За 10 лет я заработал на журналах со знаменитостями 500 000 ₽

И даже продавал постеры за границу
39
За 10 лет я заработал на журналах со знаменитостями 500 000 ₽
Аватар автора

Владимир Гарс

коллекционирует журналы со звездами

Все началось с Леди Гаги: я увидел ее клип, зафанател и купил первый журнал с ее постером.

Это случилось в 2010 году, мне было 12 лет. Я хотел узнать о Гаге все. Я дружил с одноклассницей, которая постоянно покупала подростковые журналы с плакатами звезд. Она сказала, что Гага очень популярна — о ней полно статей в разных изданиях, есть много постеров. На следующий день я устроил забег по газетным киоскам Твери, где тогда жил. Так и родился мой интерес к журналам о знаменитостях.

За два года я накопил огромную коллекцию журналов, постеров и вырезок со статьями. В 14 лет я основал паблик во «Вконтакте», обзавелся клиентской базой и за десять лет заработал на своей коллекции более 500 000 ₽. В статье расскажу, как я искал клиентов, сколько стоят мои материалы и насколько эта тема популярна сейчас.

Где я брал журналы для себя

Покупал в киоске. Первое время я постоянно покупал журналы в киоске у дома, иногда брал один выпуск в нескольких экземплярах. Тогда журнал с плакатами в среднем стоил 50—100 ₽.

Вскоре продавщица меня запомнила и стала откладывать мои любимые издания. Родители спокойно реагировали на такое увлечение и давали карманные деньги. В моей комнате был специальный шкаф с полками под журналы и отдельные папки, где я аккуратно хранил плакаты и вырезки статей.

Некоторые постеры я вешал на стену и менял их каждый месяц. Места было немного, поэтому после покупки нового журнала у меня был ритуал, который я называл «отборочный тур»: я разворачивал понравившиеся постеры на полу и долго выбирал, что повесить в следующем месяце.

Покупал у другого коллекционера. Постепенно я начал увлекаться Рианной, Майли Сайрус, группой Tokio Hotel, Джастином Бибером и другими. Однако не всех можно было найти в российских изданиях.

Но как-то я случайно наткнулся во «Вконтакте» на группу одной девушки из Москвы, которая продавала журналы из Франции, Италии, Америки, Германии и других стран. На фото разворотов я нашел всех нужных исполнителей, почитал в группе отзывы покупателей и в итоге заказал у девушки несколько плакатов, статей и открыток на 1000 ₽. Тогда у меня не было своей банковской карты и приложения, поэтому мы с мамой пошли переводить деньги в отделение Сбера.

С тех пор я постоянно заказывал журналы у той девушки.

Привозил из путешествий. Я покупал журналы во время заграничных путешествий с родителями. Читать издания, например, на тайском или турецком языке я не мог, поэтому брал их домой, просто смотрел картинки, вырывал постеры и складывал в стопку на полке.

Я продолжал собирать коллекцию до 14 лет, а потом мой интерес угас. Помню, как рассказал подруге, которая подсадила меня на эти журналы, что мне надоело их коллекционировать. Она ответила, что давно отвезла свои на дачу, а постеры выбросила. Я удивился, ведь она собирала их дольше меня и потратила не меньше нескольких десятков тысяч рублей. А сам решил, что свою коллекцию точно не выброшу.

Тогда у меня появилась идея продавать журналы и постеры, как делала та девушка из Москвы.

Как я начал зарабатывать на журналах

Моя коллекция была огромной: более 300 журналов, 500 постеров и около 2000 статей. За два года я израсходовал на них не менее 163 000 ₽: на покупку журналов в киоске у дома я тратил 500—800 ₽ в месяц, а на зарубежные издания с учетом пересылки — 4000—6000 ₽. В коллекции в основном были подростковые российские журналы: «Все звезды», «Ровесник», Bravo, Twist, Hello!, ОК!. Но я не группировал издания по названию и дате: всю прессу просто хранил в одной стопке, а плакаты, вырезки статей и открытки — в других.

Как я продал первые материалы. Я сфотографировал некоторые плакаты и статьи и разместил их в подростковых группах о коллекционировании во «Вконтакте». Цены указал такие же, по которым сам раньше покупал у продавцов в группах:

  1. Страница А4 со статьей из русского журнала — 10—15 ₽.
  2. Стандартный плакат А3 из российского журнала — 10—20 ₽.
  3. Страница А4 из зарубежного журнала — 20 ₽.
  4. Большой плакат А2 из российского журнала — 30—40 ₽.
  5. Стандартный плакат А3 из зарубежного журнала — 60—80 ₽.
  6. Большой плакат А2 из зарубежного журнала — 120—150 ₽.

