Валентин Петухов: «Хотите стать видеоблогером — вкладывайтесь в звук»
Сейчас ролик с обзором или спецпроектом стоит 500 000 рублей. Если делать 3—4 проекта в месяц, выходит около 2 млн рублей. Но обычно делаем еще и мелкие проекты. В среднем получается около 3 млн рублей в месяц до аренды и зарплаты
Wylsacom, канал о технологиях:
- 1 офис, 5 сотрудников, около 3 млн рублей прибыли в месяц.
Другие активы:
- Wylsa.com — сайт о технологиях. Wylsagames — канал об играх. Wylsalive — жизнь за кадром и конкурсы.
Современные компании строят экосистемы и двигают историю».
— Привет, я Олег.
— Привет, а я Валентин.
— Вилса который?
— Да, тот самый «Вилсаком».
— Моему сыну 12 лет, он тебя смотрит. Объясни, как ты разбираешься во всех этих телефонах? Что произошло, что Андроид не отличить от Айфона?
— Это как если посадить человека на заднее сиденье «БМВ», «Ауди» или «Мерседеса». Если он не специалист, то вряд ли сориентируется, какая это машина. И с телефонами произошла та же унификация: они похожи друг на друга дизайном устройств и операционной системой. Для конечного потребителя все равно, какое устройство покупать.
— А как же бренды?
— Бренд и окружение важны. Допустим, у тебя все друзья на Андроиде, а ты один со своим Айфоном. Будешь вне экосистемы. Современные компании строят экосистемы. Пользователя внутри бренда держит удобная экосистема связки устройств.
Я пришел в «Эпл» через их клавиатуру. Работал на госслужбе и купил белую прозрачную клавиатуру «Эпл». Все смотрели на меня как на идиота — зачем выделяться? На госслужбе вообще не очень любят тех, кто выделяется.
— Есть теория, что после смерти Джобса у «Эпл» все стало плохо. Я так не считаю, а ты?
— Тим Кук, нынешний глава «Эпл», очень сильный менеджер с точки зрения повышения капитализации компании. В этом плане рынок его любит, все довольны. Но как создатель — он никакой. Джобс что мог? Его не волновала позиция акционеров — что сказал, то и будет.
— То есть он за потребителя бился.
— Да. Сегодня компания зарабатывает деньги, она успешная, но той искры Джобса нет. Он двигал историю компании и собрал вокруг себя отличную команду.
— У нас в банке точно так: двигаем историю. Айв — золотой ключик Джобса. Если бы он этого человека в свое время не выдернул, не было бы «Эпл».
— Да. Они хорошо в симбиозе работали, потому что понимали друг друга.
«„Ютуб“ сегодня превратился в хайп, нужно творить какую-то чернуху, чтобы тебя смотрели».
— Что ты думаешь об обвинении блогеров в продажности, что всё за деньги?
— Это по делу. У современных блогеров есть две проблемы. Во-первых, они не очень понимают, какая за ними стоит аудитория, особенно молодые блогеры. Есть ребята, которые не задумываются о том, что их смотрят дети.
— Вот тебя смотрит мой сын, 12 ему лет.
— Я стараюсь, чтобы он в 12 лет получал развлекательный и познавательный контент, а не чернуху. «Ютуб» сегодня превратился в хайп, нужно творить какую-то чернуху, чтобы тебя смотрели. Какое-то «НТВ» из мира «Ютуб». Я думаю, что это эффект роста, всё остепенится.
И второй момент — это финансовая безответственность: взял деньги за рекламу — не сделал рекламу, взял деньги за рекламу — сделал плохо, взял деньги — рассказал своим зрителям о том, о чем не стоит рассказывать. Еще финансовые пирамиды и бинарные опционы — плохо. «Форекс» — это не то, чтобы плохо, но надо честно рассказывать и объяснять как это работает. Сейчас говорят так: вложи 100 долларов, к обеду получи 150, не выходя из дома.
— Возвращаюсь к «Эпл». Зря они не стали делать свой электрокар. С батареями у них были проблемы, поэтому проект закрыли?
— Я думаю, у них сейчас дискомфорт просто. Половину выручки приносит продажа Айфонов, а остальную половину получают за продажу аксессуаров, плееров и ноутбуков. Им нужно найти то, что будет новым Айфоном. Мы не знаем, закрыли ли они проект с электрокаром, это все слухи. Может быть они решили всех убедить, что ничего не делают, а потом через год выпустят «Эплкар».
— У них столько денег, они просто должны «Теслу» купить, она же копейки стоит.
— Могут это себе позволить. У них свободных денег около 250 миллиардов долларов. Вот «Битс» же купили. Электрокары — это прибыльный и быстрорастущий бизнес, потому что это не совсем машины. Это как гаджет: можно обновлять прошивку, можно добавлять новые функции. Например, когда выходила первая «Тесла», в ней не было функции автопилота, но построена она была таким образом, что они смогли это добавить впоследствии.
«Хотите стать видеоблогером — вкладывайтесь в звук».
— Ты начал заниматься обзорами автомобилей, а не только гаджетов. Это ты хочешь расширить аудиторию, тебе это нравится или это денежное?
— Пока это не денежно. Вообще деятельность на «Ютубе» в начале не приносит денег, потому что ты нарабатываешь авторитет. Прибыльность канала зависит от тематики. Можно рассказывать, как вышивать крестиком и быть успешным в своей категории. Но если ты делаешь развлекательный контент, нужно понимать, что очень большая конкуренция. Мой канал про технологии и науку, конкурентов почти нет. Я начал зарабатывать через год, когда было тысяч 50 подписчиков. В те времена это было ни много, ни мало. Сейчас каждый второй школьник мечтает быть блогером. Им почему-то кажется, что это романтизм, деньги, популярность, девушки тебя любят.
