Как мы разрабатывали шоу Т⁠—⁠Ж «Санек и Борян» про деньги и взросление
Поп-культура
1K
Сгенерированное изображение – Лев Переулков / Stable Diffusion

Как мы разрабатывали шоу Т⁠—⁠Ж «Санек и Борян» про деньги и взросление

Режиссер Денис Воронин и сценарист Алексей Фисун — об аниме и финансовой грамотности
4
Аватар автора

Денис Воронин

оживил тапира

Страница автора
Аватар автора

Алексей Фисун

придумал тапиру характер

Страница автора
Аватар автора

Наташа Лобачёва

хочет тапира домой

Страница автора
Аватар автора

Митя Лялин

красиво сфотографировал

Страница автора
Аватар автора

Вера Шварцбург

красиво сфотографировала

1 февраля состоялась премьера сериала «Санек и Борян» в аниме-стилистике.

По сюжету студент-киберспортсмен начинает самостоятельную жизнь, а мудрый тапир помогает ему избегать фатальных ошибок.

Производство шоу длилось больше года, а герои постоянно претерпевали изменения — и внешние, и внутренние. Рассказываем, как мы оказались в команде проекта, постигали основы финансовой грамотности и почему нам всем нужен кто-то вроде Боряна.

Что мы делали до работы над «Саньком и Боряном»

Алексей Фисун. Я учился на факультете госуправления МГУ, но после выпуска не стал устраиваться по профессии. В вузе познакомился со Стасей Трус — продюсером и автором идеи сериала «Санек и Борян». Уже тогда мы работали в творческом тандеме и снимали ролики для КВН и разных фестивалей вроде Art of Remake  .

В студенческие годы я не сталкивался с такими вызовами, как Санек в сериале. Жил с родителями, поэтому была крыша над головой и еда в холодильнике. Я носил синий ирокез, подрабатывал в «Старбаксе» или на стройке. Все деньги уходили на татуировки и вечеринки.

В шоу Санек сталкивается с мошенничеством. К счастью, у меня такого опыта в жизни не было
Мне кажется, в школах не хватает курса по финансовой грамотности. Это бы сильно упростило жизнь
У меня никогда не получалось откладывать. Большую часть денег я трачу на путешествия — стараюсь ездить много и везде
Я много времени посвятил рекламе. Например, снимал ролик «Грузоворы⁠-⁠2. Битва за доставку» для «Озона»

На третьем курсе я начал работать стажером — режиссером монтажа на телеканале. Тогда у меня не было ни навыков, ни опыта — только желание и чувство прекрасного. Мой будущий начальник посмотрел на мое примитивно выполненное тестовое задание и дал несколько тестов на IQ. С ними я справился гораздо лучше, так что меня взяли стажером. Через три месяца я уже был шефом отдела монтажа.

Я учился на ходу и пробовал себя в сферах, смежных с видеопроизводством. Работал режиссером монтажа, оператором, моушен-дизайнером и продюсером. Мне потребовалось почти 10 лет, чтобы понять: лучше всего у меня получается придумывать концепции и сюжеты. Так я стал креативным продюсером и сценаристом и начал снимать рекламу.

Денис Воронин. В отличие от Санька я очень рано нашел себя. Рисую с самого детства, а в 14 лет понял, как зарабатывать на искусстве. В 16 лет я перестал просить у родителей деньги на еду, проезд и мелкие траты, а в студенческие годы уже полностью начал себя обеспечивать.

Я учился в художественной школе и параллельно занимался граффити. Небольшой командой мы делали заказы, оформляли помещения, трансформаторные будки и другие объекты. Иногда я брал задачи как фриланс-дизайнер.

В 16 лет я поступил в колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИК имени С. А. Герасимова на художника-аниматора. В процессе учебы стал моушен-дизайнером и начал брать больше заказов, связанных с видео и анимацией. А к окончанию колледжа понял, что режиссура анимации привлекает меня больше всего. Я рисовал много раскадровок, аниматиков и писал сценарии. Мой дипломный фильм заметил Михаил Алдашин, и я смог поступить к нему на курсы молодых режиссеров.