Уже через пару часов одна девушка из Москвы написала, что хочет купить несколько постеров с музыкантом Джаредом Лето.

Постеры стоили около 80 ₽, а весь заказ вместе с доставкой обошелся девушке в 200 ₽. Так как банковской карты у меня еще не было, она перевела деньги на баланс мобильного. В тот же день я отправил ей плакаты в конверте А4.

На нескольких первых заказах я заработал 1000 ₽. Так я понял, что это прибыльное дело, и начал развивать собственную группу во «Вконтакте».

Я сфотографировал некоторые материалы и загрузил их в альбомы. В самом начале я делил альбомы в группе только на российскую и зарубежную прессу
Я сфотографировал некоторые материалы и загрузил их в альбомы. В самом начале я делил альбомы в группе только на российскую и зарубежную прессу
Сейчас делю альбомы по конкретному артисту: так клиентам удобнее искать нужные материалы. Но и общие альбомы тоже остались, поскольку далеко не с каждым артистом у меня целая коллекция. Обложки я создаю сам в бесплатном онлайн-редакторе Canva
Сейчас делю альбомы по конкретному артисту: так клиентам удобнее искать нужные материалы. Но и общие альбомы тоже остались, поскольку далеко не с каждым артистом у меня целая коллекция. Обложки я создаю сам в бесплатном онлайн-редакторе Canva

Как я нашел первых покупателей. Группа была готова, но меня никто не знал как продавца. Приходилось проявлять смекалку и находчивость. Неудобно в этом признаваться, но первых клиентов я уводил у других продавцов. Смотрел комментарии под их постами, в альбомах, писал комментаторам в личные сообщения и предлагал свои материалы. Кто-то меня игнорировал, кто-то сухо отказывался, но были и те, кто присылал списки своих кумиров и просил показать, что с ними есть. Многие стали моими постоянными покупателями.

Я завел тетрадь, записывал в нее никнейм заказчика во «Вконтакте» и сколько денег он мне перевел. Копил заказы неделю, а в субботу шел на почту и отправлял. Доставка всегда была за счет покупателей.

За первый месяц коллекция принесла мне 9000 ₽. Помню, тогда к нам в гости пришли друзья родителей, я радостный забежал в гостиную и заявил, что заработал эти деньги. Отец спросил: «Это за все время, что ты собираешь эти журналы?» Я ответил, что лишь за месяц. Родители и их друзья изумились и похвалили меня — сказали, что для 14 лет это очень неплохо.

9000 ₽
я заработал на журналах за первый месяц продаж

Я продолжил продавать журналы через свою группу. За первый год я заработал около 20 000 ₽ и понял, что доход зависит от нескольких факторов:

  1. Моей мотивации и желания заработать. Когда я искал клиентов по разным сообществам, каждому писал о своих материалах и постоянно публиковал новые предложения, стабильно получал больше 10 000 ₽. А когда ленился, бывало, не зарабатывал даже 5000 ₽.
  2. Наличия материалов. Я быстро распродал материалы с популярными артистами из моих старых запасов, но осталось много других звезд из тех журналов. Однако артисты и вкусы людей меняются, поэтому я понял: не нужно фокусироваться на том, чтобы избавиться от всего архива, лучше постоянно покупать новые журналы под интересы аудитории.
  3. Поиска новых клиентов. К концу 2013 года в моей группе состояло 500 подписчиков. Нужно было найти новых клиентов, чтобы зарабатывать больше и распродать остатки архива.
Мои заработки по месяцам. В конце каждого я считал все заказы и подводил итоги, чтобы видеть свой доход
Мои заработки по месяцам. В конце каждого я считал все заказы и подводил итоги, чтобы видеть свой доход
Это я расписывал, кто и сколько денег перевел мне в июле 2013 года. По такой схеме я вел учет первый год работы, потом перестал это делать
Это я расписывал, кто и сколько денег перевел мне в июле 2013 года. По такой схеме я вел учет первый год работы, потом перестал это делать

Как я набрал клиентскую базу

Реклама. Время от времени я покупал рекламные посты в крупных пабликах. Впервые я купил рекламу в 2014 году в группе журнала «Все звезды»: написал админу в личку и спросил о расценках. Рекламный пост от имени сообщества стоил 300 ₽, а репост — 200—250 ₽. В последний раз я покупал там рекламу в 2018 году. Тогда рекламный пост от имени сообщества стоил 350 ₽, а репост — 230 ₽.

