Я учился на металлурга, работал копирайтером — и в итоге стал режиссером кино
Я долго не знал, кем хочу стать. Поступил на металлурга ради общежития, но всегда любил снимать видеоролики.
Благодаря своему увлечению я познакомился с творческой тусовкой Екатеринбурга и попал в рекламное агентство. А позже стал его соучредителем и начал снимать полнометражные фильмы.
Расскажу, как это у меня получилось без режиссерского образования и как сейчас я выпускаю фантастическую драму «Пришелец».
Как я стал копирайтером
Я начал снимать еще в школе. Мне просто нравилась функция съемки видео на фотоаппарате. Мы с одноклассниками часто снимали смешные ролики после уроков — сейчас так делают блогеры. Тогда же мы даже в интернет ничего не выкладывали, просто снимали и монтировали в свое удовольствие.
Я вырос в маленьком региональном городе Невьянске. И когда переехал в Екатеринбург, мне важно было найти университет, который предлагал общежитие иногородним студентам. Я тогда не знал, чем хочу заниматься. Сложно определиться с профессией в 16 лет, еще и когда ты из маленького города, где всего несколько секций для подростков. Нет возможности попробовать разные хобби и понять, что действительно нравится.
Я вырос на кино, которое показывали по телевизору, вроде «Иронии судьбы», «Гаража» и других фильмов Эльдара Рязанова. У нас дома не было видика, поэтому мы ходили с мамой к ее друзьям и все вместе смотрели «Маску» и «Титаник». К тому же в Невьянске не было кинотеатров, поэтому о существовании фестивального кино я даже не догадывался. Только с переездом в Екатеринбург началось мое знакомство с авторскими фильмами.
У меня никогда не было мечты стать режиссером. Я поступил на металлургический факультет в УПИ, сейчас это УрФУ. Параллельно продолжал снимать в свободное от пар время. Делал клипы для музыкальных групп приятелей — например, «Сансары» и «Курары».
Еще я устраивал тематические вечеринки. Они понравились Саше Гагарину, солисту «Сансары», и он порекомендовал меня в агентство Red Pepper. Я пришел к ним на планерку и предложил несколько идей. После этого мне стали периодически давать задачи на аутсорсинг. А позже пригласили на полставки копирайтером — писать тексты и слоганы для рекламы.
Я получал около 10—15 тысяч рублей. Тогда команда еще почти не снимала видео и поручала эту работу сторонним исполнителям. А сама занималась креативами для брендов, делала наружную рекламу и записывала ролики для радио. Red Pepper было типичным агентством полного цикла.
Постепенно я стал все больше зарабатывать на рекламе — так хобби выросло в профессию. Я перестал финансово зависеть от мамы — именно она перевезла меня в Екатеринбург и давала деньги на жизнь. На последних курсах университета я начал забивать на учебу: понял, что техническая специальность не для меня, хотелось больше заниматься творчеством.
Все время, которое мог посвятить изучению кинематографа, я тратил на что-то другое: металлургию или съемку смешных видеороликов.
Сейчас стараюсь отсмотреть классику, важную для каждого кинематографиста. Но быстро это сделать не удается: выходит очень много нового. Хочется следить за настоящим, думать о будущем и узнавать прошлое, на котором все строится.
Как я начал снимать фильмы
В 2012 году, за несколько месяцев до госэкзаменов и защиты диплома, я ушел из вуза: меня позвали на съемки ролика, для которого я писал сценарий. Тогда рекламу для российского банка снимали в Киеве — так производство выходило дешевле. На главную роль пригласили Сергея Светлакова, который был на пике популярности, играл в сериале «Наша Russia» и участвовал в других проектах.
Red Pepper постепенно уходил в сторону съемки видеороликов. Я занял позицию режиссера. Также стал писать сценарии не только для рекламы, но и для художественных коротких метров, которые сам же и снимал. Директор Данила сделал меня соучредителем, и из агентства Red Pepper мы превратились в креативный продакшен Red Pepper Film. Закрыли часть направлений и переформировали штат. Половина моих коллег, которые занимались наружной рекламой, ушли в другие компании.
Мы стали предлагать брендам снимать короткометражки вместо стандартных роликов. Бюджеты примерно одни и те же, но художественная ценность выше. Самым важным было подобрать идею, которая органично впишется в философию бренда и его ценности. Такой вариант понравился клиентам. Мы сняли фильмы для торговой марки «Дядя Ваня» и сети кондитерских «Буше».
Постепенно мы вышли и на полнометражные фильмы. Например, выпустили «Иваново счастье» — сборник историй, которые рассказывает вахтовик Иван в поезде по дороге домой.
Для другого фильма — семейного роуд-муви «Далекие близкие» — мы получили грант от Министерства культуры.
Как мы спонтанно сняли «Пришельца» в 2022 году
Мне давно хотелось снять инди-фильм на Урале, показать в нем классные локации. Мы постоянно путешествуем с друзьями по региону и видим, насколько богата наша природа. Но всегда не хватало то денег, то времени.
