Как я преподаю предмет «Слушание музыки» в школе искусств: случай на уроке

4

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Елена Жаркова

Страница автора

История предмета «Слушание музыки» началась более 100 лет назад, когда Советская Республика сделала музыкальное образование доступным для любого ребёнка.

Было время, когда этот предмет исключили (и надолго!) из программы, но в 2013 году вновь вернули как вводный, подготовительный курс к «Музыкальной литературе».

Работаю в школе искусств более 40 лет. Для меня и моих учеников «Слушание музыки» стал любимым предметом.

Начала я с создания рабочих тетрадей. В них включены самые разные задания: тесты, «угадайки» и музыкальные викторины, а также раскраски-антистресс.

Работаю я по программе Министерства культуры, но по своей методике. Назову её основные особенности:

  • практически полное отсутствие домашних заданий;
  • проверка выполненного на уроке задания соседом по парте;
  • опора на мультимедийные технологии (практикую просмотр видеороликов по теме урока, мультфильмов, презентаций);
  • опора на взаимосвязь искусств (по значимости это первый пункт) — ребята создают художественные и литературные иллюстрации к прослушанным музыкальным произведениям.

Приведу пример. Это будет описание занятия в группе хореографического отделения, ведь уроки «Слушания музыки» есть в программе не только у музыкантов.

«Сильфида». С 3 классом хореографического отделения сначала сражались, а потом смеялись.

Сидят в телефонах. Говорю, честно признавайтесь, кто-кто в телефоне сидит? Молчат. Ладно. И через пять минут замечаю кто-кто, подкрадываюсь на мягких лапах, забираю (с разрешения) телефон, дети подсказывают ещё кого-то, добавляю и этот гаджет в свою коллекцию.

Взываю: дети, такая тема интересная — «Романтический балет», Сильфида — бесплотный дух воздуха в исполнении Марии Тальони — а вы в телефонах, отвлекаетесь, болтаете с соседом по парте!

— Лучше скажите, чтó значит «бесплотный»?

Отвечают быстро:

— Значит, не может иметь плод…

— Ребёнка…

— Нет, в этом слове не буква «д», а буква «т». Получается не бесплодный, а бесплотный, то есть не имеющий плоти. А что такое «плоть»?

Молчат.

— Хорошо! Тогда я вам приведу свой короткий пример использования этого слова…

Останавливаюсь, замолкаю, выдерживаю половинную паузу. И говорю нерешительно:

— А, вообще-то, мой пример, пожалуй, слишком… страшный для вас.

Дети бурно кричат:

— Нет, нет, раз уж сказали, говорите до конца, первое слово дороже второго и прочие доказательства…

— Ладно! — соглашаюсь я и, делая страшные глаза и леденящий душу голос, произношу:

— Медведь долго преследовал его по лесу и, наконец, вцепился в тëплую плоть…

Уверена, что на этот раз мы разобрались с бесплотной Сильфидой, роль которой навсегда прославила итальянскую балерину Марию Тальони.

Добавлю, что осваивать новые методики и технологии мне помогла учёба в магистратуре и аспирантуре и последующая защита кандидатской диссертации по педагогике.

И ещё добавлю: очень мало родителей ценят и поддерживают меня и моих коллег. Это просто боль и беда нашего сегодняшнего образования.

Вот что еще мы писали по этой теме