Еще я обращался в группы во «Вконтакте», посвященные конкретным артистам, с которыми у меня были материалы: Кэти Перри, Рианне, Леди Гаге и другим. Например, в паблике о Рианне условия были такие: пост на два часа — 100 ₽, на сутки — 400 ₽. Я покупал на сутки, потому что его видело больше людей.

400 ₽
стоило размещение рекламного поста на сутки в паблике о Рианне

Это принесло мало подписчиков, и количество заказов не сильно увеличилось. Кое-что мне удалось продать, но люди редко возвращались и брали что-то еще. Поэтому я рекламировал свою группу всего несколько раз.

У администраторов группы можно узнать все детали. Им выгодно, чтобы у них покупали рекламу, поэтому они всегда быстро и подробно отвечают
У администраторов группы можно узнать все детали. Им выгодно, чтобы у них покупали рекламу, поэтому они всегда быстро и подробно отвечают
1/2
У администраторов группы можно узнать все детали. Им выгодно, чтобы у них покупали рекламу, поэтому они всегда быстро и подробно отвечают
У администраторов группы можно узнать все детали. Им выгодно, чтобы у них покупали рекламу, поэтому они всегда быстро и подробно отвечают

Поиск по сообществам. Я изучал разные фан-форумы в том же «Вконтакте» и на других площадках. Люди в постах писали о знаменитостях, с которыми они коллекционируют материалы. Если у меня была пресса с этим артистом, я писал в личные сообщения и предлагал ее. Часто такой метод срабатывал, и у меня появлялись новые клиенты.

Самый необычный запрос — материалы о Лере Кудрявцевой. В современных изданиях ее не найти, зато в моем архиве со старыми журналами было много статей о ней.

Каких-то звезд из запросов я не мог отыскать даже в своем огромном архиве. Например, всегда в дефиците Бритни Спирс и Наталия Орейро, а желающих очень много. Если у меня что-то с ними и появлялось, материалы быстро разбирали мои постоянные клиенты.

Иногда люди искали материалы о группах вроде «Курары» и «Анакондаз» — у меня в запасах никогда не было таких андеграундных артистов, потому что я коллекционировал что-то из массовой культуры.

Удержание старых клиентов — моя основная техника продаж. Обычно я действую так: знакомлюсь с человеком, прошу прислать список кумиров, подбираю материалы, делаю фото и отправляю в личные сообщения. По своему опыту могу сказать, что такой детальной работой никто из моих коллег не занимается. А мне это позволяет сблизиться с человеком, понять его вкус.

Дальше я предлагаю материалы о подходящих по тематике знаменитостях, которых изначально не было в списке. Часто это срабатывает, что приносит радость заказчику и доход мне.

Например, недавно девушка-подросток прислала мне список своих кумиров. Среди них было много рок- и рэп-артистов, известных за рубежом. Из всего списка я нашел материалы буквально по паре имен, и то всего несколько страниц.

В итоге решил предложить ей кое-что о рэпере Тупаке: у меня была статья о нем из старого российского журнала «ОМ» и постер из немецкого Bravo. Она с радостью все купила. Потом я понял, что можно предлагать ей каких-то выдающихся артистов, например Курта Кобейна, Уитни Хьюстон, Эми Уайнхаус и так далее. И попал в точку: артисты действительно оказались ей по вкусу, и она сделала еще один заказ.

Если кому-то интересна, например, Дженнифер Лопес, я предлагаю и материалы о ее супруге Бене Аффлеке. А если просят статьи об Алле Пугачевой, я вдогонку предлагаю что-то о Филиппе Киркорове. Чаще всего люди охотно берут такие дополнительные материалы.

Некоторые продавцы журналов устраивают акции: например, делают скидки на материалы перед Новым годом и по другим поводам. Я даю скидки только на крупные заказы: например, если общая сумма 4200 ₽, могу скинуть 200 ₽. Постоянным клиентам иногда иду на уступку: материалы отправляю сразу, а оплату они переводят позже, когда получают зарплату. Это тоже помогает удерживать покупателей.

В итоге в течение пяти лет аудитория паблика росла долго и мучительно. У меня никогда не стояло задачи превратить сообщество в источник новостей о звездах: я всегда делал упор на продажу материалов. По сути, мой паблик — это онлайн-киоск. В такое сообщество трудно привлекать людей, но рекламные посты, сарафанное радио и работа со старыми клиентами мне помогли.

Сейчас в моем сообществе почти 1050 подписчиков
Сейчас в моем сообществе почти 1050 подписчиков

Где я сейчас беру журналы для продажи

Через два года активной работы с прессой запас моих журналов и вырезок истощился, но я решил продолжать бизнес. Расскажу, где я брал материалы, когда мои запасы закончились, и где нахожу их сейчас.

Бабушкина дача. Со временем я понял: чем старше журнал, тем дороже материалы из него. Я наведался на бабушкину дачу: там в шкафах было множество прессы о знаменитостях из девяностых и двухтысячных, например «Телесемь», «Биография», «Караван историй», «Тайны звезд» и другие. Бабушка добродушно отдала мне абсолютно все и даже похвалила за находчивость.

Киоски у дома — по-прежнему один из основных источников, где я беру журналы. Люди интересуются новыми звездами — кому-то легче купить у меня конкретную статью об их кумире, чем тратить больше на целый журнал. Поэтому я все так же покупаю издания в обычных киосках у дома.

Подарки от близких из-за границы. Все мои клиенты из России, и многим непросто достать зарубежку. Статьи, постеры и открытки из иностранных изданий дороже: например, постер из российского журнала стоит от 20 ₽, а из зарубежного — от 60 ₽. Поэтому я стал искать способы доставать прессу из-за границы.

Друзья нашей семьи живут в Германии и два раза в год приезжают к нам в гости. Они знают о моем увлечении, поэтому привозят журналы в подарок. Иногда я пишу им примерный список, но чаще они фотографируют газетный прилавок, а я выбираю, что мне нужно.

Моя двоюродная сестра какое-то время жила в Турции, поэтому снабжала меня местной прессой, когда приезжала погостить. С меня она ни за что денег не брала. Я просто дарил ей какие-то приятные подарки или угощал в кафе.

Такие журналы мне привозили из Германии. В них были постеры, открытки, наклейки и статьи о популярных зарубежных артистах
Иногда мне привозили не целые журналы, а отдельные постеры из них. Дочка немецких друзей аккуратно их вырывала, складывала в файлы и отдавала мне. Постеры — это самый ходовой товар в моем деле. Статьи на иностранном языке редко кому нужны
Партия из Турции от сестры. Родственники и близкие до сих пор привозят мне журналы из путешествий

Путешествия. Раз в год я путешествовал с родителями, поэтому в поездках обязательно покупал журналы. Помню, в 2014 году в Греции я взял 30 штук за какие-то гроши. Мама была не в восторге, когда упаковывала в чемодан мои «бизнес-приобретения». Тогда я потратил на журналы около 5000 ₽, а заработал на них 30 000 ₽. Пока это было мое последнее путешествие, но если поеду еще, обязательно накуплю журналов.

Иностранные сайты. В 2011 году я начал изучать английский язык, поэтому смог заказывать прессу на зарубежных сайтах. Я нашел отличный сайт journaux.fr — он полностью на французском языке, поэтому сначала я все переводил на английский, а потом на русский.

На сайте были журналы со всех уголков мира, и до недавнего времени я заказывал их оттуда. Закупал прессы на 5000—7000 ₽, а зарабатывал в два-три раза больше. Из-за санкций сейчас эта лазейка неактуальна.

Сообщества коллекционеров. Я нашел в «Фейсбуке» сообщества иностранцев-коллекционеров. Мы списывались, говорили друг другу, какие звезды нам нужны, и обменивались фотографиями материалов. Оказалось, что российская пресса интересна иностранцам или нашим соотечественникам, которые живут за рубежом.

Мы с коллегами копили около 100 страниц и разом отправляли их друг другу. За сами материалы не платили — только за пересылку. Учитывая, что мы выбирали посылки с кодами для отслеживания, ценник увеличивался в два раза. За бандероль в Польшу или Бразилию приходилось отдавать 2000—4000 ₽. Но когда я получал посылку от иностранцев, все окупалось.

Сейчас я не могу обмениваться материалам с людьми из некоторых стран. Например, из Бразилии пока невозможно отправить что-то почтой в Россию.

