«Это моя главная мечта сейчас»: что нужно, чтобы заниматься музыкой дома
Для многих дом постепенно превращается в основное место работы и творчества.
Читатели Т—Ж рассказали, как они начали заниматься музыкой, как организовали в своих квартирах студии для ее создания, какую технику для этого купили и каким программным обеспечением пользуются.
Это истории из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
«Хочу писать собственные треки, заниматься диджеингом и подкастами»
Стоимость домашней студии: более 70 000 ₽
Как увлекся музыкой. Я родился и вырос в Армавире, небольшом городе в Краснодарском крае. Впервые с музыкой не в качестве слушателя я столкнулся в 13 лет, когда в далеком 2002 году в прокате CD-дисков взял копию Hip Hop eJay 5. Это софт для написания хип-хоп-музыки на основе лупов — зацикленных звуковых фрагментов вроде барабанных, басовых, вокальных и других звуковых партий.
Идея взять в прокате что-то вместо очередной компьютерной игры пришла во время изучения каталога дисков. Мне тогда очень нравился хип-хоп и рэп, и, когда я увидел диск с Hip Hop eJay 5, сразу захотелось ощутить некую причастность к этим жанрам. Ровно в тот момент я узнал, что музыку можно записать даже у себя дома на компьютере — и для этого не нужны настоящие инструменты и синтезаторы, на которых я все равно не умел играть. Сначала самостоятельно собирал из лупов треки, а потом с другом записывали на компьютерный микрофон наш рэп. Это было абсолютно ужасно, зато очень весело :)
Пару лет спустя я подружился с местным радиоведущим и диджеем, а 6 марта 2010 года мы запустили наше совместное радиошоу Free Ends, которое впоследствии приобрело международную известность. В 2016 году нас пригласили на юг Испании для развития местной русскоязычной радиостанции Smile FM. Общими усилиями ее удалось расширить с одной вышки вещания в Марбелье до четырех: новые открыли в Малаге, Севилье и Гранаде. Но в какой-то момент с проектом в Испании мне пришлось расстаться. Решение уйти далось мне нелегко, а занятия музыкой я прекратил.
Домашняя студия. Сейчас мне 32 года, живу в Краснодаре. Моя основная деятельность — оптовые поставки защитно-коммутационного оборудования до 40 кВ. Музыка, подкасты и радио для меня — это хобби, вернуться к которому я решил буквально пару месяцев назад. Возобновить хоть в каком-то виде то, чем я занимался ранее, меня побудило желание заполнить пустоту между работой и бытовыми делами. Хочу писать собственные треки, заниматься диджеингом и подкастами, но процесс пока что идет медленно: все свободное время я уделяю семье.
Сейчас у меня довольно скромная студия с полупрофессиональным комплектом для звукозаписи Focusrite Scarlett 2i2 Studio 3rd Gen. Он состоит из внешней звуковой карты Scarlett 2i2, студийных наушников закрытого типа HP60 MkIII и конденсаторного микрофона CM25 MkIII. Я заказал комплект 23 февраля — тогда он мне обошелся в 25 631 ₽, сейчас его стоимость в среднем составляет 40 000 ₽. Отдельно приобрел недорогой пантограф для микрофона с настольным креплением за 1800 ₽. Пока мне этого достаточно.
Совсем немного мне удалось поработать с MIDI-контроллером Ableton Push 2. Устройство позволяет руками «общаться» с программой Ableton Live, сводя к минимуму использование мыши и клавиатуры, если речь идет о работе на сцене. В студии, конечно, без них не обойтись. Почти каждому органу управления — клавише, линейному и радиальному регулятору — присваивается некоторая функция, которую они будут выполнять: управлять панорамой, громкостью, модуляцией, степенью воздействия эффектов на исходный сигнал. Это существенно упрощает процесс.
Жаль, контроллер пришлось вернуть продавцу из-за брака органов управления. Я приобрел последний экземпляр, поэтому выдать замену не получилось — мне вернули деньги. Покупать новый я пока не решился. В качестве рабочей среды использую цифровую студию Ableton Live 11, встроенные в нее инструменты и несколько недорогих VST-плагинов, расширяющих возможности программы. Самое дорогое в моей студии, не считая ноутбука, — это как раз лицензия Ableton: она обошлась мне в 749 $.
Любые активности, которые не связаны с семьей, я предпочитаю совершать вне дома. Правило касается и хобби, но я сейчас не могу снять отдельное помещение, поэтому музыкой и звукозаписью все же занимаюсь у себя в квартире. Это неудобно: не могу практиковаться в записи голоса из-за ремонта соседей и маленького ребенка. Если он спит, боюсь разбудить его, а если бодрствует, на фоне слышен его лепет и смех.
Порой бывает, что звуки соседского перфоратора накладываются на звуки, которые издает ребенок.
