«Место, где тебе всегда рады»: как устроено обучение в религиозных школах
У многих школ есть профиль, например математический или химико-биологический. Но существует и другая специализация — религиозная.
Узнали у читателей Т—Ж, чем отличается обучение в православной школе от обычной, что там преподают и как это влияет на восприятие мира.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
«Это лучший вариант из того, что есть в нашем городе»
Почему православная школа. У меня трое детей: старший сын и две дочери. Мы живем в одном из городов европейской части России.
До седьмого класса сын ходил в обычную школу. Но перед началом очередного учебного года двое его друзей перевелись в православную гимназию: их мамы устроились туда преподавателями.
Почитала отзывы о школе и предложила сыну туда перейти. Решила, что новая обстановка поможет вернуть интерес к знаниям. У моего ребенка цепкий ум и хорошие способности к обучению, но заниматься он не хотел. Считаю, что в этом виновата система школьного образования, которая постепенно разрушала его желание ходить на уроки. К тому же меня привлекало, что гимназия только открылась и в классах было по пять человек.
Уговаривать сына долго не пришлось. Он сразу согласился перевестись вслед за друзьями, и мы поехали подавать документы.
Через год в православную гимназию перешла моя средняя дочь. Тогда она только окончила начальную школу. Дочка видела, насколько там отличается обучение, и сама попросила ее перевести. А совсем недавно я отдала туда и младшего ребенка — сразу в первый класс. Мы понимали, что это лучший вариант из того, что есть в нашем городе, поэтому даже не рассматривали другие.
Как попасть в школу. Для гимназии были важны не только оценки, но и то, насколько семья ребенка верующая. Мы воцерковленные, но, как говорят среди православных, не прихожане, а захожане. Так называют людей, которые посещают церковь несистемно — по праздникам или во время важных событий.
Тем не менее сын смог поступить. Для этого мы проходили собеседование с батюшкой — директором гимназии. Оно длилось около часа и показалось мне сложным. Сначала нам задавали вопросы о том, в какой храм мы ходим, есть ли в нашей семье духовный отец, почему решили поменять школу. Потом сын проходил мини-тестирование по русскому и иностранному языкам, математике и истории. Результаты озвучили через несколько дней по телефону — позвонили и сказали, что нас приняли.
Средняя дочь тоже проходила тестирование, но не собеседовалась, потому что нашу семью и так прекрасно знали. А при поступлении в первый класс экзаменов не было вообще — мы только принесли документы.
Стоимость. Государственные православные школы работают бесплатно, но мы учимся в частной. Эта сумма ежегодно благословляется директором гимназии и может меняться. Сейчас я плачу 5000 ₽ в месяц за каждого ребенка. Питание мы оплачиваем отдельно, иногда на что-то скидываемся, например на поздравления ко дню рождения детей.
Процесс обучения. В нашей школе нет профанации образования. Даже в период пандемии нам организовали качественное дистанционное обучение. Преподаватели не просто скидывали задания, а включались в процесс и проводили такие же уроки, как и обычно. Несмотря на ситуацию, никаких поблажек детям не делали — все было серьезно.
В классе сына шесть человек, и обучение проходит практически индивидуально. Педагоги успевают спросить каждого, поэтому дети всегда готовятся к урокам. В классе младшей дочери ребят больше, их там двадцать человек, но это не делает принятую здесь систему преподавания слабее. Учителя все равно находят подход к каждому ребенку.
Некоторые предметы и правила, принятые в православной гимназии, со стороны могут показаться необычными. Например, здесь есть уроки церковнославянского языка и пения. Кроме того, в школе принято молиться — это происходит в начале дня, до и после приема пищи в столовой. Я положительно отношусь к таким традициям, потому что вижу, как они влияют на моих детей: они успокаиваются и настраиваются на работу.
В школе часто организовывают экскурсии по храмам. Детям это интересно — я стала замечать, насколько лучше они теперь знают историю родных мест.
Общая учебная программа от религиозной направленности никак не страдает, дети проходят ее в полном объеме. А по иностранным языкам — английскому и испанскому — даже идут на опережение.
В этом году сын готовится к ЕГЭ: кроме обязательных экзаменов по русскому и математике будет сдавать химию и биологию. Репетиторов нанимать мы не стали — только договорились о бесплатных дополнительных занятиях с учителем биологии. В остальном нам вполне хватает того, что дают на уроках.
Сыну и другим одиннадцатиклассникам в гимназии оказывают максимальную поддержку. Ребятам рассказывают о профессиях и помогают определиться с вузом и специальностью. А тех, кто хочет выбрать духовное призвание, отводят в семинарию и объясняют, что нужно для поступления.
Атмосфера. В нашей школе работают очень вовлеченные учителя — этим она отличается от других гимназий города. Преподаватели постоянно спрашивают, все ли в порядке и не нужна ли помощь. Когда ребенку грустно, он может обняться с одноклассником или учителем — тут это нормальная практика.
К детям и родителям здесь относятся по-человечески: с нами разговаривают, нас слушают и слышат.
Результаты такого подхода особенно заметны в переходном возрасте. Ребенок чувствует поддержку и не замыкается в себе, становясь агрессивным, а, наоборот, открывается и говорит о своих проблемах. Он понимает, что взрослым важны его мысли, поэтому их всегда можно обсудить.
Родительские собрания в гимназии тоже непохожи на обычные. Ни разу не слышала, чтобы учителя говорили, что чьи-то дети не сдадут экзамены или не реализуются в жизни. Наоборот, в школе создают максимально дружественную среду: подчеркивают сильные стороны учеников и поощряют их начинания.
После девятого класса у старшего ребенка был непростой период. Сын ушел из гимназии и поступил в музыкальный колледж, проучился там полгода и захотел вернуться. Нас приняли назад без лишних вопросов — только сказали наверстать пропущенную программу. Преподаватели понимали, насколько сложно бывает ребенку в этом возрасте, поэтому уделяли нам максимум внимания и поддерживали. Я лишь в очередной раз поняла, как здорово устроена наша гимназия.
Некоторые родители считают, что православные школы помещают ребенка в отдельный мир, далекий от реальности. Я в корне не согласна с этим. У многих учебных заведений есть свой уклон: математический, лингвистический, религиозный. Это не делает ребят, которые туда ходят, какими-то особенными.
Конечно, некоторые моменты «профдеформации» есть, но они проявляются иначе. Дети из православной школы острее реагируют на грубость и агрессию, потому что знают: можно общаться по-другому и нести окружающим добро. По-моему, это прекрасно, когда ребята выбирают теплое и внимательное отношение к миру и себе.
«Я понимал, что хожу не абы куда»
Почему воскресная школа. Моя мама — руководитель воскресной школы при православном храме в Калининграде. 20 лет назад по благословению настоятеля и по просьбе родителей она начала проводить там занятия для малышей. Так что я начал ходить туда с момента основания — тогда мне было года четыре.
Как попасть в школу. Занятия при храме могут посещать все желающие. Подавляющее большинство учеников воскресной школы — дети прихожан.
Жестких регламентов тут нет — это касается и приема, и посещаемости. Если кто-то передумал ходить, его никто не будет заставлять. Но тогда у человека обязательно поинтересуются, все ли хорошо. Преподаватели задают такие вопросы, потому что искренне хотят помочь. Бывают случаи, когда люди оказываются в сложной жизненной ситуации и их дети не могут посещать школу.
Стоимость. Воскресная школа бесплатная и не обязательная. С одной стороны, здорово, что не нужно посещать занятия каждые выходные: тогда люди могут спокойно планировать семейный досуг. С другой — из-за этого постоянно меняется количество учеников: на одном уроке может быть пять человек, на другом — двадцать.
Процесс обучения. В школьный распорядок дня входили участие в богослужениях, изучение основ православной культуры, прикладное творчество, хоровое пение и чаепитие.
Большинство детей приходит без какой-либо музыкальной подготовки, но это не помеха. Во время занятий хором мы в основном пели что-то несложное, например песнопение «Господи, помилуй», и участвовали в детской литургии — она проходит в храме несколько раз в год.
На уроках мы изучали Закон Божий, Евангелие и лики святости — категории, на которые в православии разделяют святых. Оценки нам никогда не ставили. Несмотря на это, я все равно чувствовал ответственность. Понимал, что хожу не абы куда, а занимаюсь полезными вещами.
Домашка в воскресной школе ориентирована на практику и интерактив. У разных возрастных групп задания могут отличаться. Например, когда я был маленьким, мы говорили в школе про пожилых людей. После урока нас попросили сделать что-то хорошее для своих бабушек и дедушек и подготовить об этом рассказ. А подросткам, которые проходят типы и сюжеты икон, могут задать сосчитать их в своем храме. Такая работа нацелена на то, чтобы ученик погрузился в новые знания и быстро применил их на практике.