Партия журналов из Бразилии, которую я получил в начале 2022 года
Партия журналов из Бразилии, которую я получил в начале 2022 года

Российский онлайн-магазин зарубежной прессы. В России я иногда заказывал зарубежку в онлайн-магазине Intpress.ru.

Но там все подорожало. Раньше журнал стоил 300 ₽, а сейчас — 700 ₽. У меня же каждый месяц разный бюджет на прессу — иногда 2000 ₽, иногда 7000 ₽. Поэтому, если в таком магазине брать не один, а шесть журналов, выходит не слишком выгодно. В других местах я могу за те же деньги купить в два-четыре раза больше прессы.

«Авито». Продавцы мешками отдают там ненужные журналы двухтысячных годов за гроши — например, 20—30 штук за 2000 ₽. Такие материалы считаются редкостью, на которой можно хорошо заработать, если знать, кому и что предлагать.

Купил старые журналы у продавца на «Авито». Журнал Premiere издавали в 2000⁠-⁠х, «Кино⁠-⁠парк» — в 90⁠-⁠х, Total DVD — в середине 2010⁠-⁠х. Весь заказ мне обошелся в 2000 ₽
Купил старые журналы у продавца на «Авито». Журнал Premiere издавали в 2000⁠-⁠х, «Кино⁠-⁠парк» — в 90⁠-⁠х, Total DVD — в середине 2010⁠-⁠х. Весь заказ мне обошелся в 2000 ₽

Как я храню материалы со знаменитостями

Раньше весь мой архив лежал на полках в книжном шкафу. Но чем больше у меня появлялось материалов, тем сложнее было перебирать все это в поисках нужного для покупателей.

Несколько лет назад я переехал из Твери в Санкт-Петербург. Я не стал перевозить архив с собой — журналы так и лежат в родительском доме. Я приезжаю туда ненадолго летом и зимой, тогда и ищу, кому можно распродать архив.

В Петербурге я собрал новую коллекцию журналов. Теперь я храню их так:

  1. Плакаты распределил по папкам: в одной — постеры из российских журналов, в другой — из зарубежных.
  2. Статьи лежат в пластмассовых комодах или в стеллаже.
  3. В фотоальбоме я разместил открытки, наклейки и блокноты. Издатели вкладывают их в журналы, а я продаю.
  4. В папках формата А5 я храню флаеры из кинотеатров. Идея продавать их появилась у меня несколько лет назад. Многие люди не успевают взять флаеры во время похода в кино и готовы их покупать. Я бесплатно беру флаеры в кинотеатрах, а потом продаю по 20 ₽ за штуку.

Также я создал коллекции с конкретными знаменитостями. Например, материалы только с Анджелиной Джоли положил в отдельный файл А4. Если с обратной стороны постера с ней реклама, я легко определяю его в отдельную папку. А если там статья о другой знаменитости, приходится класть страницы в пластмассовый комод — в общий архив.

Чтобы облегчить поиск, я распределил ящики в пластмассовом комоде и подписал: «Русские знаменитости», «Зарубежные знаменитости», «Модели»
Чтобы облегчить поиск, я распределил ящики в пластмассовом комоде и подписал: «Русские знаменитости», «Зарубежные знаменитости», «Модели»
Открытки-вкладыши из журналов
Открытки-вкладыши из журналов
Перед тем как поместить флаеры в папку, я отдельно фотографирую каждый с двух сторон и загружаю в свою группу
Перед тем как поместить флаеры в папку, я отдельно фотографирую каждый с двух сторон и загружаю в свою группу

За сколько я сейчас продаю материалы

Цена материала зависит от нескольких факторов:

  1. Состояние — нет ли сгибов, порванных мест, следов от скотча и так далее.
  2. Год издания — чем старше выпуск, тем дороже оттуда постеры и статьи. Например, журналы из девяностых сейчас особенно пользуются спросом.
  3. Качество бумаги — глянец, матовая, газетная и прочее.

Цены на статьи и постеры из коллекционных журналов

Российская прессаЗарубежная пресса
Страница А410—15 ₽20—30 ₽
Постер 2 листа А420—60 ₽60—100 ₽
Постер 4 листа А440—80 ₽150—300 ₽
Постер 8 листов А4100—120 ₽350—500 ₽

Цены на статьи и постеры из коллекционных журналов

Российская пресса
Страница А410—15 ₽
Постер 2 листа А420—60 ₽
Постер 4 листа А440—80 ₽
Постер 8 листов А4100—120 ₽
Зарубежная пресса
Страница А420—30 ₽
Постер 2 листа А460—100 ₽
Постер 4 листа А4150—300 ₽
Постер 8 листов А4350—500 ₽

Журналы целиком я продаю очень редко, так как это не особо выгодно. Исключение — спецвыпуски, например про кей-поп. В зависимости от наполнения ставлю цену: смотрю, сколько там постеров, есть ли открытки, наклейки, какая страна и год выпуска. Такие журналы продаю за 500—1000 ₽.

Мои покупатели никогда не спорят с ценами, поскольку понимают, что за поиском стоит огромный труд. Я беру заказы от 200 ₽ без учета почтовых расходов. Большинство моих постоянных клиентов копят количество страниц и постеров, чтобы потом получить их одним заказом.

Все отложенные материалы я сортирую по специальным папкам, на обложках пишу черным маркером, кому должен их отправить. Материалы не мнутся, а мне не приходится потом тратить время на их поиск. Когда считаю общую стоимость заказа, делаю фото всех накопленных материалов и отправляю покупателю, чтобы напомнить, за что он платит.

В среднем один заказ от постоянного клиента приносит 1500—3000 ₽. Самый дорогой заказ за все время — на 10 000 ₽: клиентка из Санкт-Петербурга фанатела от группы One Direction. Поскольку я и сам раньше от них фанател, у меня было две книги о них и много прессы. Я продал ей книги за 4500 ₽, а еще она набрала кучу постеров, статей и спецвыпуск журнала на 5500 ₽.

10 000 ₽
максимальная прибыль, которую я получил за один заказ

В месяц у меня бывает около 30 заказов. Я не помню, сколько максимально зарабатывал на своем хобби за месяц, но в сентябре 2022 года получил 20 095 ₽.

Мои заказы в сентябре 2022 года
Мои заказы в сентябре 2022 года
1/2
Мои заказы в сентябре 2022 года
Мои заказы в сентябре 2022 года

Как я отправляю заказы

Когда мы с покупателем накапливаем материалы, я все пересчитываю и пишу ему конечную стоимость. Упаковку и доставку клиент оплачивает отдельно. Я упаковываю материалы в конверты, пластиковые пакеты для бандеролей, файлы и так далее. Обычно посылки весят до 0,5—1 кг. Самым тяжелым был заказ за 10 000 ₽ — из-за книг он весил около 4 кг.

Я всегда прошу полную оплату вперед. На почтовые расходы по России беру с клиентов 100—150 ₽. Если получилось чуть больше, сообщаю людям — отправляю фото чека. Как правило, мне всегда досылают разницу.

Однажды я отправлял огромный постер из кинотеатра с Дженнифер Лопес. Пришлось купить в канцтоварах тубус, чтобы аккуратно вкрутить туда плакат: тогда он дошел бы без заломов. Клиентка заплатила 500 ₽ за постер, а за упаковку и пересылку — более 1500 ₽. Больше я такие постеры не отправлял: слишком много мороки.

Способы оплаты

Раньше у меня было несколько способов оплаты: наложенный платеж, сервисы «Яндекс-деньги» или «Киви», почтовый перевод, а также банковская карта. Коротко расскажу о каждом.

Наложенный платеж работает так. На почте перед отправкой нужно заполнить специальный бланк — указать ФИО и адрес заказчика, а также сумму, которую он должен заплатить, чтобы забрать посылку. Прежде чем получить посылку, покупатель обязан оплатить квитанцию, которую я приложил. Далее я получаю эти деньги на Почте России.

В начале пути такой способ был необходим: отзывов о моей работе от клиентов не было, мне мало доверяли, поэтому приходилось заморачиваться с бюрократией. Со временем я отказался от этого способа оплаты, потому что исчезла необходимость. За несколько лет работы обо мне оставили более 650 отзывов. Это вызывает доверие у новых людей, которые случайно наткнулись на мою группу и хотят что-то заказать.

Почтовый перевод — это отправка денег через Почту России. Покупатель заполняет специальную форму в отделении: указывает мой адрес, ФИО и индекс, а также оговоренную сумму. Такие переводы идут около двух-трех дней. Приходит извещение, я отправляюсь с ним на почту, заполняю необходимые поля, и мне выдают наличные. Комиссий здесь нет.

Этим способом пользовались мои клиенты, которые проживали за пределами России. Спустя время я от него отказался.