Впрочем, не все так плохо. Тишина в доме все же бывает, и с каждым месяцем она звучит дольше. Но как бы то ни было, я считаю, что погрузиться в процесс можно в отрыве от домашней обстановки и суеты. Супруге нравятся мои занятия музыкой и практика записи голоса — она поддерживает и старается не отвлекать от процесса. Более того, иногда она меня подталкивает к тому, чтобы я уже записал что-нибудь и опубликовал. Если вы живете один или с партнером, который разделяет или хотя бы уважает ваши творческие начинания, вам несказанно повезло.
Советы и планы. Тем, кто начинает заниматься музыкой, советую исповедовать системный подход к творчеству, если позволяет образ жизни. Все успехи — как в работе, так и в творчестве — приходят с практикой и опытом. Будучи новичком, не спешите расставаться с крупными суммами на новое оборудование и профессиональное ПО. Составьте минимальный список того, что вам требуется, чтобы начать.
Поищите б/у оборудование на сайтах объявлений, пользуйтесь пробными периодами программ для вашего творчества либо бесплатными аналогами, которые иногда по функциям не уступают коммерческим продуктам. Так вы сэкономите внушительное количество денег, и, если в какой-то момент обнаружите, что это творчество не для вас, горечь от расставания с б/у техникой и удаления бесплатного софта будет значительно слабее, чем при продаже нового оборудования за 50% от его первоначальной стоимости. А с ПО вы и вовсе не расстанетесь, если оно приобретено не по подписке.
Я опираюсь на личный опыт и истории друзей. Первая необдуманная покупка — контроллер AKAI APC40. Не помню, сколько я на него потратил, но с продажи выручил всего лишь 11 000 ₽. Друг приобрел много дорогостоящей аппаратуры домой, но со временем дешево ее продал за ненадобностью. Тогда мне и пришло осознание, что технику нужно приобретать, руководствуясь не только финансовыми возможностями, но и способностями управлять ею. Это правило касается не только музыкальных инструментов.
Определитесь, что именно вы хотите видеть или слышать в качестве результата вашего творчества. Для меня в творчестве самым ценным кажется сам процесс, а результат — это лишь побочное явление. Я экспериментирую со звуком и записываю миксы не ради того, чтобы поскорее закончить, — мне просто это нравится. О каких-то определенных и измеримых успехах говорить сейчас невозможно, потому что дальше моей студии фактически ничего не уходит. Пока я испытываю только удовольствие оттого, что есть возможность заниматься хобби спустя несколько лет.
«Пишу музыку, когда мне хочется: все зависит от настроения и свободного времени»
Стоимость домашней студии: более 100 000 ₽
Как увлекся музыкой. Начал увлекаться музыкой еще в школе. Мы с одноклассниками организовали рок-группу, там я играл на барабанах. Потом участвовал еще в нескольких музыкальных проектах.
Клавишными увлекся, когда в вузе взял академ и у меня появилось свободное время. В 1990-х попал в театр, где был синтезатор Korg X3. С него и началась моя композиторская деятельность: я писал музыку для спектаклей и мероприятий. Иногда сочинял собственные композиции и подрабатывал написанием фонограмм для певцов из нашего города и музыки для рекламы на радио и ТВ.
Сейчас работаю копирайтером. Проще говоря, я непрофессиональный музыкант и этим не зарабатываю, поэтому определенного графика для занятий музыкой у меня нет. Пишу ее, когда мне хочется: все зависит от настроения и свободного времени. Иногда могу не прикасаться к технике месяц. Получившиеся композиции включаю друзьям и близким.
Домашняя студия. Собирать студию начал в 2011 году — тогда у меня появился синтезатор. Потом я взял с рук первую звуковую карту, древнюю ESI Waveterminal 192M.
Более серьезным оборудованием разжился в 2016 году, когда купил квартиру. Всю технику брал новой, при выборе ориентировался на обзоры и отзывы покупателей. Клавиши и мониторы привезли из Германии, звуковую и микрофон купил в магазине.
Вот из чего сейчас состоит моя домашняя студия:
- Звуковая карта — Steinberg UR22 MKII.
- Основной инструмент — MIDI-клавиатура M-Audio Oxygen 88.
- Микрофон — Behringer B-1.
- Студийные мониторы — Behringer Truth B2030A.
- Микшерный пульт — Yamaha MG102C.
- Наушники — Audio-Technica ATH-T500.
- Цифровая звуковая рабочая станция — Steinberg Cubase 12.
Сначала в качестве MIDI-клавиатуры я использовал «балалайку» Casio, а когда появилась возможность, купил Oxygen 88 с фортепианной молоточковой клавиатурой. Специально под них заказал стол, для пульта тоже есть отдельная полка.