Итогом обучения длиной в год стала работа «Апорт». Она очень хорошо шла по отечественным и международным анимационным фестивалям. Этот фильм заметили в профессиональном сообществе. Тогда меня стали приглашать в различные анимационные студии в качестве режиссера проектов. Компании же начали заказывать рекламные ролики.

Хотя у меня не было опыта жизни в одной квартире с соседями, как у главного героя, я рано начал изучать финансовую грамотность. Когда получалось откладывать деньги, стал думать, как их не потерять и что вообще с ними делать. Начал интересоваться банковскими комиссиями и инфляцией.

В 2017 году я объединился со своим знакомым, классным специалистом в области 3D-графики и спецэффектов Антоном Коноваловым. Мы вместе открыли анимационную студию «ДЕЛАЙ». Я занял место художественного руководителя, а Антон — генерального продюсера.

Наша студия «ДЕЛАЙ» выпустила много анимационных и рекламных роликов, сериалов и полных метров. Мы сотрудничали с Димой Сыендуком и сделали клип на песню «Зараза» Николая Баскова — ролик набрал 12 миллионов просмотров. А в начале 2023 года Стася пришла к нам в студию с запросом сделать сериал.

Наша студия принимала участие в создании шоу «Соня и Леня»
Концепт⁠-⁠арты персонажей шоу
Периодически я захожу на «Кинопоиск», чтобы проверить свой возраст. Я реально его не помню

Как мы разрабатывали сюжет и персонажей

Аватар автора

Стася Трус

автор идеи и продюсер Т⁠—⁠Ж

Страница автора

Курс «Как быть взрослым» привлек мое внимание осенью 2022 года. В нем собрано буквально все, что нужно человеку, который начинает самостоятельную жизнь и, к примеру, только съезжает от родителей.

Но скорее всего, о курсе мало слышала целевая аудитория. Я начала думать, в каком формате можно рассказать о проекте. Параллельно активно смотрела аниме и стала замечать отсылки вокруг себя: от брендовых проектов в аниме-стилистике до упаковки шоколадных конфет с популярными персонажами. Произошла синхронизация, и я поняла: было бы круто сделать анимационное шоу по мотивам курса.

Персонаж Санька возник сам собой. Это не глупый герой, он сам поступил в московский вуз. Но бытового интеллекта у него нет. Цель Санька — стать киберспортсменом — труднодостижимая и очень желанная. В то же время со стороны многим кажется, что стать киберспортсменом просто. В реальности это огромная индустрия со своими трудностями. Такая обманчивая легкость.

Мы осознанно решили сделать главными препятствиями на пути героя именно повседневные трудности, а не его подготовку к турнирам или сражения с противниками. Финансовая и бытовая грамотность напрямую не влияют на достижение целей, но могут сильно помешать, если их постоянно игнорировать.

Борян — олицетворение Т⁠—⁠Ж и наш внутренний мем. Однажды кто-то из коллег кинул фото тапира в рабочий чат, и его тут же назвали Боряном. Так он стал неофициальным маскотом.

У меня Т⁠—⁠Ж ассоциируется со старшим товарищем, который не воспитывает тебя, а подсказывает и подбадривает. Мне показалось, что Саньку тоже нужен такой друг — и тапир идеально подходит на эту роль. Думаю, любой бы хотел иметь в окружении кого-то вроде Боряна — персонажа, который без снобизма поможет, а иногда даже спасет.

Во время разработки идеи я начала думать над визуальной составляющей. Мне понравилась анимация в альманахе «Я это уже видел». Над одной из новелл — киберпанковой версией «Преступления и наказания» — работала студия «ДЕЛАЙ». Показалось, что такая стилистика отлично подойдет нашему шоу. Так мы начали сотрудничать с Денисом.

Алексей. «Санек и Борян» — мой первый опыт сериального сценария. До этого я придумывал и снимал рекламу, но мне хотелось попробовать себя в больших форматах. В конце января 2023 года я увидел у Стаси пост в соцсетях о поиске сценариста для аниме-сериала и сразу же ей написал. Мы договорились и начали работу.

Первое время сценарий шел тяжело. Изначально сериал задумывался как реклама курса, поэтому я и подошел к нему с профдеформацией рекламщика. Я брал статьи из курса и пытался пересказать их в аниме-формате. Получалось очень фальшиво. Таким подходом никого не получится заинтересовать. Мне хотелось, чтобы история была интересная сама по себе. Отдельная сложность заключалась в маленьком хронометраже: в пять минут нужно и сюжет закрутить, и персонажей раскрыть, и шуток добавить.

По сюжету Санек проходит собеседование. Я тоже бывал на нескольких
Однажды меня пригласили в российский офис канала Disney на должность продюсера. Я опоздал и пришел очень уставший
На собеседовании мне задавали типичные вопросы вроде «Кем вы себя видите в будущем?». Тогда я понял, что не хочу там работать
Долгое время я был в творческих поисках

Тогда я полностью пересмотрел подход. Решил не концентрироваться на курсе, а поговорить о взрослении героя в большом городе.

Я вспомнил свои первые годы после вуза, когда начал самостоятельную жизнь. У меня были все те же бытовые и финансовые проблемы, что и у главного героя. Нужно было искать работу и как-то планировать свое будущее. Тогда бы не помешал такой напарник, как Борян: у меня не было даже самых базовых знаний о финансах и бюрократических процедурах — налогах, кредитах и так далее. К слову, я и сейчас, в свои 33 года, ненавижу всем этим заниматься — необходимость сфотографировать счетчики или заполнить анкету вызывает страх и ступор.

Моя финансовая грамотность — это тревожность. Когда я понимаю, что у меня заканчиваются деньги, я активизируюсь и начинаю больше зарабатывать. Потом успокаиваюсь и снижаю нагрузку. И так по кругу.

Как мы продумывали визуал и на какие референсы из аниме ориентировались

Денис. Первым делом мы взялись за разработку стиля. На основе синопсиса мы стали продумывать, как должны выглядеть персонажи. Каждый скидывал наброски в общий чат, и мы всей командой обсуждали, что стоит поправить. Например, Санек изначально задумывался как такой спортивный дрыщ. У него еще не выросло пузо, он немного скрючен, из-за того что постоянно сидит за компом. А дальше мы продумывали уже детали — от цвета волос до принта на футболке.

Мы много раз перерисовывали Санька. Первый эскиз
Финальный концепт-арт

Алексей. Я тоже участвовал в обсуждении героев. У нас с Денисом не раз возникали разногласия — например, того же тапира мы представляли совершенно по-разному. Я видел этого персонажа скорее как Дакуана из аниме «Манускрипт ниндзя» — маленького, хитрого и иногда вредного старикашку.

Денис. А мне, наоборот, хотелось сделать Боряна более серьезным, оставить юмор в характере и образе. Плюс я постоянно пытался увеличить его в размерах. Предполагаю, что в варианте Леши тапир автоматически стал бы полностью комедийным персонажем. Все шутки шли бы на него, да и в целом юмор строился бы иначе. Так, в самом начале сериала Борян пугает Санька. Если бы мы сделали героя маленьким, пришлось бы прописывать шутку и вводить его в повествование иначе. И актера озвучки менять, чтобы он подходил Боряну по голосу и энергетике.

В итоге мы решили, что Борян выполняет функцию старшего товарища Санька. Он как шаолиньский монах, учитель и приятель героя. По характеру герой напоминал мастера Шифу из серии мультфильмов «Кунг-фу Панда». Тапир будто стоит немного над Саньком и помогает ему во всем. А еще он похож на главного героя «Большого Лебовски». На этом референсе сошлись мы оба.

Вот так сначала выглядел Борян. Первые концепт⁠-⁠арты
Вот так сначала выглядел Борян. Первые концепт⁠-⁠арты

Алексей. Образы второстепенных персонажей — соседей Санька — я брал из реальной жизни. Может, они не очень типичны для японского аниме, но точно знакомы зрителю. Макс — деловой спортсмен и решатель вопросиков, Азамат — гик и нерд, Алиса — героиня, которая засыпает под тру-крайм, занимается йогой и увлекается таро. Я хотел, чтобы зритель мог узнать в этих героях себя или своих знакомых и сказать: «Блин, это жиза».

Денис. Производство аниме — палка о двух концах. С одной стороны, это сложный технологический процесс. С другой, зритель воспринимает аниме как массовый продукт с упрощенной анимацией, более легкий в работе. Стереотип сложился из-за того, что производство аниме налажено в Азии, где в год выпускается около 300 новых тайтлов. Действительно, при таких объемах стоимость получается ниже, чем у крупных полнометражных проектов. Но назвать аниме дешевым удовольствием или простым в производстве нельзя.

Мы в «ДЕЛАЙ» работали над проектом в технике классической 2D-анимации — рисовали каждый кадр вручную. Пусть это немного архаичный прием, он все еще очень эффектный.

На один шот — сцену от 1 до 10 секунд — у нас уходило около трех недель. Все шоты требуют от команды большого вовлечения и усилий. Динамичные сцены драк или экшен считаются самыми сложными. Но в анимации бывает так, что самым трудным шотом может оказаться самый неочевидный. Например, мы долго работали над эффектами воды от банки и летящими кроссовками Санька.

Я тот человек, который проводит собеседования
Чаще всего достаточно одного разговора, чтобы понять, подходит человек или нет. Обычно все решает портфолио
Сам я никогда не бывал на собеседованиях, где больше одного этапа
Я сам никогда не хотел долго работать в найме, поэтому быстро стал фрилансером

Алексей. Сперва в шоу было очень много отсылок на сериал «Гайвер: Биоударное оружие». Это типичный сёнэн про японского школьника, который получает костюм с супероружием и сражается с врагами. А еще «Гайвер» стал первым аниме в моей жизни. Я так увлекся, что Денис попросил меня сбавить обороты и уменьшить количество отсылок.

Кроме «Гайвера» люблю классику вроде «Призрака в доспехах» и «Акиры». Очень нравится сериал «Одержимые смертью». И «Ева», конечно, куда без нее. Но я не старался как-то скопировать или воспроизвести стилистику аниме — не считая небольших пасхалок и каких-то ярких штампов. Мне хотелось, чтобы сериал был интересен вне зависимости от того, смотрит человек аниме или нет.

Денис. Во время работы у нас было много референсов. Мне очень нравится аниме 1980-х и 1990-х — круто пересмотреть цикл новелл «Воспоминания о будущем» или «Акиру». Там потрясающая стилистика и эстетика.

Еще мы ориентировались на «Ванпанчмена», «Наруто» и «Тетрадь смерти», а также консультировались с экспертом Эдуардом Царионовым. Он подсказывал, как лучше сделать отсылку и куда ее добавить.

У нас уже был опыт работы в похожем стиле, поэтому глобальных трудностей не возникало. На первых этапах производство всегда немного напоминает магию или фантазию.

А потом анимация превращается в фуру, которая мчится без тормозов. Ее не остановить.

Когда все концепт-арты и озвучка готовы, мы переходим к аниматику и отрисовке кадров. Это рутинный процесс — выполнять его нужно быстро и слаженно.

В свободное время мне нравится посмотреть что-нибудь смешное из аниме. Когда хочется расслабиться, включаю «Бойца Баки» — новую версию от Netflix. Сложно описать метаюмор в этом сериале, но он очень меня веселит.

Так Санек выглядит внутри видеоигры
Так Санек выглядит внутри видеоигры

Как мы встретили премьеру сериала

Денис. Студия и сейчас продолжает работу над шоу — пока выходят эпизоды, мы доделываем вторую половину сезона. Уже накопилась усталость, но премьера в начале февраля все равно прошла не без волнения. Интересно было узнать, как зрители встретят сериал.

Алексей. Я закончил работу над сценарием еще осенью и переключился на другие проекты. Когда позже увидел первые драфты, приятно удивился: даже не ожидал, что получится так красиво. Огромное спасибо Денису и аниматорам — без них этот проект не получился бы таким крутым.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Денис ВоронинКакие референсы из аниме удалось заметить в сериале?