«Пришелец»: трога­тельная уральская фантастика о дружбе с инопланетяни­ном
Поп-культура
3K
Кадры — «K24»

«Пришелец»: трога­тельная уральская фантастика о дружбе с инопланетяни­ном

4
Аватар автора

Никита Демченко

знает, что на Марсе классно

Страница автора

24 октября в российских кинотеатрах вышел новый фильм Ивана Соснина «Пришелец».

Это камерное драмеди, снятое в Свердловской области. Картина рассказывает о жителе глухой деревни, который посылает сигналы в космос и внезапно получает ответ. Перед полноценным прокатом лента попала на ММКФ и кинофестиваль Voices. На смотре в Вологде она получила награду как лучший фильм, а Иван Соснин — как лучший режиссер.

Рассказываем, почему не стоит пропускать уральскую научную фантастику.

Что за «Пришелец»

Дата премьеры: 24 октября 2024 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Иван Соснин
Сценарист: Иван Соснин
В ролях: Максим Стоянов, Алена Мирошникова, Татьяна Голубева-Сумарокова, Сергей Федоров
Жанры: драма, фантастика
Фильмы и сериалы, похожие на «Пришельца»: «Инопланетянин», «Планета Ка-Пэкс», «Секретные материалы»
Продолжительность: 1 час 18 минут
Где смотреть: в российском прокате

🥺 Это история о человеческой жестокости и поиске родственной души

Где-то в белоснежных уральских горах, в небольшой деревушке живет слабослышащий мужчина средних лет по имени Леша. Он сирота. Чтобы как-то заработать на жизнь — купить любимые хлопья, печенье да банку гороха, — он присматривает за лошадями на конюшне.

В остальное время Леша собирает на улице хлам, ухаживает за бабушкой, а также рисует странные круги на полях и сутками пытается поймать радиоволны в надежде на контакт с внеземными цивилизациями. Местные жители, разумеется, потешаются над«дурачком» и его странными увлечениями. Но все внезапно меняется, когда мужчина получает ответ из далеких галактик.

Сигнал принимает маленькая девочка Яна. Не открывая рта, она транслирует мысли в слуховой аппарат Леши и сообщает, что Земля обречена. И что некогда пропавшая мать героя на самом деле жива. Поначалу мужчина все списывает на галлюцинации. Но чем больше времени он проводит с незваной гостьей, тем запутаннее все становится.

Иван Соснин известен как автор доброго народного кино на тему отцов и детей. В «Далеких близких» суровый учитель географии решается вместе с сыном проехать из Хабаровска в Москву, чтобы встретить свою любовь. В недавно вышедшем сериале «Юг» 14-летний подросток пускается в авантюрное путешествие по стране, чтобы найти папу, которого никогда не видел. А в грядущих «Легендах наших предков» журналист вместе с дочерью отправляется в края, почти не тронутые цивилизацией.

«Пришелец» — не излюбленное режиссером роуд-муви, да и действие впервые разворачивается в родной для автора Свердловской области. А вот семейная драма здесь есть. Леша не теряет надежды на встречу с мамой и отчаянно ищет родственную душу, готовую принять его таким, какой он есть, со всеми чудачествами.

С фирменной добротой режиссера на этот раз все сложнее. Финал картины можно считать счастливым, но сентиментальности ждать не стоит. Послевкусие сказка о встрече с внеземным разумом оставляет скорее горькое. Если у Спилберга в «Инопланетянине» дружба с гуманоидом побеждает косность взрослого мира, то у Соснина, ставшего с годами немного жестче, все иначе.

Леша и Яна оказываются бессильны перед общественным гневом. Земная цивилизация нетерпима к инаковости. Единственный выход — сбежать в прекрасное далеко, задаваясь вопросом «Неужели, чтобы жить среди людей, надо проявлять жестокость и силу?».

👽 «Пришелец» — актерский бенефис Максима Стоянова

Один из секретов обаяния «Пришельца» — в игре Максима Стоянова. Сам он выходец из семьи машиниста — отсюда его способность вживаться в роли простых парней.

2024 год стал для карьеры Стоянова прорывным. Небольшие, но запоминающиеся роли во «Фрау» Любови Мульменко и «На автомате» Бориса Акопова. Актерские награды за картины «Филателия» Натальи Назаровой и «Джекпот» Александра Ханта, показанные на крупнейших российских фестивалях.

И вот наконец «Пришелец» — кино, где склонный к эксцентричности актер не позволяет себе лишних эмоций. У молодого постановщика он играет сдержанно и трогательно, иногда только глазами.

Образ Леши Стоянов придумал совместно с режиссером. В интервью Соснин признавался, что предложил актеру написать диалоги специально под него, если тот согласится сняться в картине. «Проект был такой стихийный, сценарий еще дописывался, бюджета почти не было. И мы просто предложили Максу пойти с нами на такую авантюру — прилететь на Урал на 10 дней», — рассказывает режиссер.

Еще один запоминающийся актерский перформанс в «Пришельце» принадлежит юной модели из Калининграда Алене Мирошниковой, которая к своим 10 годам уже успела сняться для Gucci. Продюсер Яна Шмайлова показала режиссеру фотографию Алены и предложила написать историю о ней. Вдохновившись космической внешностью девочки, Соснин сел за сценарий. «Я посмотрел на нее и понял, что она тот персонаж, которому хочется посвятить целый фильм», — вспоминает постановщик.

Второй план у картины не такой звездный, но не менее яркий. Фактически народный. На роли исчезнувшей матери Леши и деспотичного хозяина конюшни Соснин пригласил Василину Маковцеву и Сергея Федорова — актеров частного екатеринбургского «Коляда-театра», с успехом объездившего всю Европу.

Других артистов привозили со всей области: из Каменска-Уральского или, например, Тагила. Так что за уральский дух здесь отвечают не только белые макушки гор, но и люди, запечатленные камерой оператора Ивана Соломатина и его коллег.

🎦 Это яркий и редкий представитель независимого российского кино

После февраля 2022 года компания Ивана Соснина Red Pepper Films, занимающаяся преимущественно съемками рекламы и клипов, оказалась в подвешенном состоянии. Иностранные бренды ушли, а российские заморозили активы. Весь штат фактически остался без работы. Заполнить вакуум решили любимым делом — производством кино. В этот раз свободного от брендов и онлайн-кинотеатров.

Команда задумала выпустить фильм от своей студии, поэтому его бюджет формировался постепенно. Первым вкладом стали снятые с кредиток личные накопления режиссера и его супруги — 600 тысяч рублей. На эти деньги авторы купили билеты актерам и организовали съемки. В процессе работы нашли продюсеров. Ими стали Максим Добромыслов, Наталья Брянцева, Филипп Бобров, Софья Меркулова.

Главной локацией создатели выбрали дом из мусора — реальное здание, о котором Соснин случайно узнал из местной прессы. Башня из бутылок, склянок и досок стала жилищем главного героя, а заодно и центральным образом картины. Как и Лешин дом, это кино представляет собой чудо-конструкцию, появление которой возможно лишь благодаря энтузиазму и вере в собственные силы.

«Пришелец» — наглядный диковинный пример того, как люди собираются вместе и делают что-то не из-за денег, а просто потому, что хотят заниматься творчеством и не сдаваться даже в темные времена. Иными словами, это чудо похлеще гуманоида на заднем дворе.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Никита ДемченкоА какой ваш любимый фильм про пришельцев?
    Вот что еще мы писали по этой теме