Вся техника обошлась мне примерно в 100 000 ₽, но, боюсь, сейчас она будет стоить намного дороже.
Советы и планы. Расширять студию не планирую, у меня уже все есть. Посоветовать могу только одно: экспериментируйте с жанрами, звуком и в первую очередь пишите для себя. Как показывает практика, то, что нравится тебе самому, понравится и другим.
«В перспективе хотелось бы все-таки быть музыкантом, а не программистом»
Стоимость домашней студии: более 29 000 ₽
Как увлекся музыкой. Я разработчик ПО из Москвы. Раньше в небольшой компании занимался развитием продуктов для крупного российского ретейлера спортивных товаров. Недавно перешел в одну из крупнейших российских ИТ-компаний — по сути, позиция аналогичная, но бизнес-сфера отличается.
Музыкой увлекаюсь давно, раньше играл в нескольких группах на клавишах и был вокалистом, но в полноценное хобби она переросла лишь недавно. Я участвую в реалити-шоу Т—Ж, где поставил себе цель зарабатывать на создании музыки к концу 2022 года. Правда, с тех пор многое в моей жизни, да и во всем мире, изменилось.
Стараюсь в неделю уделять музыке по несколько часов. Сейчас много времени уходит не только на само написание композиций, но и на изучение тонкостей, которые связаны с процессом: изучение программы, теории звука, распространенных паттернов. По сути, все как в программировании: чтобы что-то создать с нуля, нужно понимать, как это сделать. Базовых навыков игры на каком-либо инструменте недостаточно.
Домашняя студия. Технику я покупал в прошлом году, еще до кризиса и по старым ценам. Сейчас все, понятное дело, подорожало. В домашней студии у меня стоит внешняя звуковая карта Behringer U-Phoria UMC202HD — стоит примерно 6000 ₽; MIDI-клавиатура Arturia KeyLab Essential 49 — 18 000 ₽; наушники Audio-Technica ATH-AVC500 — 5000 ₽.
Для записи и сведения я использую Ableton Live 10. У меня любительский уровень владения программой, но в прошлом году я купил классный курс у мастера с портала Wikisound за смешные 2500 ₽ по скидке в Черную пятницу. Он доходчиво объясняет, как работать с программой, так что рекомендую его всем, кто хочет научиться использовать Ableton Live 10, но пока не готов тратиться на дорогущие онлайн-курсы.
Творчество — полезный процесс для человека: это созидание, поиск чего-то нового и развитие собственных талантов. Но писать дома музыку не очень удобно. Мне проще заниматься чем-либо в специализированном, подготовленном для этого месте. По этой причине на работу я хожу в офис, тренируюсь в спортзале. Когда пойму, что мое увлечение музыкой переросло в нечто более серьезное, попробую оборудовать студию, где можно будет записывать живые инструменты и вокал. Там бы меня никто не отвлекал и всегда хватало бы свободного места. Но пока довольствуюсь тем, что есть.
Советы и планы. Если вы только думаете, стоит ли заниматься музыкой, советую обязательно начать. Не важно, где это делать — дома, в студии, где угодно. Главное, чтобы было желание, полет фантазии и возможности для реализации. Из прагматичного — желательно договориться с родными и близкими, чтобы вас никто не отвлекал. Обязательно отключайте телефон и концентрируйтесь на том, что делаете. Думаю, в работе со звуком и мелодией это особенно важно.
Не стоит экономить на оборудовании. По возможности надо покупать такое, чтобы оно не отбивало у вас желание творить, а, наоборот, мотивировало вас. Я предпочитаю новые вещи — это не суеверие, просто мне так приятнее. Ну и важно, конечно, завести единомышленников и присоединиться к какому-нибудь комьюнити. Благо их сейчас много в любой сфере.
Например, Soundcloud — это социальная сеть и стриминговый сервис для музыкантов. Там много разного контента и талантливых людей, даже весьма известных артистов. В конце концов, есть группы по интересам во «Вконтакте». Мне в свое время помог знакомый — бывший коллега, он профессиональный музыкант, часто выступает. До сих пор обращаюсь к нему, когда появляются технические вопросы.
В ближайшее время планирую докупить полноценное цифровое пианино с полновзвешенными клавишами. Очень уж люблю полноценные фортепианные партии, а не отдельные риффы в пределах пары октав. 49 клавиш для этого критически не хватает. Еще мне будет нужен микрофон для записи вокала, мониторы и звукоизоляционные панели. В общем, список покупок на ближайшее время уже сформирован.
Надеюсь, что период адаптации на новой работе пройдет как можно скорее и я смогу больше времени уделять музыке. В перспективе хотелось бы все-таки быть музыкантом, а не программистом. Это, наверное, моя главная мечта сейчас. Надеюсь, хотя бы до 30 лет получится ее реализовать.