Вот что для этого предстояло сделать.
Подготовить иллюстрации для анимации. Дело в том, что, когда я их заказывал, я еще не знал, что буду делать трейлер, тем более на основе иллюстраций. Поэтому разбивка по слоям в файлах PSD — формат «Фотошопа» — оказалась не подходящей для моих целей. Чтобы не тратить слишком много времени, я попросил помочь со слоями Лену Гнедкову — художницу, которая занимается обложкой книги. За подготовку 5 иллюстраций я заплатил 2000 ₽. Еще одну иллюстрацию разделил на слои сам.
Овладеть «Фотошопом» и After Effects. Для своих скромных графических нужд я использую Pixelmator — это такой облегченный и бюджетный, но одновременно очень понятный и ловкий конкурент «Фотошопа» для Мака и Айпада. У него есть совместимость с файлами «Фотошопа», но, как и стоило ожидать, эта самая совместимость у «Фотошопа» все же лучше. Поэтому для подготовки иллюстраций к анимации — разделению на слои — я использовал «Фотошоп», с которым предстояло почти заново знакомиться после долгих лет измен с другим софтом.
Для собственно анимации я, недолго думая, решил использовать After Effects. В общем-то, тут и выбора особого нет. Тем более что эта программа отлично сочетается с первой и импортирует изображения, разделенные на слои. У меня уже был некоторый опыт работы с видеоредакторами, поэтому я без особых сложностей разобрался в интерфейсе, а после просмотра нескольких видеоуроков на «Ютубе» сделал первые базовые анимации.
Сделать музыку. За этим я обратился к своему приятелю Сергею из Element 14 — группы, которая записала замечательный саундтрек для «Волшебника Лагрикома», об этом я рассказывал в предыдущем отчете. За минуту готовой музыки я заплачу ему 30 $. Конечно, это будет финальный этап, когда я закончу с монтажом видео.
Что дальше. В общем-то, сейчас я владею After Effects на достаточном для своих целей уровне и могу готовить ролик. Все иллюстрации и обложка со слоями у меня есть. Но пока я сместил приоритет на запуск книги на «Литресе». Посоветовавшись с их маркетологом, я понял, что страница с трейлером — это, конечно, хорошо, но лучше уже сейчас начать с малого и добавить трейлер позже, чем откладывать публикацию до того, как у меня будет ролик.
Страницы в соцсетях
В современном мире как-то уже и невозможно, и стыдно быть без соцсетей. Я, конечно, использовал их, но на очень незначительном уровне, в основном для поддержания связи с людьми на расстоянии.
Но поскольку я хочу, чтобы «Волшебника Лагрикома» читали, восхваляли, комментировали и впоследствии гонялись за мной с мольбами продать права на экранизацию, мне нужно заниматься продвижением.
В этом мне помогает моя девушка Маша. Пока мы сделали три страницы: в «Инстаграме», «Вконтакте» и «Фейсбуке». В приоритете первые две: они более знакомые и понятные нам обоим. Для «Инстаграма» нам приходится разбираться, как делать не супертрудозатратные, но при этом приличные фото. Для «Вконтакте» мы готовим медиаплан для закупки рекламы в крупных пабликах и настройки таргетированной рекламы. «Фейсбук» пока просто будет.
Что дальше
У нас есть план, но, как сейчас говорят модные эйчарщики, чтобы узнать о нем, вам нужно подписать NDA. На самом деле просто трудно предполагать, как будут развиваться события дальше, после запуска книги в новом формате на «Литресе». Мы определенно будем делать рекламу в соцсетях, может, напишем статьи в тематические блоги, может, придумаем еще что-то — например, есть идея провести конкурс с призами.
Для продвижения «Волшебника Лагрикома» у нас остался кусочек лета и еще целая осень — настрой у нас боевой, думаю, достичь цели в продажах получится. Как и раньше, буду все записывать, а потом поделюсь с вами в новом отчете.
Если у вас есть советы по продвижению в соцсетях или любые другие жемчужины мудрости, поделитесь ими в комментариях — буду признателен.