Блогер — это человек-оркестр, который всегда в сети. Ты должен и сценарий придумать, и пост-продакшн, и развлечение должно получиться.
— А сколько людей работают с тобой?
— У нас сейчас команда из 5 человек. Но я хочу построить медиаимперию.
— А ты все-таки не рассказал, после какой цифры начинаются деньги?
— По-разному. Если канал с развлекательным контентом и есть 300—400 тысячами подписчиков, то можно привлекать рекламодателей. Если узко специфическая тематика, например, собирать модели танков, то будет трудно привлечь рекламодателей.
— А сколько ты зарабатываешь? Расскажи свой бизнес-секрет. Все легально, деньги на карту?
— У меня ИП, налоги платятся, деньги крутятся. Важно понимать стоимость своего блога и проекта, для того чтобы честно рекламодателям говорить, за что ты получаешь деньги. Я за каждый рубль могу объяснить отчего, куда, почему. Ты должен понимать себестоимость.
Например, объясняю рекламодателю, что если он пойдет на биржу рекламы Гугл или Яндекс, то условный клик будет стоить столько-то, просмотр будет стоить столько-то, попадание в топ выдачи поиска будет стоить столько-то. Мы обосновываем свою стоимость исходя из этих метрик.
Сейчас у нас ролик с обзором или спецпроектом в соцсетях стоит 500 тысяч рублей. Хорошо бы делать три-четыре проекта в месяц, то есть это где-то около 2 миллионов рублей. Но обычно делаем еще и мелкие проекты. В среднем получается около 3 миллионов рублей в месяц до аренды и зарплаты. Грех жаловаться, человек в Москве получает 1—2 миллиона рублей.
— У тебя есть прямые конкуренты?
— У меня их почти нет. Даже такие же техноблогеры сильно ниже меня, у них своя аудитория.
— А есть не прямые конкуренты?
— Иван Гай крутой, но я с ним не конкурирую. Если убрать с «Ютуба» весь детский и развлекательный контент, то останется зритель 25+. Это самая интересная аудитория для рекламодателя. Тогда моими конкурентом за внимание зрителя будет, например, канал «Дневник Хача».
Многие приходят на «Ютуб» и делают контент как на телевидении: продюсерский центр, хорошая картинка, шоу. Такое плохо воспринимается зрителем, потому что нет чувства связи с автором. Многие смотрят «Ютуб» дома, пока делают что-то, поэтому важна не картинка, а хороший звук. Хотите стать видеоблогером — вкладывайтесь в звук. Важен контент и звук, а картинка вторична. Можно снимать хоть на тапок, главное, чтобы было интересно смотреть, чтобы завораживало.
— В чем феномен просмотров презентации «Эпл»? Зачем тебе это смотреть в прямом эфире ночью, когда ты утром спокойно об этом почитаешь? Объясни мне, пожалуйста.
— Для меня такая же непонятная история — пойти на концерт, стоять в очереди, давиться на танцполе.
— Ты артиста увидишь, он потеет ради тебя.
— С презентациями тоже самое: ты видишь первым этот самый телефон. Эксклюзивность. Люди смотрят такое ради развлечения, это их радует. Они смотрят мою трансляцию, душевно проводят вечер, общаются. Это как приключение.
— Какие IT-компании не будут существовать через десять лет, как ты считаешь?
— Монопродуктовые, как «Нокия» или «Эйч-ти-си». «Сони», например, продает свои подразделения не от хорошей жизни.
«Не гонитесь за трендом. Делайте то, что нравится, становитесь профессионалом».
— У тебя классный офис на Никольской улице.
— Да, у нас есть три рабочих места. Основные съемки проводим в офисе. Хотим расширяться и забрать соседние комнаты. Развиваем бизнес.
— Ты поработал юристом и решил стать блогером. Тебе сколько сейчас лет?
— 31. У меня через дорогу фитнес-центр, а всё не могу себя заставить спортом заниматься.
— Сейчас ты блогер, тебе 31, ты пошел в автомобильную тематику, что, на мой взгляд, правильное движение. А вот через 10 лет что будет с «Ютубом»? Превратится ли это в телеканал? А ты станешь Парфеновым?
— В таком вопросе очень просто оступиться. Вот сегодня ты кумир и молодец, а что-то сказал не так, что-то сделал не так, какая-то тень на тебя упала и всё — никому не нужен. Нужно быть максимально ответственным. Задача развития моего канала — уйти от персонализированного нахождения в кадре, чтобы все смотрели не на меня, а на контент.
— А у тебя есть запасная стратегия, если «Ютуб» в России закроют?
— У нас есть бизнес-стратегия. Сейчас на Западе очень популярная тематическая коробка. Платишь 10 долларов и получаешь ежемесячно коробочку с каким-нибудь стаффом. Это может быть гик-тематика, комик-тематика, еще что-то. Мы хотим делать подобные вещи в диджитале — отправлять пакет приложений. За 300 рублей мы будем продавать скидки, игры, приложения, то, что в целом стоит сильно дороже.
— Дай какое-нибудь напутствие молодежи.
— Делайте то, что нравится, к чему душа лежит. Не гонитесь за трендом и не делайте того, что сейчас модно. Вот хочется заниматься каким-то не очень популярным делом, если тебе это нравится, ты станешь в нем профессионалом, тебя будут уважать. Ты начнешь получать удовольствие от того, что ты делаешь, и дальше уже можно делать все, что угодно. Спасибо.