По мере роста ребенка формат и содержание обучения тоже меняются. У младшей группы урок состоит из двух частей: полчаса дети говорят о серьезном, а оставшиеся 15 минут мастерят поделки или рисуют. Эти занятия часто приурочивают к каким-нибудь событиям. Например, за несколько недель до Пасхи мы разбирали историю праздника и делали открытки для подопечных дома-интерната и центра социальной помощи.
Подростком я ходил в молодежный клуб — это отдельное сообщество при воскресной школе, которое устраивает разные мероприятия. На встречах мы часто обсуждали фильмы, причем старались это делать и с жизненной, и с церковной стороны. Например, как-то раз у нас возникла дискуссия после просмотра «Общества мертвых поэтов»: мы обсуждали методы преподавания главного героя — эксцентричного учителя английской словесности Джона Китинга.
В программе воскресной школы были не только уроки и показы фильмов. Мы поздравляли с праздниками подопечных хосписов, домов престарелых и детских домов — выступали там с концертами и дарили подарки. А когда наш настоятель занимался служением в тюрьме, ездили и туда.
Дети, которые впервые видят тяжелобольных и лежачих, могут испытать стресс. Поэтому нас готовил к поездкам психолог. Нам рассказывали, как общаться с такими людьми, какие у них болевые точки и как их поддержать. В подростковом возрасте это сложно воспринимать, но я никогда не оставался без поддержки. Рядом всегда был руководитель — он наблюдал за состоянием каждого ученика.
Делиться с людьми заботой и вниманием — часть воспитания в воскресных школах. Мне кажется, что такие практики очень важны. С их помощью готовят к жизни в реальном мире и учат поддерживать людей, которым тяжело.
Атмосфера. Одна из задач воскресной школы — дать верующим практические навыки. Например, если мы разбираем слова апостола Павла о любви, то не пишем об этом трактат, а думаем, как им соответствовать и что для этого сделать.
Нагрузка у нас была небольшой, поэтому я легко совмещал учебу в воскресной школе и обычной. В моем классе все знали, что я верующий, и относились к этому с уважением, а некоторые — даже с любопытством и задавали вопросы. Став взрослее, я затрагивал с некоторыми учителями темы веры и церкви, и это был классный опыт. Я понял, что знания из воскресной школы могут пригодиться в дискуссиях.
В переходном возрасте я стал реже посещать занятия при храме — иногда хотелось просто выспаться. В период, когда меняются ценности и интересы, это вполне нормально. Но воскресная школа оставалась важной частью моей жизни с теплой и очень семейной атмосферой, поэтому я все равно туда ходил — если не каждое воскресенье, то хотя бы два раза в месяц.
В какой-то момент, лет в 16, у меня начался другой, более осознанный этап. Стали возникать важные вопросы — например, есть ли Бог, зачем нужна церковь и что дает вера. Я полностью погрузился в обучение и обсуждал все, о чем узнал, с папой. Мне стало интереснее не учиться в воскресной школе, а участвовать в службе. В итоге это привело к тому, что я поступил в православный вуз.
«Хотим зажечь искру веры в Христа в сердцах детей»
С чего все начиналось. Однажды мы с друзьями поехали в монастырь Святого Духа в Вильнюсе и на границе между Калининградской областью и Литвой встретили протоиерея Вадима Неткачева. Моя подруга захотела получить у него благословение. Для меня тогда это вообще ничего не значило — надо так надо.
Долгое время я работала бухгалтером и была прихожанкой храма Покрова Пресвятой Богородицы в Калининграде, куда, как оказалось, перевели протоиерея Вадима. Мы вспомнили друг друга, и я предложила свою помощь в юридических и бухгалтерских вопросах, а он с радостью ее принял. Потом я вышла замуж, и мы с супругом венчались в нашем Покровском храме. Через некоторое время у нас родился ребенок — его мы крестили там же.
В 2001 году мне предложили заняться младшей группой воскресной школы при храме. У меня как раз подрастал сын, поэтому с благословения настоятеля я решила попробовать.
Мы создали небольшую группу для малышей, чтобы обучить их базовым вещам — не только православию, но и тому, как держать ручку, рисовать и петь. В дальнейшем у школы стало больше учеников и педагогов, появились новые дисциплины. Например, хоровое пение, на котором дети разучивают песнопения Божественной литургии — древнейшей и самой важной службы христианской церкви.
Процесс обучения. Сейчас у нас около пятидесяти воспитанников и пять преподавателей, включая меня. Уроки проходят раз в неделю при храме.
Ребята занимаются в нескольких возрастных группах: дошкольной — для тех, кому 5—6 лет, средней — в нее записывают с 7 до 11 лет, подростковой — она рассчитана на детей от 12 лет.
Предметы в воскресной школе связаны с православием, а цикл уроков устроен так, что одна тема плавно перетекает в другую. Например, мы можем проходить лики святости в течение года. Все это время мы обсуждаем, кто такие преподобные, блаженные и апостолы, а также изучаем православное богослужение и церковные таинства. Еще мы постоянно говорим о вере, которая подразумевает знание Закона Божьего, и разбираем Священное Писание. Поэтому ребенок может спокойно присоединиться к занятиям даже в середине года — это не помешает быстро включиться в процесс.
Старшие дети ходят не на уроки, а на встречи с психологом или священнослужителем. Из взрослых ребят важно вытягивать определенные вещи, чтобы они не чувствовали себя наедине со своими проблемами.
Однажды у нас произошла трагическая ситуация, и мы провели анонимный опрос среди подростков о том, что их беспокоит. Оказалось, что больше всего они боятся одиночества и оценок в школе. Это был серьезный удар: нам казалось, что у ребят совсем другие проблемы. Поэтому мы начали проводить психологические тренинги, на которых старшие дети поддерживают друг друга.
Встречи со священником проходят в формате обсуждений. Обычно он дает небольшое домашнее задание, например прочитать Евангелие от Марка. Во время чаепития подростки говорят о прочитанном с батюшкой: задают волнующие их вопросы и делятся мыслями.
Всех детей, которые у нас учатся, мы стараемся знакомить с духовными ценностями, историей и культурой разных регионов страны, поэтому часто организуем совместные поездки. У нас даже есть тематический проект «Интересное — рядом!». Еще мы совершаем паломничества с послушанием, во время которых прихожане храма от мала до велика трудятся в монастырях. Это помогает объединить и укрепить общину.
Одна из важнейших заповедей — любить Бога и ближнего, как самого себя. Поэтому мы стараемся помогать другим и выступаем с концертами перед подопечными дома-интерната для престарелых и инвалидов. Обычно подобные мероприятия проходят по случаю праздников и важных дат, например Рождества, Пасхи или Дня Победы. Во время таких поездок дети учатся делиться позитивными эмоциями с другими — теми, кто в этом действительно нуждается.
Атмосфера. Мы пытаемся сделать детей не потребителями, а созидателями. Например, я всегда призываю учеников обращать внимание на пожилых. Чтобы ребята видели, когда нужно уступить место или предложить донести тяжелые пакеты. К сожалению, мы живем в обществе потребителей, поэтому такие разговоры обязательно нужно проводить. Некоторые люди даже не здороваются друг с другом, что уж говорить о помощи тем, кто в ней нуждается.
Одна из главных задач воскресной школы — это вдохновить каждого человека на жизнь в церкви и зажечь в сердце ребенка искру Божию. Я часто говорю детям: «Поставьте на свое место Господа и спросите у себя — а как бы Он мог поступить?» И ребята сразу понимают: Бог не стал бы отбирать ручку у соседа, красть резинку или обманывать маму.
Многие родители думают, что в воскресной школе ребенка научат вести себя прилежно. Это глубокое заблуждение, потому что воспитание христианина невозможно без работы внутри семьи.
Наши занятия проходят всего раз в неделю. Кто-то из детей может заболеть, кто-то — уехать за город. Один урок может дать только самые азы, которые не будут эффективными без поддержки родителей. Если мы говорим, что мат — это плохо, но дома ругаются, или что курить нельзя, а папа покупает сигареты, на ребенка не подействуют никакие уроки.
Некоторые говорят, что вокруг одно зло. Но мир меняется, только когда человек работает над собой. А когда кто-то делает добро, то всегда получает его обратно. Поэтому мы учим детей быть милосердными, сострадательными и деятельными.
Воскресная школа — это место, где тебе всегда рады и есть община, которая поддержит. И еще нам важно показать ученикам, что Бог — не каратель, наказывающий за любые проступки, а любящий Отец. Он всегда готов помочь, поддержать и взять нас в свои любящие руки.