После февраля 2022 года все остановилось. Мы оказались в подвешенном состоянии: иностранные бренды ушли, а российские заморозили активы. Никто не знал, что случится дальше. В таких ситуациях первой страдает реклама — весь наш продакшен остался без работы. Мы переживали, постоянно читали новости и не знали, куда себя деть. А потом решили заняться тем, что мы умеем и любим больше всего, — съемками.
К тому моменту у меня уже были сценарные наработки. Параллельно Яна, моя жена и наш продюсер, увидела в ленте кастинг-директора Лены Чигвинцевой девочку Алену Мирошникову и предложила рассмотреть ее на роль главной героини. А у меня как раз была идея снять кино про инопланетянку. По сюжету слабослышащий парень живет в самодельном доме из мусора, рисует круги на полях и пытается поймать радиоволны. Он хочет связаться с внеземными цивилизациями, пока другие жители деревни над ним подшучивают. Все меняет одна встреча.
Дальше мы начали искать актера на главную роль. Макс Стоянов понравился мне еще в фильме «Гив ми либерти», и я решил позвать его. Мы ему написали: «Если согласишься, снимаем фильм. Не согласишься — не снимаем». Никаких проб не делали, тогда еще даже сценарий не был готов. Он посмотрел черновик и принял предложение.
Весь состав, кроме Максима и Алены, был уральским. Мы со всей Свердловской области привозили актеров: из Екатеринбурга, Каменска-Уральского, Тагила. Мне хотелось поработать с местной командой. До этого в основном было наоборот: для съемок я куда-то уезжал.
Главной локацией мы выбрали дом из мусора — это реальное здание, о котором я узнал совершенно случайно. Увидел статью на сайте E1.ru о его владельце Александре. Оказывается, он начал строить дом со своим отцом, а потом продолжил сам. Я связался с автором статьи, который подсказал координаты и дал телефон хозяина.
Когда я впервые увидел здание своими глазами, обалдел просто. Такая жемчужина рядом с городом стоит, а про нее никто не знает. Не понимаю, почему его еще не сделали туристическим объектом. Вся команда согласилась, что никогда в жизни ничего подобного не видела. Очень крутой дом.
Мы никак не могли связаться с Александром. Несколько раз приезжали, стучались, оставляли контакты соседям. Но однажды нам удалось встретиться. Познакомились, разговорились, и он разрешил нам снимать на даче за небольшой гонорар.
Кроме этого дома мы использовали для съемок еще несколько локаций: ездили в Челябинскую, Свердловскую область и Пермский край. Например, пещера, где пропала мама героя, находилась в Челябинской области. А про игру «Царь горы» он рассказывает в Пермском крае. Но фильм кажется компактным — это не роуд-муви с постоянными перемещениями.
Мне было важно попробовать себя в новом жанре. Раньше я снимал в основном семейные и бытовые истории. А в «Пришельце» я чуточку вышел за пределы реальности, оставил намек на фантастику. Я, вообще, люблю фильмы про космос и инопланетян. Понимаю, что масштабный фильм об этом — дорогое и сложное удовольствие. Поэтому мне хотелось снять кино про космос, но без спецэффектов. Прощупать жанр.
У меня не было референсов. После показа фильма на Московском международном кинофестивале читал рецензии критиков, которые нашли отсылки к «Инопланетянину» Спилберга и другим картинам этого жанра. Но мы в таком огне придумывали и снимали «Пришельца», что у нас не было времени даже выбрать референсы.
Вообще, с симпатией отношусь к инопланетянам, интересуюсь этой темой. Я сторонник мнения, что внеземные цивилизации существуют. Просто наш мозг не способен это осознать. Даже с точки зрения теории вероятностей — я не верю, что в космосе со множеством рассыпанных по нему планет есть жизнь только на одной Земле.
В этот раз мы принципиально хотели выпустить кино от своей студии, поэтому нам подходили только частные инвесторы. Бюджет фильма формировался постепенно. Мы начали с нуля, как будто прыгнули со скалы. Яна предложила вложить наши личные накопления — 600 тысяч рублей. На них мы покупали билеты актерам и организовывали съемки. В процессе работы стали искать продюсеров. В итоге к нам присоединились Максим Добромыслов, Наташа Брянцева, Филипп Бобров, Соня Меркулова. У каждого продюсера своя доля в проекте.
Нам удалось сформировать бюджет, которого даже хватило на постпродакшен. Он гораздо меньше, чем средняя стоимость авторского фильма, 100 млн рублей, но все равно это вполне весомая сумма. Сейчас мы в процессе продажи «Пришельца», поэтому точную цифру не назову.
Эта авантюра позволила нам поверить в свои силы. Оказывается, мы можем снимать кино не только с большими продюсерскими студиями, но и самостоятельно — с частными инвестициями.
Я пересматриваю свои фильмы только на фестивалях. После представления проекта часто остаюсь в зале, чтобы послушать реакцию зрителей. Вообще, я критичен к своим работам. Понимаю, где можно было сделать чуть острее, а где — сгладить. Но умею отпускать: вот фильм, который зафиксировал мое «здесь и сейчас». Теперь он стоит на полочке, а я иду дальше. Эта история уже в прошлом.
Летом 2024 года у нас запланированы съемки нового полного метра. Сюжет уходит в мифологию и легенды малых народов. Время сейчас переломное, и всех тянет на что-то сказочное.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult