«Методом тыка и на глаз»: как я сделала ремонт трех студий и потратила на это 1 000 000 ₽

28

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Маргарита Верлинская

Страница автора

Предыстория

Мне 34 года, живу в городе Кемерово. Разного рода ремонтами я занимаюсь с 2015 года — с начала открытия первой детской квест-комнаты в своем городе. Практически каждые два года мы с командой самостоятельно ремонтировали и декорировали помещения для квестов в зависимости от придуманной нами тематики.

Так было до 2020 года, но череда разного рода ситуаций в мире и катаклизмов немного умерили мой пыл развития и расширения в этой сфере, и я увлеклась покупкой и ремонтом квартир для последующей продажи.

Моим желанием было покупать самые убитые квартиры и делать из них уютные и продуманные пространства для их жителей. Впоследствии я узнала, что такой процесс называют флиппингом, и параллельно стала более углубленно изучать эту тему.

С чего все началось

Начинала с небольших студий. На тот момент они стоили достаточно доступно в районе 600 000 ₽ за 16 м². Всего у меня было три таких студии 23 м² и 16 м². Ремонт я делала капитальный — от пола до потолка.

Состояние этих студий было что ни на есть самое ужасающее. Тонны тараканов, плесень, клопы, вздутые полы, кривые стены. Проходя параллельно курсы обучения по хоумстейджингу — а эти знания мне были необходимы, чтобы понять методику предпродажной подготовки и применять ее на практике, — я понимала, что косметическим ремонтом мы здесь не обойдемся.

Первая студия до ремонта: так выглядела комната
Первая студия до ремонта: так выглядела комната
А это остатки старой кухни
А это остатки старой кухни
1/2
Первая студия до ремонта: так выглядела комната

Да и так заведено у нас в городе, что именно этот сегмент жилья охотно покупают с ремонтом под ключ, а еще лучше с мебелью, техникой и декором. Как выяснилось после первой продажи полностью продуманной и оборудованоой студии, я не прогадала, все студии продавались с первого показа.

Сметы не было никакой. Все закупалось методом тыка и на глаз. Дизайн-проект я схематично начала рисовать на третьей студии, но там отражала для себя только расстановку мебели. Делала коллажи, как умела. Но в основном все идеи и планы держала в голове.

Санузел в первой студии до и после ремонта
Санузел в первой студии до и после ремонта
1/2
Санузел в первой студии до и после ремонта
Санузел в первой студии до и после ремонта

Под каждую студию была своя цветовая гамма, потому что у каждой разное расположение, вид из окна и мне хотелось реализовать больше своих фантазий. Обычно, когда я захожу в квартиру, мне уже приходят в голову идеи, основной цвет, наполнение, акценты и т.п.

Начинали мы всегда с удаления остатков жизни предыдущих хозяев и заливки пола. На первой студии я это делала самостоятельно, но процесс шел очень долго, так как у меня есть еще основная работа. Поэтому было принято решение нанять бригаду, дабы ускорить сроки работ.

После заливки пола рабочие приступали к шторблению стен для новой проводки, их выравниванию и укладке плитки. Далее финальное нанесение жидких обоев на стены. Да, я в маленьких пространствах работаю в основном с жидкими обоями, мне очень нравится текстура и результат. И затем установка розеток, выключателей, натяжного потолка, дверей, покупка мебели и декора.

Первая студия после ремонта
Первая студия после ремонта
В ней я установила угловую кухню
В ней я установила угловую кухню

В теории весь процесс ремонта выглядит очень логично и понятно, но на практике это море седых волос, нервов и несоблюдение сроков, нехватка материалов, непопадание в цвет, косяки с ценными сантиметрами для установки кухни и техники и прочее.

Про подбор мебели и декор отдельная история, так как мне не хватает усидчивости работать с коллажами и презентациями. Я рисую в голове финальную картинку и, если результат по факту мне не нравится, езжу по всему городу подбирать то, что мне нужно по оттенку и форме.

Мелочи для декора выбирала сама
Мелочи для декора выбирала сама
Люблю цветовые акценты
Люблю цветовые акценты

Где я искала рабочих

Рабочих искала по классике — через знакомых. Так как русские бригады постоянно заняты и по стоимости дороже, выбор пал на ребят из дружественных стран. По цене договаривались не по квадратным метрам, а за объем работ. Я примерно понимала, какой у меня бюджет на ремонт и работы, в среднем мне нужно было уложиться в 300 000—350 000 ₽ на все. Да, раньше это было реально.

Процесс ремонта и последовательность определяли на глаз и в зависимости от того, был ли свободен мастер по электрике, сантехники с УК, мастер по потолкам и прочее. Искали знакомых во всех сферах, чтобы экономить на стоимости работ.

Как проходил процесс ремонта

Сложности поджидали на каждом этапе работ. Залили пол — протек к соседям снизу. Сделали вывод, что надо сначала использовать пленку и на нее заливать пол.

Нарисовала на стене, как и где мне нужны розетки и выключатели — замазали штукатуркой и потеряли схемы расположения.

Попросила сделать перегородку с запасом, чтобы в нишу вошла кухня и холодильник, а рабочие не заложили ширину блока. В итоге чудом вошла кухня и холодильник, но впритык. Пришлось подрезать угол столешницы.

Линолеум постелили, а пол не подготовили, и весь крупный мусор с пола я ощущала ногами. А также не хватало линолеума, не хватало плитки, на плитке был разный рисунок, жидкие обои оказались разными по оттенку в одной партии, а также разными по текстуре — одни ложатся гладко, другие как лепешки.

То унитаз не работает, то слив в ванной не работает, то розетку замазали. Отсюда вывод: с рабочими, как с детьми, — их нужно контролировать ежедневно, если хочешь отличный результат, а лучше всего помогать.

Сколько стоил ремонт

Как писала ранее, сметы у меня не было. Была примерная сумма на ремонт и мебель, плюс-минус я в нее всегда укладывалась.

Декор всегда идет отдельным счетом, потому что для меня это практика, творчество, нащупывание стиля, портфолио, поэтому в каких-то проектах декор я оставляла покупателю, а в каких-то забирала себе на склад. Я умею использовать недорогие материалы с эффектом «вау». А также всегда беру товары по акции. Мне везло на хорошие акции на плитку, квадратный метр брала в районе 200—300 ₽, причем это могла быть итальянская колекционная плитка, ценой более 2000 ₽ за м².

Линолеум я брала коммерческий, но с универсальным рисунком под паркетную доску, в районе 350 ₽ погонный метр. Он у меня шел на все студии. Смотрится превосходно, на нем не остается отпечатков от мебели и не видно грязи.

Жидкие обои — моя любовь, стоили они раньше от 350 ₽ за пачку. На помещение уходило примерно 15-20 пачек, в зависимости от стоимости. Потому что чем обои дороже, тем лучше они ложатся на поверхность, да и расход меньше.

Такой бардак оставили после себя предыдущие хозяева второй студии
Такой бардак оставили после себя предыдущие хозяева второй студии
1/2
Такой бардак оставили после себя предыдущие хозяева второй студии
Такой бардак оставили после себя предыдущие хозяева второй студии

На электрике сэкономила только потому, что его делали знакомые за символическую оплату, потому я могла оторваться на качественных розетках и выключателях. Мои проекты по электрике были очень замысловатые — максимальное количество розеток по периметру. И даже несмотря на то, что я уже расставляла мебель для продажи, я учитывала, что может быть перестановка, поэтому розетки делала во всех доступных местах.

А также делала дублеры выключателей для удобства в коридоре и в середине комнаты в зоне кухни. Хоть пространства в студиях небольшие, но эта фишка помогает отключить свет в любом месте, где будет удобно, не разуваясь или не вставая с дивана.

Ремонты все делала с кредитки. У меня уже более 10 лет Т⁠-⁠Банк с милями, поэтому большая часть покупок идет с нее. Расчет с рабочими, конечно, наличными.

Так выглядел санузел во второй студии до ремонта
Так выглядел санузел во второй студии до ремонта
1/2
Так выглядел санузел во второй студии до ремонта
Так выглядел санузел во второй студии до ремонта

Сколько я потратила денег в итоге

Итоговые суммы на ремонт были на все три студии около 1 000 000 ₽ с мебелью и декором. Очень выручала по мебели «Икея» в то время, но и на «Авито» я находила такие вещи, как холодильники, диваны, варочные панели, столы и стулья в абсолютно новом состоянии, что также экономило бюджет.

Знаете, когда есть запрос, то все каким-то волшебным образом находится под твой запрос именно тогда, когда это необходимо. А ведь я делала все проекты в условиях резкого изменения цен и ассортимента.

Кухни от местного производителя всегда брала новые, бюджетные, но с хорошим внешним видом и чтобы смотрелись в проекте уместно и дорого.

Разного рода декор — вазы, подушки, свечи — собирала на «Озоне», «Вайлдберриз», «Доминго», «Леруа», «Фамилия».

Вторая студия после ремонта стала светлой и просторной
Вторая студия после ремонта стала светлой и просторной
Я выбрала для нее морскую гамму: сочетание белого и синего
Я выбрала для нее морскую гамму: сочетание белого и синего

Что удалось лучше всего

Я горжусь в первую очередь тем, что я вообще вывезла все эти ремонты в период ковида, так как я переболела всеми его видами, параллельно еще работала на двух работах.

Все студии я продумывала так, чтобы мне самой было комфортно в них жить. Я буквально ходила и проделывала обычные бытовые маршруты по периметру после расстановки мебели, примеряла на себя расположение зоны отдыха, гардероба, кухонной зоны, обеденной зоны, прихожей.

В таких маленьких пространствах каждый сантиметр важен и необходим, но в то же время мне хотелось, чтобы был воздух и не было загромождения.

В санузел второй студии теперь приятно заходить
В санузел второй студии теперь приятно заходить

Все студии были оборудованы необходимой мебелью и техникой, а также разными сценариями света. Основной всегда был на потолке, точечные светильники, и обязательно настольные лампы и торшеры.

Из мебели — это кухня, в основном делала угловую, но в проекте, где была студия с жилой площадью 12 м², я сделала нишу и поставила прямую, чтобы осталось место под обеденный стол. Не приветствую разного рода барные стойки и стулья, так как считаю, что на этапе покупки новому хозяину все может нравиться, но вкусы меняются и, возможно, захочется сменить форму стола или цвет стульев, а все эти барные вариации, единые столешницы резко ограничивают нас даже на самом банальном этапе смены обстановки.

Диваны, конечно, раскладные, так как я пока не придумала, как уместить полноценное спальное место в 18 и 12 м² жилой площади. У нас студии с потолками 2,5 метров максимум, поэтому мансарда не предусмотрена.

Шкаф для одежды, прихожая и комод обязательны для хранения вещей. Они тоже всегда есть в моих проектах. Холодильник, микроволновка, стиральная машинка, варочная панель — также обязательно, потому что мой принцип: купил, заехал и живи. В одной из студий даже приобрела набор посуды для индукционной плиты и оставила для новой хозяйки.

Подбор декора — это всегда долгий и мучительный процесс для меня, потому что выбор магазинов с декором в городе ограничен, а ждать доставку бывает непросто, ты не всегда знаешь, попадешь ли в нужный оттенок. Какие-то понятные безошибочные позиции типа торшеров, стульев, столов можно заказать на маркетплейсах. Шторы чаще всего покупаю в «Леруа». Мелкий декор — «Фикспрайс», «Синсей».

Третья студия до ремонта
Третья студия до ремонта
Так выглядел коридор в ней
Так выглядел коридор в ней
1/2
Третья студия до ремонта

Что бы я изменила в своем ремонте

В одной из студий я бы заменила жидкие обои. Взяла бы таким же оттенком, но вариант подороже, так как мне не понравилось, как они легли на стену: края у них получились какими-то жесткими, что крайне неудобно при подрезании углов. Вообще их фишка, что если ты в чем то накосячил, то сделал пшик водой и разгладил, но в этом варианте этот вид обоев не позволял сделать даже мелкую царапину и заретушировать ее.

Также, наверное, я бы лучше использовала во всех проектах ванную, пускай даже небольшую, так как в студиях санузел буквально 2 м², но именно ванная мне кажется удобнее любой душевой.

А так в целом я довольна своими проектами, подбором мебели и декора, акцентами и той обстановкой, которую я хотела бы видеть в каждой студии, ведь они все получились абсолютно разными по стилю.

Третья студия после ремонта
Третья студия после ремонта
В ней преобладают нейтральные цвета
В ней преобладают нейтральные цвета

Интернет-ресурсы, которые я использовала для вдохновения

Начинала я с изучения разного рода курсов дизайнеров интерьера — тех, что были доступны бесплатно. На платный не было бы времени, мне нужны были быстрые знания.

Один совет запомнился от дизайнера очень ярко: что розетки нужно делать чуть ли не через каждые 20 см по периметру. Забавно, конечно. Не знаю, как это на практике.

Далее я узнала про хоумстейджинг и флиппинг и начала более углубленно изучать эти темы. Прошла три курса хоумстейджинга и также отдельный курс по декорированию.

А так на начальном этапе помогало смотреть живые интерьеры маленьких квартир в интернете. Раньше не знала про «Пинтерест», забивала в поиске «дизайн интерьера студии», смотрела и подгоняла под свою реальность. Плюс отталкивалась от того, что предлагала «Икея»: бюджетные, но симпатичные варианты.

Помогала также насмотренность работ коллег по хоумстейджингу. На момент 2020 года я состояла в сообществе, где могла черпать вдохновение, советоваться с практикующими людьми и изучать доступные материалы. Работы Натальи Коротковой, Ирины Чу, Евгении Кузьминых, Ирины Харламовой, Нелли Боженко, Ирины Панчуковой, Мари Макушевой, блог «Блондинка в ремонте», «Миллион на ремонте» — все они помогали мне развивать насмотреность и не сдаваться.

Санузел в третьей студии после ремонта
Санузел в третьей студии после ремонта
1/2
Санузел в третьей студии после ремонта
Санузел в третьей студии после ремонта

Материалы по организации пространства тоже были в помощь. Я поглощала всю информацию, что находила в интернете. Я скачивала много картинок в подборку и по ходу обучения дополняла их коллажами. Курсов по декору на тот момент работы со студиями я еще не проходила, поэтому подбор декора делала интуитивно, исходя из правил расстановки акцентов. 60-30-10 — таково правило распределения цвета в интерьере, но я его постоянно нарушаю.

Да, в процессе обучения и получения знаний и опыта мне кажется, что у меня начали получаться более «правильные» интерьеры. Но дух бунтарства во мне жив, и иногда мне-таки хочется ляпнуть какой-нибудь яркий предмет, чтобы порадовать глаз.

Но не стоит забывать, что я делаю интерьеры для продажи, потому моя задача — сделать так, чтобы нравилось большему числу потенциальных покупателей.

РедакцияРасскажите, сколько денег ушло на ваш ремонт, и покажите результат: