Сколько стоит организовать ролевую игру

И почему в них дорого участвовать
19
Сколько стоит организовать ролевую игру
Аватар автора

Мария Эльзенбах

5 лет помогает организовывать игры

Страница автора

В 2015 году в вузе мои друзья основали ролевой клуб, где устраивали игры по мотивам фэнтези, компьютерных игр или исторических эпох.

В аудиториях вуза они создавали подходящий антураж — например, салуна на Диком Западе, космического корабля из «Звездных войн» или эльфийского леса. А мы одевались в костюмы волшебников, рыцарей и персонажей книг. Во время игр махали волшебными палочками, бились на мечах или варили так называемые зелья. И каждый стремился выполнить свою цель, например обезвредить врагов и не умереть самому. Все это называлось ролевыми играми живого действия.

Бывают еще словесные и настольные ролевые игры. К первым ближе всего «Мафия», а ко вторым относятся, например, «Подземелья и драконы». И там, и там нужно просто описывать свои поступки или ходить фишками по игровому полю. О таких играх в статье я говорить не буду.

Пять лет назад я пришла поддержать друзей, но так увлеклась ролевками, что с тех пор постоянно в них участвую. Мои друзья по-прежнему устраивают игры, но уже не в университете. А я много знаю об организации игр, потому что близко с ними общаюсь.

Расскажу, какие бывают игры живого действия, сколько стоит их организовывать и почему игроки должны платить за участие в выездной игре не меньше 3000 ₽.

Какие бывают игры живого действия

Игры живого действия бывают полевые и кабинетные. Первые еще называют полевками: они проходят под открытым небом — в поле или лесу. Длится такая игра от восьми часов до нескольких суток. А участвуют в ней от 30 человек. Я слышала, что есть и очень масштабные игры, до 1000 участников.

Для кабинетных игр, или кабинеток, нужно помещение: вузовская аудитория, из которой убирают парты, блок общежития или зал антикафе. В таких играх обычно до 30 участников, а длятся они 2—8 часов. Пока мы учились, клуб моих друзей специализировался на кабинетках. Он до сих пор существует, но им руководят другие студенты.

А друзья сейчас делают игры только для нашей узкой компании. У них получается что-то среднее между кабинетками и полевками, но ближе к первым. Для игр они снимают коттедж или вывозят нас в лес. Игра длится от шести часов до трех суток. Про такие игры я и буду рассказывать дальше в статье.

Ролевку по компьютерной игре «Скайрим» проводили в лесу. Чтобы создать помещения внутри леса, натягивали тенты и крепили нетканый материал
Ролевку по компьютерной игре «Скайрим» проводили в лесу. Чтобы создать помещения внутри леса, натягивали тенты и крепили нетканый материал
А в этой гостиной в коттедже организовали зал Хогвартса. Источник: Airbnb
А в этой гостиной в коттедже организовали зал Хогвартса. Источник: Airbnb

Как устроена игра

Игровой мир. Ролевая игра разворачивается в воображаемом мире — он называется сеттингом, что переводится с английского как «окружение», «оформление». Обычно игры создают по реальным историческим событиям и эпохам, например Средневековью. Или на базе уже существующего фантастического мира — «Гарри Поттера», «Властелина колец», «Игры престолов».

Иногда в одной игре соединяют несколько разных миров. Как-то у нас была игра «Бэнг» о Диком Западе. Там встретились герои классических вестернов «Хороший, плохой, злой» и «За пригоршню долларов». А еще был Джанго из фильма «Джанго освобожденный» и мистер Фест из «Человека с бульвара Капуцинов».

Реже автор игры придумывает мир с нуля. У нас есть игра «Дейлгард» с выдуманным Королевством Знаков.

Правила. В игре есть игровые механики — это правила, по которым происходят важные действия: убийство, применение заклинаний, воровство, бой, секс.

Например, недавно у нас была игра по вселенной «Скайрима». Бой там проходил на бутафорских мечах. А в ролевке о богах Олимпа — через карточную игру. В «Гарри Поттере» мы боролись с помощью заклинаний и волшебных палочек. Чтобы парализовать противника, нужно было взмахнуть палочкой в определенной последовательности — допустим, влево, вправо и по диагонали.

Есть игры, в которых мы готовили так называемые зелья. Обычно для этого приносили ведущему бумажки с названиями ингредиентов. А в «Гарри Поттере» делали химическую реакцию из настоящих реагентов, как на уроках химии в школе.

В игре по «Скайриму» мечи были ларповыми, то есть искусственными и сделанными специально для LARP — так называют на Западе игры живого действия
А стреляли мы из луков, но у стрел были мягкие наконечники, чтобы никого не травмировать
На уроке зельеварения мы смешивали разные ингредиенты. Если получалась правильная химическая реакция, зелье считалось готовым

Ведущий. В любой игре есть мастер, или ведущий, — он самый главный и следит, как идет игра. Часто он же и есть автор игры. Если игроков десятки, одному мастеру за ними не уследить, тогда их бывает двое или трое.

Мастер рассказывает участникам про игровой мир, механики и поясняет, что происходит в момент игры. Например, вводная к игре «Как приручить дракона» звучала так: «Вы викинги, которые недавно приручили драконов. Для вас они разумные существа, но другие племена считают их злыми и кровожадными. Вы устраиваете большой пир, чтобы наладить дипломатические отношения. На него приедут представители трех племен. От итогов пира будут зависеть дальнейшие отношения с соседями».

На некоторых играх мастер в образе, то есть это тоже персонаж со своими особенностями. Но, в отличие от обычного героя, его нельзя убить. Эта мастер — бард Лизетта в игре по «Скайриму»
На некоторых играх мастер в образе, то есть это тоже персонаж со своими особенностями. Но, в отличие от обычного героя, его нельзя убить. Эта мастер — бард Лизетта в игре по «Скайриму»

Роли игроков. У каждого игрока есть роль. Я бывала и богиней Артемидой, и пятилетней девочкой, и бабулей, и жрицей бога огня и много кем еще.

Роли распределяет мастер и дает каждому игроку квенту — документ с описанием героя, его характера и социальных связей.

Пример квенты для игры в стиле магического детектива
Пример квенты для игры в стиле магического детектива

Перед небольшими играми, до шести часов, мастер раздает квенты на месте. Обычно описание помещается на лист A4. А перед длительными рассылает заранее, чтобы участники могли подготовиться. Ведь там квенты бывают и на четыре листа.

Иногда в больших играх участники сами частично прописывают свои квенты. В последней игре по «Скайриму» мастера прописали, что мой персонаж — некромант, который работает на правительство. А его цель — помочь найти убийцу императора, чтобы избавиться от кабальной работы. Остальное я придумала сама: его характер, расу, семейное положение и отношение к другим героям.

Квента — не сценарий игры, а просто базовая информация о персонаже. Так что манеру поведения, речь и движения игроки тоже всегда придумывают сами. Но вот я не очень хорошая актриса: в моих героях легко узнать меня саму. Любая стерва или сильная женщина в моем исполнении мягче, чем нужно.

А здесь мы ученицы Хогвартса и изучаем заклинания
А здесь мы ученицы Хогвартса и изучаем заклинания
Я в роли Артемиды на кабинетке об олимпийских богах
Я в роли Артемиды на кабинетке об олимпийских богах

Цели игроков. В ролевой игре у каждого игрока есть цели — то, чего он должен добиться к концу игры. Они прописаны в квенте.

Некоторые цели влияют на исход игры. Например, грядет апокалипсис, и один игрок должен предотвратить его, а другой — катализировать. Третий и четвертый помогают первому или второму. А остальные задействованы в других глобальных сюжетных ветках. Допустим, в мире еще идет война. Цель одних игроков — победа красных, вторых — выигрыш белых, а третьи вообще хотят решить вопрос без войны.

Чем закончится игра, зависит от игроков. Вот в ролевке по «Скайриму» за власть боролись несколько кандидатов. Перед игрой мастера в шутку сделали ставки, кто в итоге станет императором. Никто не угадал: трон получил соискатель, на которого никто из организаторов не рассчитывал.

А есть и менее глобальные, личные цели: добиться взаимности другого персонажа, собрать коллекцию предметов, выиграть конкурс красоты. В игре про зомби-апокалипсис я была маленькой девочкой и должна была найти торт и убежать от зомби. А в «Как приручить дракона» мне нужно было помогать отцу во всем, о чем он попросит.

Чтобы достичь целей, игрок собирает союзников, обманывает врагов, закрывает сделки. Важный предмет, информация или сверхспособность обычно есть у кого-то другого — приходится договариваться. Допустим, цель игрока — расследовать убийство. Самый простой способ — поговорить с духом покойного и узнать, кто его застрелил. Но персонаж не умеет общаться с умершими — ему нужна помощь героя-некроманта.

Цели моего персонажа из игры по «Гарри Поттеру»
Цели моего персонажа из игры по «Гарри Поттеру»

Неигровые персонажи. У мастера есть помощники — игротехники, или неигровые персонажи. Они отвечают на вопросы участников по сюжету, чтобы разгрузить мастера. Или по просьбе мастера помогают игрокам с предметами и информацией. Например, во многих играх есть персонаж трактирщик. К нему приходят, чтобы узнать последние сплетни или купить редкий товар.

В играх бывают локации с испытаниями: там надо сразиться с монстром или пройти по лабиринту, чтобы получить награду. За каждой такой локацией тоже закреплен игротехник. Обычно он и есть монстр — сражается с игроками и одновременно следит, как они справляются с заданиями.

Если игра масштабная, то игротехников много. Например, в «Скайрим» играл 31 человек. Там было 3 мастера и 11 игротехников.

Дальше я пошагово расскажу, что надо сделать, чтобы организовать ролевую игру.

Это хозяйка трактира — неигровой персонаж в игре по книгам Терри Пратчетта
Это хозяйка трактира — неигровой персонаж в игре по книгам Терри Пратчетта
Еще один игротехник — в роли монстра на игре по «Скайриму». С ним сражались игроки в одной из локаций. Если побеждали, получали сокровища
Еще один игротехник — в роли монстра на игре по «Скайриму». С ним сражались игроки в одной из локаций. Если побеждали, получали сокровища
Шаг 1

Посчитать количество участников

Первым делом мастера прикидывают количество игроков. От этого зависит, сколько потом сделают сюжетных веток. Если участников 30, то 20 линий сюжета ни к чему.

В университете на игры мы записывались в группе во «Вконтакте» — сейчас клуб тоже так работает. За две недели до игры там публикуют объявление. Участники записываются через «Гугл-таблицы», а за три дня до игры подтверждают участие: пишут напротив своей фамилии, что точно придут.

Поучаствовать в игре может любой, кто успел записаться. Иногда участников слишком много — 40—60 человек. Тогда их делят на группы и одну и ту же кабинетку параллельно играют в разных аудиториях.

А мои друзья проводят свои нынешние ролевки в лесу или коттедже — там больше места, чем в аудитории университета. Одновременно играют 20—35 человек.

За 4—6 месяцев до игры мастера сообщают нам примерные даты и тему игры — лично или в дружеских чатах. Когда желающих достаточно, создают отдельную группу во «Вконтакте» или чат в «Телеграме» — там потом пишут точную информацию и распределяют квенты.

Шаг 2

Написать игру

Игру пишут мастера. Они продумывают тему, время и место действия, прописывают все сюжетные линии и прикидывают их развитие. Они же планируют основные игровые события. Например, что через час после старта начинается пир, а через два — выборы короля.

Одновременно мастера пишут квенты и продумывают игровые механики. Они зависят от темы и помещения. Допустим, для полевки по Средневековью бой на мечах уместен, а для кабинетки по Дикому Западу в общежитии — не очень.

Игру для 20 человек мастера пишут за 3—6 месяцев. Но я слышала, что, если ролевка крупнее, на сотни участников, понадобится около года.

Шаг 3

Найти локацию

Для кабинеток обычно хватает одного помещения. В университете с этим было легко: мы просто бронировали несколько аудиторий через вузовскую администрацию. Сдвигали парты к стене и раскладывали игровые материалы.

После выпуска из университета нашим мастерам приходилось искать локации порой по несколько месяцев. Например, игру про магический замок мы проводили в коттедже одного из организаторов. Персонажи жили в импровизированных комнатах-башнях, и игроки сами продумывали для них декорации: драпировали мебель разноцветной тканью и добавляли предметы для антуража.

Пока шла игра про замок, коттедж мастера был уставлен черепами, свечами, свитками и картами таро
Пока шла игра про замок, коттедж мастера был уставлен черепами, свечами, свитками и картами таро

А для игры по «Гарри Поттеру» пришлось снять коттедж побольше. При выборе организаторы смотрели на стоимость аренды, планировку и старались уложиться в 60 000 ₽ за три дня и две ночи. Нас было 16 человек, включая игротехников и мастера. Больше 5000 ₽ никто из нас бы не внес, и это включая питание. А по планировке нужен был просторный двор, большая гостиная и много спален — чтобы участники не спали друг на друге.

В итоге мастера выбрали дом в Истринском районе Подмосковья, в 19 километрах от Мкада. Нашли его через Airbnb. Аренда с пятницы по воскресенье обошлась в 47 600 ₽, из них 27 000 ₽ была предоплата.

47 600 ₽
мы заплатили за три дня аренды дома для игры по «Гарри Поттеру»

Вообще, коттедж не был похож на Хогвартс. Судя по сауне, банкетному залу и караоке, обычно его арендовали для вечеринок. Но по планировке он подходил идеально: там была большая гостиная и десять спален. Из гостиной мастера сделали большой зал Хогвартса, из холлов — игровые кабинеты, а из нескольких спален — тайные локации, которые участники открывали в ходе игры. В остальных комнатах мы спали, а во дворе играли в квиддич.

Расписание получилось такое: в пятницу утром — заезд, украшение локаций и отдых. В субботу с утра и до вечера — игра. А в воскресенье — завтрак, сборы и выезд.

Так мы украсили гостиную. Гирлянды и флаги с «Алиэкспресса» превратили ее в общий зал Хогвартса
Так мы украсили гостиную. Гирлянды и флаги с «Алиэкспресса» превратили ее в общий зал Хогвартса
В этом коттедже у нас была игра по «Гарри Поттеру». Источник: Airbnb
В этом коттедже у нас была игра по «Гарри Поттеру». Источник: Airbnb
А это наш матч по квиддичу во дворе дома
А это наш матч по квиддичу во дворе дома

Для полевок нужны лесные полигоны. В лесу мы играли в Lost, «Как приручить дракона», «Ведьмака» и «Скайрим».

Ищет полигон так называемый АХЧ — доброволец, ответственный за административно-хозяйственную часть. Примерно за полгода он расспрашивает знакомых про полигоны или выбирает из тех, где уже проводили игры. Смотрит на удаленность от Москвы, можно ли найти вокруг ветки для дров и есть ли рядом колонки или источники питьевой воды. Плюс для АХЧ важен тип леса: лучше всего подходит сосновый — там сухо и больше дров. А в лиственном дров мало и клещи.

Еще АХЧ прикидывает размер полигона. Например, на игре по «Скайриму» нас было 45, включая мастеров и игротехников. Так что маленький бы не подошел. А в Lost участвовало всего 15 человек, и полигон был поменьше.

Игра по «Скайриму» на лесном полигоне
Игра по «Скайриму» на лесном полигоне

Чтобы мы поиграли в лесу, АХЧ договаривается с лесничеством. Звонит туда и спрашивает разрешение разжигать костры, заготавливать дрова и устанавливать «стены» из нетканых материалов. Платить за пребывание на полигоне не нужно.

Обычно игры проходят в выходные. В среду или четверг мастера оборудуют туалеты и места для костра и отдыха. Еще подготавливают пространство для испытаний. На одной игре нам предстояло перелезать через веревки и искать клады. Когда мы приехали, веревки были уже натянуты, а клад закопан.

В кабинетных играх хозяйственных расходов не бывает: мы платим только за аренду помещения, а спальные места, стены и посуда там уже есть. С полевыми сложнее: все нужно покупать и привозить. Это как минимум доски и гвозди, чтобы сделать хотя бы столешницы для обеда. Плюс расходники для строительства и костра: веревки, скобы, спички, жидкость для розжига, гвозди, шурупы, батарейки, скотч, рабочие перчатки. Бытовые расходники: мыло, жидкость для мытья посуды, губки, репелленты. И всякая утварь: кастрюли, половники, тазики и ведра.

Еще у нас всегда есть запас на непредвиденные расходы — около 5000 ₽. Если его не тратят, остаток возвращают игрокам. Но обычно он уходит полностью. А вся хозяйственная часть обходится в 20 000—25 000 ₽, и купленных вещей хватает на несколько игр.

Хозяйственные расходы на игру по «Скайриму» — 24 760 ₽

Запас на непредвиденные расходы4500 ₽
36 плит ДВП, 2 × 1 м3600 ₽
Нетканый материал, 200 м3260 ₽
Расходники для строительства и костра3000 ₽
2 костровых набора2000 ₽
Аптечка2000 ₽
Бытовые расходники1700 ₽
4 ведра1500 ₽
2 топора1000 ₽
Лопата1000 ₽
2 тазика для мытья посуды600 ₽
2 половника300 ₽
Полиэтиленовая пленка для кухни, 3 × 10 м200 ₽
2 зеркала для умывальников100 ₽

Хозяйственные расходы на игру по «Скайриму» — 24 760 ₽

Запас на непредвиденные расходы4500 ₽
36 плит ДВП, 2 × 1 м3600 ₽
Нетканый материал, 200 м3260 ₽
Расходники для строительства и костра3000 ₽
2 костровых набора2000 ₽
Аптечка2000 ₽
Бытовые расходники1700 ₽
4 ведра1500 ₽
2 топора1000 ₽
Лопата1000 ₽
2 тазика для мытья посуды600 ₽
2 половника300 ₽
Полиэтиленовая пленка для кухни, 3 × 10 м200 ₽
2 зеркала для умывальников100 ₽
Шаг 4

Купить реквизит

Для любой игры нужен реквизит. В студенчестве мы часто ограничивались недорогими тканевыми гобеленами — например, когда организовывали игру про богов Олимпа. Сейчас организаторы за три месяца составляют список необходимых вещей и заказывают их в интернете. Расскажу о тратах на реквизит на примере игр по «Гарри Поттеру» и «Скайриму».

Для «Гарри Поттера» мы много чего заказали на «Алиэкспрессе». Это флаги с символикой факультетов Хогвартса, галстуки для участников, волшебные палочки, мячи для метания и металлические кольца для квиддича. Метлы купили в канцелярском интернет-магазине «Указка». Склянки и ингредиенты для зелий — в аптеке, набор реагентов для химических опытов — в детском магазине, а продукты и медовуху — в «Ашане».

Еще нам понадобился живой реквизит — для урока по уходу за магическими существами. На «Авито» мы купили двух палочников по 300 ₽. А двух хомяков нам подарили в зоомагазине: мы хотели их купить, но консультанты были рады пристроить их и бесплатно, в добрые руки. Потом после игры двое участников забрали их себе.

На этой игре мастера правильно рассчитали количество реквизита и ничего докупать не пришлось.

Реквизит на игру по «Гарри Поттеру» обошелся в 13 258 ₽

16 волшебных палочек6022 ₽
Склянки и ингредиенты для зелий1383 ₽
12 галстуков студентов Хогвартса1331 ₽
5 метел1182 ₽
4 флага для оформления зала920 ₽
2 палочника600 ₽
Набор реагентов560 ₽
4 мяча для метания440 ₽
4 л медовухи420 ₽
4 кольца для квиддича400 ₽
2 хомяка0 ₽

Реквизит на игру по «Гарри Поттеру» обошелся в 13 258 ₽

16 волшебных палочек6022 ₽
Склянки и ингредиенты для зелий1383 ₽
12 галстуков студентов Хогвартса1331 ₽
5 метел1182 ₽
4 флага для оформления зала920 ₽
2 палочника600 ₽
Набор реагентов560 ₽
4 мяча для метания440 ₽
4 л медовухи420 ₽
4 кольца для квиддича400 ₽
2 хомяка0 ₽
Мы не знали, что делать с палочниками после игры, и просто выпустили их на дерево во дворе. С тех пор живой реквизит не покупаем
Мы не знали, что делать с палочниками после игры, и просто выпустили их на дерево во дворе. С тех пор живой реквизит не покупаем
На «Алиэкспрессе» продавались галстуки всех факультетов Хогвартса. После игры мы оставили их себе на память. Источник: «Алиэкспресс»
На «Алиэкспрессе» продавались галстуки всех факультетов Хогвартса. После игры мы оставили их себе на память. Источник: «Алиэкспресс»
Флаги Хогвартса тоже были в изобилии. Источник: «Алиэкспресс»
Флаги Хогвартса тоже были в изобилии. Источник: «Алиэкспресс»
До игры каждый выбрал себе волшебную палочку. Повторяющихся не было
До игры каждый выбрал себе волшебную палочку. Повторяющихся не было

Реквизита на лесную игру по «Скайриму» было больше. Мастера и игротехники сами делали для нее монеты из гипса и глины, а потом красили золотой, серебряной и бронзовой красками. Покупали их в канцелярском магазине. Еще они вырезали из дерева рунные камни и выжигали на них знаки.

На игре были персонажи-алхимики — для них пришлось покупать дополнительные колбы, а реагенты остались еще с игры по «Гарри Поттеру». А персонажам-кузнецам понадобились гипс, пассатижи и проволока. Кузнецы делали маленькие модели оружия, а потом обменивали их на игровые мечи и кинжалы с «Алиэкспресса».

На «Алиэкспрессе» мы заказали и 50 теннисных мячей — ими моделировали урон от заклинаний. Там же закупили искусственные цветы и травы и разбросали по локации. Участник, который их находил, мог обменять их на деньги или ценный товар.

Руны для игры мастера и участники вырезали по выходным несколько недель
Руны для игры мастера и участники вырезали по выходным несколько недель
Искусственные растения для игры по «Скайриму» брали на «Алиэкспрессе»
Искусственные растения для игры по «Скайриму» брали на «Алиэкспрессе»
Там же заказали игровые мечи. Источник: «Алиэкспресс»
Там же заказали игровые мечи. Источник: «Алиэкспресс»

Но дороже всего обошлась электроника. Например, на игре был маятник: на веревках висели пенопластовые шары, которые якобы двигались сами, а на самом деле их раскачивали автоматические моторы. Игроки должны были пройти между деревьями, не задев маятник.

Еще мы искали клад. Перед нами стояли семь картонных коробок-гробниц со свечами. Мы должны были решить логическую загадку и зажечь свечи только на двух гробницах. На них были датчики температуры: когда свеча загоралась и температура росла, за коробками открывалась автоматическая дверь.

В другой локации мы управляли роботом-пауком, который стрелял мягкими пулями. Он уже был у кого-то из организаторов, так что покупать не пришлось. Чтобы открыть одну из дверей, мы сбивали пулями из робота картонку, подвешенную на веревке. Целились с помощью пульта управления. А на картонке был закреплен датчик удара. Когда ее сбивали, активировался механизм на двери и она открывалась.

Все это программировала одна из мастеров. Мы заказали для нее на «Алиэкспрессе» десять одноплатных компьютеров «Ардуино Уно», датчики и провода. Еще она попросила какие-то модули, электронные брелоки и тактовые кнопки.

Перед игрой мастера и игротехники помогали собирать электрические цепи: соединяли компьютеры с датчиками, припаивая провода. В процессе выяснили, что многого не хватает. Звонили игрокам и просили привезти это из города, а потом отдавали деньги. Всего вышло на 12 000 ₽ — ровно такая сумма и была заложена в бюджете на непредвиденный реквизит.

Реквизит для игры по «Скайриму» обошелся в 48 459 ₽

Дополнительный реквизит12 000 ₽
Игровое оружие с доставкой7376 ₽
Краска, скотч, гипс, клей и глина для монет6362 ₽
Проволока, гипс, клей, крафтовая бумага для кузницы, доспехов, замков6070 ₽
10 одноплатных компьютеров «Ардуино Уно» и провода к ним2484 ₽
50 теннисных мячей2228 ₽
224 колбы для опытов2151 ₽
8 сервомоторов1943 ₽
100 искусственных цветов1749 ₽
Пауэрбанк для зарядки электроники1660 ₽
RFID-модуль и ключи1276 ₽
3 датчика: жестов, температуры и удара1110 ₽
Провода для пайки960 ₽
Пенопластовые шары420 ₽
Тактовые кнопки390 ₽
10 магнитных брелоков (RFID)280 ₽

Реквизит для игры по «Скайриму» обошелся в 48 459 ₽

Дополнительный реквизит12 000 ₽
Игровое оружие с доставкой7376 ₽
Краска, скотч, гипс, клей и глина для монет6362 ₽
Проволока, гипс, клей, крафтовая бумага для кузницы, доспехов, замков6070 ₽
10 одноплатных компьютеров «Ардуино Уно» и провода к ним2484 ₽
50 теннисных мячей2228 ₽
224 колбы для опытов2151 ₽
8 сервомоторов1943 ₽
100 искусственных цветов1749 ₽
Пауэрбанк для зарядки электроники1660 ₽
RFID-модуль и ключи1276 ₽
3 датчика: жестов, температуры и удара1110 ₽
Провода для пайки960 ₽
Пенопластовые шары420 ₽
Тактовые кнопки390 ₽
10 магнитных брелоков (RFID)280 ₽
Робот-паук двигался и стрелял игрушечными снарядами, как в пистолетах-нерфах
Робот-паук двигался и стрелял игрушечными снарядами, как в пистолетах-нерфах
Автоматические элементы в локациях «Скайрима» программировали на одноплатных компьютерах «Ардуино Уно». Источник: «Алиэкспресс»
Автоматические элементы в локациях «Скайрима» программировали на одноплатных компьютерах «Ардуино Уно». Источник: «Алиэкспресс»
Шаг 6

Заказать транспорт

До локаций в Москве каждый добирается сам. Но если играем за городом, удобнее арендовать автобус или взять несколько такси. А на лесные полигоны мы обычно едем на пригородных электричках. Только мастера привозят реквизит на такси или автобусе.

Чтобы выехать на игру по «Гарри Поттеру», вы встречались у станции Ховрино — там жили мастера и там же лежали реквизит и продукты. Организаторы вызвали нам пять такси, и мы полтора часа ехали на них до коттеджа. Такси обошлись в 5700 ₽. А чтобы добраться обратно, мы арендовали автобус через «Юду». Он стоил 4364 ₽. На весь транспорт для участников организаторы потратили 10 064 ₽.

10 064 ₽
организаторы потратили на транспорт для участников игры по «Гарри Поттеру»

На лесные игры мы всегда добирались на электричках. В студенчестве большинство из нас жило в общежитии в Одинцове, поэтому полигон был тоже в западном Подмосковье, недалеко от станции Раздоры. Мы ехали от Одинцова до станции Рабочий поселок, там пересаживались на другую электричку и еще 15 минут шли пешком до полигона. Не помню, сколько тогда стоила дорога в одну сторону, но сейчас она бы обошлась в 48 ₽.

А последняя игра, по «Скайриму», была в районе станции Хотьково на северо-востоке Подмосковья. Мы добирались туда 1 час 20 минут на электричке от Ярославского вокзала. Билет в одну сторону стоил 168 ₽. Но дорогу на «Скайрим» и обратно мы оплачивали сами, она не входила в бюджет игры. Там были учтены только расходы на такси, на котором мастера везли в лес реквизит. Вышло 5000 ₽.

Организаторы оплачивали транспорт из бюджета игр — как он формируется, я расскажу дальше.

Шаг 7

Продумать питание

На играх мы все вместе завтракаем, обедаем и ужинаем. Готовим сами: на каждый прием пищи 2—3 человека отвечают за еду и мытье посуды.

Продукты мы заранее закупаем в московском «Ашане» и привозим с собой — вдруг возле локации не будет супермаркета. Алкоголь и сигареты каждый покупает для себя, если нужно, в общий бюджет они не входят. Чтобы ничего не забыть, мастера составляют меню и список продуктов. Принципов два: вкусно и удобно для приготовления.

На «Гарри Поттера» мы ехали на три дня и две ночи в составе 16 человек, включая мастеров и игротехников. Количество продуктов прикинули из расчета, что на каждого нужно 400—500 г шашлыка, 200 г мяса для запекания, 0,5 пачки макарон и так далее. Все продукты я перечислять не буду, но шашлыка вышло 8 кг, мяса для запекания — 6 кг, куриных грудок — 1,5 кг, спагетти — 2 кг. Из овощей мы купили 2 кг картофеля, 2 кг огурцов и 2,5 кг помидоров. Для завтраков взяли 70 яиц, 2,5 кг сыра, 4,5 кг колбасы и 3 кг сладостей. За все мы отдали 17 759 ₽. Но в итоге почти все мясо для запекания увезли домой.

На игре по «Скайриму» нас было 45 человек вместе с организаторами. Участники играли в выходные, но организаторам, которые приехали в среду и четверг, тоже нужно было что-то есть. Так что меню получилось почти на пять дней, но готовили мы на кострах, и оно получилось скромнее, чем на «Гарри Поттере». Например, из мясного мы брали только тушенку, курицу, колбаски и ветчину в банках. Из овощей — квашеную капусту и консервированные заготовки. На гарнир делали макароны, лапшу быстрого приготовления, рис или картофель. Так что дней и участников было больше, а продукты обошлись в 26 883 ₽.

Меню на три дня для игры по «Гарри Поттеру»

Обед, пятницаЗакуска в лаваше
Ужин, пятницаШашлык с овощами и картошкой
Завтрак, субботаШведский стол: бутерброды, круассаны, вареные яйца, йогурт, мюсли, фрукты, помидоры, зелень
Обед, суббота«Английский» салат с курицей, фасолью, кукурузой, корнишонами, сыром, сухариками
Ужин, субботаЗапеченное мясо со спагетти
Завтрак, воскресеньеЯичница с колбасой и остатки прошлого завтрака
Обед, воскресеньеКотлета с кускусом
ПерекусыАрахис, колбаса, сыр, попкорн, «Доширак», чипсы, сладкое, чай

Меню на три дня для игры по «Гарри Поттеру»

Обед, пятницаЗакуска в лаваше
Ужин, пятницаШашлык с овощами и картошкой
Завтрак, субботаШведский стол: бутерброды, круассаны, вареные яйца, йогурт, мюсли, фрукты, помидоры, зелень
Обед, суббота«Английский» салат с курицей, фасолью, кукурузой, корнишонами, сыром, сухариками
Ужин, субботаЗапеченное мясо со спагетти
Завтрак, воскресеньеЯичница с колбасой и остатки прошлого завтрака
Обед, воскресеньеКотлета с кускусом
ПерекусыАрахис, колбаса, сыр, попкорн, «Доширак», чипсы, сладкое, чай

Меню на пять дней для игры по «Скайриму»

Обед, средаБутерброды
Ужин, средаКурица в беконе и лаваш
Завтрак, четвергПоходный омлет с помидорами
Обед, четвергКвашеная капуста и колбаски
Ужин, четвергРис в пакетиках с консервированной рыбой
Завтрак, пятницаЧай и бутерброды со сливочным сыром, консервированной ветчиной, кабачковой икрой
Обед, пятницаСуп-лапша с курицей и плавленым сыром
Ужин, пятницаПоходная карбонара: макароны с соусом из яиц и консервированной ветчины
Завтрак, субботаЛапша быстрого приготовления и сосиски
Обед, субботаКускус с тушенкой и консервированными овощами
Ужин, субботаПеченный в фольге картофель с сыром и тушенкой
Завтрак, воскресеньеЛапша быстрого приготовления

Меню на пять дней для игры по «Скайриму»

Обед, средаБутерброды
Ужин, средаКурица в беконе и лаваш
Завтрак, четвергПоходный омлет с помидорами
Обед, четвергКвашеная капуста и колбаски
Ужин, четвергРис в пакетиках с консервированной рыбой
Завтрак, пятницаЧай и бутерброды со сливочным сыром, консервированной ветчиной, кабачковой икрой
Обед, пятницаСуп-лапша с курицей и плавленым сыром
Ужин, пятницаПоходная карбонара: макароны с соусом из яиц и консервированной ветчины
Завтрак, субботаЛапша быстрого приготовления и сосиски
Обед, субботаКускус с тушенкой и консервированными овощами
Ужин, субботаПеченный в фольге картофель с сыром и тушенкой
Завтрак, воскресеньеЛапша быстрого приготовления
Шаг 8

Посчитать расходы и собрать взносы

Максимум за три месяца до игры мастера считают, во сколько она обойдется. Делят итоговую сумму на количество участников и собирают со всех поровну. Иногда — двумя частями, например чтобы внести залог за коттедж.

За свою работу мои друзья денег не берут, ведь стараются для своей узкой компании и ради удовольствия.

Наши организационные расходы на игры по «Скайриму» и «Гарри Поттеру»

«Скайрим»«Гарри Поттер»
Локация24 700 ₽47 600 ₽
Реквизит48 470 ₽13 258 ₽
Транспорт5000 ₽10 064 ₽
Питание26 883 ₽17 759 ₽
Итого105 053 ₽88 681 ₽

Наши организационные расходы на игры по «Скайриму» и «Гарри Поттеру»

Локация
«Скайрим»24 700 ₽
«Гарри Поттер»47 600 ₽
Реквизит
«Скайрим»48 470 ₽
«Гарри Поттер»13 258 ₽
Транспорт
«Скайрим»5000 ₽
«Гарри Поттер»10 064 ₽
Питание
«Скайрим»26 883 ₽
«Гарри Поттер»17 759 ₽
Итого
«Скайрим»105 053 ₽
«Гарри Поттер»88 681 ₽

На игре по «Гарри Поттеру» каждый из 16 участников внес по 5000 ₽. Половину мы сдавали в виде залога за три месяца, а остаток — перед самой игрой. Пусть у нас и дружеская компания, но залог гарантирует, что участник не «сольется» в последний момент. В игре важны все персонажи: от каждого зависит сюжет. Еще суммарно 8800 ₽ внесли за себя организаторы, ведь они тоже ели и жили с нами в коттедже.

На «Скайриме» был 31 игрок, мы сдавали по 3000 ₽, мастера и игротехники — меньше.

Сколько я трачу на костюмы

Перед играми участники сами делают себе костюмы. Для вдохновения читают квенту и изучают первоисточники: книги, сериалы и компьютерные игры, по которым будет ролевка. Или создают образ «из головы». Большую роль играет грим. Особенно когда речь о кросс-поле — это когда играешь персонажа другого пола. Я знаю девушек, которые могут написать методичку о том, как нарисовать правдоподобную бороду.

В студенчестве мы часто приходили на игры в обычной одежде — максимум заворачивались в куски ткани, чтобы походить на греческих богов. А сейчас по-настоящему наряжаемся. Некоторые мои знакомые покупают костюмы в магазинах типа «Донжона» — там продаются товары средневековой тематики: доспехи, оружие, предметы быта. Но там дорого: я видела обычные плащи за 9000 ₽. Дешевле будет в магазинах обычных карнавальных костюмов типа «Артэ», но выглядят они не так правдоподобно.

Аксессуары обычно ищут на «Ярмарке мастеров» и «Алиэкспрессе». Те, кто готов донашивать чужой реквизит, пользуются барахолками во «Вконтакте», такими как «Rolesales — ролевые распродажи», «Косплей-барахолка», «Единый рынок реконструкторов и ролевиков». Но все это тоже недешево: украшения, стилизованные под Средневековье, стоят от 900 ₽ за штуку.

Участница игры «Скайрим» в костюме эльфа — главы Восточной имперской компании. Из аксессуаров у нее накладные уши и рога
Участница игры «Скайрим» в костюме эльфа — главы Восточной имперской компании. Из аксессуаров у нее накладные уши и рога
А это участник игры по книгам Терри Пратчетта. Для роли Смерти он купил маску и обзавелся балахоном
А это участник игры по книгам Терри Пратчетта. Для роли Смерти он купил маску и обзавелся балахоном
Вот такие кольца, ободки и колье продаются на барахолках в соцсетях. Источник: группа Rolesales
Вот такие кольца, ободки и колье продаются на барахолках в соцсетях. Источник: группа Rolesales

Но многим жалко покупать наряды на один раз, и они делают их из того, что есть дома. Я помню участников, которые сооружали меховую накидку вождя из пледа леопардовой раскраски, а одеяние олимпийского бога — из занавески. А из моего подъюбника вышла отличная магическая накидка на голову.

На последнюю игру, по «Скайриму», мама специально шила мне плащ. Для него я купила в магазине тканей три метра бильярдного сукна за 2900 ₽. Еще докупила на «Вайлдберриз» аксессуары. Но только такие, которые потом можно было бы носить каждый день. Например, платье, пояс, серьги, две броши, две сумки и колготки. Отдала 4154 ₽, но не считаю это тратой только на игру.

7054 ₽
я потратила на костюм для игры по «Скайриму»

Делая костюм, я думаю не только о красоте, но и об удобстве. Однажды я поиграла в лесу в туфлях на каблуках и длинной юбке, а потом долго отковыривала грязь с каблуков и отдирала клочки одежды с веток. Больше длинные балахоны я в лес не надеваю. Еще я всегда беру вместительную сумку, чтобы таскать с собой квенту и игровые вещи: деньги, зелья и прочее.

В целом участие в одной игре обходится мне в 3000—8000 ₽. Сюда входит взнос участника и костюм. Но с расчетом, что костюм я потом не выбрасываю, а продолжаю носить его элементы по отдельности.

В специализированном магазине такой плащ стоит 9110 ₽. Источник: «Донжон»
В специализированном магазине такой плащ стоит 9110 ₽. Источник: «Донжон»
А мама сама сшила мне плащ за один вечер
А мама сама сшила мне плащ за один вечер
А это мой костюм для ролевки по компьютерной игре We Happy Few. Я собрала его из вещей, которые у меня уже были
А это мой костюм для ролевки по компьютерной игре We Happy Few. Я собрала его из вещей, которые у меня уже были
Все вещи для костюма по «Скайриму» я купила на «Вайлдберриз». Теперь каждый день ношу их по отдельности
Все вещи для костюма по «Скайриму» я купила на «Вайлдберриз». Теперь каждый день ношу их по отдельности

Коротко о ролевых играх живого действия

  1. Ролевые игры бывают кабинетные и полевые. Первые проходят в помещениях, вторые — в лесу.
  2. Игры делаются на основе вымышленного мира: известной книги, сериала или компьютерной игры.
  3. В играх есть механики — правила, по которым игроки изображают волшебство, смерть, секс и другие действия, которые нельзя осуществить по-настоящему.
  4. У каждого игрока есть роль. Роли распределяет ведущий, или мастер. А подробности о роли расписаны в специальном документе — квенте.
  5. Чтобы организовать игру, нужно сначала посчитать количество участников, продумать сюжет и игровые механики.
  6. Локацию ищут заранее: бронируют коттедж или договариваются, что игра будет дома у мастера. А чтобы провести ролевку в лесу, спрашивают разрешения у лесничества.
  7. Мастера заранее заказывают реквизит, продукты и арендуют автобус. Чтобы на это были деньги, считают все расходы, делят на количество участников и собирают взносы. Обычно это 3000—5000 ₽.
  8. Получив квенты и сдав взносы, участники сами придумывают себе костюмы. Можно купить готовый в специализированном магазине, а можно сделать костюм из вещей, которые уже есть дома.

Мария ЭльзенбахКогда-нибудь участвовали в ролевках? Как вам?