«Яндекс-деньги» и «Киви» были популярны в 2012—2014 годах. Тогда не все соглашались переводить деньги на банковскую карту, поэтому я создал два онлайн-кошелька. Со временем там стала расти комиссия. Например, мне перевели 700 ₽, а чтобы вывести их на карту, нужно отдать 100—150 ₽. На руки я получал меньше, чем было оговорено. Я пользовался этими кошельками год, а потом от них отказался.

Онлайн-перевод — оптимальный вариант, которым я пользуюсь сейчас. Благодаря банковским приложениям перевести деньги можно в два клика и чаще всего без комиссии.

Раньше я отправлял заказы во множество стран. Например, мой самый далекий клиент был в Индонезии. В этом случае иностранцы платили мне через «Пэйпэл». К сожалению, сейчас из-за политической обстановки и санкций нет возможности работать с иностранцами.

Когда я получаю деньги, отмечаю в заметках на телефоне клиентов, спрашиваю их ФИО, адрес и индекс. Дальше иду на почту и отправляю конверты и бандероли. Каждому покупателю высылаю чек с кодом для отслеживания и сумму почтовых расходов.

Чаще всего люди сами пишут мне о том, что получили заказ, а я прошу их оставить отзыв в специальном разделе.

Приятно видеть счастливых клиентов, которые получили долгожданные посылки
Приятно видеть счастливых клиентов, которые получили долгожданные посылки
1/2
Приятно видеть счастливых клиентов, которые получили долгожданные посылки
Приятно видеть счастливых клиентов, которые получили долгожданные посылки

Кто мои клиенты

С 2012 года я встречал разных клиентов. Когда я рассказываю кому-то, что отправляю журналы и постеры людям, обычно все представляют подростков. Такие клиенты у меня тоже есть. Но чаще всего мои покупатели — это люди старше 25 лет. Они годами коллекционируют материалы о своих кумирах и готовы платить за свое хобби.

Например, у меня есть покупательница, которая собирает материалы с Майклом Джексоном. Она довольно избирательна, поэтому берет далеко не все подряд. Есть клиентка, которая увлекается творчеством актера Сергея Безрукова. Как правило, она берет абсолютно все, что я ей предлагаю. Ей некогда самой покупать журналы и вырывать страницы со своим любимым актером. Поэтому я облегчаю ей задачу — предлагаю аккуратно вырванные страницы. Есть два клиента-парня, которые коллекционируют все о Леди Гаге, как когда-то делал я.

Бывают ситуации, когда мы с человеком сотрудничаем несколько лет, но его интерес проходит, потребность в покупке прессы и постеров исчезает. У меня была потрясающая клиентка, которая сходила с ума по популярной в 2013 году англо-ирландской группе One Direction. Она скупала с ними абсолютно все — статьи, плакаты, книги, спецвыпуски, открытки, наклейки и так далее. Но затем ее резко отпустило, она перестала что-либо покупать. Было очень досадно, но что поделать.

Также случается, что человек несколько лет покупает все о кумирах из определенного списка, но со временем некоторые имена из него удаляются и добавляются новые. Я всегда стараюсь это фиксировать в своих заметках, чтобы не вылетело из головы.

Заказ для клиентки, которая увлекается в основном только Майклом Джексоном. Иногда, чтобы накопить заказ, она берет что⁠-⁠то еще, но основной ее запрос — Джексон
Один из заказов для моего клиента, который коллекционирует только Леди Гагу. Многое из этого — зарубежная пресса. Заказ стоил 8000 ₽
В августе 2022 года новая клиентка сделала у меня большой заказ коллекции страниц о Курте Кобейне, Элвисе Пресли, The Beatles и многих других исполнителях
В августе 2022 года новая клиентка сделала у меня большой заказ коллекции страниц о Курте Кобейне, Элвисе Пресли, The Beatles и многих других исполнителях

У меня были клиенты, которые сделали только один заказ и пропали. Обычно у таких возникает мимолетное увлечение кем-либо из знаменитостей или они покупают что-то на день рождения друзьям. Как правило, такие заказы приносят до 1000 ₽.

Кто-то из моих покупателей коллекционирует материалы только о конкретном артисте, а кто-то — сразу о нескольких знаменитостях. Конечно, проще собрать заказ, когда человек увлекается не одной звездой. Например, у меня есть клиентка, которая покупает материалы только о группе «Тату». Поскольку она была популярна в двухтысячных, сейчас с ней тяжело что-то найти. Приходится копить заказ, чтобы это была не одна страничка.

Заказ для клиентки, которая коллекционирует материалы о «Тату». На фото лишь часть. Суммарно это чуть меньше 200 ₽. Маловато, поэтому копим дальше
Заказ для клиентки, которая коллекционирует материалы о «Тату». На фото лишь часть. Суммарно это чуть меньше 200 ₽. Маловато, поэтому копим дальше
Еще у меня есть покупательница, которая собирает материалы лишь о Дженнифер Лопес. Берет только то, чего нет в ее коллекции
Еще у меня есть покупательница, которая собирает материалы лишь о Дженнифер Лопес. Берет только то, чего нет в ее коллекции

Недовольные клиенты

Как и в любой другой сфере, бывают недовольные покупатели. Одна девушка выбрала постеры из старых журналов, оплатила, я выслал заказ. Когда она его получила, написала мне целую претензию: ей не понравилось, что по краям были следы от скотча.

Но я получил эти плакаты по обмену — в таких случаях я не могу гарантировать идеальное состояние материалов, поскольку они считаются б/у. Моя ошибка была в том, что я не предупредил об этом заказчицу, а на фотографии дефекты не были заметны. Девушка написала гневный отзыв, а мне пришлось извиниться. Больше она ко мне не обращалась.

Была еще одна неприятная ситуация с покупателем. Он собирал материалы о нескольких знаменитостях, мы накопили неплохой заказ. Но по моей вине произошел инцидент: другая клиентка оплатила постер, который был на обратной стороне материалов для того парня. Я достал этот плакат и выслал девушке, которая уже внесла за него плату.

Я не включил в счет этот плакат, но не предупредил покупателя, что не смогу отправить часть заказа. Выслал ему только остальное. В итоге он тоже написал гневную претензию. Я объяснил ситуацию, но он потребовал назад всю сумму. Я сказал, что так не бывает — чтобы клиент получил и прессу, и деньги. В итоге все материалы он выслал обратно, а я вернул деньги на карту. Это был наш с ним последний заказ, хотя мы сотрудничали год.

Негативный опыт — тоже опыт. Теперь я всегда обо всем предупреждаю. Если материалы с браком, делаю скидку и присылаю фотографии, на которых это видно. Кого-то это устраивает, а кто-то пишет: «Спасибо, что предупредил! Я, наверное, откажусь от этого постера, а все остальное куплю».

Что в итоге

Коллекционирование и продажа прессы научили меня терпению, усидчивости и коммуникации с людьми. Благодаря своему хобби я еще в школе понял, что развлекательная журналистика — то, чем я хочу заниматься. Я поступил на журфак в Санкт-Петербурге, получил два высших образования и сейчас работаю в онлайн-СМИ — пишу о знаменитостях и на общественно-социальные темы.

Для меня процесс поиска материалов — это целый ритуал: я включаю новинки музыки или подкаст, беру стопку из пяти-шести толстых глянцевых журналов, расстилаю газету и на ней начинаю аккуратно вырывать нужные страницы. Очень часто в журналах двухтысячных нахожу старые снимки, откровения знаменитостей — что-то могу использовать для телеграм-канала, который веду от имени редакции.

Сейчас у меня две полноценные работы и нет свободного времени, чтобы каждый день заниматься подбором прессы для клиентов. В будни я освобождаюсь после 22:00 — тут уже явно не до этого. Я занимаюсь подбором журналов и статей либо в выходные, либо когда у меня короткий день на работе. Клиенты относятся с пониманием, поэтому иногда мы копим заказы по два-три месяца. Когда я ухожу в отпуск, усиленно занимаюсь прессой, ищу новых покупателей.

Иногда я забрасываю свое дело, потому что эмоционально выгораю. Если появляются новые заказы, отвечаю, что пока не могу взять. Постоянные клиенты к такому привыкли и нормально реагируют.

За месяц такое хобби приносит мне около 10 000—20 000 ₽. А за десять лет я заработал более 500 000 ₽.

Если серьезно подходить к вопросу развития этого бизнеса, в него придется немало вложить: нужно отснять все имеющиеся материалы, настроить таргетинг, договориться о рекламе с крупными сообществами. Для этого нужны время и деньги, которых у меня сейчас нет. Но я продолжу понемногу заниматься прессой, поскольку это приносит мне большое удовольствие.


Хотите написать такую статью для Т⁠—⁠Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Т⁠—⁠Ж. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.

Владимир ГарсКупили бы сейчас журналы со звездами и постерами?